Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Олимпиада по искусству (МХК) 19 страница



I (в состояние «аптайм»). Ниже приведен пример творческого использования нарушений метамодели I для введения человека в состояние транса.

Милтон-модель- это зеркальное отражение метамодели, поэтому мы вводим человека в транс, используя нарушения метамодели.

Знаете?

Верно?

Разве вы не знаете?

Не правда ли?

Разве вы не можете?

«Я знаю (чтение мыслей), что вы начали полу­чать новые знания (номинализация) об огромном количестве важных для вас вопросов (неспецифи­ческое существительное). Учиться, по-настояще­му учиться хорошо (утраченный перформатив)... Приобретая новые знания (пресуппозиция), вы уже начали изменяться (причинно-следственные отношения), и я не знаю, какие чувства у вас это вызывает... но вы можете изменяться. Тот факт, что вы уже начали изменяться таким изящным способом, означает, что лечение (комплексный эквивалент) началось. Вы, возможно, пережива­ете эти изменения (пресуппозиция) в том, как вы себя чувствуете или просто в том, как вы говорите с самими собой. Так как изменения (номинали­зация) начались, это означает, что все (квантор общности) другие требующие лечения области также могут начать изменяться (все предложе­ние - комплексный эквивалент). Вы можете из­мениться (модальный оператор возможности и неспецифический глагол) так, кактребуется (мо­дальный оператор необходимости). Изменять­ся - более или менее правильное решение (утраченный перформатив, неполное срав­нение)»

В дополнение к этим категориям метамодели Милтон-модель предлагает и другие категории, спи­сок которых приводится ниже.

1. Краткие общие вопросы

Вы можете избежать сопротивления высказыва­нию, поместив в его конце вопрос, не так ли? Вопрос, добавленный в конец высказывания, приковывает к себе внимание, позволяя, таким образом, другой со­держащейся в высказывании информации перейти непосредственно в подсознание. «Хорошо, что я де­лаю это, не так ли?» Краткие общие вопросы «пере­носят» в подсознание внушение, содержащееся в пер­вой части высказывания.

Примеры:

Не так ли?

2. Подстройка к текущему опыту

Действенным средством установления раппорта и наведения транса является подстройка к текущему опыту клиента при помощи высказываний, которые «согласуются» с этим опытом и «похожи» на него. Подстройка к текущему опыту ассоциирует челове­ка с внутренним фокусом.

«Вы можете чувствовать, что сидите в кресле или лежите... Читая этот материал, вы продолжа­ете вдыхать и выдыхать, сначала быстро и неглу­боко, а затем, дыша глубже, вы можете стать бо­лее расслабленными, не так ли? Звуки в комна­те и вне комнаты, слова на странице означают, что вы можете глубже и глубже погрузиться в транс».

Конечно, то, что вы обращаете внимание на звуки в комнате, не имеет никакого отношения к расслаб­лению, пока вы их не свяжете. Поэтому когда мы го­ворим с подсознанием, оно может сказать:

«Да, теперь, когда вы сказали это, я слышу звуки и могу дышать глубже и, конечно, это делает следу­ющее высказывание о вхождении в транс гораздо более правдоподобным».

Примеры:

Вы слышите мой голос.

Мы в этой группе.

Вам это понравится больше.

Вы замечаете каждое моргание своих глаз.

Сидя здесь, вы теперь можете слышать внешние звуки...

А также вы можете слышать внутренние звуки...

Вы можете ощутить, как вас заливает свет...

Продолжая вдыхать и выдыхать...

Вы можете почувствовать, что глубже и глубже погружаетесь в транс.

Часть 2 •Модельязыка в_НЛП

3. Двойные связи

«Вы можете войти в транс сейчас или десять ми­нут спустя; я не знаю, как вы поступите...» Если ваше подсознание приняло предположение, заключенное в этом высказывании, вы или уже вошли в транс, или сделаете это в ближайшее время. При двойных свя­зях в фразе содержится невысказанное предположе­ние. Родители, по-видимому, обладают естественным талантом использования двойных связей. «Джон, когда ты будешь делать домашнюю работу? До нача­ла этой телевизионной передачи или сразу после ее окончания?» «Теперь, когда вы вошли в транс, какую руку вы хотите поднять? «Вы хотите, чтобы подня­лась правая рука или левая?» Вопрос о том, какой руке будет соответствовать определенный образ (при визуальном сдавливании), является примером двой­ной связи.

