Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Крымская война (1853-1856 гг.). Причины войны:желание России решить «восточный вопрос» в свою пользу



Причины войны: желание России решить «восточный вопрос» в свою пользу.

Западные страны знали, что Россия стремится к войне с Турцией, и пока Россия не успела подготовиться к этой войне, спровоцировали ее начало. Повод к войне. Поводом к войне послужил спор о «святых местах» в Палестине (она была в составе Турции). В Палестине, на месте рождения Иисуса Христа, стоит Вифлеемский храм. Этот христианский храм могут посещать все христиане мира. Европейские страны попросили турецкого султана передать ключи от Вифлеемского храма католической общине в Турции. Турецкий султан выполнил просьбу. В свою очередь Николай I потребовал, чтобы султан отдал ключи православной общине в Турции, но это предложение было отклонено султаном. Религиозный спор перерос в дипломатический конфликт. В 1853 году дипломатические отношения с Турцией были разорваны.

Требуя ключи от храма, Николай I решил попугать Турцию и в июне 1853 года ввел русскую армию на территорию Молдавии и Валахии. Султан в ультимативной форме потребовал вывода русских войск, но безрезультатно. Тогда через три месяца, в октябре 1853 г. Турция начала боевые действия. Англия и Франция объявили Россию агрессором.

Николай I ошибочно оценил обстановку, полагая, что Европа не будет препятствовать войне с Турцией. Он не ожидал, что против России на стороне Турции выступят Англия и Франция. Он также неверно оценил возможности российской армии. Крымская война делится на два этапа:

1. октябрь 1853 г. – апрель 1854 г. воевали Россия и Турция.

2. апрель 1854 г. – февраль 1856 г. против России на стороне Турции выступили Англия и Франция.

На первом этапе Россия и Турция воевали один на один. Несмотря на численное превосходство турок, русские войска выиграли ряд сражений и морской бой в Синопской бухте у берегов Турции. Русской эскадрой командовал вице-адмирал П.С. Нахимов – талантливый офицер Черноморского флота.

На втором этапе после поражения турецкого флота в Синопской бухтек войне подключились Англия и Франция. Они понимали, что своими силами Турция не победит Россию. Англия и Франция ввели свой военно-морской флот в Черное море и осадили г. Севастополь в Крыму (это была главная военно-морская база и крепость России на Черном море). 11 месяцев длилась осада Севастополя. Кроме осады Севастополя начались военные действия на Дунае, в Закавказье, в Балтийском и Белом морях и в районе Камчатки. Но главные военные действия развернулись в Крыму.

Для захвата Севастополя англичане и французы использовали 360 различных судов. У противника был новейший паровой флот, а у России – парусный. Большая часть российских матросов сошла на сушу. Парусные суда были затоплены, чтобы преградить вражескому флоту подходы к Севастополю. Война затянулась.

На Кавказском фронте война шла более успешно для России. Военные действия перешли на территорию Турции. Так как ее армия терпела поражение, Англия и Франция стали подумывать об окончании войны и склоняться к мирным переговорам, тем более что главной своей цели – ослабления позиций России на Черном море – они добились. В мире нуждались обе воюющие стороны. Николай I умер в самый разгар осады Севастополя. Парижский мирный конгресс открылся в феврале 1856 г. В нем приняли участие представители России, Англии, Франции, Турции, Сардинии, Австрии и Пруссии. Новый царь, уже Александр II, подписал очень тяжелый для России Парижский мирный договор (март 1856 г.).

· Черное море было объявлено нейтральным, то есть открытым для торговых судов всех стран.

· России и Турции запретили иметь военный флот и крепости на Черном море.

· Приобретенные территории в Закавказье пришлось обменять на Севастополь и другие города в Крыму.

· Россия лишалась права «говорить в пользу» княжеств Молдавии и Валахии.

Итог. Война выявила экономическую отсталость России. Крепостная система тормозила развитие страны. Не хватало железных дорог для быстрой переброски войск. Армия формировалась по-старому, за счет рекрутских наборов. Служили 25 лет. Вооружение армии отставало от вооружения европейских стран. Русская артиллерия, которая так прославилась в войне 1812 г. заметно уступала английской и французской. Русский флот продолжал оставаться преимущественно парусным, в то время как англо-французский флот почти целиком состоял из паровых судов с винтовыми двигателями.

Крымская война до предела обострила все внутренние противоречия в стране и привела ее к революционной ситуации. Ее итог доказал всем, даже самым консервативным кругам российского общества, необходимость проведения реформ.

7. Культура России в первой половине

XIX века. «Золотой век» русской культуры

В

первой половине XIX века Россия отставала от передовых стран в социально-экономическом и политическом развитии, но в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху «золотым веком» русской культуры.

На развитие культуры и общественной мысли XIX века огромное воздействие оказали:

· Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания.

· Восстание декабристов.

· Европейские буржуазные революции.

Подъем, и расцвет переживает художественная культура, которая стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм, романтизм, реализм. Главная роль принадлежала литературе.

· Литература.

Для сентиментализма характерно эмоциональное восприятие окружающего мира, повышенный интерес к человеческому чувству, внимание к внутреннему миру человека. Чувство, а не долг становится побудительным источником его поступков. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина. Героем художественных произведений стал простой человек.

