Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Они будут тоже трудны... 9 страница



Вот откуда всё это берётся! Обрабатываются кри­тические моменты - всё «волшебным» образом из­меняется! Потому что все эти узлы в подсознании убираются.

Существуют критические реперные точки, как их ещё называют, «точки невозврата», после которых жизнь кардинальным образом улучшится. Если мы обработаем одну точку, жизнь улучшится. Если об­работаем две - жизнь полегчает ещё сильнее. Зада­ча заключается в том, чтобы, как минимум, обрабо­тать наиболее ключевые точки, а лучше энное ко­личество, т. е. набрать критическую массу. После оп­ределённой критической массы обработки прошлого жизнь кардинально меняется. Причём обрабатывать нужно с избытком! Не просто «воспитательница не ругала», «папа достал меч» и «дети не заметили», а «воспитательница улыбалась», «папа вышиб с ноги, был десантником», «дети аплодировали с фейервер­ком».

На большой минус наложили большой плюс. Не жопьтесь на себя в воображении! Не жадничайте! Чтобы с гарантией в результате получился положи­тельный вариант. Не просто сравнялся в ноль,

Рис2.

а именно стало заведомо лучшее отношение к жиз­ни. Вот тогда эта техника работает! Почему и назы­вается «счастливое детство с избытком».

Переходим непосредственно к упражнению. На наиболее критических моментах, которые вы вы­членили в результате предыдущего упражнения, вы­полняете эту технику. Удобно садитесь в кресло или на стул, закрываете глаза, отправляетесь в воображении в своё прошлое и переживаете ситуацию от первого лица так, как бы вы хотели, чтобы она была.

Этапы, которые вы вычленили в своей жизни, делятся на конкретные события. Конкретика есть всегда, просто в каких-то случаях она задавлена и человеку кажется, что плохим был общий фон. Если начать рассматривать дискретно каждый этап, то конкретные моменты вычленятся. Какие-то незамет­ные слова матери, мельком брошенные слова трою­родной тети и т. д. Когда начинаешь выполнять эту технику, вначале обрабатываешь те моменты, кото­рые помнишь, а потом начинают вспоминаться ос­тальные. В психике всё цепляется одно за другое. Постепенно эта цепочка выстраивается, у вас начи­нают возникать, казалось бы, забытые воспомина­ния и образы из детства. Ситуация раскладывается на дискретные узелки.

Подойдите к этому упражнению архиответственно, потому что это одно из ключевых упражнений!

Лечение застарелых недугов

Упражнение:

Сядьте поудобнее, закройте глаза и вспомните, кто и когда вам говорил, что вы не получите ту или иную цель, что вы не реализуете то или иное свое жела­ние. Может быть, это было год назад, может, ког­да вы были маленькие, вам кто-то говорил, как сложно жить, что деньги - это зло, что прежде чем что-то получить, нужно много поработать и т. д. Кто-то рассказывал вам, как мир устроен, как нуж­но жить, вплоть до «из грязи в инженеры, из инже­неров в люди», или «ты лишнюю четвёрку принёс, теперь тебе только в дворники дорога», или «если не будешь заниматься музыкой, то станешь бан­дитом, наркоманом и насильником'». Вы отслежи­ваете все эти косяки, идущие из прошлого, и меняе­те их на положительные развития событий. То есть если вам кто-то когда-то сказал, что «если не будешь заниматься музыкой и не разучишь «со­бачий вальс», то тебе дорога только в дворники!», то вы представляете того же самого человека с таким же выражением лица, ну может быть, чуть подобрее, который говорит диаметрально противо­положное: «Молодец, Вася, не выучил ты этот «со­бачий вальс», и ну его к чёрту, потому что тебе до­рога в большую политику! На фига тебе этот вальс!». Рот-фронт, и всё жмут друг другу руки.

Пусть это будет гипертрофированно! Никто не го­ворит, что это должно быть абсолютно правдоподоб­но. Пусть даже в некотором роде смешно. Главное, это должно быть диаметрально противоположное!

Вы меняете негативные картинки на позитивные. Негативную картинку поменяли - и уже возникло позитивное ощущение. И вы наслаждаетесь этим позитивным ощущением.