Рис. 10.3. Двойная

Вопрос

«Вы желаете, чтобы поднялась

правая или левая рука?»

предоставляет выбор того,

какую руку поднимать,

но в вопросе предполагается,

что одна рука

обязательно поднимется.

связь

Примеры:

Вы хотите начать сейчас или позднее?

Когда вы спите или при пробуждении...

До того, как вы покинете эту комнату, или после...

Когда вы ляжете спать, вы или будете видеть сны, или нет.

Вы начнете изменяться сейчас или после этой сес­сии?

Вы хотели бы бросить курить сегодня или завтра?

Вы хотите купить этот автомобиль сейчас или сна­чала хотите проехать на нем?

Вы либо будете, либо не будете (после чего следу­ет неспецифический глагол).

Используйте столько времени, сколько вам нуж­но, чтобы завершить это за следующие пять минут.

Вы можете изменяться так быстро или так медлен­но, как хотите.

Если вы не записали хотя бы одну двойную связь, вы или очень скоро автоматически подумаете об од-

ной, или удивитесь, когда вам в голову придет дру­гая двойная связь, чтобы вы смогли ее записать.

4. Разговорные допущения

Разговорное допущение принимает форму вопро­са в виде «модального оператора», который факти­чески является указанием сделать что-либо. Ответ на него требует утверждения или отрицания. Однако, по-видимому, такой вопрос минует сознание и вы­зывает в подсознании желание сделать то, о чем говорится в высказывании. Классический пример: «Вы могли бы закрыть дверь?» Вместо ответа «да» или «нет» большинство из нас просто закрывают дверь. Такие вопросы позволяют избежать авторита­ризма.

Примеры:

Можете ли вы представить это?

Вы выкинете это из головы?

Вы можете описать это?

Вы можете увидеть, что я говорю?

Вы можете достичь этого уровня сейчас?

Не правда ли, неплохо почувствовать, что это хо­рошо?

Знаете ли вы, что вы уже знаете это?

Можете ли вы приоткрыть свой разум на минуту?

Как вы думаете, насколько легко вы можете сде­лать это?

Можете ли вы вспомнить, когда вы по-доброму от­носились к себе?

Похоже, что это будет работать?

Вы готовы подписать контракт?.

Вы считаете, что готовы осуществить желаемые изменения?

Хотели бы вы... просто посидеть здесь... и рассла­биться?

Разве вы не хотели бы просто войти в это спокой­ное состояние?

Вы не возражаете против того, чтобы записать здесь еще несколько разговорных допущений?

5. Расширенные цитаты

Сьюзен сказала, что она слышала, что Дэйв сказал, что Тэд Джеймс сказал «Я слышал, Ричард сказал, что НЛП предлагает некоторые из наиболее дей-

Глава 10 •-Г-ипноз. Часть II

ственных, если не самые действенные, из доступных на сегодня средств изменения личности. Эти сред­ства находятся в подсознании. Фактически, вы име­ете доступ к ним на подсознательном уровне. Как только ваше сознание и подсознание устанавливают раппорт друг с другом, вы получаете полный доступ к этим ресурсам». Многие очень часто используют цитаты. Это отвлекает внимание от говорящего и устраняет сознание, так что информация может по­ступать в подсознание. Сосредоточиваясь на цитатах, слушатель входит в транс, так как они способствуют внутренней фокусировке. Расширенные цитаты по­зволяют удовлетворить нашу потребность в наделе-нии высказываний смыслом.

Примеры:

В прошлом году в Сан-Диего Джон Гриндер рас­сказывал нам про африканского барабанщика, ко­торый спросил Джуди, слышала ли она, что глава деревни сказал, насколько просто создавать рас­ширенные цитаты.

В прошлом году я встретил женщину, которая ска­зала, что знает человека, который упоминал, что его отец рассказал ему...

Боб сказал, что во время тренинга, проходившего четыре года назад, он рассказал историю о том, как Ричард Бэндлер цитировал Вирджинию Сатир, которая привыкла говорить, что...

Недавно я говорил с подругой, которая рассказа­ла мне о своем разговоре с психотерапевтом, ко­торый рассказал ей о сеансе, во время которого клиент сказал, что... j

Когда я недавно приехал в Шарлотт, штат Север­ная Каролина, вместе с Сэмом и Дорис, Сэм рас­сказал о том, как его мать сидела и объясняла де­тям, что отец сказал...

