Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В неореализме существовали этапы: 1900-1910-е гг.; 1920-е гг.; 1930-е гг



Как литературное течение неореализм (синтетизм) зародился в 1910-е гг. в студии при неонародническом журнале «Заветы» (ее возглавлял близкий символистам писатель-экспериментатор А.М. Ремизов). В критике 1900-10-х гг. были осмыслены первые творческие опыты молодых прозаиков, чьи темы, жизненный материал и присущее им бытописательство казались традиционными для русского реализма. Но на деле эти писатели отказались от реалистической картины мира и концепции человека и активно искали новые, модернистские, художественные средства и приемы. Поэтому критики называли этих авторов неореалистами, или новореалистами. Творчество первого поколения неореалистов соотносится с произведениями Ф.К.Сологуба, З.Н.Гиппиус, А.А.Блока, А.Белого, М.Горького, А.Н.Толстого.

Уже в произведениях неореалистов 1908-1916 гг. нарисована в целом индетерминистская модернистская картина мира. В эти годы у неореалистов возникает концепция «органического», или «зоологического», «первобытного» человека, углубляется понимание места «маленького человека» в мире, создается разветвленная типология героев.

В первый творческий период неореалисты опираются прежде всего на русские традиции - Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского и Н.С.Лескова. Как и их глава в 1900-1910-е гг. Ремизов, неореалисты «первой волны» активно экспериментируют в области жанра, повествования и языка и находят свою культурную «почву» в фольклоре, древнерусском искусстве, в разноречии провинции. В произведениях неореалистов формируется сказово-орнаментальная стилевая манера.

В 1920-е гг. окончательно вырабатывается теория неореализма («синтетизма») на основе творчества неоралистов «первой волны» и писателей из литературной группы «Серапионовы братья», одним из наставников которых стал Е.И. Замятин, явившийся теоретиком неореализма. Период 1920- х гг. – самый плодотворный в деятельности неореалистов. В 1920-е гг. появляются неореалисты «второй волны» - «серапионы» В.А.Каверин, Л.Н.Лунц, М.М. Зощенко, а также В.П.Катаев, И.Г.Эренбург. Им близки А.Грин, И.Э.Бабель. Но основу неореалистического течения 1920-х гг. образует творчество Е.И. Замятина, М.М. Пришвина, А.Н.Толстого, А.П.Платонова и М.А.Булгакова. У этих писателей при существовавших у них идейных расхождениях есть тем не менее общая модернистски-субъективная форма художественного обобщения. По точной оценке С.И.Кормилова, «ни платоновский, ни булгаковский <...> художественный метод нельзя определить одним словом или понятием. Это разные творческие принципы, зачастую во многом реалистические, но и непременно «универсалистские», воссоздающие мир в его глобальных общечеловеческих, природных, космических и «запредельных» закономерностях»[17]. На данном этапе действенными являются для неореалистов остаются эстетические идеи, сформулированные в статьях символистов В.Я.Брюсова, Вяч.И.Иванова, А.А.Блока и А.М.Ремизова.

1930-е гг. – заключительный этап в существовании неореализма как последнего модернистского течения, хотя творческий путь его отдельных представителей продолжался (Платонов, Булгаков, Толстой, Шишков, Шмелев, Ремизов).

Творчество неореалистов являлось постоянно обновляющимся модернистским литературным течением.

Творчество неореалистов «первой волны»

В 1900-1910-е годы в литературу входили прозаики, которых объединяли похожие общественно-политические и философско-эстетические взгляды.