Если убеждения сидят глубоко, то вот так сразу их изменить не получается. В этом случае вы остав­ляете эту негативную картинку, просто-напросто её затираете и потом представляете себе картинку, ко­торую хотели бы видеть. Просто статичную картин­ку. Если вас ругали, отчитывали, читали мораль, называли всякими неприятными словами, и при этом мимика,была негативная, то вы не пытаетесь. сразу всё это в движении изменить и услышать что-то по­зитивное. Вы просто эту картинку останавливаете и лепите ту картинку, которую вам хотелось бы ви­деть.

Вы её лепите не оголтело, т. е. не во что бы то ни стало. Не пытайтесь делать это натужно. Не пытай­тесь «перебороть» одни зрительными образы други­ми. Здесь важно расслабиться. Если что-то не полу­чается, вы открываете глаза, некоторое время зани­маетесь чем-то отвлечённым, потом думаете, как должна выглядеть положительная картинка. В тот момент, когда вы расслабленно смотрите на эту по­зитивную картинку, она начинает «проявляться». Цвета становятся ярче. Картинка приближается. По­являются какие-то мелкие детали. Идёт «проявка».

Вы ни в коем случае не форсируете этот процесс. Вы просто сидите и ждёте, и в какой-то момент вашего ожидания эта картинка начинает двигаться. Начи­нают двигаться персонажи, появляется раскадров­ка, которая из диафильма превращается уже в пол­ноценный фильм. А дальше появляются звук и ки­нестетические ощущения, т. е. вы примеряете на себя образ этой картинки.

Не обязательно углубляться в самое раннее дет­ство и искать самый первый исток. Особую роль иг­рает даже не первый негативный опыт, а первый яркий негативный опыт. И обычно он имеет тен­денцию всплывать в первую очередь. Поэтому обра­батывайте вначале самые торчащие гвозди. Они, как правило, легче всего и вылезают.

Всё дерьмо в жизни случается из-за того, что много контрпрограмм. Когда у человека в жизни нет контрпрограмм, которые взаимно исключают друг друга, процессов, которые конфликтуют между со­бой, то любая деятельность приносит результат бы­стро и надёжно. Результат быстро и надёжно не получается, когда происходит ментальное коноёбство. Человек совершает какие-то формальные дей­ствия, и даже общение у него нормальное, но в мыш­лении он как-то себя блокирует. Для того чтобы снять эти мыслительные блоки, и выполняется это упраж­нение.

Или, например, произошёл какой-то негатив. Нахамила хабалка-продавщица в магазине. Вы осо­знанно понимаете, кто она такая и что это ерунда, но осадочек остался, негатив попал в мозг. Начина­ется накрутка. В этом случае просто закрывайте гла­за и представляйте, как этот человек просит у вас прощение. Причём до слез!

Во всех негативных ситуациях, когда вас кто-то обидел, представляйте, что этот человек просит у вас прощение! Валяется в ногах и слёзно просит про­щение!

Если же вы сами сделали что-то, что вам не по­нравилось, то просите прощение у самого себя! Тут такой момент, что нужно просить прощение до ка­тарсиса, до слёз! Искупаться в этом катарсисе, что­бы пропёрло! Вот когда пропрёт, тогда, как показы­вает практика, исчезает самобичевание и появляет­ся облегчение.

Обработка сильных негативных моментов

Формально эта техника называется «техника ви­зуально-кинестетической депривации и сенсорной десенсибилизации». Но между нами, девочками, мы её называем «грузинский фильм».

Эта техника предназначена для обработки ир­рациональных сильных страхов, фобий и прочих маний.

История про подключичные крючья:

Жила-была девушка, росла, развивалась, училась в институте. Все было нормально до тех пор, пока лукавый не завёл её на одну вечеринку. «Сидим, гудим, еду едим, паштеты да омлеты, про то, про это говорим, а больше всё про это», и тут один молодой человек решил повыпендриваться. Ну, как это обычно бывает, кто дальше плюнет, у кого длиннее, у кого толще, начали мериться рангами, киями. И вот этот кекс решил ослепить всех ши­ротой размаха! Я, говорит, умею делать так: и тут он встал, засунул себе руки под ключицы, оттянул там кожу и пошевелил пальцами. Он по­разил широтой размаха так, что все замолчали, а девушка бухнулась в обморок, потому что, на­верное, этот фокус выглядел страшно. Ладно бы она просто упала в обморок и все. Но те­перь получается так, что если кто-то, особенно мужчина, пытается погладить её по шее или про­сто тянет к ней руки, чтобы, например, поправить ей волосы, погладить по щекам, её начинает тряс­ти. Ей сразу становится плохо. До обморочного при­падка не доходит, но её начинает конкретно колбасить. И какая тут, спрашивается, половая жизнь, если элементарно ни по шейке, ни по головке не погладить? Женщина страдает. Применили эту технику, всё нормально.