Недавно участница тренинга рассказала мне, что ее муж рассказал, что Боб просил его обратиться к вам с просьбой написать прямо здесь несколько расширенных цитат.

6. Выборочные нарушения ограничений

Выборочные нарушения ограничений - это не­правильно сформулированные высказывания, при­писывающее чувства животному или какому-нибудь неодушевленному объекту. «Вы думали когда-нибудь о своей ручке, пишущей машинке или текстовом ре­дакторе? Только представьте, сколько записей они сделали за эти годы. Интересно, сколько? Они зна­ют даже больше, чем вы*. «Вы можете представить,

что ваше кресло о чем-то думает? Разве вы не знае­те, что оно устало? Все-таки оно долгое время под­держивало ваш вес, разве не так?»

Примеры:

И стены имеют уши.

Этот гвоздь поранил мою шляпу.

Цветам нравится, когда их срывают.

Мой автомобиль знает, как туда ехать.

О чем говорят ваши действия?

Вы можете на минутку приоткрыть свое сознание и просто послушать, что вам говорят бабочки?

Потому что слова имеют собственную силу.

Кошек не волнует возмущение царапаемой ими мебели.

Когда он взял ложку, желе задрожало от страха.

Если бы ваша ручка могла рассказать нам все, что она знает.

Мой автомобиль любит ездить быстро, когда до­рога зовет его.

Плачут ли деревья, когда сбрасывают листву?

Иногда печенье просто манит вас.

Вы знаете, о чем думает ручка?

Эти стены знают много таких историй.

Ваша ручка хорошо знает, как писать выборочные нарушения ограничений; просто поднесите ее к бу­маге.

На семинаре по похуданию Бэндлер использовал следующие выборочные нарушения ограничений:

«Печь внутри вас...» Так он говорит о метаболиз­ме тела.

«Я хочу поговорить с этой вашей частью... или ва-шим подсознанием».

«Именно это он встраивает в людей...»

«Ваш мозг делает бр-р-р-р-р..>

«Коробка шоколада леди Годивы зовет вас».

7. Фонетическая неопределенность

Многие слова звучат одинаково, но имеют различ­ные значения. Они называются омофоны, или звуко­вые близнецы. Использование их в речи отвлекает сознание. Подобная неопределенность возникает вследствие одинакового звучания звонких и глухих

Часть 2 • Модель.языка.в НЛП

согласных (плот/плод), некоторых безударных глас­ных (старожжч/сторожил),слияния рри произнесе­нии предлогов и частиц (он же ребенок/он жеребе­нок), одинакового звучания собственных имен и названий неодушевленных объектов (Роза/роза). Пытаясь отсортировать такую неопределенность, клиент входит в транс.

Примеры:

Рог - рок

Дужка - душка

Лиса - леса

На три (умножить на три) - натри (натри сыр)

Мой (местоимение) - мой (глагол)

О дно - одно

Влез - в лес

Ел хлеб с ухой/сухой

Иль я/Илья тобою очарован

Не под дождем - постоим, подождем

8. Синтаксическая неопределенность

Синтаксическая неопределенность имеет место, когда мы не можем непосредственно из контекста сразу определить функцию (синтаксис) слова. На­пример: мать любит дочь. Что точно означает это высказывание, кто кого любит? Из конструкции предложения как таковой нельзя определить, какое слово является подлежащим, а какое - сказуемым. Такую неопределенность можно создать за счет, на­пример, использования существительных, у которых совпадают формы именительного и винительного падежей и при этом оба они могут являться, как субъектом, так и объектом действия. Еще один вари­ант - использование омофонов, которые являются разными частями речи.

Примеры:

Солнце закрыло облако. Велосипед разбил грузовик.

Глубокое расслабление вызывает медленное дыха­ние.!

Я люблю сестру больше брата.

Кто велит вам верить?

9. Неопределенность границ

Неопределенность границ имеет место, когда вы не можете из контекста определить, какая часть вы­сказывания относится к другой его части. В органи­зацию входят здоровые мужчины и женщины. Озна­чает ли это, что только мужчины являются «здоро­выми*, или мы включаем в категорию здоровых людей и женщин? Вы можете сконструировать нео­пределенность границ за счет союза «и», помещаемо­го между объектами, нескольких дополнений или ис­пользования местоимения в сложном предложении.

