Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Могущественные силы Вселенной 21 страница



Автор: По-моему сегодня Вы не в духе. Что с Вами случилось?

Читатель: Вчера был кубок по футболу, и я допоздна просидел у телевизора. К сожалению, наши проиграли, и от расстройства мне сильно захотелось основательно поесть чего-нибудь существенного. Утром, естественно, я проснулся гораздо позже обычного, с отекшими глазами и с деревянной поясницей. Теперь голова у меня совсем ничего не соображает. Уже давно я не испытывал такой тупости.

Жена легла и встала раньше меня. Она целый день смеется надо мной и говорит, что наконец-то я услышал свой внутренний голос, позвавший меня смотреть телевизор, и теперь достиг вершины счастья. Я считал себя очень волевым человеком, но теперь чувствую, что все мои попытки поменять свою жизнь глупы. Не знаю, стоит ли продолжать нашу беседу. Да, кстати, интересно, какая же гуна вчера вечером на меня навалилась?

Автор: А что вас побудило смотреть телевизор, какое чувство?

Читатель: Мне хотелось, чтобы наши, наконец, выиграли, но ненависти к чужой команде у меня не было.

Автор: Другими словами, Вы желали каких-то результатов для «своих»?

Читатель: А зачем же ещё смотреть футбол? Все болельщики смотрят его, надеясь на победу «своих".

Автор: Давайте проанализируем, под влиянием каких гун Вы находились вчера вечером. Вы хотели победы для «своих», но чужим зла не желали. Эта позиция двойственности — «мои лучше, а чужие хуже» — находится в гуне страсти. Вы хотели результата и, не получив его, разочаровались, что и вызвало у вас повышенную секреторную деятельность органов пищеварения. Так на пищеварение действует гуна страсти. Сила, которая навалилась на вас, содержала корыстное понимание счастья, и под её действием ваша психика испытала натиск жадности (стремление к положительному результату игры). Гуна страсти всегда увеличивает чувство жадности. Эта сила к тому же украла у вас свободное время и испортила отношения с родственниками. Снова-таки, это гуна страсти крадет свободное время и портит отношения с родственниками. Кроме того, Вам пришлось нарушить режим питания, что привело к интоксикации организма и нарушению деятельности почек. В результате появились отеки. Похоже, что вчера вечером вас настигла стопроцентная гуна страсти.

Читатель: Но теперь-то я чувствую отупение и разочарование. Так гуна страсти не действует. Похоже, что и влияние гуны невежества тоже присутствует.

Автор: Да, Вы правы, гуна страсти настигла вас вечером, а вечер — это невежественное время суток. Поэтому, нарушив режим вечером, Вы заодно попали и под влияние гуны невежества. В результате Вы очень поздно легли спать и поздно встали с постели, за что и были наказаны могущественным временем, а проявилось это в отупении мышления и снижении тонуса всего организма.

Читатель: Всё это более или менее понятно, но одного я не могу понять: почему в моём сознании появилось отчаяние? Раньше я каждый день ложился спать поздно, смотрел то футбол, то хоккей и всегда, когда проигрывали, наедался. Просыпался я поздно, с отеками и с тупой головой, но отчаяния и безысходности не было. Неужели теперь, после стольких усилий, гуна невежества стала влиять на меня сильнее, чем раньше, и привела меня к скорби?

Автор: Отчаяние — это не скорбь и не признак гуны невежества, а, скорее, желание вырваться из-под ее влияния. Признаками же гуны невежества являются тоска, депрессия, безразличие и беспросветная тупость.

Читатель: А почему у меня появилось такое сильное желание вырваться из-под ее влияния, ведь раньше-то этого не было? Неужели теперь она засасывает моё сознание глубже, чем раньше?

Автор: Вообще для каждого из нас, даже при серьезной духовной практике, всегда существует опасность неожиданного погружения в гуну невежества. Однако в вашем случае гуна невежества, по всей видимости, засасывает вас не сильнее, чем прежде. Просто Вы глубже, чем раньше, всё это понимаете.

