Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Для студентов вузов 13 страница



Рассмотрим теперь многообразие культур в ло­кальном аспекте. К началу XX в, в большинстве стран сложились две формы культуры. Элитарная, или высокая, культура, включающая литературу и искусство. Круг ее потребителей — высокообразо­ванная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художни­ки, писатели, музыканты. Формула элитарной куль­туры — «искусство для искусства». Такую культу­ру иногда называют «салонной». Народная культу­ра, опирающаяся на мифы, легенды, сказки, танцы и песни, принадлежала остальной части общества. Эту культуру иногда называют «фольклором». Про­дукты элитарной и народной культуры редко выхо­дят за пределы аудитории, для которой они пред-

назначались. По мере развития средств массовой информации граница между элитарной и народной культурой стала размываться. В результате появи­лась массовая культура — популярная музыка, цирк, эстрада, кино. Она понятна и доступна всем слоям населения независимо от возраста, уровня об­разования. Такая культура удовлетворяет сиюми­нутные запросы людей. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро выходят из моды. Массовую культуру иногда называют «поп-культурой» или «китчем».

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которые разделяют большинство членов об­щества, называется доминирующей культурой. По­скольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, профессиональ­ных, региональных — постепенно у каждой из них формируется собственная культура. Ее называют суб­культурой.

Речь идет о модификации культуры. Это означа­ет, что ядро норм и ценностей доминирующей куль­туры сохраняется. Вместе с тем, во-первых, возника­ют особые нормы, регулирующие жизнедеятельность тех или иных социально-профессиональных групп: врачей, учителей, военнослужащих, работников транспорта и т.п. Во-вторых, появляются мировоз­зренческие, идеологические различия в понимании перспектив общественного развития (идеология бур­жуазии, рабочего класса и др.). В-третьих, складыва­ются стилевые особенности, выражающие специфи­ку образа жизни какой-либо социальной общности.

Такие термины, как «богема», «казарма», «ком­муналка», отражают картину культурных особен­ностей разных слоев населения. Возьмем, к примеру, городскую субкультуру. Здесь преобладают анонимные., сугубо деловые» функциональные контакты в- межличностном общении, ослабевают' семей­ные связи, затухают обычаи, традиции. Все: это ве­дет к отчуждению людей, подмене дружбы отношениями выгоды, Такого; рода культуру зачастую оли­цетворяют с черствостью и бездушием.

Наряду с этим понятие «субкультура» используется и в другом смысле, как «обделенная» культура. В любом обществе имеются социальные группы, по­ставленные в неравноправное положение, лишенные4] свободного доступа к культурному наследию. В силу этих обстоятельств нормальные формы культуры за­мещаются упрощенными и даже уродливыми образ­цами. Таковы, например, субкультуры преступных группировок, наркоманов, алкоголиков, бомжей.

Сюда же можно отнести и субкультуру молоде­жи, которая создает свой жаргон (слэнг), моду, му­зыку, нравственный мир. Ее особенности объясня­ются отсутствием у молодых людей экономической и социальной самостоятельности. Вот как характе­ризует Н. Смелзер субкультуру девочек-подростков с окраины Лос-Анджелеса. Это суперматериалистич­ные девчонки, для которых молодость приятнее, чем старость. Они следукЗт определенным правилам по­ведения: носят модные мини-юбки, белые туфли без каблуков и галстук-бабочку. Кроме того, у них осо­бый жаргон,, включающий такие слова, как «тошниловка», «клево», «лабуда».

Современные субкультуры представляют собой способ дифференциации доминирующей культуры. В них наряду с ведущей традицией существует ряд. специфических образований» как по форме, так ж

по содержанию. Однако эти субкультурные образо­вания являются прямым генетическим продолже­нием доминирующей культуры. Они не противосто­ят системе ценностей, господствующих в -обществе.

В том случае, если какая-либо группа людей стре­мится выработать нормы и ценности, противореча­щие доминирующей культуре, они образуют контр­культуру. Ценности такого вида культуры могут быть причиной конфликтов в обществе. Самый яр­кий пример — движение «хиппи», возникшее в на­чале 60-х гг. XX в. и достигшее кульминации в дни «майской революции» 1968 г. в Париже.