Примеры:

Глубокое дыхание и расслабление...

Я сегодня ездил на лошади в голубых джинсах.

Моя сестра обедает со своей подругой, потому что она сегодня свободна.

Сначала на сцену вышла певица, а потом на нее влез ведущий.

Во дворе гуляли собаки с хозяевами, которые громко лаяли.

Хотя диссоциация весьма эффективна, когда мы стремимся заякорить состояние, нам требуется ассо­циированное состояние.

10. Пунктуационная неопределенность

Существует три вида пунктуационной неопреде­ленности. К первому можно отнести высказывания, сформулированные так, что запятая радикально ме­няет смысл предложения в зависимости от того, где она стоит: Казнить нельзя помиловать*

Вторая форма включает неуместные паузы. Эта форма высказываний наблюдается в тех случаях, ко­гда вы начинаете э... ммм... высказывание и сразу полностью... ммм... не заканчиваете... его. Такие вы­сказывания провоцируют чтение мыслей и в боль-

* В английском языке синтаксическую двусмысленность можно создавать при помощи глагола и окончания -щ. При этом высказывание конструируется так, что в нем отсутствует ясность того, является ли оканчивающееся на -ing слово прилагательным или глаголом. Например: Hurtingpeople canfeel difficult. Означает ли это высказывание, что ког­да вы встречаете причиняющих боль людей, это может создать вам эмоциональные проблемы, или это означает, что причинение людям боли ощущается как сложная проблема?

Глава 10 •-Гипноз. Часть II

шой степени способствуют наведению транса. Это прекрасно делает диктор Пол Харви, когда говорит «... добрый...день».Третий тип пунктуационной нео-пределенности включает неполные предложения. При этом вы начинаете высказывание и никогда... Затем вы переходите к следующему высказыванию, выра­жающему абсолютно другую мысль.

Примеры («блуждающая» запятая):

Мальчик читал быстро переворачивая одну стра­ницу за другой.

Врач может быть сейчас у себя в кабинете.

А где бы вы посоветовали поставить запятую в за­вещании одного эксцентричного афинского бога­ча, который, в качестве условия для получения денег выдвинул наследникам требование: «Поста­вить статую золотую пику держащую»?

Примеры (неуместные паузы):

Моя жена оставила меня... ждать ее у магазина. Я, кажется, потерял... нить моих рассуждений.

11. Утилизация

Эриксон использовал утилизацию в полной мере. Он использовал все, что говорил клиент. Он использовал каждый звук и каждое событие, про­исходившие в комнате. Во время одного из моих (Б. Б.) тренингов со стены упал учебный плакат. Тэд Джеймс сказал: «Старые понятия падают». Однажды когда я использовал с клиентом гипноз, играла расслабляющая музыка. Внезапно кассета закончилась. Я знал, что вскоре магнитофон щелк­нет и выключится. Поэтому я сказал: «Сейчас вы услышите щелчок. Это означает, что вы полностью и абсолютно избавитесь от боли». Вскоре магнито­фон щелкнул, и тело клиента дернулось, полно­стью освободившись от эмоции.

Примеры:

Клиент: «Я не думаю, что знаю».

НЛП-практик: «Верно, вы не думаете, вы знаете».

Клиент: «Я не могу быть загипнотизирован».

НЛП-практик: «Верно. Вы не можете быть загип­нотизированы».

Клиент: «Я не заключил сделку».

Продавец: «Верно, потому что вы еще не задали один вопрос, который позволит вам заключить сделку».

12. Встроенные команды

Посредством встроенных команд Эриксон мастер­ски отдавал указания подсознанию. Он выделял сло­ва, которые хотел отправить в подсознание. Чтобы отдавать такие команды и выделять слова, мы долж­ны понизить тон голоса и увеличить его громкость. «Посредством встроенных команд вы можете проин­структировать подсознание клиента выздороветь прямо сейчас». Скажите, вы получили команду из вы­деленных слов? Когда ваш клиент находится в диссо­циированном состоянии над своей линией времени, это дает возможность послать встроенные команды его подсознанию. При использовании техник на ли­нии времени клиент войдет в очень глубокий транс.