Присутствие отчаяния говорит о том, что ваш разум уже познал сладкий вкус гуны благости и стремится к нему. Однако сопротивление гун страсти и невежества не даёт разуму действовать в направлении желаемого понимания счастья. Поэтому ваш разум и вошел в состояние отчаянного сопротивления влиянию низших гун.

Читатель: Что же мне теперь, больному и отчаявшемуся, делать? Я потерял здоровье, энтузиазм, уважение жены и всё из-за этого футбола и желания победы.

Автор: Футбол тут ни при чём, вас никто насильно к телевизору не привязывал.

Читатель: Но ведь он явился причиной соблазна?

Автор: Причиной соблазна явилась нахлынувшая на вас вследствие прошлой неблагочестивой кармы гуна страсти. Она и вызвала это желание победы и азарт. Если бы в это время не было футбольного матча, то Вы обязательно нашли бы себе какое-то аналогичное занятие.

Читатель: Да, теперь я припоминаю, что так оно и было. Сначала мне захотелось как-то отвлечься и я решил посмотреть газету: что там новенького. Наверно, в это время гуна страсти и начала своё грязное дело. Затем моё внимание привлекли два события: кубок по футболу по телевизору и соревнования по боксу во Дворце спорта. Во Дворец спорта мне идти не хотелось, так как шел дождь, и я решил смотреть футбол. Затем я обнаружил, что по расписанию время начала матча не совпадает с моим режимом отдыха. Тогда я решил посмотреть только начало игры, а завтра утром спросить у друзей, кто выиграл. Однако, когда я сел смотреть телевизор, то уже не было никаких сил оторваться. Неужели я такой безвольный человек?

Автор: Нет, ваша сила воли достаточно крепка. Однако, не заметив нарастающего влияния гуны страсти на ваше сознание, Вы пошли у неё на поводу. В результате ее сила засосала весь ваш разум, осквернив его вкусом к счастью в гуне страсти.

Когда в такую ситуацию попадает даже очень волевой человек, то и ему очень трудно вырваться из неё. Мы не можем, не зная, как действуют гуны, полагаться лишь на свои собственные силы в борьбе с их могущественным влиянием на наше сознание. Если человек попадает под влияние какой-либо гуны, то сначала его чувства, а затем ум и разум становятся марионетками в её руках.

Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (2.67):

«Подобно тому, как лодку уносит сильным порывом ветра, так даже одно, вышедшее из-под контроля (незанятое) чувство, на котором сосредоточен ум человека, может увлечь за собой его разум».

Читатель: Поэтому я и спрашиваю вас, какой смысл всё это изучать, если в любой момент какая-нибудь залетная гуна может накрыть любого из нас и полностью затмить его разум?

Автор: На самом деле всё не так ужасно, как кажется, хотя есть повод серьезно задуматься над тем, как жить дальше. В борьбе за своё счастье

нам приходится учиться быть бдительными. Поэтому разумный человек в любой момент ожидает прихода низших гун в его сознание.

Когда в сознании появляются страстные и невежественные желания, человек твердого разума не удивляется этому. Его трудно застигнуть врасплох. Почувствовав в своем уме усиление влияния низших гун, он сразу же пытается сосредоточиться на высшем вкусе счастья, который для него всегда милее и слаще. В результате между желаниями начинается борьба. Если побеждает гуна благости, то постепенно, по мере снижения силы влияния низших гун, в уме остаётся все меньше и меньше беспокойства и ненужных идей.

Читатель: Но запрещать себе желанное — это же просто насилие над самим собой и ничего больше. О какой свободе выбора может идти речь, если всю жизнь одни запреты, даже футбол посмотреть нельзя?

Автор: А что для вас желаннее: цель, которую Вы поставили перед собой, или нахлынувшее из прошлого желание?

Читатель: Иногда хочется того, а иногда этого.

Автор: Ну значит, Вы выбрали себе такую жизненную позицию, при которой вообще нет никакой свободы выбора.

Читатель: Почему же: просто я позволяю себе исполнять все свои желания; это и есть полная свобода выбора.

Автор: В этой ситуации выбор только один — какая гуна навалится, перед той и придется плясать на задних лапках. А вдруг захочется спрыгнуть с девятого этажа, Вы и это себе позволите?