Это был протест молодежи, выразившийся в не­приятии «культуры отцов», мещанского образа жизни, утилитаризма, конформизма, рационализ­ма, сексуальной сдержанности и романтическое вос­певание свободы, простоты в одежде, быту. Такая модель поведения определяется формулой: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

Лидеры «хиппи» утверждали, что господствующая культура — это организованное насилие, что она уби­вает жизненную энергию. Поэтому ставилась задача «взорвать» эту культуру изнутри, раскрепостить бес­сознательную, эмоциональную сферу психики людей с помощью наркотиков, музыки, танцев. Основная установка — удовольствие как образ жизни.

В том случае, когда ценности контркультуры про­никают в доминирующую культуру и укореняются в ней, напряжение конфликта снижается. Так и про­изошло с западной культурой, сумевшей отобрать ряд образцов хиппи: уважение к своеобразию лич­ности, отказ от консерватизма повседневной одеж­ды, длинные волосы и др.

Ключевые слова

Суперкультура.

Культура элитарная.

Культура народная.

Культура массовая.

Культура доминирующая.

Субкультура.

Контркультура.

7.5. Культура в административной среде

Особая культура формируется не только в группах, но и в организациях, в том числе административных. Сюда относят наиболее важные представления о деятельности организации, определяемые ее миссией и стратегией и выражающиеся в нормах и ценностях, разделяемых большинством работников. Сюда же относят образ жизни, мышления и поведения людей, символический инструментарий, используемый для нормализации их деятельности.

Организационная культура выполняет ряд важ­ных функций: 1) целеполагающую — формулирует цели организации, задачи ее подразделений и дово­дит их до каждого сотрудника; 2) интегративную — объединяет людей на основе принятия ими сфор­мулированных целей; 3) мобилизующую — побуж­дает работников к целенаправленным действиям; 4) регулятивную — определяет, какое поведение соот­ветствует принятым правилам,- ролевым моделям, а какое — нет; 5) идентификационную — внедряет в сознание каждого сотрудника отличительные особен­ности данной организации, что позволяет использо­вать, например, такое выражение: «Клиент всегда прав»; 6) воспитательную — формирует значимые

для организации качества персонала: лояльность, конфиденциальность, усердие и т.п.

Таким образом, организационная культура пред­ставляет собой выражение ценностей, воплощенных в целях и задачах организации, отношениях между работниками, их персональных качествах. На куль­туру воздействует история организации. Ценности прошлого передаются нынешним работникам, на­пример, посредством фразы: «В нашем учреждении мы всегда поступаем таким образом».

Организационная культура обусловлена нацио­нальными традициями. Оригинальный подход к классификации этой культуры различных стран предложил Г.Хофштеде. Все многообразие нацио­нальных культур он разделяет по четырем призна­кам:

1. Индивидуализмколлективизм. Индиви­дуализм предполагает, что человек действует на ос­нове своих собственных интересов. Коллективизм, напротив, исходит из того, что каждый человек при­зван работать во имя общих интересов. По данному показателю Хофштеде в стобалльной шкале оценил организационную культуру России 50 х 50 (для срав­нения: Китай — 20 х 80, США — 91 х 9).

2. Дистанция власти. Сфера распространения власти определяется пространством, в пределах ко­торого даже не имеющий власти работник осознает неравноправие и считает его нормальным положе­нием. По силе власти, т.е. дистанции ее распрост­ранения. Россия имеет самый высокий показатель — 95 (самый низкий показатель в Швеции — 31).

3. Избегание неопределенности. Этот признак указывает на степень стремления людей избегать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно.

Для России данный показатель составляет 90 бал­лов, т.е. сильное избегание неопределенности (Бель­гия — 94, Дания — 23).

4. Мужественностьженственность. В «му­жественных» культурах акцент делается на дости­жении успеха и решительности. В «женственных* — приоритет отдается качеству жизни и заботе о других. Этот признак в России Хофштеде оценил 40 х 60 (Япония — 95 х 5, Швеция — 5 х 95).