13. Аналоговое маркирование

Если Эриксон хотел, чтобы слова отправились в подсознание, он маркировал их. Маркирование это

подчеркивание специфических слов или фраз при по­мощи изменения тональности голоса. Отдавая коман­ды и выделяя слова, понижайте тон голоса и одновре­менно увеличивайте его громкость. Посредством встроенных команд вы можете проинструктировать подсознание клиента выздороветь прямо сейчас. По­лучили ли вы команду из маркированных слов?

Аналоговое маркирование - использова­ние тона голоса, выражения лица, жестов или прикосновений, чтобы невербально подчерк­нуть некоторые слова во время разговора; мар­кированные слова передают дополнительное сообщение.

14. Произношение слов по буквам

Джон Бартон говорит, что, произнося ключевые слова по буквам, мы привлекаем к ним внимание. Это помогает навести транс. Вы з-н-а-е-т-е, что про­изношение слов по буквам вводит в транс, не так ли?

15. Связывающий язык

Это относится к вербальному процессу описания наблюдаемого и проверяемого поведения слушателя (подстройки). Затем, используя «связывающие сло­ва», говорящий переходит к описанию (ведению) же­лаемого поведения. Конечно, люди индивидуально реагируют на каждый паттерн. Связывающий язык включает процесс утилизации, соединенный со спе­цифическими связывающими словами.

А. Конъюнкция

Используйте для связи наблюдаемого поведения и желаемого опыта конъюнкцию, например, союз

Часть 2 • Модель языка в НЛП

«и». Конъюнкция связывает высказывание под­стройки с высказыванием ведения. (X и У). Пример: «Вы сидите здесь, дышите и читаете этот документ, и вы можете начать дышать более глубоко и стано­виться более расслабленным». Цель в данном случае включает связь высказывания подстройки с выска­зыванием ведения, так чтобы последнее выглядело логически вытекающим из первого. Таким образом, связь разрушает информационные границы для уси­ления ощущения непрерывности. Дополнительные высказывания подстройки еще больше улучшают эффект (X и X и X и У). Например: «Вы сидите в кресле (подстройка) и читаете эту статью (подстрой­ка), и я разговариваю с вами (подстройка), и вы мо­жете дышать глубже и расслабиться более основа­тельно (ведение)*.

Б. Дизъюнкция

Использование противоположной или отрица­тельной формы конъюнкции иногда может привес­ти к тем же результатам (X и X и X, но У). Приме­ры: «Я не знаю, предпочитаете ли вы продолжить смотреть на этот лист бумаги (подстройка) или смотреть куда-нибудь еще (подстройка) или ды­шать глубже (подстройка), но я знаю, что вы може­те осознанно войти в транс, который будет прекрас­но соответствовать вашим настоящим потребностям (ведение)».

В. Адвербиальная клауза, или подразумеваемый каузатив

Каузативы часто выполняют функцию обознача­ющих время слов, подразумевающих, что одно собы­тие неизбежно связано во времени или вызывается другим событием. Основными подразумеваемыми каузативами являются: (1) «Если X, то У». «Если вы начали дышать глубже, то вы можете расслабиться еще сильнее». (2) «Когда X, тогда F». «Когда вы ком­фортно усядетесь в кресле, тогда вы можете позво­лить своим глазам медленно закрыться». (3) «В то время какХ, происходит Y».«В то время как вы вспо­минаете то конкретное время и место, вы можете на­чать входить в комфортный транс». (4) «После X следует У». «После того как вам станет очень ком­фортно, вы можете позволить трансу усилиться». (5) Другими подразумеваемыми каузативами явля­ются: «часто», «по мере того», «до», «в течение», «вслед за» и «на протяжении».

Чтобы ознакомиться с этими языковыми паттер­нами, напишите для каждого их вида по пять пред­ложений. Включите в свое упражнение нарушения метамодели. Вы найдете, что эти навыки наиболее полезны во всех областях коммуникации, и что они очень помогают при публичных выступлениях.

Заключение

«Гипноз» и транс не являются ничем новым, странным, магическим, удивительным или таин­ственным. Наше сознание может «подниматься» (со­стояние «аптайм») и «опускаться» (состояние «даун-тайм»). Когда оно уходит внутрь, мы попадаем в дру­гой мир, внутренний мир значений, убеждений, понятий - духовный мир, в котором мы создаем свою нейросемантическую реальность.

