Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
[ccxxix] Jose Ortega у Gasset. The dehumamzation of art and other writings on art and culture. N. Y., 1956. P. 164.
[ccxxx] Dehumanization... P. 166.
[ccxxxi] Нужно иметь в виду, что этот термин отличается от рационалистического “размышления” у Декарта, Гегеля и т.д. Meditatio Ортеги не есть ratio. Оно сближается с гуссерлианской “редукцией”, означая только, что человек уходит в себя, отгораживается от мира, освобождается от необходимости следить за вещами и созерцает только свое “Я”.
[ccxxxii] The dehumanization.... P. 131-132.
[ccxxxiii] Jose Ortega у Gasset. Man and crisis. N. Y., 1958. P. 76.
[ccxxxiv] Ibid. P. 31.
[ccxxxv] Ibid. P. 24.
[ccxxxvi] Man and crisis. P. 26.
[ccxxxvii] Ibid. P. 39-40.
[ccxxxviii] Кстати сказать, именно Ортеге принадлежит (если не считать С.Кьеркегора, выступившего идейным предтечей экзистенциализма, но невостребованного в середине XIX в.) приоритет в развертывании экзистенциальной проблематики. Его первые методологические наметки этого плана относятся к 1914 году. Книга “Размышления о “Дон Кихоте”, где они содержатся, вышла в свет за несколько дней до начала первой мировой войны. Положение “Я есть я и мое обстоятельство”, составляющее экзистенциалистский стержень этой книги, гораздо позже было открыто в Германии, и Ортега утверждал по этому поводу в примечаниях к очерку “Видение Гете изнутри”, имея в виду М.Хайдеггера: “Я числю за этим автором небольшой должок” (Цитируется по статье Мариаса Хулиана “Первая книга Ортеги”, помещенной в Приложении к изданию: Х.Ортега и Гассет. Размышления о “Дон Кихоте”. СПб., 1997. С. 193).
[ccxxxix] Man and crisis. P. 26.
[ccxl] Ibid. P. 110.
[ccxli] Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. Т. 3. М., 1955. С. 4.
[ccxlii] The dehumanization... P. 178-179.
[ccxliii] Ibid. P. 179.
[ccxliv] Man and crisis... P. 186.
[ccxlv] The dehumanization... P. 174.
[ccxlvi] Речь пока идет не столько о реальной истории общества, хотя и этот аспект присутствует здесь вполне отчетливо, сколько об истории индивидуальной судьбы.
[ccxlvii] Man and crisis... P. 181.
[ccxlviii] Jose Ortega у Gasset. Toward a philosophy of history. N. Y., 1941. P. 114-115.
[ccxlix] Ibid. P. 206.
[ccl] Ibid. P. 166.
[ccli] Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Логос. 1911-1912. Кн. II-III. С. 3-5.
[cclii] Toward a philosophy... P. 220.
[ccliii] Ibid. P. 148-149.
[ccliv] Ibid. P. 151.
[cclv] Ibid. P. 152.
[cclvi] В этом пункте своей концепции Ортега вполне солидарен с Зиммелем (см.: Георг Зиммель. Конфликт современной культуры. Петроград, 1923).
[cclvii] Man and crisis... P. 44-45.
[cclviii] Ibid. P. 54.
[cclix] Ibid. P. 54.
[cclx] Так, в Европе Нового времени точками отсчета поколений могут, как представляется Ортеге, послужить жизнь Галилео Галилея или Ренэ Декарта, а в современной исторической ситуации – окончание первой мировой войны (см.: Man and crisis... P. 62-66).
[cclxi] Гегель. Соч.. Т. IV. М., 1959. С. 14-15.
[cclxii] Там же.
[cclxiii] Слово “идеализм” Ортега употребляет не в марксистском смысле, то есть не как обозначение философской методологии, исходящей из примата духовной субстанции, а в буквальном значении этого слова – как приверженность неким абстрактным идеалам, как пустое мечтательство.
[cclxiv] The dehumanization... Р. 170.
[cclxv] Ibid. P. 170.
[cclxvi] Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1946. С. 25.
[cclxvii] Man and crisis... P. 70.
[cclxviii] Зиммель Г. Конфликт современной культуры. С. 12.
[cclxix] Иллюстрацию так понятого процесса развития культуры мы находим в цитировавшейся выше книге Ортеги “En torno a Galileo” (в американском переводе – “Man and crisis”), которая посвящена переходу европейского мышления от христианской теодицеи к натурализму рационалистической ориентации, составившей основу того мировоззрения, которое в начале XX в. терпит основательный кризис. Причины этого кризиса и возможные способы его преодоления – центральная тема этого большого труда.
[cclxx] The dehumanization... P. 47-48.
[cclxxi] Toward a philosophy... P. 167.
[cclxxii] Ibid. P. 167-168.
[cclxxiii] Man and crisis... P. 38.
[cclxxiv] Toward a philosophy... P. 208.
[cclxxv] Ibid. P. 221.
[cclxxvi] Man and crisis... P. 176.
[cclxxvii] Toward a philosophy... P. 232.
[cclxxviii] Ibid. P. 182-184; р. 197-198.
[cclxxix] Man and crisis... P. 17.
[cclxxx] Герменевтика, по Ортеге, означает “описание”, или, вернее, “жизнеописание”, исследование человеческой жизни с точки зрения самого этого человека. В согласии с Дильтеем, для этого необходимо “вжиться” в ту реальность, которая окружала описываемого, пережить ее самому историку.
[cclxxxi] Man and crisis... P. 29.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!