Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цицерон: человек во власти законов



Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — выдаю­щийся римский политический оратор, яркий социальный мыслитель. Он получил юридическое образование, стал блестящим адвокатом, сумел подняться к вершинам по­литической власти, был избран консулом. Но, приняв во вражде между Цезарем и Помпеем сторону послед­него, был после покушения на Цезаря убит его сторон­никами.

• 112*


Главные труды Цицерона: «О государстве» (51); «О за­конах» (52); «О границах добра и зла» (45); «Катон Стар­ший, или О старости» (44); «Лелий, или О дружбе» (44); «Об обязанностях» (43) и др.

Признавая приоритет естественного закона над всем сущим, Цицерон видел в нем не только причину того, что происходит в социальной жизни людей, но и образец, в соответствии с которым должно формироваться законода­тельство государства. Благодаря разуму люди имеют воз­можность обретать знания о высшем, божественном пра­ве, о его требованиях и запретах. Поскольку миропорядку в целом присущи устойчивость и законосообразность, то человек тоже обязан стремиться к разумной сдержаннос­ти своих проявлений, обуздывать стихийные порывы сво­их страстей, соотносить все поступки с представлениями о мере, порядке и гармонии. В свою очередь мера и поря­док должны быть ориентированы на благо государства и общества, человек, руководствующийся нормами морали и права, обеспечивает себе устойчивое положение и в го­сударстве, и внутри космического миропорядка.

Человеком движут четыре основных стремления, ко­торые являются одновременно и его способностями, —-это стремление к истине, порядку, величию и благопри­стойности. На основе стремления к порядку, под кото­рым Цицерон подразумевает в первую очередь обще­ственный порядок, формируется сознание справедливос­ти, способность ценить ее и ориентироваться на нее. Ориентация на справедливость естественна для челове­ческого разума, поэтому все, что связано с готовностью людей созидать справедливый общественный порядок, Цицерон называет естественным правом.

В основе естественного права лежит вечный, неписа­ный Закон, который люди как бы вдыхают вместе с воздухом природы, то есть усваивают его самопроиз­вольно, бессознательно. Этот естественный Закон в свою очередь восходит к божественному Разуму. Человек не в состоянии каким-либо образом воздействовать на них. Никто из смертных, ни народы, ни властелины не могут их изменить или, тем более, отменить. Во всех уголках мира, во все времена этот Закон довлел и всегда будет довлеть над людьми.

• 113 •






Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...