Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема лекции 2.1. Художественная культура Месопотамии



1. Особенности древнейшей культуры Месопотамии.

2. Монументализм и красочность культовых сооружений.

3. Скульптура Месопотамии.

4. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства.

1. Особенности древнейшей культуры Месопотамии.

Зарождение и развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э. Между речками Тигр и Евфрат более чем 5000 лет назад обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками», или «Междуречье»).

Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, южной и северной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 гг. до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и неотвратимость смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (точнее — древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 1792—1750 до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). До наших дней дошло архитектурное сооружений той поры – стела (базальтовый столб), на котором было выбито 282 юридических закона. Наверху столба изображался в выпуклом рельефе царь Хаммурапи, стоящий перед верховным богом Шамашем. Мысль данного произведения была такова: царская власть и его деяния поддерживались богом. История культур Междуречья даёт пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.

Современные исследования показывают, что шумеры появились в этой области раньше семитов. Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние культуры.

В первой половине III тысячелетия до н. э. в Шумере складывается раннеклассовое общество и появляются соперничавшие между собой, рабовладельческие города-государства, среди которых наиболее значительными были Ур, Урук, Лагаш, Браду Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна. В этот период практически стерлись границы между культом и государственной властью, что сказалось на типе важнейших монументальных комплексов, в которых объединялись храмы и дворцы.

В середине III тыс. до н.э. продолжавшаяся столетиями борьба за власть между отдельными правителями привела к объединению городов-государств. Около 2400 г. до н.э. все Двуречье объединилось под властью царей города Аккада. Впоследствии государства сменяли друг друга на территории Двуречья. В XXIII в. до н.э. погибло государство Аккад. Около 2100 г. до н.э. возникло более мощное государство - царство Шумера а Аккада, называемое царством III династии г. Ура - просуществовавшее ок. ста лет. К этому времени относят полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев.

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. Южное Двуречье завоевали семитические племена вавилонян, унаследовавшие религиозные и культурные традиции шумеров. На территории Месопотамии возникает Вавилонское царство (II тыс. до н. э.), наивысший расцвет которой приходится на период около 1800 г. до н. э. и затем постепенно распадается. На ее руинах ассирийцы, захватившие Месопотамию в первом тысячелетии до н. э., создают Ассирийскую империю (IX—VII вв. до н. э.), ставшую крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии, ее столицей становится Ниневия.

2. Монументализм и красочность культовых сооружений.

В городах Двуречья наступил период особого расцвета архитектуры, продолжается строительство укрепленных городов, дворцов, культовых зданий - зиккуратов. Зиккурат – «дом горы» - это архитектурное сооружение в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которого помещалось святилище. Зиккураты сооружали на высоких холмах (природного или искусственного происхождения). Ступени пирамиды раскрашивали в разные цвета (черный, синий, белый), символизирующие стихии природы. Внутри на скамейках, стоящих вдоль стен, были помещены статуэтки молящихся, которые назывались – адоранты. Это были условные изображения человека в молитвенной позе, с большими глазами, ушами и носами. На спине или на плече такой небольшой скульптуры обязательно было выбито имя заказчика. Смысл данного произведения искусства заключался в том, что скульптура должна была иметь ритуальный характер (молиться за своего заказчика).

В 612 г. до н. э. Ассирийская империя погибает, но через 60 лет возникает Нововавилонская империя. Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал крупнейшим городом древнего мира. Через века до нас дошла слава о прекрасных «висячих садах Семирамиды» - одном из семи чудес света. В Библии упоминается грандиозная Вавилонская башня, Божьим наказанием за строительство которой стало смешение всех языков. Город прозвали Вавилоном, т.е. «смешение». По Библии, эта башня осталась недостроенной. В Вавилоне был построен самый большой зиккурат (90 м высота, у основания – квадрат, 90х90 м), названный Вавилонской башней, на вершине которой был храм бога Мардука.

3. Скульптура Месопотамии.

Скульптура древней Месопотамии почти лишена статичности и уравновешенности, которые были присущи египетскому искусству. Рельефы и росписи дворцов, древние скульптуры правителей или животных изображали в движении. Искусные мастера Шумера владели навыками изготовления удивительных по красоте и тонкости ювелирных изделий. Они прекрасно умели чеканить и делать не простые сплавы драгоценных металлов.

К числу поразительных скульптур древней Месопотамии относится мраморная голова женщины (предположительно богини) найденная в Уруке, в самом старинном центре шумерской культуры. Её можно отнести ко второй половине четвёртого тысячелетия до н. э. Раньше этот образ оживляли инкрустированные цветными камнями глазницы. Хотя они сейчас отсутствуют, образ продолжает нести удивительную выразительность.

В скульптурах древней Месопотамии, в основном присутствуют образа мощных и устрашающих животных, как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Наверное, всё это берёт своё начало из молитвенных гимнов Двуречья, в которых ярости богов сравнивал с яростью львов, а мощь богов, с сумасшедшей силой дикого быка. Для того чтобы придать образу гнев и сверкающий дикий взгляд, вавилонские скульпторы предпочитали их изображать с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.

