Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общение. Иные черты и свойства по сравнению с античностью приобрела в рамках средневековой культуры и такая ее сфера



Иные черты и свойства по сравнению с античностью приобрела в рамках средневековой культуры и такая ее сфера, как общение. Новое в этой области заключалось в интенсификации, изменении содержания, форм и норм религиозного общения. Если в античности общение с Богом было чаще всего лишь поводом для общения между людьми, то средневековое общение с Богом приобретает черты непосредственного, интимного общения человека с неким сверхъестественным существом, способным понять малейшие, тончайшие движения души того, кто к нему обращается. Воображаемый характер партнера по общению имел некоторые преимущества: во-первых, общение приобретало гарантированный характер — к воображаемому существу можно обратиться в любое время, не боясь, что это будет некстати; во-вторых, такого партнера можно наделить любыми требующимися свойствами, и, в-третьих, ничто не мешает питать иллюзии, что общение дало самые благоприятные результаты.

Основными формами религиозное общения были богослужение и молитва. В богослужении эффект общения с Богом дополнялся и усиливался эффектом общения с людьми и средствами эстетического воздействия, тщательно отработанными духовенством, в молитве же общение было более интимным. И та, и другая форма религиозного общения наглядно демонстрируют нам механизм отчуждения, когда человек отторгает от себя ему самому присущие свойства и затем воспринимает их как ему не принадлежащие и находящиеся не просто вне, но и недосягаемо выше его. Следует признать, что и такие, отчужденные формы общения, имели определенное значение в плане развития сущностных сил человека, поскольку способствовали культивированию эмоциональной сферы, его духовного мира и подготавливали к неотчужденным формам общения человека с человеком.

Таким образом, типологическими чертами общения религиозного типа являются следующие:

1) один из партнеров имеет воображаемый, нереальный характер;

2) воображаемый партнер в такой степени наделяется чертами превосходства над партнером реальным, что делается существом сверхъестественным;

3) общение связано с очень интенсивными эмоциями, зачастую принимающими экстатические формы.

Наряду с религиозным средневековье развивало и различные формы светского общения. Каждый класс, каждое сословие вносило свою лепту. Крупные феодалы и дворяне практиковали пиры, балы, рыцарские турниры и т. п.; у горожан — купцов и ремесленников — было очень развито общение по цеховому признаку, по гильдиям. Поводом для общения были семейные события — рождение, смерть, крестины, помолвки, свадьбы и особенно религиозные праздники. Все эти формы были одухотворены в меньшей степени, чем религиозное общение, зато носили менее отчужденный и более непосредственный характер. В них сквозь тонкую христианскую оболочку отчетливо просматривалось изначальное языческое содержание. В наибольшей степени это касается форм общения, бытовавших в рамках народной культуры и особенно карнавала.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...