Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Для студентов вузов 14 страница



Ролевые отношения в семье могут характеризо­ваться согласием или конфликтом. Ролевой конф­ликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ро­левых образов, что связано с неправильным их фор­мированием (что значит быть мужем или женой); 2) межролевой конфликт, возникающий в многопо­коленных семьях, где супруги второго поколения Типичная семья российского общества является нуклеарной, моногамной, частично патриархальной, частично эгалитарной. Ее жизнедеятельность проте­кает в рамках обычая, предписаний права, морали и религии, давления общественного мнения и т.д.

являются и детьми, и родителями, играют противо­положные роли; 3) внутриролевой конфликт, свя­занный с выполнением человеком семейной и про­фессиональной роли.

В каждой семье возможны противоречия. При оп­ределенных условиях они могут быть бесследно лик­видированы. В случае, когда противоречие затяги­вается, приобретает устойчивую форму, оно перера­стает в напряжение.

Накопившаяся напряженность может привести к дезорганизации семьи и даже к ее распаду. Она воз­никает по причине противоположностей культур­ных образцов, привнесенных в семью супругами из разных общностей. Напряженность возникает так­же при перемене установленной социальной роли, например, когда муж теряет работу и жена стано­вится единственным кормильцем. Она появляется из невозможности чувственного и сексуального при­способления. Напряженность возникает не только между супругами, но и между родителями и деть­ми. Чаще всего ее причиной является разница куль­турных образцов поколений. Как правило, родите­ли склонны считать, что та система ценностей, в которой они воспитаны, лучше современной, вос­принятой детьми.

Каковы способы снижения напряженности в се­мье? Прежде всего воля к согласию, терпимость и снисходительность, стремление вникнуть в положе­ние партнера. В противном случае наступает кри­зис семьи. Возможны следующие его разновиднос­ти: 1) любовный треугольник; 2) крушение надежд в отношении детей; 3) клеймо позора на одном из.супругов; 4) отсутствие денежных средств; 5) сти­хийные бедствия; 6) долгая разлука и др. Кризис может привести к дезорганизации семьи, т.е. к не­выполнению ролевых ожиданий. Дезорганизация, в свою очередь, ведет к распаду семьи.

Ключевые слова

Брак эндогамный.

Брак эзогамный.

Брак моногамный.

Брак полигимный.

Брак групповой.

Семья нуклеарная.

Семья расширенная.

Семья патриархальная.

8.3. Государство

Этот институт отличается следующими призна­ками: наличием публичной власти, структурами и механизмами ее функционирования (аппарат управ­ления, административная и финансовая системы, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т.д.); наличи­ем права, т.е. правил поведения, с помощью которых закрепляется общественный порядок, а также прин­ципов функционирования властного механизма; наличием определенной населенной территории, пределами которой ограничена данная государствен­ная власть; наличием суверенитета, правом офици­ально представлять общество, издавать нормативные акты, обязательные к выполнению, осуществлять правосудие.

Социальное предназначение государства состоит в том, что оно управляет людьми, решает общие вопросы, служит арбитром в разрешении споров, конфликтов и противоречий между различными субъектами права, применяя при этом легализованное насилие. Государство выступает гарантом прав и свобод человека. Оно выполняет многообразные, функции.

Государство — важнейший регулятор общества, которое нуждается в координации различных сфер человеческой деятельности, организации общих для всех внутренних и внешних дел. Эти общие дела осуществляются с помощью управленческой функ­ции. Следующая функция государства — распреде­ление ресурсов. Они концентрируются в этом ин­ституте благодаря взиманию налогов. Наряду с фи­нансами, государство обладает материальными цен­ностями (земля, недра, сооружения и др.). Еще одна важная функция — защита общего интереса, свя­занная с сохранением общества как способа суще­ствования людей. И если нависла угроза распада общества как изнутри, так и извне, государство обя­зано нейтрализовать или подавить силы, действу­ющие против данного общества. Интегративная функция государства проявляется в обеспечении со­циального порядка, стабильности и устойчивости общества. Государство посредством своих органов и учреждений создает правовые нормы и контро­лирует их выполнение. Поэтому в качестве само­стоятельной можно выделить функцию социально­го контроля. Средствами формального контроля го­сударства выступают прокуратура, суды, органы бе­зопасности, полиция (милиция) и др., задача кото­рых — обеспечить контроль за выполнением пра­вовых норм, применяя к нарушителям различные санкции.