Читатель: Я пока ещё в своем уме.

Автор: Но почему Вы отказываетесь: ведь придерживаясь свободы выбора, нужно потакать всем неожиданно пришедшим в ум желаниям?

Читатель: Я всё понял. Что же тогда является настоящей свободой выбора?

Автор: Мы с Вами как-то уже обсуждали эту тему. На самом деле свободой выбора обладает только тот человек, который способен противостоять неожиданно пришедшим в ум желаниям. Это возможно только в том случае, если существует строгий режим дня, при котором нет внутренней возможности заняться чем-то не запланированным.

Предпринимая изо дня в день что-то для самосовершенствования, человек вырабатывает позитивную привычку, которая в дальнейшем помогает ему противостоять неожиданно возникающим желаниям. Позитивная привычка, или, говоря языком Вед, аскеза в благости, является силой, способной противостоять ненужным желаниям. В результате обретения этой силы у человека появляется уверенность в способности добиться поставленной цели, которую он выбрал по доброй воле. Это и есть полная свобода выбора.

Когда сильное, но не нужное желание приходит в ум, его сможет победить только тот, у кого есть привычка постоянно делать что-то в противовес возникающему желанию. Такая привычка вырабатывается режимом дня. Если же человек не привык бороться с тем, что неожиданно приходит ему в голову, то он очень легко может попасть под влияние неожиданно проявившихся в его сознании гун (желаний). Если неукоснительно соблюдать режим дня, тогда низшие гуны не смогут воздействовать на нашу психику и тело.

Читатель: А что требуется сделать, чтобы ненужные желания вообще никогда не возникали? Они так выбивают из обычной колеи!

Автор: Для тех, кто не достиг чистоты сознания, это неосуществимо. Гуны в тонком и грубом теле действуют под контролем нашей не настоящей, а прошлой кармы. Ложное эго очень крепко утвердилось в нашем разуме, уме и чувствах. Поэтому даже великие мудрецы — люди, достигшие совершенства, также бывают одержимы внезапно пришедшими в ум вредными для прогресса желаниями. Однако они, благодаря своей духовной практике, всё же способны противостоять влиянию низших гун. Поэтому вредное желание не может принудить их делать глупости. Вот это — настоящая свобода выбора.

Людей, которые способны управлять своей жизнью и не поддаваться на соблазны, называют мудрецами стойкого разума. Пока человек не встанет в своем сознании на эту платформу, ему нет смысла надеяться на успех в будущем и рассчитывать на стабильное физическое и психическое здоровье.

Читатель: Поясните, пожалуйста, подробнее эту мысль.

Автор: Потакая своим желаниям, мы стремимся получить временное удовольствие. Однако гуны приносят не только наслаждение, но и страдание. Если наш вкус к счастью не ведет нас к духовному прогрессу, то гуны материальной природы продолжают издеваться над нами до тех пор, пока мы не поймем свои ошибки в понимании счастья. Гуны материальной природы призваны нас учить истине, нет другого смысла в их существовании.

Потакая ненужным желаниям, мы активизируем в своем грубом и тонком теле гуны страсти и невежества. В результате болезни и деградация сознания неминуемы. Сле

дует понять, что гуны материальной природы влияют не только на внешнее поле деятельности, но в равной степени и на внутреннее.

Читатель: Неужели нельзя обходиться с нами как-то понежнее. Разве обязательно учить через страдания?

Автор: Нет, почему же, если человек сам старается противостоять всем глупостям, которые приходят ему в голову, то никаких страданий у него не будет.

Читатель: Значит, если бы я вечером, как обычно, пожелал всем счастья и лег вовремя спать, то плохая карма меня бы не коснулась?

Автор: Нет, просто желая всем счастья, Вы бы почувствовали, что придерживаться этого правила сегодня гораздо труднее, чем обычно. Затем Вы бы четко почувствовали, что в уме появилось сильное желание развлечься чем-нибудь. Если бы в этой или в подобной ситуации вы, несмотря ни на что, продолжили бы выполнять свой долг, то плохая карма на этом бы и закончилась.