В первые десятилетия XIX века в России утвердилось новое литературное направление – романтизм. Важный фактор, способствовавший его возникновению – Отечественная война 1812 г. Суть романтизма: противопоставление реальной действительности обобщенного идеального образа. Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Возникновение романтизма в русской литературе связано с именем В.А. Жуковского. Его баллады несли в себе идеалы гуманизма, высокого человеческого достоинства.

В 30-40-е гг. XIX в. в русской литературе утверждается реализм. В развитии этого направления большую роль сыграло творчество И.А. Крылова и А.С. Грибоедова. Крылов поражает своей способностью обобщать черты характера людей и человеческие отношения в образах животных. Басни Крылова привлекают живостью, народностью, колоритностью языка. Комедия Грибоедова «Горе от ума» – наиболее раннее в русской литературе обращение к проблеме конфликта поколений. В ней дана яркая критика высшего общества времени Александра I.

В развитии русской литературы особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С. Пушкину. С его творчеством связано утверждение современного литературного языка. «Евгений Онегин» (опубликован 1833 г.) явился первым реалистическим романом в русской литературе. Выдающимися произведениями Пушкина стали историческая драма «Борис Годунов», поэма «Полтава», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина». Его творчество принадлежит не только XIX веку и не только России. В ХХ веке он пришел к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

Традиции Пушкина продолжил М.Ю. Лермонтов. Его творчество отразило состояние русского общества в 30-е гг., мучительные поиски молодым поколением своего предназначения. Роман «Герой нашего времени» (1841 г.) был во многом созвучен с пушкинским «Евгением Онегиным», поскольку ставил животрепещущие вопросы современности.

Творчество Н.В. Гоголя отразило идейные споры русского общества в 30-40-е гг. Что такое Россия? В чем историческое предназначение русского народа? Гоголь пытался поставить эти вопросы и найти на них ответы в своей великой «поэме» «Мертвые души». Он задумал это произведение для того, чтобы критически отразить современную российскую действительность, духовное омертвление поместного дворянства и чиновников губернского города. Но Гоголь также попытался заглянуть в завтрашний день России, раскрыть положительные начала русской жизни, указать Родине путь к спасению.

В 40-50-е гг. развивается вид русского критического реализма – так называемая «натуральная школа». К «натуральной школе» относились ранние произведения И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского и др. Пристальное внимание уделялось жизни народа. В своих произведениях они отражали жизнь крепостной деревни, ее быт и нравы. Например, цикл рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева. В целом, художественная литература оказала большое влияние на духовную жизнь русского общества.

· Театр.

Театр начинает играть все более заметную роль в культурной жизни страны. На смену крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александринский в Петербурге (с 1832 г.). Большой театр с 1825 г. предназначался для оперных и балетных спектаклей. Театры существовали и во многих провинциальных городах.

В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты. Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» – Грибоедова и «Ревизора» – Гоголя, на сцене Малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин. Он разработал свою манеру игры, создал обобщенные образы, обличавшие крепостнические порядки, самодурство, невежество и тупость дворянского, купеческого и чиновничьего быта. Лучшими ролями Щепкина стали Фамусов в «Горе от ума» и городничий в «Ревизоре».

Литературная и театральная жизнь страны не замыкалась только в столичных городах. Она существовала и в провинции. В Казани в начале века литературная жизнь была тесно связана с университетом. В 1806 г. в университете было создано Казанское общество любителей словесности.

· Музыка.

Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной. В 1802 г. было основано русское Филармоническое общество. Для широкой публики становятся доступными ноты.

Удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX века появляется целый ряд прекрасных композиторов: А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Н. Верстовский, М.И. Глинка.

В первые десятилетия XIX в. большое распространение получила камерно-вокальная музыка. Особенной любовью слушателей пользовались романсы Алябьева («Соловей»), Варламова («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет…» и др.).

Оперный репертуар русских театров в начале века состоял преимущественно из произведений французских и итальянских композиторов. Русская опера развивалась главным образом в жанре былинного характера. Лучшим представителем этого направления был Верстовский, автор оперы «Аскольдова могила», а также нескольких музыкальных баллад и романсов.

Начало нового (классического) периода в развитии русской музыки связано с именем М.И. Глинки. Глинка принадлежал к дворянской фамилии из Смоленской губернии. Первые музыкальные впечатления получил от крепостного оркестра своего дяди. Русские народные песни, услышанные в детстве, оказали большое влияние на характер музыкальных произведений Глинки.

Глинка создал ряд выдающихся вокальных произведений, среди которых романсы на стихи Пушкина, например, «Я помню чудное мгновенье…», оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфоническая поэма «Камаринская» и др.

Глинка считается основоположником русской классической музыки и русского симфонизма. По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место равное Пушкину в литературе.

Учеником Глинки был замечательный композитор А.С. Даргомыжский. Он брал сюжеты из обыденной жизни и выбирал своими героями простых людей. Для его творчества характерна большая драматическая напряженность. В опере «Русалка» изображалась горькая участь крестьянской девушки, обманутой князем.

Даргомыжский выступил новатором в музыке. Он привнес в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности. Именно в опере «Каменный гость» появился выразительный мелодичный речитатив.

Главным итогом развития музыки первой половины XIX в. является возникновение музыкальной классики, создание русской национальной школы в музыке.

· Живопись.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 694 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...