Мы не можем избежать этого. Мы можем только осознать и понять это; мы можем понять, как гипноз и транс работают в повседневной коммуникации; это даст нам больший выбор и больший контроль над ними. Это позволит нам умело выбирать наших гип­нотизеров. Мы сможем узнать, когда «входить в транс» и когда выходить из него! Мы не позволим себе бессознательно или неосознанно поддаться пло­хим внушениям, которые постоянно пытаются осу­ществить некоторые люди. Мы сможем узнать, как дегипнотизировать себя от дисфункциональных не-гативных внушений, оставшихся (в нашем разуме) с детства. Мы сможем принять профилактическую установку по отношению к коммуникации позитив­ных, улучшающих внушений для себя и других лю­дей. Это даст нам возможность осуществлять про­фессиональную осознанную коммуникацию.

Резюме Милтон-модели

языка

Языковые паттерны Милтон-модели с использованием нарушений метамодели

1. Чтение мыслей.

2. Утраченный перформатив.

3. Причинно-следственные отношения.

4. Комплексные эквиваленты.

5. Пресуппозиции.

6. Кванторы общности.

7. Модальные операторы необходимости.

8. Модальные операторы возможности.

9. Номинализации.

10. Неспецифические глаголы. И. Простые опущения.

12. Отсутствие референтного индекса.

13. Неполные сравнения.

Глава 10 •-Гипноз. Часть II

Милтон-модель. Продолжение

14. Краткие общие вопросы.

15. Подстройка к текущему опыту.

16. Двойные связи.

17. Разговорные допущения.

18. Расширенные цитаты.

19. Выборочные нарушения ограничений.

20. Фонологическая неопределенность.

21. Синтаксическая неопределенность.

22. Пунктуационная неопределенность.

23. Утилизация.

24. Встроенные команды.

25. Произношение слов по буквам.

Связывающий язык

25. Конъюнкция, X и Y

26. Дизъюнкция, X и X и X, но У.

27. Адвербиальные клаузы (подразумеваемые ка­узативы).

А. Если X то Y

Б. Когда X тогда Y

В.Во время X происходитУ

Г. После X следует Y.

Этапы коммуникации

1. Определите свой хорошо сформулированный ре­зультат.

2. Установите раппорт и осуществите его проверку.

3. Соберите информацию при помощи вопросов ме-тамодели.

4. Используйте языковые паттерны Милтон-модели для того, чтобы:

а) наводить транс;

б) ориентировать язык на результат;

в) отдавать встроенные команды, приводящие к результату.

Вопросы для размышления

1. Что мы понимаем под «Милтон-моделью»?

2. Опишите, что означает фраза «искусная неопреде­ленность»?

3. Каким образом Милтон-модель функционирует противоположно метамодели?

4. Какие отличительные признаки Милтон-модели уже входят в ваш языковой репертуар?

5. Какие отличительные признаки вы бы хотели ис­пользовать по-настоящему квалифицированно? Почему?

Гипноз. Часть I I I

Истории, метафоры, аналогии

(Написано на основе Hall & Bodenhamer, 1997d)

Что можно узнать из этой главы:

• Роль «истории» или метафоры как гипнотического паттерна

• Как использовать рассказы для наведения транса

• Способность метафор вызывать изменения

• Как изменять свою личную историю

Глава 11 • Гипноз. Часть I.

Роберт Дилтс (Dilts, 1976) определил «метафору» как «риторический прием, когда о чем-либо говорит-ся так, как если бы это было чем-то другим*. Слово «метафора* само по себе буквально означает «пере­носить». Таким образом, при помощи метафоры мы переносим сообщение в сознание другого человека. Слушатель интерпретирует структуру метафоры в системе отсчета своего собственного опыта.

Роберт Дилтс (Dilts, 1 9 7 6) определил «мета­фору» как «риторический прием, когда о чем-либо говорится так, как если бы это было чем-то другим».

Однако из-за того что мы помещаем сообщение в рамки не связанной с ним истории, оно обычно ми­нует сознание и, таким образом, это позволяет под­сознанию получить сообщение. Хорошо сконструи­рованная метафора как набор направлений мысли, который изменяет убеждения в процессе разговора, должна обладать структурой, похожей на опыт че­ловека. Это сходство на структурном уровне, факти­чески, побуждает подсознание интерпретировать ме­тафору в связи с собственными потребностями и описывается термином «изоморфизм».