Для организационной культуры особое значение имеют 2 и 3 показатели. Исходя из этого, Хофште­де выделяет следующие типы культур:

I. Малая дистанция власти и слабое избегание неопределенности. Такая организация похожа на де­ревенский рынок, где нет иерархии и четких пра­вил, но доминирует оценка ситуации. (Данный тип культуры можно назвать западным. Он характерен для США, Великобритании, Нидерландов и Скан­динавских стран.)

II. Малая дистанция власти и сильное избегание неопределенности. Такая организация подобна хо­рошо отлаженной машине, в которой доминируют правила. (Это тип культуры обычен для Германии, Израиля, Швейцарии.)

III. Большая дистанция власти и сильное избега­ние неопределенности. В такой организации доми­нируют иерархия и предписания. (Данный тип куль­туры имеет место во Франции, Испании, России и Японии.)

IV. Большая дистанция власти и слабое избегание неопределенности. Подобную организацию можно представить как расширенную семью. Здесь также доминирует иерархия, но приоритет отдается толкова-

нию ситуации. (Это восточный тип культуры, харак­терный для Китая, Индии, Арабских стран.)

В административной среде на ряду с организационной распространяется и корпоративная культу­ра. Кто выражает эту культуру: организация, ее работники или люди, взаимодействующие с ней? Та­кое разветвленное учреждение, как мэрия или адми­нистрация области, выполняющая множество фун­кций, вряд ли обладает однородной культурой. Здесь работают лица разных профессий, неодинаковых должностных статусов. Вместе с тем в подобной со­циальной организации имеют место корпоративные отношения, защищающие группы интересов, кото­рые регулируются с помощью соответствующей, т.е. корпоративной, культуры.

Корпоративная культура проявляет себя прежде всего во внешней, социальной среде посредством ди­алога между государством, финансово-промышлен­ными группами и профсоюзами на всех уровнях уп­равления в форме социального партнерства.

Социальное партнерство характеризуется от­ношениями между субъектами (сторонами), имею­щими наряду с общими интересами и принципиаль­но различные, иногда противоположные социаль­ные, экономические и политические интересы. Од­нако эти отношения ориентируются не на конфрон­тацию сторон, а на поиск и достижение консенсуса, на обеспечение оптимального баланса различных ин­тересов.

Примером социального партнерства в нашей стра­не служит деятельность современной корпоратив­ной структуры: «Согласительная трехсторонняя ко­миссия». Она вырабатывает правовые акты, регу­лирующие социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, заключаемые на уровне Российской Федерации, субъекта федерации, территории, отрасли, профессии.

Корпоративная культура проявляется также во внутренней, административной среде, в частности, в наличии стиля государственного или муниципаль­ного учреждения, имиджа, объединяющего его пре­стиж, репутацию, успех. Имидж способствует фор­мированию корпоративного духа, благодаря чему служащие ощущают свою принадлежность к еди­ной системе государственной власти.

Таким образом, культура многообразна. Отноше­ние между «доминантными» и «альтернативными» образцами в ней характеризуется не только отрица­нием старых образцов новыми, но и отражением одних в других, продолжением одних другими и т.д.

Ключевые слова

Организационная культура.

Корпоративная культура.

Социальное партнерство.

Резюме

· Культура — это ненаследуемая биологически совокупность образцов взаимодействия людей со средой существования.

· К важнейшим элементам культуры относятся язык, который создает и организует опыт лю­дей, привычки, манеры, этикет, кодекс, обы­чаи, нравы, традиции, ценности, к которым человек стремится, нормы, определяющие со­ответствие поведения людей ценностям их культуры.

Глава 8. Социальные институты

Цели главы:

♦ Представить институт как форму регуляции общества.

♦ Рассмотреть фундаментальные институты общества: семья, государство, собственность, образование, религия.

♦ Описать взаимодействие социальных институтов.

8.1. Институт как форма регуляции общества.