То есть если имеются какие-то моменты, кото­рые неприятны и очень болезненны, то суть заклю­чается в том, что мы дистанцируем себя от того об­раза, который нас травмирует. Если в предыдущем упражнении мы представляли всё от первого лица и обрабатывали несильно травмирующие моменты, то сейчас будем делать по-другому.

Человек, как обычно, садится поудобнее на стул или в кресло и начинает представлять, как он сидит в кинотеатре и смотрит фильм о себе самом. Та де­вушка с ключицами сидела в кинотеатре и смотрела фильм со своим участием. Её спросили, как называ­ется фильм. - «Подключичные крючья». Название должно придумываться реально страшное! Не про­сто «крючочки», жанр - ужасы. Не просто трил­лер, а ужасы, horror. Дальше мы смотрим этот фильм. Чёрно-белый. Это важно! События развора­чиваются. Девушка приходит «на фуршет» в общаге, они гудят, дальше на сцену выходит этот това­рищ, оголяет ключицы, девушка на это смотрит, он начинает там шевелить пальцами. Девушка уже па­дает в обморок, и в этот момент кино останавлива­ется. Дальше включается весёлая музыка, картин­ка замирает, становится цветной, и плёнка быстрень­ко отматывается назад, т. е. парень убирает руки, надевает рубашку, отходит назад, девушка тоже от­ходит назад. Это всё просматривает задом наперёд, как в обратной перемотке. Вплоть до того, что её приглашают «на фуршет». Закончили это представ­лять, открываете глаза, 10 секунд сидите, потом опять закрываете, снова в кинозал, чёрно-белый экран, и опять вплоть до того момента, как парень оголяет ключицы. Потом опять обратная перемот­ка. И так продолжаете до тех пор, пока не начнёте смеяться или пока вас это занятие не достанет. Если надо, смотрите и 20, и 30 раз и т. д. Поэтому и на­зывается «грузинский фильм» - новых фильмов не завезли:).

После того как из зала смотреть на всё это вам стало фиолетово, начинаете смотреть в 3D кино, т. е. от первого лица. Первый раз увидели, как па­рень оголил ключицы, охота бухнуться в обморок, стоп, цветная картинка, весёлая музыка, перемотка назад. Потом всё заново. И так опять до тех пор, пока не достанет или не станет смешно, 15-20 раз.

Первый раз выполняете медленно. На один про­смотр может уйти 3-4 минуты. С каждым разом всё быстрее и быстрее. Потом остаются только реперные точки: приглашение на фуршет, сидим, выхо­дит товарищ, стоп, перемотка, открыли глаза, за­крыли, кинотеатр, приглашение, сидим, товарищ, стоп, перемотка и т. д.

Если у кого-то очень сильно травмирующая си­туация, то в классике жанра рекомендуется вначале смотреть из будки оператора на себя, сидящего в зале и смотрящего фильм на экране. Потом уже в зале, а потом от первого лица.

Если травмирующая ситуация длится долго, то выбирайте самый травмирующий момент. Мы на самом деле не знаем, сколько он там шевелил паль­цами под ключицами.. Может, он их потом вообще выломал, брюхо себе вскрыл, кишки вытащил и на кулак их намотал, как кабель. Мы не знаем. Мы просматриваем ситуацию до травмирующего момен­та, когда раз - и обморок. Когда начинается трэш и horror, мы делаем стоп-кадр и отматываем назад. Нас интересует момент до начала трэша и horror-a.

Хорошим признаком правильно проделанной ра­боты является то, что на выходе получается такое состояние, как будто «камень с души свалился». Пос­ле этого больше не надо обрабатывать ситуацию. Это то же самое, что пытаться «дополировать» зеркаль­но отполированную поверхность.

