Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

К теме 10. Закономерности исторического развития литературы



Рассмотрение закономерностей литературного процесса включает в себя исследование генезиса (происхождения) и последующего развития литературы. Закономерности диахронического (исторического) развития литературы чрезвычайно сложны, поэтому затронем здесь лишь его основные аспекты. Само историческое движение каждой из национальных литератур делится на определенные фазы (литературные эпохи, периоды), зависящие от массы привходящих факторов – социальных катаклизмов, общественно-политических и культурологических установок, философских (научных, религиозных) представлений о мире и человеке, бытующих в обществе, и пр. Однако каждой фазе исторического развития литературы присуща общая типология и специфические внутрилитературные тенденции, которые могут быть характерны как для одной национальной литературы, так и для определенного ряда национальных литератур (например, европейских) определенного периода, что объясняется схожими социокультурными условиями развития этих стран.

Наиболее важные тенденции исторического развития литературы отражают такие взаимосвязанные категории литературного процесса, как художественный метод и направление.

В литературоведении под методом понимают: «принцип отбора и оценки писателем явлений действительности» (Л.И. Тимофеев); «определенный способ образного мышления» (Ю.Б. Борев); совокупность принципов «художественного отбора», «художественного обобщения» и «эстетической оценки» (О.В. Лармин); систему принципов, положенных художником в основу его практической деятельности» (М.С. Каган). Если из этих определений вычленить общее, то художественный метод можно определить как систему принципов, управляющих процессом создания произведений литературы.

Поскольку метод художника, складываясь в конкретной социальной и культурной среде, обнаруживает, при всей его уникальности, более или менее глубокую общность с методами других художников этого же времени, этой же идейно-эстетической ориентации, постольку литературовед вправе вычленять общую структуру метода, лежащую в основе тех или иных литературных направлений, течений, стилей; так, говорят о художественном методе классицизма, романтизма, реализма, символизма и т. д.

Художественный метод писателя вырабатывается в рамках определенной картины мира (системы эстетических, этических, религиозных, философских взглядов, политических убеждений и т. п.). Естественно, что серьезные мировоззренческие изменения ведут к преобразованию метода (таков был, например, переход А.С. Пушкина от романтического метода к реалистическому).

С понятием художественного метода соотносится понятие литературного направления, которое отражает принципиальную общность художественных явлений на протяжении той или иной фазы литературного развития.

Характерными чертами каждого литературного направления является совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей (общность художественного метода) и их реализация на уровне эстетической прагматики (общность целевых ориентиров искусства) и творческой практики (общность жанрово-стилевых тенденций). В возникновении, борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.

Литературное течение (часто отожествляется с литературной группировкой и школой) обозначает совокупность творческих личностей, принадлежащих к одному направлению, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Таким образом, литературное течение (школа) образуется творческим сообществом (а зачастую и содружеством) писателей, объединенных а) общим миросозерцанием, б) общим стилем эстетического мышления, в) общими принципами поэтики (находящими отражение в стилевых соответствиях). Причем писатель, принадлежащий к тому или иному течению (школе), должен эту принадлежность осознавать, в противном случае следует говорить о типологической близости, влиянии, а не о принадлежности к данному течению. Таким образом, литературное течение – это модификационная разновидность направления. Например, в русском реализме вычленяют «психологическое», «социологическое» и «экспрессивное» течения, в русском модернизме выделяют такие течения как символизм, акмеизм и футуризм.

Для уяснения типологии литературно-исторического развития рассмотрим основные методы и направления, характерные для русской литературы.

Начиная с XVII–XVIII вв., в литературно-историческом развитии России (равно как и Европы) принято выделять следующие литературные направления и художественные методы:

классицизм,

сентиментализм,

романтизм,

реализм

модернизм.

Классицизм – это литературный метод и направление, возникшие в XVII в. в Европе, опиравшиеся на культ разума и подражание античным образцам (образцовыми моделями классицизма принято считать произведения П. Корнеля, Ж. Расина и др.). Жизнь, ее безобразные проявления должны предстать в литературе облагороженными, эстетически прекрасными. Но эстетическое наслаждение для классицистов не самоцель: оно лишь – путь к совершенствованию человеческой натуры.

Русский классицизм, испытавший влияние французского классицизма, возник во 2-й четверти XVIII в., то есть на век позже, чем последний. Он впитал в себя ценности и веяния эпохи Просвещения и отразил решающий сдвиг, происшедший в литературе послепетровского периода. Развиваясь под влиянием французских классицистических и просветительских идей и в связи с русской государственной идеологией, характерной для продолжателей реформ императора Петра I, классицизм служил художественным выражением ее идеалов. Для русских классицистов в отличие от их французских предшественников на первый план выходили задачи решение насущных вопросов русской жизни.

Существенное отличие литературы русского классицизма – «боевой наступательный дух и гражданский пафос» (В.И. Федоров). По представлениям русских просветителей-классицистов, писатель – как носитель общепризнанных мировоззренческих ценностей – должен смело вторгаться в жизнь, чтобы упорядочить ее. Одна из основных задач искусства – воспитание со­граждан. Классицисты в борьбе за просветительские ценности уповали на силу разума, художественного слова и морального примера. Отсюда назидательная направленность их творчества. Искусство для них – прежде всего средство морального воздействия. Другая особенность русского классицизма – его тесная связь с русской национальной культурой и историей.