Термин «институт» социологи употребляют в нескольких значениях: 1) его относят к определенной группе лиц, выполняющих социальные функции; 2) он означает организацию, удовлетворяющую общественные потребности; 3) им называют некоторые социальные роли, особенно важные для жизни людей.

Например, когда мы говорим, что государство — социальный институт, то подразумеваем под этим группу лиц, работающих в органах власти; организации и учреждения, которыми оно располагает; наконец, роль президента.

Однако между понятиями «институт», «группа», «организация» и «роль» имеются существенные различия. Если группа — это совокупность взаимодействующих людей, соединенная общими интересами; организация — это объединение людей, ориентированных на достижение определенных целей; роль — это модель поведения, соответствующая ожиданиям окружающих людей; то институт — это организованная система связей, представляющая собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются дей­ствия людей по удовлетворению основных потреб­ностей общества.

В данном определении под ценностями понима­ются разделяемые людьми цели, под нормами — стандартизированные образцы поведения а под си­стемой связей — сплетение социальных ролей и ста­тусов, в рамках которых это поведение осуществля­ется. Например, институт государства включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (пра­во, демократия); 2) социальных норм (конституция, законы); 3) ролей и статусов (президента, судьи и др.), с помощью которых в различных сферах об­щества устанавливается порядок.

Итак, термин «институт» означает упорядочение, формализацию и стандартизацию социальных связей. Сам же процесс закрепления порядка называ­ется институционализацией. Этот процесс включает ряд этапов:

1. Возникновение общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных орга­низованных действий людей. Эта потребность, осоз­нанная многими членами общества, является основ­ной предпосылкой возникновения и становления социального института.

2. Интериоризация норм и ценностей участника­ми данного процесса. Каждый институт обладает своей системой правил, направляющих и контроли­рующих поведение людей.

3. Организационное оформление. Чтобы институт мог реально выполнять свои функции, он обеспечи­вается необходимыми ресурсами: материальными, финансовыми, человеческими, организационными, информационными.

Каждый социальный институт характеризуется существованием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, обя­зывающим типом регламентации, обезличенностью статусно-ролевых требований, разделением труда и профессионализацией, наличием регулирующих и контролирующих учреждений.

Как действуют социальные институты? Внешней функцией любого института является удовлетворе­ние общественных потребностей. Однако для осу­ществления этой задачи каждый институт выпол­няет в отношении своих участников внутренние функции, обеспечивающие их совместную деятель­ность.

1. Функция закрепления и воспроизводства об­щественных отношений. Каждый институт обла­дает системой правил, закрепляющих, стандарти­зирующих поведение людей, делающих его пред­сказуемым. Тем самым институт обеспечивает ус­тойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция. Любой институт обес­печивает регуляцию взаимоотношений между людь­ми посредством выработки шаблонов поведения. Каждый участник институциональной деятельнос­ти выполняет ролевые требования и знает, что ждать от окружающих людей..

3. Интегративная функция. Институт посред­ством норм, правил, санкций обеспечивает сплоче­ние, взаимозависимость и взаимоответственность людей. Интегративные процессы повышают, устой­чивость элементов социальной структуры.

4. Транслирующая функция. В связи со сменой поколений в каждом институте предусмотрен меха­низм передачи социального опыта, который позволяет индивидам социализироваться, т.е. освоить его ценности, нормы и роли.

5. Коммуникативная функция. Институт про­изводит информацию для внутреннего управления и для внешнего взаимодействия с другими институ­тами.

Функции носят явный характер, если они офи­циально заявлены, для всех очевидны и латент­ный если они скрыты, не декларированы. Напри­мер, к явным функциям института образования от­носится обучение людей профессиональным ролям, а к скрытым — приобретение высокого социально­го статуса. Функция может быть явной для одних людей и латентной для других. Так, кому-то важно в академии приобрести профессию, а кому-то завя­зать знакомство, выйти замуж.

Таким образом, социальные институты опреде­ляют сопряженное взаимодействие между людьми для удовлетворения той или иной общественной по­требности. Однако в условиях резких социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изме­нившиеся потребности не находят адекватного от­ражения в функциях соответствующих институтов. В результате возникает отклонение деятельности ин­ститута, дисфункция.