Гуны сначала влияют на наш разум, затем на чувства и ум. После этого изменяется понимание своего внешнего поля деятельности, то есть представление о том, чем сейчас нужно заняться. Если мы поддаемся на провокацию низших гун и занимаемся не тем, чем нужно, то в результате у нас усиливаются проблемы во внутреннем поле деятельности — психике и теле. Так, получая психические и физические проблемы, нам приходится восстанавливаться гораздо дольше, чем обычно. Это объясняется тем, что отрицательный опыт иногда гасит веру в свои силы.

Читатель: А если человек несколько дней подряд потакает своим ненужным желаниям, насколько сильное влияние оказывают гуны на его психику и здоровье тогда? За какой срок он может затем восстановиться?

Автор: Если человек будет всё больше и больше попадать под влияние низших гун, то в какой-то момент времени он вообще не сможет осуществлять самоконтроль. Веды говорят, что, если жизнь человека протекает совсем бесконтрольно, он уподобляется рафинированному животному. Фактически такие люди живут, как животные: их интересуют только еда, секс, сон и обустройство их жизни. Единственное отличие от животных заключается в том, что такие люди наслаждаются в условиях повышенного комфорта.

Живя без возвышенной цели, они открывают путь гунам страсти и невежества, действие которых и проявляется в их грубом и тонком теле. В результате такой жизни рассчитывать на физическое и психическое здоровье не приходится. Таким образом, при потакании своим желаниям появление страданий и многочисленных болезней в теле и уме остаётся только вопросом времени.

Читатель: Получается, что для человека путь к счастью только один — контролировать все свои желания и заниматься самопознанием?

Автор: Да, таков вывод Вед: человеческое тело предназначено для самосовершенствования.

Читатель: Спасибо, что подбодрили меня, а то я уже усомнился в своих силах и решил жить по-старому. Теперь понимаю, что это не поможет мне. Поэтому, несмотря на унижения, страдания и позор, всё же придется мне взять себя в руки.

Автор: По-моему Вы немного преувеличиваете, на самом деле ничего страшного с Вами не произошло. Просто сейчас Вы лишились чрезмерной самоуверенности, которая сильно мешала вам. Главное — это сделать из совершённых ошибок правильные выводы. Нам с Вами предстоит ещё много, много раз падать и вставать под ударами гун, но надо продолжать наш нелегкий путь вперед, другого выхода нет. На пути к счастью главное — не падать духом. Я думаю, что можно подвести итог нашей беседы.

ВЫВОД: Внутреннее поле деятельности души (тонкое тело и грубое) находится под полным контролем гун материальной природы. Гуны склонны менять силу своего влияния в зависимости от нашего понимания смысла жизни, наших прошлых желаний и поступков. Только великие мудрецы, всегда внутренне устремлённые к Богу и никогда не отрывающие своего сознания от духовной реальности, могут полностью освободить свою психику и своё тело от влияния гун.

Даже грубое, физическое, тело таких святых достойно поклонения. Настоящие мудрецы имеют абсолютную свободу выбора в своих поступках. У обычных же людей, чем эгоистичнее и невежественнее они настроены, тем сильнее проявляется влияние низших гун на их сознание и тем меньше остаётся свободы выбора.

Гуны материальной природы действуют в нашем грубом и тонком теле, постоянно участвуя во всех процессах — как психических, так и химических. Поэтому, меняя свои взгляды на жизнь, мы автоматически изменяем многие функции организма. Состояние психики человека также полностью подчинено влиянию гун. Поэтому, изменяя свою концепцию счастья, можно противодействовать плохим событиям. Стремясь к счастью и действуя правильно (опираясь на знание писаний), человек способен ещё до прихода плохих событий противостоять им.

Таким образом, гуны посредством своего влияния на наше сознание постоянно учат нас серьезности и бдительности. Тот, кто познал, каким образом можно избавить поле деятельности живого существа от влияния гун, в скором времени, несомненно, достигнет высшего счастья.