Как коммуникативные механизмы, история, метафора и рассказ являются намного более надежным способом вызова изменений, чем прямой совет.

Как коммуникативные механизмы, история, ме­тафора и рассказ являются намного более надежным способом вызова изменений, чем прямой совет. Как это объяснить? Частично это обусловлено тем, что в метафоре подразумеваемое сообщение замаскировано.

Кроме того, так как история имеет многоуровне­вую структуру, мы можем использовать ее для одно­временной коммуникации на многих уровнях. Мил-тон Эриксон был очень талантлив в этом. Он исполь­зовал метафоры для одновременной коммуникации и с сознанием, и с подсознанием. При этом, посылая сознанию шутливое и занимательное сообщение, он в то же время при помощи структуры истории за­трагивал более глубокие интересы человека. Снача­ла поверхностная история занимала сознание, а за­тем при помощи содержащихся в истории аналогий в подсознание «перемещалось» сообщение более глу­бокой (или высокой) структуры. Соответственно, при гипнозе мы главным образом используем исто­рии и метафоры.

Теоретически, с точки зрения метамодели языка, способ работы метафоры заключается в представле­нии поверхностной структуры значения при помощи поверхностных высказываний, составляющих содер­жание истории. На этом уровне мы просто слышим историю. Но в то же время глубинная структура зна­чения активирует трансдеривационный поиск в на­шей библиотеке ссылок, который затем связывает нас с историей на этом уровне. Главным образом, это происходит вне сознательной осведомленности. Мы устанавливаем связи неосознанно.

Иногда этот процесс может дать хороший лечеб­ный эффект на бессознательных уровнях. При таком лечении мы занимаемся «перекрестным отображени­ем субмодальностей». Истории функционируют как метауровень по отношению к обработке более низко­го уровня, осуществляемой автономной нервной си­стемой.

Как и в случае других паттернов рефрейминга, о которых мы упоминали, метафоры функционируют непосредственно в наших внутренних репрезентаци­ях. С помощью метафор мы переводим новые стра­тегии, значения, состояния, понятия и т. д. на более низкий уровень. Различие заключается только в том, что метафоры функционируют вне сознательной осведомленности. В данном случае мы используем историю и рассказ для опробования новых значений в формате «как если бы».

Подозревали ли вы, что история, метафора, рас­сказ, поэзия и т. д. могут быть связаны с такими глу­бокими и сложными процессами? На поверхности история кажется такой простой. Но преобразующая сила истории лежит не на поверхности, а под ней.

Природа и процесс повествования включают три основных компонента:

1) трансдеривационный поиск;

2) замена референтных индексов (сим­волизм);

3) изоморфизм.

Трансдеривационный поиск

ТрансЬеривационныпоиск - это тот

нейролингвистический процесс, посредством которого мы, услышав символы (слова, язык и т. д.), заходим в банки памяти, библиотеку ссылок и получаем доступ к внутренним ссыл-

Часть 2 • Модель-языка-в-НЛП

ком для наделения символов значениями. Этот поиск мы осуществляем внутри себя. (Пред­ставьте трансдеривационный поиск как путе­шествие в своем внутреннем мире.)

Когда мы описываем опыт, мы перемещаемся от фактического опыта к описанию опыта. Мы переме­щаемся с территории на нашу «карту» «территории». Теперь наш язык, являясь описанием или символи­ческой вербальной репрезентацией опыта, перемеща­ет нас в нейросемантическое измерение реальности. На этом уровне опыт существует только как внут­ренняя ментальная репрезентация. Она не содер­жит в себе внешней реальности. Она существует только как наша внутренняя парадигма или модель мира.

Язык всегда располагается на метауровне по отношению к опыту.

Это означает, что язык всегда располагается на метауровне по отношению к опыту. Язык функцио­нирует на более высоком уровне абстракции, чем внутренняя репрезентация, на которую он ссылает­ся. Поэтому для того чтобы язык «работал», он дол­жен вызывать внутри нас сенсорные репрезентации. Мы понимаем язык, когда слова (в качестве симво­лов) заставляют нас видеть, слышать, ощущать, обо­нять и т. д. объекты ссылки на экране нашего разума.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.03 с)...