В соответствии с этими задачами складывается жанровая система, для которой характерна апелляционная форма бытования текстов, обращенных к аудитории. Поэтому опыт западноевропейского классицизма был подвергнут существенной переработке; в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (Кантемир), басня (А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер), ода (Ломоносов, В.П. Петров, Г.Р. Державин). В тематике трагедий и комедий преобладают национально-исторические и социальные сюжеты (А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин), а в их стиле – лиризм и «рупорность» основных персонажей, прямо высказывающих любимые идеи автора.

Следующим литературным направлением и методом, пришедшим на смену классицизму, является сентиментализм Русский сентиментализм появился в конце XVIII – начале XIX вв. и, наследовав традицию западноевропейского сентиментализма (Ж.-Ж. Руссо, Л. Стерн, Т. Грэй и др.), сразу стал противовесом классической теории и художественной практике.

Писатели-сентименталисты (Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев и др.) ставили своей задачей отображение «интимной жизни человеческой души и сердца», поэтому «провозглашали право художника на выражение своей индивидуальности и стремились преодолеть просветительский рационализм с его культом разума, противопоставив ему чувства как основной критерий ценности человеческой личности» (Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 46).

В творчестве сентименталистов меняется система ценностных ориентаций художника. Философской основой сентиментализма был, как известно, сенсуализм. В противовес классицистическому культу разума, идее государственности на первый план выдви­гается частная жизнь человека, культивируется ценность интим­ных чувств, эмоций отдельной личности. Поэтому в карамзинскую эпоху, как указывает Ю. Тынянов, происходит разрушение «грандиозной лирики». Высокая ода, равно как и эпистола (где автор обезличен и является лишь проводником просвети­тельских идеалов), уходят на периферию литературного процесса.

Небывалую значимость приобретает установка на интимно-доверительный контакт с читателем, в процессе которого раскрыва­ется внутренняя сфера бытия автора.

Если в клас­сицистической практике XVIII века поэзия и проза жизни строго разграничивались, чему соответствовала четкая жанрово-стилевая дифференциация, то начиная с сентиментализма эта грань пошатнулась и стала разрушаться. Наметилась своеобразная экспансия быта в литературу. В связи с этим в жанровой иерархии на первый план выдвигаются эпистолярные жанры: письмо, исповедь, путевые записки, дневники.

Среди крупных эпических форм становятся популярными такие жанры как сентиментальная повесть (в которой на первый план выдвигалось изображение частной жизни отдельного человека) и сентиментальное путешествие (где сквозь призму авторского видения показывалась обыденная жизнь и быт разных народностей).

Романтизм в литературоведческой практике принято определять как «литературное направление и художественный метод, возникновение которого связано, как правило, с эпохой кризиса, когда происходила смена социальных отношений и перемена общественного сознания» (Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 48).

В Европе романтизм возникает после Великой французской революции 1879 г. (основные представители – Гёте, Шиллер, Гофман, Гейне, Байрон, Шелли). В России же появление романтизма связано с общественным подъемом, охватившем страну после Отечественной войны 1812 г. В центре философии и эстетики романтизма находится идея «самодовлеющей личности».

Романтическая картина мира, по справедливому суждению Ю. Манна, предполагала новую систему ценностей, в центре которой стояла человеческая личность в полноте своих проявлений, не скованная жесткими канонами и нормативами, свободно раскрывающая свои качества вне предписанных социально-ролевых установок. «Культ свободной личности в ее душевной отъединенности был, – по словам Г.А. Гуковского, – одной из основ романтизма. <...> Романтизм признал примат частного над общим, индивидуального над общественным или общечеловеческим, конкрет­ного над абстрактным» (Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 43).

Романтизму как методу и направлению свойственны следующие особенности:

1. Принцип двоемирия, заключающийся в противопоставлении идеального мира посюсторонней реальности.

2. Отвержение ценностей окружающего мира, проявляющееся в идее ухода (мотиве бегства) от действительности в поисках идеала.

3. Утверждение приоритета интуитивного познания мира над рассудочным.

4. Субъективация образа романтического героя, предстающего «проекцией» картины сознания авторского «Я» (Ю. Манн). Отсюда внутренняя статичность героя-романтика, не способного к психологическому развитию.

5. Выдвижение свободы как главной ценности в романтической аксиологии. Отсюда «бунтарская», внесоциальная модель поведения романтического героя и как следствие – его трагическое одиночество (ср. героев произведений западно-европейских романтиков Шиллера, Гофмана, Новалиса, Гейне, Байрона, Шелли).

Русский романтизм имеет свои особенности. Наиболее существенные из них выделены Н.И. Якушиным (Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 50–51):

1. Ориентация русских романтиков на просветительскую философию Руссо.

2. Ослабление (по сравнению с западно-европейским романтическим каноном) индивидуалистического начала.

