Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пчелов Е.В. Монархи России. М., 2004. Став киевским князем, Владимир объединил русские земли под своей вла­стью



Став киевским князем, Владимир объединил русские земли под своей вла­стью. Он создал большую державу, но она оставалась языческой, в то время как в соседних странах уже утвердились религии, основанные на монотеизме. Будучи проницательным политиком, князь прекрасно по­нимал, что, пока Русь исповедует язычество, она не сможет встать вро­вень с другими сильными государствами.

Чтобы скрепить единство Руси, Владимир, по всей видимости, сначала решил создать единый пантеон славянских богов. Под 980 годом, рассказывая о пер­вых годах княжения Владимира, «Повесть временных лет» отмечает: «И стал Вла­димир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным дво­ром: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, назы­вая их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бе­сам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». В исторических исследованиях эти деяния Влади­мира обычно именуют «языческой реформой». Отвлекаясь от конкретной иден­тификации божеств (о функциях многих из них до сих пор не существует еди­ного мнения), можно заметить, что в приниципе сам летописный текст ещё не свидетельствует о какой-то «развёрнутой» реформе. Владимир приказал поста­вить в Киеве идолов, то есть создал ещё одно языческое капище. Возможно, за этим стояло желание объявить данных богов едиными для поклонения на всей Руси. Ведь ранее славянские племена поклонялись разным богам, каждое пле­мя - своим, и богов, вероятно, было много. Но не свидетельствует ли летопис­ный рассказ и об общей примитивности языческих культов на Руси до Влади­мира? Летописца как бы удивляют человеческие жертвоприношения, судя по всему весьма рьяно осуществлявшиеся Владимировыми жрецами. Возможно, Владимир попытался укрепить язычество и из разрозненных, мелких культов, создать общий, более «организованный» пантеон. Примечательно, что среди названных богов отсутствует Велес. Видимо, он уже тогда воспринимался как бог «негативный», «отрицательный», своего рода противоположный Перуну и дру­гим «светлым» богам (Хорс, Дажьбог).Но язычество, пусть даже и «организованное», уже не могло отвечать потреб­ностям времени. Оно тормозило развитие Руси и обрекало её на безвестное про­зябание, подобно другим аборигенным племенам. Единство государства требова­ло единой веры и единого Бога…

С западными соседями у Владимира уста­новились мирные, добрососедские отношения. Но большую опасность для Руси представляли печенеги. Этот воинственный кочевой народ совершал постоянные набеги на Русь, стремясь захватить богатую добычу, в том числе и русских пленни­ков, которых затем продавали в рабство. Поэтому Владимир решил укрепить юж­ные рубежи страны. Для этого на русском порубежье насыпали земляные валы, строили крепости, где создавали пограничные заставы. Службу на них несли вои­ны из северных племён Руси. В числе других городов Владимир основал Белгород и Переяславль. Переяславль был построен на месте победы над печенегами. Сохра­нилась легенда, что перед этой битвой с сильнейшим печенежским воином сразился молодой киевлянин, который мог на скаку остановить разъярённого быка и выр- вать ему клок кожи с бока. Киевлянин одолел печенега в единоборстве, а потом русские ратники рассеяли печенежское войско. Новый же город Владимир назвал так потому, что русский юноша «перенял славу» печенежского богатыря.

Объединив Русь, Владимир организовал и новую систему управления страной. Прежние племенные династии исчезли, а в главные города и земли Руси Влади­мир направил княжить своих сыновей.

До крещения Владимир был многожёнцем. От разных жён у него родилось, по данным «Повести временных лет», 12 сыновей. Кроме того, «наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берёстовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замуж­них женщин и растляя девиц». Далее летопись сравнивает его с библейским ца­рём Соломоном. Может быть, чисто литературный приём? Но вот свидетельство современника Владимира немецкого хрониста Титмара Мерзебургского (ум. в 1018): «(Владимир) был великим и жестоким распутником... носил венерин набед­ренник, усугублявший его врождённую склонность к блуду. Но Спаситель наш Христос, заповедав нам препоясывать чресла, обильный источник губительных излишеств, разумел воздержание, а не какой-либо соблазн. Услыхав от своих про­поведников о горящем светильнике (о христианской вере), названный король смыл пятно содеянного греха, усердно творя щедрые милостыни». Хотя Титмар явно не принадлежал к почитателям русского князя, его информация полностью соот­ветствует летописному повествованию.