Существуют ли пределы влияния государства на общественную жизнь людей? Исторически обще­ство первично, а государство — вторично. Оно возникает для защиты общего интереса граждан, т.е. выступает его слугой. Однако во многих странах, в том числе в России, слуга нередко превращался в господина. Это очень сложная проблема. Каждый человек постоянно сталкивается с нею. Например, имеет ли право государство, предоставляя бесплат­ное образование, навязывать свои стандарты или выбор учебных предметов должен оставаться за гражданином? Нужно ли государству заниматься строительством, сельским хозяйством, культурой и т.д.? Если государство подчиняет себе экономи­ку, образование, досуг, даже семейные отношения, мы имеем дело с тоталитарным режимом. В этих условиях чиновник решает, где строить, когда уби­рать хлеб, как учить людей. Регулирующее воз­действие государства становится всеобщим, следо­вательно, подавляет свободу, инициативу, самосто­ятельность человека.

Последствия жесткого государственного регули­рования могут привести к катастрофе. Дело в том, что в социуме имеются саморегуляторы, которые в силу внешнего воздействия атрофируются. И если какие-то структуры лишить государственных под­порок, они будут испытывать сильный шок, утра­тив способность к самоорганизации. Так произош­ло, например, с советской экономикой.

Вот почему в современном российском обществе получила признание концепция правового государ­ства, которое основано на верховенстве закона, сво­боде людей, их равенстве в правах как прирожден­ных свойств человека. Граждане и государство добро­вольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В право­вом государстве источником законов выступает гражданское общество. Именно оно определяет государство, а не наоборот.

Ключевые слова

Государство.

Гражданское общество.

Государство правовое.

8.4. Собственность

Собственность зачастую называют «институтом институтов». Она действительно во многом опреде­ляет социальный порядок. В любом современном обществе существует система правовых и мораль­ных норм, регулирующих отношения собственнос­ти. Чтобы понять, насколько губительным являет­ся развал данного института, какие социальные по­следствия из этого вытекают, достаточно рассмот­реть современную ситуацию в России. Мы до сих пор не избавились от головокружительной инфля­ции. Каждый полдень нам сообщают по радио о новом валютном курсе и уже к вечеру, заходя в магазины, мы узнаем о новых ценах. В этих усло­виях заключение экономических сделок становит­ся все более затруднительным. Производительный труд теряет смысл.

Собственность рассматривается в литературе как категория преимущественно экономическая (отра­жающая производственные отношения) и юридичес­кая (выражающая волевые отношения). Между тем, собственность в ее реальном проявлении — пробле­ма общесоциальная. Первоначальной формой соб­ственности выступает владение предметами потреб­ления, вещами. Однако собственность не есть сама вещь. Она выражает отношения между людьми по поводу вещей.

Систематизирующие начала собственности заклю­чены в процессе производства. Собственность на сред­ства производства определяет взаимоотношения лю­дей по организации производства, распределению созданного продукта и полученного дохода. Тем са­мым она определяет социальную структуру обще­ства. Владельцы средств производства образуют один общественный класс, другой — формирует те, кто не имеет собственных орудий, но предлагает свою рабочую силу, отдавая внаем мускулы, умения и знания. Таким образом, институт собственности за­крепляет общественную структуру.

В самом общем виде структура индустриальной экономической организации может быть представ­лена взаимодействием четырех социальных групп: предпринимателями, менеджерами, рабочими и по­требителями. Ключевая фигура рыночного хозяй­ства — предприниматель. Для нее характерна са­мостоятельность, выражающаяся во владении соб­ственностью. Это может быть владелец индустри­ального гиганта и небольшого предприятия. Важ­ная роль в современном хозяйстве принадлежит ме­неджеру. Эта группа людей сформировалась в ре­зультате отделения собственности от функции уп­равления капиталом. Менеджеры обладают реаль­ной властью на предприятии, принимая решения по вопросам организации и управления производ­ством. Основной фактор производства — рабочий. Под этой группой людей имеют в виду квалифици­рованных и неквалифицированных работников фи­зического труда государственных, акционерных или частных предприятий. В конце концов именно от них зависит успех предприятия. Особое социальное положение занимают потребители. Их поведение во многом определяет действенность механизма спро­са и предложения.

