Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Народная культура



Народная культура средневековья конфронтировала с официальной, религиозной по всем направлениям. Достаточно сказать, что сама религия у народа была иная, чем та, которую проповедовала церковь. «Вера в единого христианского Бога перемешивалась здесь с верой во множество местных и даже домашних богов. Начиная с ХII в., когда положение крестьян стало ужасным, доводившим их до отчаяния, в их верованиях приобретает громадное значение сатана: до этого времени договоры с дьяволом встречались очень редко, после о них стало слышно на каждом шагу. С этого времени начинаются шабаши, куда тысячами сходится народ из окрестных местностей, где совершается пародия на обедню, где воздается поклонение злому духу, где ему молятся и приносят жертву. С этого же времени развиваются колдовство и чернокнижие, достигшие крайних пределов впоследствии...»[183].

В оппозиции к официальному находилось и народное искусство. В противоположность иконографическому художественному методу оно использует метод, который М. М. Бахтин называет «гротескным реализмом»[184]. Он состоит в том, что подчеркивается в преувеличенном, гротескном виде нижняя, тяготеющая к земле часть тела, сугубо земные потребности человека, вплоть до биологических отправлений. Таким насмешливым, чтобы не сказать издевательским, способом народная культура стремилась опровергнуть главную парадигму официальной культуры о превосходстве небесного над земным и утвердить превосходство земного над небесным.

Сила народной культуры в ее противостоянии официально-религиозной коренилась в ее прочных связях с древностью, с истоками человеческой культуры вообще. Линия преемственности в развитии культуры и дальше пошла в этом направлении — от народной культуры средневековья через синтез ее с античной культурой к Возрождению и оттуда к Новому времени. Однако и Возрождение и Новое время многим были обязаны и собственно религиозной культуре средневековья[185], в частности, углублением и усложнением внутреннего мира человека, а именно, эмоциональной составляющей его духовности. Диалектика культурного развития заключалась в том, что религия в своем стремлении подчинить человека всякого рода объективным, не зависимым от него силам в то же самое время парадоксальным образом развивала его именно как субъект, но только как субъект религиозного чувства и религиозного действия. Культурная миссия Возрождения и Нового времени как раз и заключалась прежде всего в том, чтобы разбить религиозную скорлупу, в которую была упрятана религией человеческая субъектность.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...