Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Онтология номоса



Сократ утверждал, что существуют два типа основа­ний нравственно-правовой реальности — объективные, восходящие к космическим, божественным законам, и субъективные, связанные с познавательными способно­стями человеческого разума. Главенствующая роль при­надлежит божественному номосу, сосредоточившему в се-


бе абсолютные требования и непререкаемые запреты. Номос универсален; он сам себя определяет и служит главным ориентиром для всех социокультурных усилий человека. Эти взгляды Сократ воспринял от натурфило­софов. Греки представляли номос в качестве безличной силы, подчиняющей своей власти отношения между людьми и способной оберегать от разрушений все луч­шее и наиболее ценное, что имеется в человеческой жиз­ни. Гераклит, различавший номос божественный и но-мосы человеческие, утверждал, что последние питаются от первого, который все превозмогает и над всем вла­ствует. Человеческие номосы, по его словам, — это то, без чего нет и не может быть цивилизованной жизни, поэтому людям следует упорно и отважно сражаться за номос, как за свои стены.

Для досократиков в одном ряду с номосом пребыва­ло понятие логоса. Они считали, что через логос до людей доводится смысл требований космоса. Логос вы­ступал смыслонесущим медиатором между человеком и мирозданием, говорил о том, как следует жить и что необходимо делать, чтобы высший порядок не нарушал­ся и чтобы мера организованности и гармоничности в мире не убывала. Являясь онтологически исходной се­мантической формулой упорядоченности, от которой производны смыслы, нормы и ценности человеческого существования, логос нес в себе базовые нормативные образцы, в соответствии с которыми должны строиться системы моральных и правовых предписаний. Далеко не все люди внемлют императивам логоса. Наиболее чутки к ним мудрецы-философы, видящие свой нрав­ственный долг в том, чтобы доводить до всех осталь­ных людей мысль о важности внимательного вслуши­вания в смыслы высших требований. Поскольку любое отклонение от требований логоса усугубляет дисгармо­нию бытия человека в мире, то каждое проявление свое­волия следует «гасить скорее, чем пожар». К сожале­нию, большинство людей с их младенчески слабым рас­судком получают лишь малую долю от разумности логоса. Потому в их жизни так мало гармонии и столь велик избыток зла в виде несчастий, страданий, поро­ков и преступлений.

. 79 •


Когда индивиды и государства действуют не в соот­ветствии с законом высшей справедливости, когда они глухи к взываниям логоса, космос поворачивается к ним своим грозным ликом: логос становится роком, беспо­щадно карающим виновных. Таким образом, логос за­нимал в античном сознании место рядом с номосом, вы­ступая противоположностью хаоса, дисномии, всех форм социального зла и несправедливости. Сократу была близ­ка натурфилософская идея логоса-номоса. Он ратовал за то, чтобы требования морали и законы государства соот­ветствовали призыву высшей справедливости, исходя­щему от логоса. В отличие от софистов, он был убежден в существовании всеобщих нравственных и естественно-правовых норм, имеющих не относительный, а абсолют­ный характер.

В лице Сократа греческая цивилизация обнаружила способность к самоанализу своих фундаментальных он­тологических оснований. Более того, она нашла в его лице своего надежного защитника, который ни в мыс­лях, ни в делах никогда не отрывал себя и свою судьбу от судьбы породившего его афинского полиса. Весьма характерен в этом отношении заключительный этап жизни Сократа. Когда суд вынес философу смертный приговор, а друзья предложили ему организовать побег, Сократ возразил, что для него как гражданина суще­ствует безусловный долг, требующий подчиняться зако­нам государства.

Нарушения гражданами законов чревато для полиса гибелью. Афинское государство не сможет существовать, если судебные решения, принимаемые в нем, не будут иметь силы. Поэтому надо либо переубедить государ­ство, либо исполнять то, что оно велит, а если оно к чему-то приговорит, нужно терпеть невозмутимо, будут ли это побои или оковы, пошлет ли оно на войну, на раны и смерть. Все нужно выполнить, ибо в этом заклю­чена справедливость. Нельзя отступать, уклоняться или бросать свое место в строю. И на войне, и в суде, и повсюду надо исполнять то, что велит Государство-Оте­чество. Демонстрировать же непослушание или, тем бо­лее, учинять насилие над матерью или над отцом, а тем паче над Отечеством — нечестиво.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 441 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...