Институт собственности выполняет ряд осново­полагающих функций в обществе. Он связан с про­изводством товаров и услуг, которые используются человеком для удовлетворения материальных по­требностей. Кроме того, этот институт выполняет функции интеграции и дезинтеграции. Собствен­ность является движущей силой разделения труда, порождающей зависимость людей друг от друга в ходе обмена результатами труда. Вместе с тем она разделяет людей на бедных и богатых, создает на­пряжения и конфликты во взаимодействии хозяй­ствующих субъектов.

Основными историческими формами собственно­сти на средства производства являются частная, групповая и публичная, которые отличаются мно­гообразием и зависят не только от характера при­меняемых орудий, но и от социокультурных осо­бенностей. В результате складывается сложная картина отношений собственности в каждой отдельно взятой стране.

Институт собственности проявляет себя в един­стве с трудом. В их взаимодействии — ключ к по­ниманию развития человеческого общества. Выде­ляют три исторических способа соединения труда со средствами производства и соответственно три типа института собственности: 1) принудительный, 2) наемный, 3) свободный труд.

Переход от принуждения к найму и от него к свободному труду — этапы исторического прогрес­са общества. Однако это сложный и противоречивый процесс, который не привел пока к доминиро­ванию свободного труда. Проблема свободного тру­да имела две альтернативных попытки решения. Во-первых, посредством создания ассоциации свобод­ных работников, совместно использующих средства производства. Этот эксперимент в нашей стране по­терпел неудачу. Во-вторых, путем организации сво­бодного труда на собственных средствах производ­ства. Этот вариант также не получил своего разви­тия. В США, например, 80% населения работает по найму.

Россия относится к индустриальному типу эко­номической организации. Для таких стран свой­ственны углубленное разделение общественного тру­да, машинная материально-техническая база, нали­чие наемных рабочих, юридически свободных и получающих за свой труд зарплату, размер которой зависит от количества и качества производимого продукта. Производство носит товарный характер, т.е. продукты создаются для обмена на рынке. Каж­дый отдельный товаропроизводитель конкурирует с другими, что побуждает его рационально органи­зовать производство. Деньги играют роль универ­сального средства обмена. Такая форма рыночного хозяйства характерна для индустриальных стран конца XIX — начала XX в.

Известно, что в нашей стране после Октябрьской революции частная собственность была уничтоже­на как источник социального неравенства людей. На ее место пришла публичная форма собственнос­ти, т.е. способ присвоения средств производства, единственным критерием которого является живой труд. Публичная форма собственности имеет множество разновидностей, однако у нас утвердилась в основном государственная.

В условиях доминирования административно-ко­мандных методов управления сложилась ситуация фактического неравенства людей в отношении к соб­ственности. В зависимости от социально-професси­онального статуса «большой* либо «маленький» начальник нередко напрямую использовал государ­ственную собственность в личных целях. Рядовые труженики собственностью не распоряжались, они не участвовали в принятии важных управленческих решений, что привело к потере не только чувства «хозяина», но и реальной роли собственника, пре­вращение коллективной собственности в «ничей­ную», к разбазариванию и расхищению ее. Все это — свидетельство глубокой связи института собствен­ности с характером управления, состоянием демо­кратии, т.е. не только экономической, но и соци­альной природы собственности.

В других индустриальных странах, наряду с час­тной и государственной формами собственности по­лучили развитие акционерные и монополистичес­кие формы собственности, различные их сочетания. Особую роль играют транснациональные корпора­ции, господствующие на мировом рынке.

Гигантские корпорации используют различные способы инвестирования капитала за рубежом. Это позволяет обойти препятствия, создаваемые тари­фами и другими предписаниями. Выделяются три типа предприятий, действующих за пределами своей страны: а) государственная (национальная) фир­ма, вкладывающая часть своего капитала в зару­бежные дела; б) многонациональная фирма, сотруд­ники которой стараются быть «своими людьми» в

чужой стране; в) подлинно транснациональная кор­порация, проявляющая одинаковую лояльность ко всем странам.

Вместе с тем большой бизнес не подавляет сферу малых предприятий (мастерские, магазины, фермы и т.д.). Небольшие предприятия являются более гиб­кими, маневренными, быстрее приспосабливаются к изменяющимся требованиям рынка. Не случайно, что среднее число работающих на фирмах ФРГ со­ставляет 80 человек, США — 53, Японии — 15 че­ловек.