Владимир предпринял первую попытку создать на Руси удельную систему, по­садив своих сыновей на княжение в различные русские города. Но в отличие от последующего времени князья выступали не как самостоятельные правители, а как наместники отца, выполнявшие на местах его волю и следившие за отправлени­ем дани в Киев. Новые княжества создавались, как правило, на месте бывших племенных княжений.

Старший сын Владимира от какой-то чешки Вышеслав до своей смерти в 1010 году был князем Новгорода. Второй сын Изяслав, родившийся от полоцкой княжны Рогнеды, стал князем Полоцка. Он умер в 1001 году, прожив чуть более 20 лет. От него пошла династия полоцких князей, исчезнувшая в конце XIII века.

Сын Владимира Святополк (в крещении Пётр) родился от бывшей наложни­цы Ярополка, которую Владимир взял себе в жёны, некой монашки-гречанки, попавшей в плен ещё к Святославу во время его походов. Таким образом, Свято­полк был как бы «от двух отцов». Этим летопись объясняла его будущие злодея­ния. Святополк стал князем Турова. Этот город находился в глухой земле дрего­вичей, располагавшейся недалеко от Киевского княжества. Святополк женился на дочери польского князя Болеслава Храброго, но в последние годы жизни Влади­мира вместе с женой и приехавшим с ней епископом Рейнберном находился в заточении, заподозренный в каком-то заговоре против отца.

Святослав Владимирович (тоже сын чешки) был князем древлянским, он по­гиб после смерти Владимира, оставив сына Яна, родившегося в самом начале XI века, судьба его неизвестна.

Всеволод Владимирович, сын Владимира и Рогнеды, был князем волынским. Город Владимир-Волынский в этой земле основал сам Владимир. Возможно, Все­волод под именем Виссавальда упоминается в скандинавских сагах в качестве од­ного из женихов шведской королевы Сигрид Сторрады (Гордой). Сигрид сожгла его вместе с другими женихами в доме после пира, тем самым желая проучить «мел­ких конунгов» свататься к ней76. По относительной хронологии саги это произош­ло около 995 года. В это время Всеволод ещё не достиг взрослого возраста, да и вряд ли сына русского князя можно было назвать «мелким конунгом». Тем не ме­нее версия о гибели Всеволода в Скандинавии выглядит очень привлекательной.

Ярослав Владимирович (в крещении Георгий, в скандинавских источниках Ярислейф), тоже сын Рогнеды, очевидно, младший; был сначала князем ростов­ским, а затем новгородским.

Мстислав Владимирович (в крещении Константин), по прозванию Храбрый, получил далёкую Тмутаракань. Эта бывшая греческая колония Таматарха нахо­дилась на противоположном от Крыма берегу Керченского пролива. Она при­надлежала хазарам (крепость Самкерц), а затем, вероятно при Святославе, пе­решла под власть Руси. Причерноморский город Тмутаракань был отделён от основной русской территории степными пространствами. Теперь на месте древ­ней Тмутаракани находится поселение Тамань. Мстислав воевал с северокавказ­скими племенами, победив князя касогов (адыгов) Редедю, затем столь же ус­пешно сражался с братом Ярославом, в результате чего стал князем Чернигова. Скончался он, разболевшись на охоте, в 1036 году. Его сын Евстафий умер ещё при жизни отца.

Станислав Владимирович был князем Смоленска, его судьба неизвестна. Позвизд (возможно, в крещении Васильке) сидел где-то на Волыни, вероятно в Луцке, он скончался при жизни Владимира.

Судислав Владимирович был князем Пскова. В 1036 году Ярослав лишил его удела и посадил по ложному навету в поруб. Он был выпушен из тюрьмы лишь сыновьями Ярослава, принял постриг и скончался в 1063 году.

Святой Борис (в крещении - Роман), сын Владимира от некой болгарки, княжил первоначально на Волыни, затем в Муроме, с 1010 года в Ростове.

Святой Глеб (в крещении - Давыд), единоутробный брат Бориса, правил в Суздале, ас 1010 года в Муроме. Об их дальнейшей судьбе речь впереди.

По некоторым источникам известны ещё сыновья Владимира — Родослав, воз­можно, ещё один Мстислав, Вячеслав. Последний якобы княжил в Чернигове.

Дело в том, что после крещения Владимир женился на принцессе Анне. Неиз­вестно, были ли от этого брака дети, во всяком случае, летописи называют всех сыновей князя родившимися ещё в языческий период. Анна скончалась в 1011 году. Но после её смерти Владимир женился ещё раз…

Задание 2. Какие действия вы считаете главной заслугой Ярослава Мудрого? Какова причина возникновения его прозвища? Какую роль в укреплении международных связей Руси сыграла семья Ярослава?





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 501 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...