Технология нуль-переходных состояний

Эта техника направлена на те ситуации, когда вам необходимо контактировать с какими-то неудоб­ными для вас людьми, которые вас не сказать что раздражают, но коробят и вызывают дисбаланс в пси­хике. Как быть в этом случае? Рационально это не постигается. Вроде бы человек адекватный, вроде бы он ведёт себя нормально, но, что называется, вы находитесь с ним на разной волне и он вызывает у вас лёгкую идиосинкразию.

Жизнь так устроена, что биологические формы подавляют друг друга. Родители очень часто заво­дят детей из каких-то собственных чисто эгоисти­ческих побуждений. Вы ничем не обязаны своим ро­дителям! Потому что очень часто так бывает, что родитель говорит: «Я тебя вырастил(а), а ты даже на ту работу не устроишься, на которую я хочу, что­бы ты устроился!». Это на самом деле ещё не самая маразматичная из тех реплик, которые иногда вы­дают родители. Вы родителям ничем не обязаны! Это был их жест доброй воли - вас родить. Это пагуб­ное убеждение - считать, что «если я тебя родила, то ты мне должен». Вы ничего никому не должны! Учитесь жить для себя. Это самое важное и главное умение. Это самый важный навык. Это старт для того, чтобы появились и радость, и счастье в жиз­ни. Жизнь только тогда становится в радость, когда реализуются исключительно свои цели. Поэтому здо­ровый эгоизм - это хорошо.

Мы не хотим, чтобы вы испытывали агрессию по отношению к родителям. Многие думают, что са­мый страшный период - это когда родители гнобят, не дай бог. Страшнее следующий период - когда перестают гнобить, и тут все те внушения, которые прессовались долгие годы, начинают выливаться на­ружу. Далее идёт период, когда, наоборот, родители начинают нуждаться в вашей помощи. Это слож­ный период уже для родителей. Человек, который всю сознательную жизнь воспринимал вас как ре­бёнка, за которым надо ухаживать, которым надо управлять, направлять его, до сих пор чувствует груз ответственности за вашу жизнь. И тут вдруг до него начинает доходить, что уже он по отношению к вам является маленьким ребёнком, немощным, старым и больным существом, которое нуждается в вашей опеке. Окончательное прозрение наступает тогда когда родители уходят из жизни, и вы понимаете, что те люди, с которыми вы вначале боролись, были наиболее близкими вам. Да, они были где-то непра­вы, перегибали палку. Это происходит потому, что они чувствуют груз ответственности за ваше поведе­ние. Если вы будете вести себя как-то неправильно и, не дай бог, с вами что-то случится, родитель не может понять, что не он в этом виноват, что суще­ство, находящееся рядом с ним, уже давно взрос­лое. Родитель будет винить в том, что случилось, лично себя.

Мудрые родители дают возможность ребёнку себя «победить». Именно тогда процесс взросления про­исходит наиболее естественно, адекватно и как по маслу. Что касается борьбы с родителями, она за­канчивается в тот момент, когда вы полностью и окончательно показываете им, что можете жить аб­солютно самостоятельной жизнью, а именно - обеспечивать себя питанием, жильём и заботиться о себе. Вот тогда все вопросы, касающиеся вашего кон­троля, снимаются сразу.Если вы хотите, чтобы у вас было меньше эмоци­ональных зацепок на попрекание, то делается это очень просто.

Суть упражнения, на самом деле, простая. Для того чтобы сработала какая-то эмоция, которую мы хотим «посадить» на конкретное действие, явление, человека или образ этого человека в нашем созна­нии, бесполезно резко пытаться поменять минус, т. е. отрицательное эмоциональное состояние, на положительное. Так не получится. А чтобы полу­чилось, обязательно надо вести «через ноль».

Есть люди, у которых каким-то образом получа­лось сразу перевести минус в плюс. Но эффект такой длится недолго.

Проблема заключается в том, чтобы каждый раз, видя этого человека или попа­дая в какую-то ситуацию, снова активизировать все эти ресурсы.

Поэтому единственный правильный выход - это сначала сделать так, чтобы отрицательная эмоция сменилась па безразличие, т. е. вывести ситуацию в ноль, и только после этого начинать поднимать эту ситуацию уже на положительный уровень.