Как видно, природа собственности претерпевает существенные изменения. Частная и государствен­ная формы собственности, господствующие на ран­нем этапе индустриализации, уступают место груп­повой или акционерной. Это расширяет доступ лю­дей к владению собственностью. Вместе с тем вла­дение все больше отделяется от распоряжения соб­ственностью. Отсюда возрастание роли менеджеров.

Известно, что в нашей стране в последнее время предпринята попытка дать новый импульс для раз­вития института собственности. В этих целях про­водится приватизация федерального и муниципаль­ного имущества, т.е. разгосударствление собствен­ности. По замыслу реформаторов это должно при­вести к появлению среди значительной части насе­ления владельцев и совладельцев собственности, следовательно, к существенной трансформации со­циальной структуры, в частности, к значительному росту «среднего» класса. Так, известные социологи Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина выделяют 78 раз­новидностей социальных групп, для которых дви­жущим мотивом являются соображения выгоды — доход, прибыль, рентабельность, капитал.

Однако фактический ход приватизации имуще­ства и реальный уровень благосостояния людей по­казывает, что проблема увеличения среднего клас­са становится все более проблематичной. К.сожале­нию, сценарии приватизации осуществляются у нас в пользу руководителей предприятий и крупных соб­ственников.

Ключевые слова

Собственность частная.

Собственность групповая.

Собственность публичная.

Собственность акционерная.

Собственность монополистическая.

8.5. Образование

Как и другие, институт образования призван обес­печивать интеграцию общества. Его функциониро­вание связано с удовлетворением потребностей в со­циализации людей, передаче ценностей, знаний, опыта из поколения в поколение. Отметим важней­шие функции института образования.

Первая — связана с трансляцией культуры. Об­разование служит механизмом передачи культур­ных ценностей от поколения к поколению, оно спо­собствует социальным переменам, связанным с вне­дрением новых технологий, активно воздействует на изменение социально-профессиональной струк­туры.

Вторая функция способствует формированию у мо­лодежи господствующих в обществе установок, цен­ностных ориентации, идеалов, благодаря чему она приобщается к жизни общества, научается понимать других людей.

Третья функция — социальная селекция. Про­цесс отбора наиболее способной молодежи достига­ется в результате действия многообразной структу­ры образования. После обязательного восьмилетне­го образования в нашей стране часть подростков поступает в колледжи, другие продолжают учебу в средней школе. Самые способные • школьники по­ступают в вузы, после чего талантливая молодежь имеет возможность сделать научную карьеру в ас­пирантуре.

Социальная структура института образования включает три позиции: администраторов, педагогов и учащихся. Высшую позицию занимают руководи­тели различных рангов — от министра до директо­ра школы. Они определяют стратегию процесса об­разования, формируют корпус преподавателей, вы­рабатывают нормативные требования к деятельнос­ти педагогов и учащихся, а также критерии оценки их труда. Центральное место в структуре института образования занимает преподаватель. Исходя из нормативных требований, он должен быть специа­листом в определенной области знаний, обладать спо­собностями оратора, навыками общения с аудито­рией, владеть методикой обучения, объективно оце­нивать достижения учащихся. Нормативные требо­вания к позиции учащегося очевидны: аккуратно посещать занятия, выполнять задания педагога, усваивать и запоминать информацию, овладевать навыками ее практического использования и т.п.

В социальном взаимодействии указанных лиц ос­новное значение занимают взаимоотношения пре­подавателя и учащегося. Отношения эти характе­ризуются неравенством. Доминирующий статус преподавателя обусловлен тем, что он управляет учебным процессом и это зачастую порождает авто­ритарный стиль общения. Однако в эпоху прогресса науки и техники такой стиль утрачивает свою эф­фективность. Демократические технологии обучения обязывают преподавателя создать условия для сво­бодного выражения индивидуальной неповторимо­сти учащегося.

Нарастающий динамизм общественной жизни, по­стоянная смена технологий, профессий и специаль­ностей обусловили процесс интеграции всех форм обучения в целостную систему непрерывного обра­зования. Ее можно представить как учебный комп­лекс, действующий на основе взаимной субордина­ции дошкольного, школьного и послешкольного звеньев, внутри которого координируются по назна­чению формальные, неформальные и информальные учреждения, способные по мере необходимости пе­рестраиваться, изменять свою структуру. Это гиб­кая, развивающаяся, открытая система образования. Она предоставляет возможность каждому человеку на любом этапе своей жизни подключиться к при­обретению любых потребовавшиеся ему знаний.

