Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ГЛАВА 1 18 страница



И все же дизайн - это вполне самостоятельная, более того, принципиально новая область творчества. Прежде всего, дизайн - феномен XX в. Конечно, люди создавали окружающий их предметный мир на протяжении многих веков. Орудия труда, предметы мебели, домашняя утварь, созданные в «додизайнерский» период, можно охарактеризовать как образцы «стихийного» дизайна. Всем им присущи отдельные черты современного дизайна: они разрабатывались и той или иной степени техническим способом, в их облике наглядно отражалось взаимодействие формы, конструкции и функции, они тиражировались, по крайней мере, во времени.И даже если не все они являются произведениями декоративно-прикладного искусства, для нас они - ценнейшие памятники материальной культуры, ремесел, истории техники.

При этом главное отличие «стихийного» дизайна от профессионального состоит в том, что в нем отсутствует предварительное изучение, специальное моделирование функционирования создаваемой веши. Лучшие его образцы рождались медленно, этот процесс шел путем проб и ошибок, а введение даже незначительного новшества растягивалось иногда на несколько столетий. С начала XX в. значительно ускорился сам темп развития, смена образа жизни людей и предметного мира. В результате научно-технического прогресса и повседневный обиход вошло огромное количество технических новинок: бытовые электрические приборы, средства транспорта и связи, электронно-вычислительная техника. Весьма непростые задачи пришлось решать первым дизайнерам, когда они столкнулись с необходимостью создавать принципиально новые вещи, не имеющие аналогов в прошлом. Художественного вкуса и элементарного опыта оказалось недостаточно. Необходимо было обладать одновременно развитым художественным мышлением, присущим представителям сферы искусства, и рациональным проектным мышлением, изучать закономерности предметного формообразования, вдаваясь в область инженерной и конструкторской деятельности.

Дизайн с самого начала своего существования ставил пред собой задачу связать в единое целое красоту и целесообразность, техническое и эстетическое начала, создания новых видов и типов изделий, организации целостного предметного мира, соогнгтствующсго уровню развития материальной и духовной культуры современного общества. Задача эта грандиозна, но можно надеяться, что дизайн справиться с ней, неуклонно расширяя сферу своей деятельности, накапливая практический опыт и вырабатывая свои собственные, научно обоснованные теоретические и методологические принципы.

Вопросы к зачету.

1. Дизайн как составной элемент культуры.

2. Различные подходы к определению истории дизайна.

3. Материальная культура Древнего Египта.

4. Ремесло в эпоху Средневековья.

5. Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.

6. Стили в европейском искусстве XVIII в. Барокко и рококо.

7. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России Х-ХVIII вв.

8. Специфика художественного проектирования в условиях мануфактурного производства.

9. Начало технической революции. Зарождение промышленного производства и проблемы формообразования.

10. Первые российские промышленные выставки. Участие России в международных промышленных выставках.

11. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.

12. Художественно-промышленные училища в России. Строгановское училище.

13. Проблемы формообразования в предметно-пространственной среде на рубеже Х1Х-ХХ вв.

14. Теория и практика в творчестве У. Морриса.

15. Стиль модерн.

16. Конструктивизм и функционализм.

17. Школы промышленного конструирования в начале XX в.

18. Немецкий Веркбунд.

19. Баухауз: разработка принципов формообразования промышленной продукции.

20. Создание ВХУТЕМАСа, его роль в разработке принципов промышленного искусства в СССР в 1920-1930-е гг.

21. Пионеры советского дизайна.

22. Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США.

23. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны.

24. Основные принципы коммерческого дизайна.

25. Р. Лоуи - пионер коммерческого дизайна.

26. Высшая школа формообразования в Ульме: новая концепция дизайн -образования.

27. Особенности развития дизайна в Германии после Второй мировой войны.

28. Особенности развития дизайна во Франции после Второй мировой войны.

29. Особенности развития дизайна в Англии после Второй мировой войны.

30. Особенности развития дизайна в Италии после Второй мировой войны.

31. Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.

32. Особенности развития дизайна и СССР в 1960-1980-е гг.

33. Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии в дизайне.

34. Концепция производственного искусства. Теория и практика.

35. Теоретические взгляды Рёскина, Морриса, Земпера, Рёло и их вклад в развитие теории дизайна.

36. Искусство XX в. и дизайн.

Темы рефератов.

1. Эпоха Возрождения: синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды.

2. Эпоха Возрождения: художник - первый конструктор машин.

3. Проблема гармоничного сочетания красоты и пользы в эстетических взглядах поздних романтиков.

4. Зарождение промышленного производства и его влияние на формирование дизайна.

5. Поиски в области теории и практики формообразования машинных и промышленных изделий в конце XIX - начале XX в.

6. Пути преодоления эклектики в формообразовании на рубеже XIX-XX вв. в Европе и России.

7. У истоков дизайн-образования: школа А. Ван де Вельде.