Десять видов чувств

Мы имеем чувства двух типов:

1. Чувства, занимающиеся познанием окружающего мира: слух, осязание, зрение, вкус и обоняние. Всем им соответствуют определённые органы чувств, помогающие тонким чувствам действовать в материальном мире; это: слуховой аппарат, кожные рецепторы, орган зрения, вкусовые и обонятельные рецепторы;

2. Чувства, занимающиеся деятельностью, благодаря которым мы обладаем способностями: говорить, делать что- то руками, передвигаться, заниматься сексом, избавляться от отходов жизнедеятельности организма. Всем им соответствуют органы деятельных чувств, помогающие осуществлять перечисленные выше функции: орган речи, руки, ноги, система воспроизведения, орган дефекации.

Об этих чувствах познания и чувствах, участвующих в деятельности, подробно говорится в фундаментальном ведическом трактате «Ману Смрити». Поэтому при рассмотрении этой темы мы будем приводить цитаты из писаний и затем обсуждать их. Так мы сможем легко понять, почему душа в своих наслаждениях материей зависит от деятельности чувств.

Читатель: Вы что, хотите сделать меня знатоком Вед?

Автор: Нет, просто-напросто без этой информации невозможно глубоко понять, как действуют чувства.

Читатель: А что, неужели нам обязательно понимать это глубоко, мы же с Вами не патологоанатомы?

Автор: Без глубокого понимания того, как действуют чувства, стать счастливым просто невозможно. Мы должны не только понимать их природу, но и, овладев этим знанием, уметь удерживать чувства от ненужной деятельности.

Читатель: А, теперь понятно, для того чтобы стать счастливым, нужно научиться быть бесчувственным истуканом, только тогда мы сможем накопить счастье внутри себя и не расплескивать его в разные стороны.

Автор: Как раз наоборот, нужно так очистить и утончить свои чувства, чтобы ими можно было воспринимать духовную реальность. При таком состоянии сознания чувства сами перестают интересоваться низменными радостями. Это и есть настоящий самоконтроль. Одно лишь ограничение чувственной деятельности, как правило, ни к чему хорошему не приводит.

Читатель: Но ведь осуществить всё это практически очень сложно.

Автор: Именно поэтому мы и должны понять, как правильно действовать своими чувствами и как очистить их от ненужных желаний.

Читатель: Ну хорошо, хотя пока ничего и не понятно, тем не менее вы, как всегда, уже заинтриговали меня, и я готов погрузить свой ум в размышления о всевозможных чувствах.

Автор: Для начала подтвердим писаниями то, что уже было сказано о чувствах и органах чувств. В «Ману Смри- ти» (2.89-91) сказано:

«Эти одиннадцать органов чувств, которые нам дал творец и на которые указывали мудрецы, я, в соответствии с

законом, правильно перечислю».

«Уши, кожа, глаза, язык, нос, а также анус, воспроизводящий орган, руки, ноги и орган речи, таким образом, составляют десять органов

чувств».

«Пять из них, начиная с ушей и дальше, называются органами чувств, остальные, начиная с ануса и далее, это — органы деятельности».

Читатель: Здесь, видите ли, выходит некоторая неувя- зочка. Вами всего перечислены десять органов чувств, а в первой цитате говорится, что их одиннадцать. Может, у нас есть ещё один орган чувств, например, орган интуиции?

Автор: Вы правы, этим органом чувства, органом интуиции, является ум, он-то и оказывается одиннадцатым чувством человека. Человек, овладевший своим умом, способен видеть с помощью ума, даже если у него повреждён орган зрения, глаза. Ум может заменить деятельность всех пяти чувств познания. Кроме того, ум контролирует деятельность всех органов чувств и всех органов деятельности. Это описывается в «Ману Смрити» (2.92):

«Знай, что внутренний орган — ум — является одиннадцатым чувством. Он (ум) в равной степени связан со всеми органам чувств и со всеми органами деятельности. Однако

когда ум покоряет их, все десять органов чувств становятся побеждёнными».

Читатель: Вот видите, даже в писаниях говорится, что деятельность чувств нужно победить. Поэтому, насколько я понимаю, шизофреники, у которых вся деятельность проходит в одном только уме, являются самыми счастливыми из людей. Но, конечно же, ваше понимание этой цитаты будет совсем иным, и вы, в конце концов, раскроете мне глаза.