Итак, ваша задача - вспомнить человека, кото­рый вам абсолютно безразличен. Отношение индиф­ферентное, никаких эмоциональных зацепок. Затем нужно конкретно представить картинку с этим че­ловеком, определить, где она находится: справа, вни­зу, слева, наверху. Например, она находится на рас­стоянии полутора метров, картинка нечёткая, раз­мазанная. Он весь такой понурый и вялый, всё в се­рых тонах. Зафиксируйте образ этого человека.

Например, эмоционально значимый для вас че­ловек представляется в ярких, жёлтых тонах. Кар­тинка была контрастной, находилась слева внизу. Этот человек что-то вам кричал и доказывал, т. е. находимся в движении. Эта картинка была со зву­ками.

А потом представляем его в субмодальностях (па­раметрах картинки) незначимого человека, т. е. на расстоянии полутора метров, нечётко, размазано, в серых тонах представляете лицо и фигуру уже эмо­ционально значимого человека. И потом какое-то время, буквально несколько секунд, удерживаете в себе этот образ, затем расслабляетесь. А образ оста­ётся в этих субмодальностях.

Если вы всё это хорошо представили - сначала незначимого человека, потом значимого, удержива­ли образ, незначимый «влился» в значимого, - то достаточно одного раза.

Эта техника работает в оба конца. Можно как повышать значимость человека, так и понижать. Если вы к какой-то (какому-то) женщине/мужчине испытываете такое влечение, что не можете с этим совладать, то применяете технику наоборот.

Ребёфинг

Традиционно ребефинг - это американский ис­точник для российской холотропной терапии. Это когда человек дышит - и у него освобождаются пе­ринатальные матрицы. Но речь сейчас не об этом. Речь идёт о том, что для абсолютного большинства людей любые стрессогенные ситуации связаны в пер­вую очередь с ощущениями в теле. А на ощущения в теле легче всего повлиять, изменив рисунок своего дыхания, т. е. таким образом можно обрабатывать какие-то зажимы и сдавленность в теле.

Грубо говоря, заходя в кабинет к начальнику, нужно 3 раза глубоко вдохнуть и после этого вой­ти и бодрым голосом сказать: «Иван Иваныч, не будете ли вы так любезны поднять мне зарплату на 150%?».

Интересный момент заключается в том, что так можно обрабатывать не только ситуации, которые произойдут в будущем, но и ситуации, которые были в прошлом. Например, у вас в прошлом была какая-то травмирующая ситуация, её надо обработать, но не получается сделать это, удерживая образы. В этом случае проще всего сделать так. Подышать секунд 30-60 интенсивно, т. е. вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Мы говорим не о традиционной холотропке, где дышат и 10 минут, мы говорим о началь­ных вдохах и выдохах, которые длятся несколько десятков секунд. После этого возникает небольшое кислородное опьянение и немного кружится голова. В этот самый момент вы представляете какую-то кар­тинку из прошлого, человека, ситуацию, какое-то вос­поминание и держите этот образ в голове до тех пор, пока он не аннулируется. Удерживаете образ букваль­но 5-10 секунд, и отношение к нему меняется.

Местосилы

После удачно сделанного дела (вы познакомились с девушкой, начальник повысил вам зарплату, удач­но выступили перед большой аудиторией) якорите это состояние, т. е. попросту удерживаете в себе! Вы не «разбрызгиваете» полученное состояние, не пи­шите об этом в Интернете, не рассказываете друзь­ям; вы просто тихо, никому не говоря ни слова, это состояние якорите.

Бывает так, что вас прямо подмывает похвас­таться перед кем-нибудь и поделиться своими по­ложительными эмоциями, поговорить о том, какой вы крутой, на какую крутую работу вы устроились и какую классную девушку закандили или даже какого классного пива попили и как вам после это­го было хорошо! И вот каждый раз, когда вас под­мывает поделиться своей радостью с окружающи­ми, - вы не делитесь этой радостью, а просто якорите это состояние. Каждый раз! На одно место.