8. «Неорусский стиль» в России в конце XIX - начале XX в. Объединения художников: Абрамцевский кружок, село Талашкино.

9. Стиль модерн в России.

10. Искусство книги в России в начале XX в. Графический дизайн в Советской России в 1920-1930-е гг.

11. Проблема реконструкции быта в Советской России в 1920-е-1930-е гг. Оборудование жилища. Супрематизм в мебели.

12. Текстильный факультет ВХУТЕМАСа. Массовая и модная одежда в Советской России в 1920-1930-е гг.

13. Сравнительный анализ дизайнерских школ в странах Западной Европы, США и Японии. Сочетание традиций и новаторства.

14. Проблемы дизайна в СССР: ориентация на обеспечение качества продукции в условиях замкнутого рынка.

15. Дизайн в системе маркетинга.

16. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха продукции в условиях общества потребления.

17. Возрастание влияния экологии и культурологических факторов в дизайне в XXI в.

18. Пионеры советского дизайна.

19. Школы и направления в современном отечественном и зарубежном дизайне.

20. Социально-этические концепции подготовки дизайнеров в теоретическом наследии Баухауза. Взгляды Гропиуса, Мейера на сущность дизайна.

21. Теория «производственного искусства» в Советской России в 1920-е гг. Деятельность Пролеткульта, ЛЕФа, ИНХУКа.

22. Теоретические предпосылки функционализма как ведущего направления в дизайне в 1930-1950-е гг. в США и Западной Европе. Ле Корбюзье, Салливен.

23. Проблемы профессиональной этики в работах теоретиков дизайна.

24. Проблема свободы творчества в дизайне.

25. Теоретические взгляды Дж. Нельсона.

26. Теория и практика дизайна в творчестве Т. Мальдонадо.

27. Теория дизайна в СССР в 1960-1980-е гг. и ее связь с дизайнерской практикой.

28. Деятельность ВНИИТЭ и его вклад в разработку теоретических вопросов дизайна.

29. Эстетические проблемы формирования предметно-пространственной среды во второй половине XIX в.

30. Дизайн в системе современной культуры.

Литература ко всему курсу.

Учебники и монографии

1. Аронов В, Р. Дизайн и искусство. - М.: Знание, 1984.

2. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. - М.: Советский художник, 1987. - 232 с.

3. Безмоздин Л. Н. В мире дизайна. - Ташкент: Фан, 1990.

4. Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. Ч. 1: Этапы развития мирового дизайна. - М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1997. - 101 с.

5. Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. Ч. 2: Русский дизайн. Производственное искусство. Гл. 3 и 4. - М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1998. - 145 с.

6. Генисаретский О. И. Эстетические концепции современного дизайна. - М.: Изобразительное искусство, 1988.

7. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат, 1984. - 455с.

8. Гизе М. Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII - начала XX вв. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.

9. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М.: Искусство, 1970. - 191 с.

10. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. - СПб.: Стройиздат, С.-Петербургское отделение, 1992. - 360 с.

11. Гропиус В. Границы архитектуры. - М.: Искусство, 1971. - 286 с.

12. Дижур А. Л. Дизайн в капиталистических странах. - М.: Знание, 1968.-63 с.

13. Дизайн в системе культуры: Тезисы конференций, совещаний. - М.: ВНИИТЭ,1982.-71с.

14. Дизайн США / Ред. Б. Хорриган - Манила, 1989. - 64 с.

15. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII вв. - М.: Искусство, 1989.-318 с.

16. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 3: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. - М.: Искусство, 1992. - 361 с.

17. Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970. - 219 с.

18. Кантор К. М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры. - М.: Искусство, 1967. - 280 с.

19. Кантор К. М. Правда о дизайне. - М.: АНИР, 1996. - 286 с.

20. Кес Д. Стили мебели: Пер. с венг. - Будапешт: Изд-во Академии наук Венгрии, 1981.-272 с.

21. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.

Вопросы к модулям.

5 семестр.

1 модуль:

1. Специфика художественного проектирования в условиях мануфактурного производства.

2. Начало технической революции. Зарождение промышленного производства и проблемы формообразования.

2 модуль:

1. Школы промышленного конструирования в начале XX в.

2. Немецкий Веркбунд.

3. Баухауз: разработка принципов формообразования промышленной продукции.

4. Создание ВХУТЕМАСа, его роль в разработке принципов промышленного искусства в СССР в 1920-1930-е гг.

6 семестр.

1 модуль:

1. Пионеры советского дизайна.

2. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны.

3. Особенности развития дизайна в Германии после Второй мировой войны.

4. Особенности развития дизайна во Франции после Второй мировой войны.

5. Особенности развития дизайна в Англии после Второй мировой войны.

6. Особенности развития дизайна в Италии после Второй мировой войны.

7. Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.

8. Особенности развития дизайна и СССР в 1960-1980-е гг.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1869 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...