Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I. Введение в исторический обзор



В высшей степени печальна наша обязанность -- с помощью неумолимогоанализа разрушать и уничтожать одну за другой те светлые, радужные иллюзии,которыми обманывает и возвеличивает себя человек в своем высокомерномничтожестве; тем более печальна, что взамен этих приятных заблуждений, этихкумиров, так долго служивших предметом обожания, мы ничего не можемпредложить ему, кроме холодной улыбки сострадания. Но служитель истиныдолжен неизбежным образом подчиняться ее законам. Так, в силу роковойнеобходимости он приходит к убеждению, что любовь есть, в сущности, не чтоиное, как взаимное влечение тычинок и пестиков... а мысли -- простоедвижение молекул. Даже гениальность -- эта единственная державная власть,принадлежащая человеку, пред которой не краснея можно преклонить колена, --даже ее многие психиатры поставили на одном уровне с наклонностью кпреступлениям, даже в ней они видят только одну из тератологических(уродливых) форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия. Изаметьте, что подобную профанацию, подобное кощунство позволяют себе не однилишь врачи и не исключительно только в наше скептическое время. Еще Аристотель, этот великий родоначальник и учитель всех философов,заметил, что под влиянием приливов крови к голове "многие индивидуумыделаются поэтами, пророками или прорицателями и что Марк Сиракузский писалдовольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершено утратилэту способность". Он же говорит в другом месте: "Замечено, что знаменитые поэты, политикии художники были частью меланхолики и помешанные, частью -- мизантропы, какБеллерофонт. Даже и в настоящее время мы видим то же самое в Сократе,Эмпедокле, Платоне и других, и всего сильнее в поэтах. Люди с холодной,изобильной кровью (букв. желчь) бывают робки и ограниченны, а люди с горячейкровью -- -подвижны, остроумны и болтливы". Платон утверждает, что "бред совсем не есть болезнь, а, напротив,величайшее из благ, даруемых нам богами; под влиянием бреда дельфийские идодонские прорицательницы оказали тысячи услуг гражданам Греции, тогда как вобыкновенном состоянии они приносили мало пользы или же совсем оказывалисьбесполезными. Много раз случалось, что когда боги посылали народам эпидемии,то кто-нибудь из смертных впадал в священный бред и, делаясь под влияниемего пророком, указывал лекарство против этих болезней. Особый род бреда,возбуждаемого музами, вызывает в простой и непорочной душе человекаспособность выражать в прекрасной поэтической форме подвиги героев, чтосодействует просвещению будущих поколений". Демокрит даже прямо говорил, что не считает истинным поэтом человека,находящегося в здравом уме. Excludit sanos, Helicone poetas. Вследствие подобных взглядов на безумие древние народы относились кпомешанным с большим почтением, считая их вдохновленными свыше, чтоподтверждается, кроме исторических фактов, еще и тем, что слова mania --по-гречески, navi и mesugan -- по-еврейски, а nigrata -- по-санскритскиозначают и сумасшествие, и пророчество. Феликс Платер утверждает, что знал многих людей, которые, отличаясьзамечательным талантом в разных искусствах, в то же время были помешанными.Помешательство их выражалось нелепой страстью к похвалам, а также страннымии неприличными поступками. Между прочим, Платер встретил при дворепользовавшихся большой славой архитектора, скульптора и музыканта,несомненно сумасшедших. Еще более выдающиеся факты собраны Ф. Газони вИталии, в "Больнице для неизлечимых душевнобольных". Сочинение егопереведено (на итальянский язык) Лонгоалем в 1620 году. Из более близких кнам писателей Паскаль постоянно говорил, что величайшая гениальностьграничит с полнейшим сумасшествием, и впоследствии доказал это насобственном примере. То же самое подтвердил и Гекарт (Hecart) относительносвоих товарищей, ученых и в то же время помешанных, подобно ему самому.Наблюдения свои он издал в 1823 году под названием: "Стултициана, илиКраткая библиография сумасшедших, находящихся в Валенсъене, составленнаяпомешанным". Тем же предметом занимались Дельньер, страстный библиограф, всвоей интересной "Histoire littéraire des fous", 1860 года, Форг -- впрекрасном очерке, помещенном в Revue de Paris, 1826 го'да, и неизвестныйавтор в "Очерках Бедлама" (Sketches in Bedlam. Лондон, 1873). За последнее время Лелю -- в Démon de Socrate, 1856 года, иBAmulet de Pascal, 1846 года, Верга -- в Lipemania del Tasso, 1850 года, иЛомброзо в Pazzia di Cardano, 1856 года, доказали, что многие гениальныелюди, например Свифт, Лютер, Кардано, Бругам и другие, страдалиумопомешательством, галлюцинациями или были мономанами в продолжение долгоговремени. Моро, с особенной любовью останавливающийся на фактах наименееправдоподобных, в своем последнем сочинении Psychologia morbide и Шиллинг всвоих Psychiatrische Briefe, 1863 года, пытались доказать при помощитщательных, хотя и не всегда строго научных исследований, что гений есть, вовсяком случае, нечто вроде нервной ненормальности, нередко переходящей внастоящее сумасшествие. Подобные же выводы, приблизительно, сделаны Гагеномв его статье "О сродстве между гениальностью и безумием" (Veber dieVerwandschaft Génies und Irresein, Berlin. 1877) и отчасти такжеЮргеном Мейером (Jurgen Meyer) в его прекрасной монографии "Гений и талант".Оба эти ученые, пытавшиеся более точно установить физиологию гения, пришлипутем самого тщательного анализа фактов к тем же заключениям, какие высказалболее ста лет тому назад, скорее на основании опыта, чем строгих наблюдений,один итальянский иезуит, Беттинелли,.в своей, теперь уже совершенно забытой,книге Dell'entusiasmo nelle belle arti. Милан, 1769.




Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 409 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...