Внешне дисфункции института могут выражать­ся в недостатке подготовленных кадров, средств и т.д. С содержательной точки зрения, они проявля­ются в неясности целей деятельности, падении пре­стижа, авторитета. Несоответствие деятельности института характеру социальных потребностей сни­жает значение его служебной роли, что в свою оче­редь ведет к перерождению функций данного ин­ститута в символическую, ритуальную деятельность.

Неудовлетворенная потребность, как правило, вы­зывает к жизни нормативно нерегулируемые виды деятельности, призванные восполнить дисфункцию легитимных институтов, но за счет нарушения ус­тановленных норм и правил. Так, дисфункции не­которых экономических институтов стимулируют развитие «теневой» хозяйственной деятельности.

Состояние институтов является индикатором (значимым показателем) социальной стабильности: общество стабильно тогда, когда функции инсти­тутов понятны, очевидны, неизменны. Дисфунк­ции нарушают равновесие социальной жизни. Вот почему важно вовремя обнаружить дисфункцио­нальные проявления. В этих целях можно восполь­зоваться логическим квадратом, в котором пересе­каются функции и дисфункции явного и латентно­го характера.

  Явные Латентные
Функции      
Дисфункции      

Латентные функции отличаются от дисфункций тем, что они не наносят вреда обществу. Они пока­зывают, что пользу от любого института (прежде всего лично для себя) можно извлечь гораздо боль­шую, чем об этом официально заявлено.

Итак, социальные институты предназначены для удовлетворения жизненных потребностей. Каждый из нас имеет немало потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, всего пять. Столько же и основных институтов:

— потребности в воспроизводстве популяции (ин­ститут семьи);

— потребности в безопасности (институт государ­ства);

— потребности в добывании средств существова­ния (институт собственности);

— потребности в подготовке человеческих ресур­сов (институт образования);

— потребности в решении духовных проблем (ин­ститут религии).

В табл. 8.1 представлены признаки фундаменталь­ных институтов. Закрепим в ключевых словах вы­шесказанное и рассмотрим социальные институты более подробно.

Таблица 8.1

Признаки фундаментальных институтов

    Институт Функция Группы и организации Символы Ценности Роли Нормы Установки Образцы поведения
    Семья Забота и воспитание детей Родствен­ники Обручаль­ное кольцо Романти­ческая любовь, Верность Родители, Дети, Бабушка, Дедушка Запреты и дозволения Привязанность Ответственность
    Государство Поддержа­ние порядка, правил Парламент, правитель­ство, суды Флаг, Герб, Гимн Право, демократия Президент Депутат, Министр, Судья, Прокурор Конститу ция Законы Послуша­ние Субординация
    Собствен­ность Производ­ство и распреде­ление товаров и услуг Предприя­тия, банки, финансово-промыш­ленные группы Фирменная марка, патентный знак Свобода рынка, эффектив­ное произ­водство Рабочий, Предпри­ниматель, Покупатель, Продавец Контракты, Лицензии Стремление к прибыли Эконом­ность
    Образова­ние Передача знаний из поколения в поколе­ние Школы, библиотеки, Спортив­ные команды Диплом, Степень, Нагрудный знак Академи­ческая свобода, Успевае­мость Преподава­тель, Студент, Декан, Ректор Правила поведения Стремление к знанию Посещение занятий
    Религия Содействие соборным отноше­ниям Церковь, Деномина­ция, Секта, Культ Крест, Иконы, Святыни Правосла­вие, Ислам и др. Священ­ник, Веру­ющий, Миссионер Вера, Мораль Почтитель­ность Поклонение

Ключевые слова

Институт социальный.

Институционализация.

Функции.

Функции латентные.

Функции явные.

Дисфункции.

Логический квадрат.

8.2. Семья

Семья как социальный институт характеризует­ся совокупностью норм санкций и образцов поведе­ния, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родствен­никами. Она играет важную роль в общественной жизни, обеспечивая продолжение рода людского, преемственность поколений.