3. Постановка общечеловеческих и общественно значимых проблем.

Новая философско-эстетическая миромодель русского романтизма и новая концепция личности обусловила выдвижение на первый план двух ведущих жанров – элегии и послания. Однако эти жанры находились в противостоянии друг к другу: элегия – жанр рефлексивный; она строила «внутреннего человека». Являясь, по своей сути, формой интроспекции, она отображала переживание «внутреннего диссонанса» человека с миром или с самим собою (Л.Г. Фризман), в то время как в послании начала XIX века сокровенное переживание мира опосредовано общением, поэтому посла­ние воплощало «коммуникативные интенции романтической личности». Неканонизированная структура послания идеально подходила для воплощения нового чувства личности в ее устремленности к другому личностному «я», поскольку постижение собственного «я» предполагало уважение и интерес к «ты» адресата – как к другой (но столь же самоценной) личности. Эти философско-коммуникативные установки инспирировали ситуацию диалога – в трех его разновидностях: а) дружеского (поэты «пушкинского круга» – Н. Языков, А. Дельвиг, Д. Давыдов); б) общественно-политического (поэты-декабристы – К. Рылеев, А. Бестужев, В. Кюхельбекер); в) экзистенциально-философского (Е. Баратынский, К. Батюшков, поэты-«любомудры» – В. Одоевский, Д. Веневитинов).

Проблема вычленения различных течений внутри романтизма как литературного направления различными исследователями решается по-разному. Еще М. Горьким было предложено разделение романтизма на активную и пассивную разновидность, которое в настоящее время представляется упрощенным. В классификации У.Р. Фохта выделяются свыше восьми разновидностей романтизма: а) отвлеченно-психологический, б) гедонистический, в) гражданский, г) социальный, д) философский, е) славянофильский, ж) синтетический, з) эпигонский и др. В другой классификации, предложенной Е.А. Майминым, выделяется пять течений романтизма:

а) созерцательный (Жуковский, Батюшков, Козлов, Вяземский);

б) гражданский или революционный (поэты-декабристы);

в) философский (Веневитинов, Баратынский, Тютчев);

г) синтетический (ранний Пушкин, Лермонтов).

Реализм – в широком смысле – свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.Если исходить из широкого смыслового значения этого термина, то можно выделить ренессансный реализм, то есть реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, то есть реализм эпохи Просвещения, и другие «метасторические» виды реализма.

Реализм в узком (историческом) смысле определяют как художественный метод и направление, возникшее в начале XIX века и отражающее конкретно-историческое своеобразие действительности и социально детерминированную личность в ее взаимоотношениях с обществом.

Задачей реализма как художественного метода является изображение сущности явлений путем раскрытия их общественной обусловленности и выявления исторического смысла. Другая важнейшая задача реализма состоит в воссоздании обобщенно-типологической картины конкретно-исторического бытия, что предполагает воссоздание типических обстоятельств и характеров в чувственно конкретных и неповторимо индивидуальных формах.


Укажем принципы реализма как метода (по С.М. Петрову):

1) принцип всестороннего изображения человека (принцип универсальности);

2) принцип социального и психологического детерминизма, то есть изображение жизни и деятельности человека в причинной зависимости как от собственного внутреннего мира, так и от окружающей действительности;

3) принцип историзма, предполагающий изображение человека и общества в движении, развитии в соответствии с духом времени, в национально-историческом и эпохальном контексте;

4) принцип объективированного изображения героя и мира (в противовес романтическому слиянию автора с героем);

5) принцип народности, «в основе которого лежит отображение специфических особенностей духа, характера народа, изображение его национально-типических черт» (цит. по: История русской литературы XI–XIX веков / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. М., 2001. С. 129).

В русском реализме У.Р.Фохт вычленяет три основных течения, которые имеют разные фазы развития в различные периоды русской литературы:

1. Психологическое течение (представители – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Островский, Толстой, Достоевский). Психологический реализм тяготел к повести и роману. При этом в основе произведения лежала любовная интрига, а система характеров строилась по психологическому, а не по социальному признаку. При этом общественные отношения освещаются через внутренний мир героя. Отсюда представители этой ветви реализма ориентировались на этические, а не на политические идеалы.

2. Социологическое течение. Его появление было связано с «натуральной школой». Представители этого течения (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Успенский; теоретики – Чернышевский, Добролюбов) смещают художественный акцент на анализ социального окружения и общественного положения героя. Отсюда – социальный принцип типизации и тенденциозность художественного изображения действительности. Основные жанры социологического реализма – очерк, хроника, эпическая поэма, публицистический роман.

3. Экспрессивный реализм. Его представители (Горький, Короленко и др.) разрабатывали малые эпические жанры – рассказ, небольшая повесть. Своеобразие этого течения, согласно У.Р. Фохту, заключается в сочетании реалистического и романтического миросозерцания.

Модернизм – направление в искусстве и литературе конца ХIХ – начала ХХ вв., характеризующееся:

– разрывом с историческим опытом художественного творчества;

– стремлением утвердить новые начала искусства;

– условностью стиля;





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 578 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...