Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тютчев лекция



Содержательный план
Тютчев как автор лирики поэт мысли поэт-романтик. Романтическое чувство вселенской жизни. Человек и мир как объект творчества. Соотнесение жизни личной с мировым бытием. Диапазон художнического видения (от тонкого волоса паутины до океанской бездны). Катастрофичность восприятия мира. Беспрецедентный уровень трагизма. Глобальность одушевления природы. Загадка, «Природа – сфинкс». Божественная одухотворенность мироздания, богоподобность природы. Мистическое прозрение в глубину космического хаоса. Образы природных стихий (вода, огонь, ночь, день). Демонизм природной жизни, внимание к переходным состояниям в природе. Параллелизм жизни природы и человеческой души, драматизм отношения человека и природы. Острый драматизм когда есть ощущение, что человек вообще оторван от природной жизни. Могучие человека, но человек – греза природы, мыслящий тростник. Душевная раздвоенность человека, бездна меду человеком и природой – и человеком и человеком. Тема гибельного восторга.

Любовь как поединок роковой. Психологический роман в лирике. «О, как убийственно мы любим». «Селентиум!» - у Жуковского уже было «Невыразимое». У Тютчева эти слова звучат как заклинание. Мир человеческой души настолько уникален, что по Тютчеву невозможно понимание одного человека другим. С этим полемизировал Фет («Как беден наш язык»).

Оппозиция бытие-небытие. У Тютчева тональность трагическая, у Фета – светлая.

Фет «Умом Россию не понять» - ракурс Некрасова, у Тютчева есть русская душа, не природа. Идея мессианского предназначения русской нации.

Тютчев «О чем ты воешь ветр ночной». О каком хаосе идет речь? О движениях человеческой души
«Тени с мези смесились
Певучий съезд в морских волнах
Селентиум
+ из Денисьевского цикла (Как убийственно мы любим)
От жизни той, что бушевала здесь
Цицерон

Тютчев – самый сложный поэт мировой литературы.

ФЕТ

Поэзия чистого искусства. Свобода (творческая независимость и свобода вдохновения – главные понятия в поэзии чистого искусства). Лиризм чувства. Жизнь природы и жизнь человеческой души – постоянные мотивы Фета. Стремление героя слиться с запредельным, поскольку только в запредельном герой созерцает свободу. Цветущее сердце - Символ духовного единения с природой (Я тебе ничего не скажу). У Фета люди живут как природа, а природа – как люди. Эстетизм – определяющий признак фетовского психологизма. Состояние эстетической восторженности.

Проявление романтического двоемирия у Фета глубоко специфично. Чем ощутимее уход от реального мира, тем ощутимее способность ощущать красоту.

В «Как беден наш язык» Фет полимичен по отношению к Тютчеву (Селентиум), первая строфа – сжатый пересказ тютчевского манифеста, и оформлен как чужое слово. В тютчевской модели… а у Фета мудрецу противопоставлен поэт и реабилитируется слово поэта как творца и демиурга. Чувствуется, что власть поэта безгранична.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 605 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...