Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие сведения. Постановки изгипсовых геометрических тел. Постановки изгипсовых геометрических тел



Постановки из гипсовых геометрических тел. Поскольку почти все окружающие нас предметы быта в схеме весьма близки к простейшим гео­метрическим телам или их сочетаниям, данный тип учебных постановок сле­дует считать первоначальной основой изучения курса рисунка натюрморта. Кроме того, ясность форм геометрических тел дает возможность практически усвоить такие основные теоретические положения изобразительной грамоты, как правила линейной перспективы, линейно-конструктивную основу объем­ной формы, принципы распределения светотени на форме в зависимости от ее характера.

Рисование группы геометрических тел является важным этапом, позволяющим студентам приобретать необходимые теоретические знания и практические навыки для последующих работ над сложными учебными и творческими задачами (например, рисование натюрморта). Кроме того, это дает хорошую возможность усваивать элементарную изобразительную грамоту и приобретать мастерство, правильно производить перспективное построение конструкции предметов, выявлять светотенью объемную форму и, самое главное, позволяет выработать умение подчинять рисунок тональному и композиционному единству с учетом передачи пространства.

Рисование группы тел имеет свою определенную специфику, закономерность и методическую последовательность. Поэтому, следуя методическому принципу "от простого к сложному", необходимо перейти от рисования отдельных геометрических тел к рисованию групп геометрических тел, что представляет собой более сложную задачу.

Особенность изображения группы геометрических тел, в отличие от рисования их по отдельности, заключается во взаимосвязи предметов, состоящих в группе. Это композиционная согласованность предметов, группирующихся между собой и входящих в нее, а также выявление их отдельных форм светотенью с учетом целостности и пространственного композиционного единства. Если при рисовании отдельных геометрических тел решать задачу целостности приходилось с одним лишь предметом, то в данном случае приходится иметь дело с несколькими, различными по характеру и форме предметами, одновременно, как с одним целым.

I ЭТАП – Эскизирование

Вначале рекомендуется сделать не­сколько кратковременных композицион­ных набросков группы тел в различных ракурсах – так называемые форэскизы (рис. 1). Исходя из характера расположения группы предметов, лист бумаги следует располагать в соответствии с характером их композиции. Если группа предметов располагается, в целом, ближе к вертикали, то лист бумаги следует брать вертикально, и наоборот, при горизонтальном расположении лист следует брать горизонтально. Чтобы правильно разместить группы тел, необходимо исходить из их целостного восприятия, а не из размещения предметов по отдельности.

Рис. 1 – Варианты композиционного решения пространства листа

Рисунок эскиза и в дальнейшем длительный рисунок начинают с композиционного размещения изображаемых предметов на листе бумаги. На этой ступени изучения рисунка композицию рисунка мы будем понимать как организацию пространства листа. По своим размерам рисунок группы тел не должен быть слишком крупным, но и не слишком мелким, так, чтобы изображение заняло около 2/3 площади в средней части листа (рис. 1, слева вверху).

Правильно выбрать компоновку группы геометрических фигур в листе поможет метод визирования с использованием видового окна. В небольшом формате листа нужно вырезать видовое окно, пропорциональные отношения сторон которого соответствуют пропорциональным отношениям сторон листа вашей композиции, и, глядя через него на постановочный натюрморт, выбрать вариант композиции. Можно видовое окно заранее заготовить для многократного использования, т.к. оно пригодится в дальнейшем не только в курсе рисунка, но и живописи. В этом случае видовое окно (рамка) выполняется из жесткого картона или фанеры, а в проеме этого окна закрепляется прозрачная пленка с нанесенной на нее квадратной сеткой. Сетку можно выполнить, не используя пленку, – из тонкой проволоки или прочной нити, натянув ее на рамку через гвоздики или крючки (рис. 2)

Рис. 2 – Видовое окно для поиска компоновочного решения композиции на плоскости листа

Во время выполнения эскизов ученик изучает предметы со всех сторон и знакомится с планом, что имеет огромное значение для дальнейшей работы.