В нашей стране уже появились колледжи, гим­назии, лицеи, негосударственные учебные заведе­ния, отвечающие вызову времени. Вместе с тем во­площение идеи непрерывного образования сталкивается с большими трудностями, порождаемыми инертностью и консерватизмом бюрократической системы управления, экономическими трудностями,1 низкими темпами научных нововведений, неразви­тостью у значительной части населения потребнос­ти в образовании. Ясно, что создание системы не­прерывного образования должно стать всенародной задачей. И не только потому, что учиться обязан каждый на протяжении всей жизни. Эффективным образование станет лишь тогда, когда в обществе поднимется статус человека знающего, культурно­го, интеллигентного.

Ключевые слова

Образование.

Обучение.

Образование непрерывное.

Селекция.

8.6. Религия

Религия — один из фундаментальных институ­тов, включающий специфическую систему верова­ний, ритуалов, предписаний, стандартов поведения, представлений, заповедей и норм о «праведном» образе жизни. Данный институт на протяжении дли­тельного времени играл решающую роль в поддер­жании общественного порядка.

В настоящее время религия существует в инсти­туциональной и внеинституциональной формах. Ре­лигиозный институт объединяет верующих, связан­ных между собой специфическими отношениями. Для него характерно единство вероучения, обряд­ности, организации, ролевых взаимосвязей. Этот институт отличается устойчивостью, жесткой иерар­хией, господством догматики и строгих предписа­ний в области поведения.

К таким институтам относят церковь, секту, де­номинацию и культ. Церковь тесно связана с обще­ством и действует внутри него. Это организация, в основе которой находится единый символ веры, определяющий религиозную деятельность. Здесь имеет место разделение на священства и мирян.

Секта отвергает ценности, общности, где господ­ствует церковь, т.е. она выступает как оппозиция к церкви. В ее основе — авторитет некоего харизма­тического лидера. В сектах сильны настроения из­бранничества, преданности определенным веровани­ям и ритуалам. Священство в них не играет такой роли как в церкви.

Деноминация (или вероучение) — промежуточ­ная форма между церковью и сектой. Это религиоз­ная организация современного типа, появившаяся вследствие распространения идей духовного плюра­лизма. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, не противопоставляет священство ми­рянам, отличается терпимостью, отсутствием жест­кой дисциплины и давления догматики.

Наконец, культ представляет собой разновид­ность секты, придерживающейся крайних воззре­ний и призывающей к; радикальным изменениям личности и общества. В России такой культ, как «Белое братство», подвергался репрессиям за мето­ды привлечения и удержания своих сторонников.

Религия помогает человеку в какой-то мере пре­одолеть страх смерти и пережить несправедливос­ти, с которыми он сталкивается в обществе. Она возникла в качестве средства, призванного смяг­чить бессилие людей в разрешении житейских про­блем. Что делать, когда отказывают другие спосо­бы решения проблем — вот основная, компенса­торная функция религии. Кроме того, религия выполняет мировоззренческою функцию, суть ко­торой в признании сверхъестественных сил; регулятивную, проявляющуюся в создании определен­ной системы норм и ценностей, которая мотивиру­ет и контролирует поведение людей; коммуника­тивную, обеспечивающую общение в процессе культовой деятельности; интегративпую функ­цию, поддерживающую стабильность общественной жизни.

В зависимости от качества выполнения религией своих функций можно говорить о процессах сакра­лизации и секуляризации.

Сакрализация — это широкое вовлечение в сфе­ру религиозного влияния различных общественных институтов, отношений и форм сознания. В свет­ский период истории нашей страны функции рели­гии были значительно ограничены. Однако в послед­нее время государство стало возвращать церкви ее собственность, снимать преграды для распростране­ния религиозного мировоззрения и т.д.

Секуляризация — процесс освобождения чело­века и общества от религиозного влияния, отрица­ния соответствующих норм и ценностей. В резуль­тате данного процесса религия постепенно теряет интегративную и другие функции. Это приводит к возникновению «религиозного плюрализма», к рос­ту внеконфессиональной (т.е. не связанной ни с од­ной из церковных организаций) религиозности, оз­начающей, что вера приобретает все более личный характер.