Почти все они в той или иной мере сочувствовали революции 1905 г. Ремизов, Пришвин, Замятин участвовали в революционной деятельности, за что были арестованы и сосланы. Ремизов и Замятин после возвращения из ссылок, Пришвин после освобождения из тюремного заключения отошли от революционной деятельности и посвятили себя творчеству. Ремизов стал сотрудничать в Херсоне с «Товариществом новой драмы» В. Мейерхольда. С 1905 г. началась журналистская работа Пришвина, повлиявшая на становление в его ранней прозе жанра очерковой повести. С 1908 г. Замятин стал писать рассказы и сказки. Мировоззрение Ремизова, Пришвина и Замятина представляло собой синтез марксистских и ницшеанских идей, а взгляды Пришвина и Замятина сформировались также и под влиянием идей лауреата Нобелевской премии физико-химика В. Оствальда (творчески усвоенная писателями концепция энтропии и энергии). Все неореалисты занимали демократическую позицию, как в социальном, так и в национальном планах (протест Сергеева-Ценского против черносотенных погромов в 1905 г. и отказ писателя участвовать в усмирении восставших в 1905 г. крестьян), публиковались в основном в журнале «Заветы» и в горьковской «Летописи». Творческое становление некоторых неореалистов происходило в литературной студии Ремизова при журнале «Заветы».

А.М. Ремизов. Алексей Михайлович Ремизов (1877, Москва-1957, Париж) - писатель, поэт, критик. Был вольнослушателем на естественном отделении математического факультета Московского университета (1895-1897). В этот период занимается революционной деятельностью, верит в марксизм. Сначала Ремизов разделял взгляды позднего революционного народничества, позднее легшие в основу идеологии партии эсеров. В 1896 г. за активное участие в студенческой демонстрации в память о Ходынке был арестован и сослан в Пензу.

В Пензе становится одним из руководителей марксистского кружка, за что в феврале 1898 г. его вторично арестовывают и ссылают в Усть-Сысольск. В 1898-1903 гг. Ремизов живет под гласным надзором в Усть-Сысольске и Вологде. В Усть-Сысольске он переводит знаменитую книгу Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». Во время обыска в 1900 г. у него взяли труды Шопенгауэра, «Мысли об Ибсене» Ницше, Канта[18].

В 1901-1902 гг. в Вологде Ремизов начал постепенно отходить от революционной работы, осознавая свое литературное призвание. Сотрудничество Ремизова в 1903 г. после окончания ссылки с В.Э. Мейерхольдом в «Товариществе новой драмы» в Херсоне помогает творческому самоопределению писателя.

В 1905 г. Ремизов переезжает с семьей в Петербург и знакомится с В.В. Розановым, сближается также с философом-экзистенциалистом Л. Шестовым. Вскоре Ремизов становится одним из организаторов литературного процесса Серебряного века.

Идеологически Ремизову был близок ведущий критик неонароднического журнала «Заветы» Р.В. Иванов-Разумник, опиравшийся в своих общественных взглядах на Герцена и его последователей и критиковавший марксизм за поверхностность его философских теорий. Писатель стал вести кружок при «Заветах», который посещали молодые прозаики: Замятин, Шишков и Пришвин. Под знаменем этого писателя собираются те, кто хорошо знают и любят Россию, являются блестящими бытописателями, но хотят обновления классического реализма. Студийцы занимались поисками интонационного русского «лада», испытывали живейший интерес к философии, к модернистской литературе. Данная студия сыграла большую роль в творческом становлении неореализма.

Ремизовское восприятие русской революции сродни блоковскому. В дневниковой книге «Взвихренная Русь» Ремизов сравнивал Февральские события с природными стихиями. Но, в отличие от Блока, Ремизов сомневался в революции как способе решения социальных противоречий и переоценил былые марксистские взгляды. «Никакие и самые справедливейшие учреждения и самый правильный строй жизни не изменят человека, если что-то не изменится в его душе – не раскроется душа и искра Божия не взблеснет в ней.

А если искра Божия взблеснет в душе человеческой, не надо и головы ломать ни о справедливейших учреждениях, ни о правильном строе жизни, потому что с раскрытой душой само-собой не может быть среди людей несправедливости и неправильности»[19], -- эта дневниковая запись предельно откровенно выражает ремизовское понимание революции как духовного феномена и подготавливает эмиграцию вчерашнего социалиста-революционера. Ремизов в 1921 г. уехал за границу. Он поселился сначала в Берлине, а в 1923 г. переехал в Париж, где и жил до самой смерти.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 616 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...