Автор: Похоже, что сегодня у вас какой-то особый, боевой дух соперничества. Будем надеяться, что так оно и случится: пусть истина в результате обсуждения станет нам ближе.

На самом деле, возражая мне, Вы в чем-то правы. Но нужно победить не сами чувства, а их склонность наслаждаться материей. Душа, имея духовный ум и духовные чувства, никогда не прекращает своей деятельности, которая осуществляется с помощью чувств и ума. Поэтому, даже когда душа оставляет материальное тело и остается без органов чувств (глаз, ушей и т.д.), ее тонкие чувства по- прежнему продолжают быть активными. И тонкие чувства, и ум просто невозможно уничтожить.

Читатель: А почему тонкие чувства неуничтожимы, ведь органы чувств можно уничтожить?

Автор: Потому что тонкое тело не умирает со смертью грубого. Единственное, что может его изменять, — это наши желания и наши поступки. Тонкие чувства имеют тонкое строение, сформированное в строгом соответствии с нашими желаниями наслаждаться этим миром. У живого существа органы чувств грубого тела (глаза, нос, уши и т.д.) формируются, исходя из строения его тонких чувств, в то время как тонкие чувства формируются в соответ

ствии с нашими желаниями. Так например, у орла желание зорко видеть в даль намного сильнее, чем у человека. Поэтому он и получает зрение во много раз острее, чем у нас.

Читатель: А как у души появляются тонкие чувства?

Автор: Желая наслаждаться в материальном мире, душа вместе с материальным умом получает и материальные чувства. Духовные чувства, покрытые ложным эго, изо всех сил устремляются к материи, с целью удовлетворить корыстные желания души, оскверненной неправильными представлениями о счастье. Термин «контроль чувств» говорит сам за себя. Просто мы должны очистить деятельность чувств от эгоизма и направить её в нужное (духовное) русло.

Чувства действуют с помощью органов чувств, но сами они имеют не грубую материальную природу, а тонкую. Все чувства принадлежат уму, их активность зависит от деятельности ума. Ум управляет чувствами, пытаясь их контролировать. Однако следует знать, что ум без участия разума не может справиться с чувствами. Будут ли чувства находиться под контролем ума или нет, это зависит от того, на какой платформе находится разум человека. Поэтому, фактически, контроль чувств — это прерогатива разума.

Читатель: В каком же случае разум даёт добро на то, чтобы ум управлял чувствами?

Автор: Разное понимание счастья приводит к различным взаимоотношениям между умом и чувствами. В каких-то случаях чувства побеждают ум, а в каких-то ум побеждает чувства. Когда ум побеждает чувства, он становится нашим другом, а когда чувства побеждают ум, то ум немедленно становится нашим врагом. Всё это зависит от состояния разума. Если разум выбрал благостную

или духовную цель, то чувства будут под контролем. Если же разум выбрал страстную или невежественную цель, то чувства будут находиться лишь под частичным контролем или же выйдут из-под него совсем.

Читатель: Что-то мне не понятно, неужели за одну секунду ум из друга может превратиться во врага?

Автор: Совершенно верно.

Читатель: Тогда кому можно верить? Если ум каждого человека в любую секунду может начать действовать как враг, то тогда в полной степени нельзя доверять ни одному человеку. Я правильно понял эту мысль?

Автор: Если мы относимся к людям правдиво, то в нашем уме появляется способность определять, с кем стоит строить доверительные отношения, а от кого надо держаться на расстоянии. Благостные люди в большинстве случаев способны контролировать свои чувства. Те же, кто находится под влиянием гуны страсти, контролируют свои чувства частично. А гуна невежества совсем не предоставляет уму возможности держать чувства под контролем.

Читатель: А как, допустим, определить, какая из двух гун больше влияет на человека — гуна страсти или гуна невежества?

Автор: Таких способов много, их можно освоить в результате практического изучения гун. Могу Вам сказать,

как чаще всего это случается. Например, если

человек имеет вредную

привычку и не может от неё избавиться, то, несомненно, он находится под преобладающим влиянием гуны невежества.

Читатель: Получается, что всем, кто имеет вредные привычки, полностью доверять не стоит?