В современном обществе существует и внеинституциональная религия. Она представлена различными модернистскими объединениями верующих, для которых типично свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины. В нашей странеполучает развитие нетрадиционное религиозное направление иудейско-христианского происхожде­ния, представляющее собой электрическую смесь элементов ряда восточных верований (дзен, йога, суфизм, движение Хари Кришна и т.п.).

Для внеинституциональных религий показатель­на интенсификация основных социальных функций. Они значительно усиливают ориентацию на сверхъ­естественное, активизируют эмоциональное начало, подменяя мировоззренческую функцию традицион­ных религий. Это выражается в провозглашении приоритета «практического опыта» над богослов­скими рассуждениями. Главное для такого верую­щего — «личное» общение с Богом.

Специфика функционирования рассматриваемо­го нами института проявляется в религиозных от­ношениях, состояние которых характеризуется уров­нем религиозности населения. Для его определения используются различные показатели соответствую­щего сознания и поведения людей. К основным кри­териям религиозности относят: совершение молит­вы, исповеди, обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы и т.д.

Проявления религиозности в связи с этим пред­ставляют во многом неожиданную картину. Так, наиболее высокие показатели религиозности отме­чены у рабочих низкой квалификации. По мере ее роста эти показатели резко снижаются. У специа­листов ситуация противоположная: по мере роста квалификации показатели религиозности повыша­ются. Данное противоречие свидетельствует о том, насколько исторически глубоко религия вошла в образ жизни людей, культуру, традиции и обычаи.

Ключевые слова

Религия.

Церковь.

Секта.

Деноминация.

Культ.

Сакрализация.

Секуляризация.

8.7. Взаимодействие социальных институтов

Нет такого института, который бы функциони­ровал в полной изоляции. Все социальные институ­ты взаимодействуют. Так, собственность и произ­водные от нее экономические институты не могут не учитывать создание новых семей с целью удов­летворения их потребностей. Институт образования во многом зависит от деятельности государства, под­держивающего приоритетные направления подготов­ки специалистов и т.д.

В результате взаимодействия сеть институтов в обществе разрастается и усложняется. Фундамен­тальные институты делятся на более мелкие. На­пример, в структуре экономических институтов имеется множество практик, называемых финансо­выми, маркетинговыми институтами. В системе правовых институтов развиваются практики след­ствия, судопроизводства и т.п.

Таким образом, в фундаментальных институтах общества содержится потенциал развития через внутреннюю специализацию связей, функций, уч­реждений. Мы являемся свидетелями рождения новых институтов путем дифференциации старых.

На наших глазах из недр государства выделяется госслужба как самостоятельный институт.

Такая дифференциация является признаком эво­люционных изменений государства и общества. Ста­тус и функции госслужбы становятся производны­ми от интересов и воли социума. Представительная власть России призвана осуществлять связь с граж­данским обществом. Ее задача — понять, учесть и зафиксировать в законодательных актах все оттен­ки интересов различных социальных страт. Испол­нительная власть, опираясь на принятые законы, проводит через институт госслужбы политику, от­ражающую совокупный интерес социума.

Возникновение института госслужбы связано с самостоятельным обслуживанием связи между го­сударством и обществом. Этот институт стремится, например, к независимости от политических партий и их лидеров, занимающих ответственные посты в государственных структурах. В результате проис­ходят определенные перемены во внутренней рег­ламентации этого уже независимого социального института, появляются статусно-ролевые измене­ния и т.д.

Особое значение имеет перестройка институтов, призванная радикально изменить принципы их ре­гуляции. Так, в частности, произошло у нас с ин­ститутом собственности. Людей не устраивает мо­ральное, юридическое регулирование их прав и обя­занностей, связанных с собственностью. Если рань­ше наши граждане, фактически не владели и не рас­поряжались собственностью, но имели право на га­рантированный минимум жизни, то сегодня многие хотят владеть, распоряжаться, рисковать и при этом иметь лишь шанс жить зажиточно и независимо.

Перерегуляция фундаментальных институтов, как правило связана с напряжением социальных отно­шений. Многие лица не справляются с выполнением статусно-ролевых обязанностей: снижается ответ­ственность одних, растет недовольство других участ­ников институциональных связей. Отсюда потери, издержки, конфликты. Такова цена перестройки.

Ключевые слова

Дифференциация институтов.

Трансформация институтов.

Перерегуляция институтов.

Социальная практика.

Резюме

Глава 9. Социальная организация





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 235 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...