Эскизы должны быть небольшого размера, выполнены мягким карандашом. Из этих эскизов выбирается один, который может затем лечь в основу работы. Приучаться начинать работу с эскиза необходимо не только для успешного выполнения учебного рисунка и планового ведения работы, но и для того, чтобы применять навыки работы с эскизом при изучении других дисциплин художественного цикла. Иногда художники, и особенно архитекторы, чтобы прийти к окончательному решению, вынуждены делать сотни набросков-эскизов как общей композиции, так и отдельных деталей. Таким образом, набросок в композиционной работе является не самоцелью, а средством поиска лучшего решения для будущего сооружения или картины.

II ЭТАП – Компоновка силуэта группы предметов на плоскости листа

Закончив работу над эскизами композиции натюрморта, необходимо перейти к основному рисунку. Все положительные качества эскиза необходимо перенести на основной лист. Часто бывает так, что интересные в композиционном отношении моменты эскиза исчезают при длительном рисунке. Чтобы этого не произошло, ученик должен уделить па первых порах больше внимания эскизу.

Существует несколько способов перенесения изображения с эскиза. Вначале необходимо добиться, чтобы формат основного рисунка пропорционально соответствовал формату эскиза. Затем через геометрический центр эскиза и большого листа можно провести горизонтальную и вертикальную линии – координатные оси. Переносить изображение с эскиза на большой лист так будет значительно удобнее. Можно переносить изображение на большой лист по клеткам, в этом случае рисовальщику поможет видовое окно, изображенное на рис. 2. Все это приемлемо, однако, следует не забывать, что основная задача любых действий в рисунке – тренировка глазомера, поэтому не рекомендуется склоняться к пустому и бездумному срисовыванию. Это относится в полной мере ко всем стадиям рисунка.

Наметив общую компоновку, эскиз необходимо убрать и работать только с натуры. Рисовать натюрморт надо от общего, охватывая вниманием целиком всю группу предметов. Не следует рисовать предметы поочередно, один за другим, как это делают неопытные рисовальщики. Это неверно, так как рисование по частям не будет способствовать правильному и последовательному выполнению рисунка, а приведет к несогласованности отдельных частей с целым, из-за чего рисунок получится неубедительным и маловыразительным. Поэтому следует начинать рисовать одновременно все предметы, входящие в композиционную группу. Легкой линией, соблюдая пропорции, нарисуйте силуэт (пятно) массы геометрических тел натюрморта на листе (рис. 3, а). Как правило, это пятно имеет форму многоугольника (но не более, чем пятиугольника).

Уточните пропорциональные отношения между шириной и высотой набранной массы на листе, сравнив их с натурой, и убедитесь, что это не изменило композиционное решение в худшую сторону. Для этого используйте метод визирования с помощью карандаша. Найдя пропорциональное отношение высоты к ширине массы натюрморта, получим два пропорциональных отрезка. Это будут ваши первые правильные размеры, и все последующие размеры должны соотноситься только с ними.

III ЭТАП – Работа над пропорциональными отношениями предметов

Легкими линиями найдите пропорциональные, гармоничные отношения между предметами и композиционной массой в целом, как бы вычленяя из большей массы меньшие (рис. 3, б). Работу следует вести, проверяя себя методом визирования. При этом за основные исходные размеры следует принимать уже установленные на предыдущем шаге габаритные размеры ширины и высоты группы предметов, и относительно них выяснять пропорции отдельных предметов. Если в натюрморте имеются тела вращения (такие как шар, цилиндр, конус), найдите положения их осей.

IV ЭТАП – Конструктивное построение геометрических тел в пространстве листа. Перспективное построение конструкций объемных тел

Окончательно определив пропорциональные величины всех основных предметов, входящих в группу, следует перейти к перспективному построению их конструкции с учетом линии горизонта. Для правильного размещения и построения группы предметов, находящихся на предметной плоскости, необходимо начинать этот этап с прорисовки оснований. Без этого изображенные предметы могут быть построены как бы в разных плоскостях, где одна из сторон приподнята, а другая врезается в плоскость стола, либо когда один предмет повисает в воздухе, либо предметы врезаются друг в друга. Проследить пространственное положение предметов помогает план (вид сверху) натюрморта.

Одновременно с основаниями предметов стоится и предметная плоскость – это плоскость, на которой находятся предметы натюрморта. От того, как правильно вы нарисуете положение плоскости в пространстве, зависит успех всего рисунка. И только после того, как вы убедитесь, основания предметов действительно лежат на этой плоскости, приступайте к дальнейшему построению, то есть возводите каркас.