Автор: Вредные привычки, несомненно, портят человека. Однако часто бывает так, что человек, имея вредную привычку, изо всех сил борется с ней. Поэтому практические выводы относительно конкретных людей Вам всё же придется делать самому. Из любого правила всегда возможны исключения.

Читатель: А еще, в каких случаях гуна невежества оказывает преобладающее влияние на сознание человека?

Автор: Например, если человек не держит своё слово, изменяет своему супругу, постоянно грубит, лениво или безответственно относится к своей работе, не интересуется воспитанием своих детей, очень грязно одет, питается отвратительной пищей и т.д.

Читатель: Спасибо. Всё это совпадает с моим собственным опытом. Действительно, от людей, которые имеют хотя бы один подобный недостаток, лучше держаться подальше. Однако я всё-таки не могу поверить, что

собственный ум иногда приходится считать врагом. Неужели существуют причины не любить свой ум?

Автор: Нет причин не любить ум другого человека, однако свой собственный ум всегда нужно держать в строгости, так как он склонен противиться разуму. Если же ум ведет себя послушно, то следует относиться к нему снисходительно.

Читатель: Подумайте, что Вы сейчас сказали: Вы фактически призываете меня не доверять своим собственным мыслям? Но это же на самом деле мнительность и неуверенность в себе.

Автор: Я призываю вас не только не доверять своим мыслям, но и постоянно проверять их писаниями. То, что я предлагаю вам, отличается от мнительности и неуверенности в себе. Мнительность и неуверенность в себе — это всего лишь бесконтрольные мысли, которым, само собой, не нужно поддаваться. Но существуют ещё очень твердые и в то же время ошибочные мысли, основанные на неправильном понимании вещей. И те, и другие мысли всегда приносят страдания.

Читатель: А как определить, что ум ведет себя непокорно? Свои же собственные недостатки не просто заметить и признать, а писания касаются не всех тонкостей жизни.

Автор: Для этого необходимо быть правдивым и наблюдательным. Легче всего заметить свои недостатки, если жить целеустремленной жизнью, так как в этом случае голос совести работает безотказно. Однако самый лучший способ подчинить себе ум — это слушать замечания истинного наставника. Если человек имеет наставника, то у него вообще не возникает проблем, и его недостатки всегда оказываются замеченными.

Читатель: А если у человека нет ни наблюдательности, ни правдивости, ни наставника, что тогда нужно делать для начала?

Автор: Для начала было бы неплохо соблюдать режим дня и каждое утро повторять Святые Имена Бога. Если же Вы вдруг станете доказывать сами себе, что соблюдать эти правила не обязательно, что сегодня можно сделать исключение, вот в это самое время ум ведет себя, как враг, и с ним нужно бороться. Так что, руководствуясь этими двумя способами, можно хорошо научиться понимать свой изменчивый ум.

Читатель: Эта информация слишком революционна для меня. Многие психологи утверждают, что ум — всегда друг, и поэтому себя следует только уговаривать. Поэтому приведите, пожалуйста, пример из писаний, где конкретно говорится, что ум может быть то другом, то врагом.

Автор: Об этом говорится в «Бхагавад-гите» (6.5-6, 26, 28):

«Используя данный ему ум, человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать в низшие формы жизни. Ум может быть и другом, и врагом обусловленной души».

«Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кто не смог сделать этого, ум останется величайшим врагом».

«Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и неустойчивый по природе, йог должен неизменно возвращать его жзад, под контроль своего я (своего разума)».

«Так йог, обуздавший ум и чувства и постоянно занимающийся йогой, очищается от всей материальной скверны и в трансцендентном любовном служении Господу обретает высшее счастье».

Читатель: Да, серьезная информация, есть над чем подумать. Вы упомянули, что разум помогает контролировать чувства и брать под контроль ум. Как определить, в каком состоянии разум способен на это, а в каком нет?

Автор: Действительно, для практического осуществления самоконтроля нужно сначала определить, способен ли на это наш разум. Например, не имея правильно направленного разума, многие люди пытаются избавиться от вредных привычек или работать над своим характером, но у них ничего не получается. Можно пытаться изменить себя многие годы, и всё равно не добиться никакого результата.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...