В литературе проводят разграничение между по­нятиями «брак» и «семья». Первым термином при­нято обозначать правовые аспекты семейно-родствен-ных отношений. Вторым — межличностные отно­шения членов семьи. Господствующие в обществе ценности и морально-правовые нормы определяют доминирующую форму семьи. С точки зрения выбо­ра супруга браки подразделяются на эндогамные (заключаемые в рамках одной и той же общности) и эзогамные (допускающие выбор партнера за пре­делами своей общности). Социологи отмечают по­зитивные аспекты второй формы брака, так как он разрушает границы между различными социальны­ми группами, способствуя солидарности общества.

Известны такие типы супружества, как моногам­ные и полигимные. Моногамия — это союз между одним мужчиной и одной женщиной. Полигиния выступает в форме полигамии (брака одного муж­чины с несколькими женщинами), или в форме по­лиандрии (брака одной женщины с несколькими мужчинами). Еще один тип супружества групповой (между несколькими мужчинами и несколькими женщинами).

С точки зрения родства различаются нуклеарная форма семьи (она представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке) и расширен­ная (включающая в себя два и более поколении).

Возможны и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти в се­мье выделяются такие типы, как патриархальная, (в которой власть безраздельно принадлежит мужу), матриархальная (где власть сосредоточена в руках жены-матери) и эгалитарная (когда муж и жена обладают одинаковым объемом прав).

Типичная семья российского общества является нуклеарной, моногамной, частично патриархальной, частично эгалитарной. Ее жизнедеятельность проте­кает в рамках обычая, предписаний права, морали и религии, давления общественного мнения и т.д.

Отправным пунктом, ведущим к браку, является выбор партнера и обручение. Обручение выступает в формах ухаживания* помолвки, выкупа, похище­ния и т.д. Говорят, что ухаживание может стать периодом возникновения любви. Однако это не един­ственный фактор выбора партнера. К их числу от­носятся: 1) принадлежность к одной и той же тер­риториальной общности, соседство или даже даль­нее родство; 2) представления об идеальном партне­ре, чтобы супружество сложилось в соответствии с мечтами; 3) стремление к гомогамии, т.е. к подоб­ному себе партнеру, либо к гетерогамии, т.е. к со­вершенно отличному от себя партнеру.

С переходом от обручения к супружеству жиз­ненный цикл семьи проходит следующие фазы: об­разование семьи — вступление в брак; начало дето­рождения — рождение первого ребенка; окончание деторождения — рождение последнего ребенка; пу­стое гнездо» — отделение самостоятельных детей; прекращение существования семьи — смерть одно­го из супругов. Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться вследствие раз­деления или воссоединения родственников и др.

Функции, которые выполняет семья в обществе, делятся на специфические (вытекающие из сущно­сти семьи) и неспецифические (определяемые исто­рическими обстоятельствами).

К первым относятся: а) репродуктивная — био­логическое воспроизводство общества. Семья разрастается «изнутри» путем удовлетворения сексу­альных потребностей; б) воспитательная — куль­турное воспроизводство общества. Семья осуществля­ет социализацию молодого поколения; в) социально-статусная — воспроизводство социальной структу­ры. Семья определяет общественное положение сво­их детей, т.е. задает вектор их жизненной карьеры.

К числу неспецифических можно отнести следу­ющие функции семьи: а) экономическая. Семья ма­териально поддерживает несовершеннолетних и не­трудоспособных людей; б) рекреативная. Семья обес­печивает взаимопомощь, поддержание здоровья, организацию досуга, отдыха, удовлетворение духов­ных, эмоциональных потребностей, предотвращая, тем самым, дезинтеграцию личности; в) регулятив­ная. Семья гарантирует социальный контроль (осо­бенно сексуального поведения), регламентирует от­ветственность и обязательства в отношениях между супругами и детьми.

Для понимания семьи как социального институ­та особое значение имеет анализ ролевых отноше­ний. Они определяются местом и функциями инди­вида в семье, а потому и подразделяются на супру­жеские (муж, жена), родительские (отец, мать), дет­ские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, свекр, свекровь, тесть, теща, невестка, зять и др.).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 220 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...