После уточнения оснований каждый предмет начинают поднимать в высоту, намечая вертикальные ребра боковых граней и контурных образующих, переходя к прорисовке верхних оснований предметов. Рисуя отдельные предметы натюрморта, нужно не увлекаться наружными контурами, а изображать каркас, будто обозревая прозрачные предметы как бы изнутри (рис. 3, в).

Вслед за этим нужно уточнить перспективные сокращения всех предметов. Этому этапу следует уделить особое внимание, т.к. все предметы должны быть подчинены одному пространству, т.е. иметь одну линию горизонта. И все пучки параллельных горизонтальных линий предметов должны сходиться в точки схода, лежащие на этой линии горизонта. Ошибки перспективных построений, допущенные на этом этапе, впоследствии устранять будет намного сложнее.

В большинстве натюрмортов некоторые геометрические предметы находятся на втором уровне. Это значит, что куб находится на плоскости стола, а на нем стоит конус. Пока не определено положение куба на плоскости стола, конус на кубе не построить.

Находя отдельные опорные узлы или точки и сравнивая их между собой по вертикали или горизонтали вспомогательными линиями, необходимо добиться максимального соответствия изображенного на рисунке с натурой.

Во время работы надо обязательно обращать внимание на всю группу предметов, анализируя связи каждого предмета с основной большой формой, выверяя пропорциональность.

V ЭТАП – Передача воздушной перспективы. Определение границ собственных и падающих теней, введение конструктивного тона

В процессе работы над конструкцией предметов, пропорциональными отношениями и положением этих предметов в пространстве как бы незаметно совершенствуется и линия. Она становилась все точнее, прямее и даже эстетически привлекательнее.

Множество линий построения сплетаются в единый ковер; правда, этот ковер имеет существенный недостаток – монотонность, однообразие. Вызвано это тем, что, рисуя предмет в пространстве листа линией, создавая третье измерение, мы не учитывали, что и сама линия находится в этом пространстве. По мере удаления от нас в глубину картинной плоскости, то есть плоскости листа, линия становится менее активной и более тонкой – это «эффект тумана». Применив такой эффект пока только к линии, мы уже на этой стадии рисунка получим состояние воздушной перспективы, линейный рисунок приобретет глубину. Линии первого плана рисунка, по мере приближения к наблюдателю, усиливаются карандашом, а линии второго плана рисунка, по мере удаления от вас, ослабляются резинкой.

Кроме воздушной перспективы приемом для выявления объема служит освещение. Классическим положением источника света является положение, когда свет направляется из верхнего левого угла под углом в 75 градусов к плоскости, на которой находится натюрморт. Поток света, движущийся от источника к предмету, падает на предмет и освещает его. Та часть или сторона предмета, на которую попал свет, будет светлой, а другая часть или сторона предмета, на которую не попал свет, будет темной. Это будет тень, причем тень собственная. Есть также тень падающая — это тень, отбрасываемая одним предметом на другой или на плоскость. Тень падающая всегда темнее тени собственной. Между светом и тенью находится граница, которая называется светотенью, она темнее тени собственной.

Постройте падающие тени; постройте границы света и тени на таких предметах, как шар, цилиндр, конус (куб, шестигранная призма, пирамида уже имеют эти границы — они совпадают с гранями).

Введите легкий тон в тени собственные и падающие; решите тональные отношения между тенями: тени на первом плане должны быть темнее. Введите светотени. Граница света и тени темнее, чем сама тень, поэтому при введении светотени тень приобретает признаки рефлекса.

У куба светотень жесткая; цилиндр имеет мягкую светотень. У шара светотень приобретает, кроме мягкости, еще и воздушность, она, как эллипс, располагается в пространстве. Проверьте еще раз плановость, то есть состояние воздушной перспективы линий, теней и светотеней. И рисунок закончен (рис. 3, г).

Конструктивный рисунок натюрморта не включает в себя понятия тональных отношений. Все предметы в натюрморте как бы одного окраса, потому что задача конструктивного рисунка – построить объем в пространстве при помощи линии и света. Конструктивный рисунок – это основа рисунка вообще, его база. Только опираясь на эту базу, можно переходить к следующим задачам, таким как тональные отношения, материальность и так далее.

Примеры учебных рисунков композиции из геометрических тел приведены в приложении.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 667 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...