Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальной жизни



Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) — французский философ-просветитель. Родился в семье придворного вра­ча, получил образование в иезуитском колледже. Слу­жил генеральным откупщиком. Основные сочинения: «Об уме» (1758); «О человеке, его умственных способно­стях и его воспитании» (1769).

Гельвеции обращался при рассмотрении социальных вопросов к проблеме оптимального общественного устрой­ства и идеального законодательства. Отталкиваясь от ге­донистического принципа, характерного для современной ему культуры рококо, он видел главную задачу государ­ственных мужей в том, чтобы те создавали законы, совме­стимые с идеей общего блага и обеспечивающие людям максимум счастья и удовольствий. Вторая задача заклю­чалась в отыскании средств, которые позволили бы выве­сти народ из нищеты и создать все необходимое для обре­тения счастья, которым люди могли бы наслаждаться.

Обе задачи предполагали, во-первых, участие гени­альных умов в их решении, а во-вторых, знание нравов и предрассудков народных масс. Наилучшим образом этому могли бы способствовать инициативы просвещен­ного монарха вместе с конституционным правительством.

Ценя традиционные формы государственной власти, Гельвеции, однако, считал идеальной ту форму, кото­рую он называл «правлением всей нации». В его пред­ставлении это равномерная распределенность верховной

• 157 •


власти между всеми сословиями граждан. Такая власть «подобна душе государства, которая, будучи разлита равным образом во всех его членах, животворит его, делает его крепким и здоровым». Здесь свободные и сча­стливые граждане будут охотно повиноваться законода­тельству, которое сами для себя установят. Возникнет равновесие физических, духовных, политических сил, над которым будут царить справедливость и закон.

Тон благодушного утопизма, преобладающий в сочи­нениях Гельвеция, способствовал распространению ил­люзий о безболезненности революционных перемен в жизни общества и государства.

П. ГОЛЬБАХ: ИДЕАЛ «ЭТОКРАТИИ»

Поль Гольбах (1723-1789) — французский философ-просветитель. Принадлежал к аристократическому роду немецких баронов. Окончил университет'в Лейдене (Гол­ландия). Участвовал в издании «Энциклопедии». Прини­мал в своем салоне выдающихся мыслителей современно­сти. Основные сочинения: «Разоблаченное христианство» (1761); «Карманное богословие» (1768); «Система приро­ды, или о Законах мира физического и мира духовного» (1770); «Здравый смысл» (1772); «Естественная полити­ка, или Беседы об истинных принципах управления» (1774).

Согласно учению Гольбаха, жизнь людей подчиня­ется естественным и гражданским законам. Первые, будучи вечными и неизменными, господствуют во всем мироздании. Вторые изменчивы и могут заменяться но­выми в зависимости от требований обстоятельств обще­ственно-исторической жизни. Гольбах определяет их как правила поведения, которые общество предписыва­ет своим членам для сохранения жизни и обеспечения счастья всех граждан.

Среди гражданских законов главенствуют законы, име­нуемые основными. Их предназначение состоит в точном определении прав правителя и подданных в отношениях господства и подчинения. Они выступают гарантами су­ществования свободы и справедливости в государстве.

• 158»


Наилучшей формой управления государством явля­ется та, в которой уравновешены властные функции мо­нарха, аристократов и народа. При ней народ изъявляет свою политическую волю через собственных представи­телей в правительстве, которые защищают его интересы перед лицом государственной власти. Эта форма правле­ния позволяет утверждаться законам, отвечающим кри­териям справедливости и гуманности.

Центральным морально-правовым понятием для Голь­баха является справедливость, под которой он понимал, во-первых, те действия, которые разрешены человеку естественными законами, а во-вторых, право каждого предпринимать ради своего счастья все то, что не вредит счастью его сограждан. Аналогичным, естественно-гедо­нистическим образом он определяет и свободу, видя в ней способность индивида совершать для своего счастья все то, что дозволено общественными законами.

В работе «Этократия, или Управление на основе мора­ли» (1776) Гольбах использовал понятие «этократия», обо­значающее власть морально-этических начал в деятельно­сти государства. Он считал, что реальная возможность господства этических принципов в общественно-полити­ческой, законодательной, исполнительной и судебной сфе­рах существует только в условиях демократического пра­вительства с сильным, авторитетным и влиятельным на­родным представительством. Избранники народа способны выработать и принять законы, которые обеспечат гражда­нам свободу и безопасность их жизни и собственности.

Гольбах достаточно подробно прорабатывает проблему структуры власти в условиях этократии. По его мнению, законодательной властью должно обладать национальное собрание. Избирательными правами следует наделить лишь тех, кто обладает собственностью. Все избранники народа должны в своей деятельности руководствоваться этичес­кими принципами, разработанными национальным собра­нием. Те из них, кто будет нарушать данные принципы, а значит изменять интересам народа, общества и государ­ства, могут быть в любой момент отозваны избирателя­ми. Важнейшей обязанностью государства является нрав­ственное и патриотическое воспитание. В свете его за­дач создаются специальные государственные структуры,


осуществляющие контроль за всеми учебными заведения­ми и за программами обучения молодежи на предмет их соответствия главной воспитательной задаче. Гольбах предлагает разработать общий для всех граждан мораль- i ный кодекс, нормы и принципы которого являлись бы обязательными для внутригосударственного и междуна­родного общения.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...