Так же поражает своей красотой древняя скульптура, состоящая из выразительной группы статуэток из мрамора Телль-Асмара, предположительно относящаяся к первой половине 3-го тысячелетия до н.э. Самая высокая статуя имеет рост около тридцати сантиметров. Они стоят прямо, во весь рост и сложили на груди свои руки. Что касается их тел, то на них присутствуют длинные костюмы, которые изображены лишь схематично, как бы намечено, автор не акцентирует на них наше внимание, он заставляет сконцентрироваться на выражении лиц. Если присмотреться, то создаётся впечатление, что все надели маски, такие неживые и фантастичные их выражения лиц. У этих древних скульптур были наголо выбритые головы или головы со смешными многослойными завитками, так же их бороды были расчесаны. А самое запоминающееся в них - это глаза. Они были большого размера, словно неживые, застывшие в удивлении либо в наблюдении за происходящими событиями. По-видимому, автор при создании этой древней скульптуры преследовал определённую цель. Он стремился, чтобы наблюдателя сразу поражал взгляд огромных глаз с цветными камнями. Они были так глубоко посажены, что они сохранились на века. Складывается впечатление, что вся загадочная и мудрая культура Древней Вавилонии внимательно смотрит на нас из этих незабываемых глаз.

Поражает своей красотой скульптура древней Месопотамии в виде победной стелы царя Нарамсина, которая изготовлена из красного песчаника и рассказывает нам о его победе над горными племенами. Она славила силу, мощь и величие царя.

Во 2-й пол. 40–х годов 20 века археологи из Турции проводили тщательные раскопки в Анатолии, где раньше процветала хеттская культура. Они нашли святилища под открытым небом, а самая интересная находка - это обломки антикварных древних скульптур, найденные на крутом гребне, известном как Черная гора. Это были головы, изготовленные из камня с большущими глазами, удивительными по своему выражению. Так же археологов порадовали статуэтка бога – оленя с огромными, чудными рогами, которые примерно были созданы более 4-х тысячелетий назад.

Это произведение искусства древней Месопотамии, предназначенное главному богу Мардуку и его возлюбленной, богине утренней зари, оно было обрамлено позолоченными рогами, Если верить словам Геродота, то древняя скульптура бога Мардука была вылита из чистейшего золота и весила около 2500кг.

4. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства.

Произведений изобразительного искусства Древней Месопотамии сохранилось мало. В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают не культовые, а светские сюжеты. Это сплошь прославление царя, его деяний. Всюду лицо царя сурово, величаво, без индивидуальных черт. Он одинаково грозен и величествен и на охоте, и в бою, и когда шествует в сопровождении толстых безбородых евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья голова подвешена рядом. А какие мускулы на руках и ногах царя, вельмож и его воинов! Огромные, железные, пудовые. Главная задача художника - показать баснословную роскошь царских облачений, утвари, бесчисленных украшений. И беспримерную царскую жестокость: сажание на кол, вырывание у пленников языка и сдирание кожи в присутствии царя, жутко переданные — без тени жалости. В царских охотах и битвах замечательны изображения животных. Это и есть вершина ассирийского искусства. Пружинисто сгибающиеся под тяжестью всадников мчащиеся по пустыне верблюды. Гордая львиная ярость и бешеный конский бег. Искусство еще никогда не достигало такой силы в изображении подобных сцен, где главными героями становятся лев, верблюд или конь. Ассирийцы заимствовали религию, культуру и искусство Вавилонии, значительно ограбив их, но и наделив новым пафосом могущества.

В разные периоды Месопатамской культуры активно развивалось декоративно-прикладное искусство: торевтика (искусство ручной чеканки), ювелирное дело, керамика, изготовление оружия, прокатка по цилиндрической печати, инкрустация перламутром на битуме с применением поделочных камней (Урский штандарт) и т.д. Все дошедшие до нас предметы материальной культуры отражают реализм образов живой природы (изображения животных, птиц, растений, людей).

В 538 г. до н. э. Вавилон был завоеван войсками персидского царя Кира, и вся долина Двуречья вошла в состав огромной Персидской державы, которая унаследовала лучшие достижения духовной культуры цивилизаций Древнего Двуречья, от Шумера и Аккада до Ассирии и Вавилона.

Контрольные вопросы:

1. Какие достижения материальной и духовной культуры оставили народы Месопотамии?

2. Охарактеризуйте искусство народов Шумер и Аккад.

3. В чем особенности архитектуры и скульптуры?

4. Опишите Царские гробницы в Уре.

5. Что такое Урский штандарт?

6. Что Вы знаете о памятнике юридической мысли – стеле Хаммурапи? Каковы ее художественные особенности?

7. Когда были построены Сады Семирамиды? В чем особенности этого сооружения?

8. Какие виды архитектурных сооружений создавались в Древнем Египте и в Месопотамии?

9. Охарактеризуйте мифологию Древнего Египта и Двуречья. Как в этих мифах отражалось миропонимание древних людей?

10. Почему весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем»)?.

Темы докладов и рефератов:

1. Архитектура Месопотамии как отражение мифов.

2. Зиккураты в Уре и Вавилоне.

3. Глазурованный кирпич и скульптурный рельеф – основные средств внешнего и внутреннего декора дворцов и общественных сооружений.

4. «Сказание о Гильгамеше» - древнейшая на земле эпическая поэма.

5. Вавилонская башня и Библейская Книга Бытия.

6. Висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 6990 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...