И каждый раз, когда у вас возникает сходное состояние - боязнь той же девушки или началь­ника, - вы активизируете тот позитивный якорь, который вы себе поставили в предыдущем опыте. На то, чтобы каждый раз вспоминать, как какой-то предыдущий опыт закончился успешно и прият­ным моментом, требуется время. Поэтому вместо этого вы каждый раз просто активизируете преды­дущий позитивный якорь. И как только исход со­бытия развился для вас положительным образом, вы снова подкрепляете этот позитивный перманент­ный якорь.

Технология перманентного якоря очень хорошо работает. Вы каждый раз не «расплёскиваете» пози­тивную энергию, а просто втихаря якорите на буду­щее. И каждый раз, когда возникает похожая ситу­ация, в которую надо вкачать ресурс, вы активизи­руете предыдущий позитивный перманентный якорь.

Или другой вариант. Когда вы находитесь в ре­сурсе, когда вы радостны, пребываете в благодуш­ном настроении, то можете прибывать в «место силы» и откладывать там ресурсы про запас. Это всё, ко­нечно, происходит в воображении.

И вот когда у вас всё «не комильфо», общая квелость организма, наезжает начальник или пробле­мы с родителями, вместо того чтобы тратить свою энергию на спор с окружающими и перебарывание себя, имеет смысл просто представить себе это место силы, прийти туда, взять там какой-то необходи­мый ресурс и вернуться обновлённым.

Возможно, в этом месте силы вам будут являть­ся какие-то волшебные, сказочные существа. Мо­жете с ними поговорить. Это вы сами на самом деле. Просто с персонифицированными сущностями про­ще общаться, потому что человек так устроен, что мыслит образами и персонами. Просто просить: «ве­ликое бессознательное, дай мне силы, дай мне ра­дость, дай мне возможность» можно, но для боль­шинства людей проще обращаться к каким-то пер­сонажам. Можно просить совета, рекомендации. Советы могут даваться как вербально, т. е. этот пер­сонаж будет что-то вам говорить, так и невербаль­но, т. е. какими-то образами. Иногда начинает плыть и видоизменяться обстановка, в результате находится ответ, или вообще какая-то задача ме­няется «чудесным образом». Иногда просто прихо­дит сообщение: «да не парься, все у тебя будет, всё у тебя получится», потом вдруг появляются нуж­ные люди, нужные явления и события в вашей жизни.

Короче говоря, суть в том, чтобы представить какое-то место, которое будет для вас символом об­щения с бессознательным. Это может быть воспоми­нание из детской сказки, из какого-то фильма. Не­кое воображаемое место, где вам по умолчанию бу­дет хорошо, комфортно, радостно и безмятежно. Ключевым критерием нахождения этого места яв­ляется безмятежная радость и покой, который вы испытываете, находясь там.

С помощью этой техники вы можете напрямую общаться и получать ресурсы от своего бессознатель­ного, не совершая никаких внешних действий.

Работа с субмодальностями

Есть такое понятие «модальности». Их всего 3: визуальная, аудиальная и кинестетическая. Густаторная (вкусовая) и ольфакторная (обонятельная) входят в кинестетическую.

Существует ещё так называемая digital-модальность, по-другому - пустая модальность. Так назы­ваемые дигиталы - это задавленные с детства кинестеты. Вы вряд ли встретите ребёнка дигитала, ко­торый может сказать: «Вы понимаете, надо мной дов­леют два категорических императива».

Визуальная, аудиальная и кинестетическая мо­дальности - это нечто, что имеет объективное су­ществование во внешнем мире или внутри нашего тела, т. е. какие-то представленные ощущения, зву­ки, обоняние, осязание, вкус, картинки перед гла­зами, то, что реально существует. Digital - это то, чего на самом деле нет. Вы же понимаете, что «ка­тегорического императива» в мире на самом деле не существует. Вы его хоть раз видели, слышали или, может, пробовали на зуб?

Категорический императив - это понятие, при­думанное людьми. Дигиталы - это люди, живущие по таким абстрактным понятиям. Суровые дигита­лы 90-х:))

Наверняка многим знакома связка терминов «про­граммы-подпрограммы», «программы-выполняе­мые функции» или «программы-операторы». Так вот, «модальности-субмодальности» -это то же са­мое. Это не более чем иерархия. Любую модальность можно разделить на какие-то подклассы и подпунк­ты, из которых она складывается.

По-другому, модальности - это каналы поступ­ления данных. Визуальный, аудиальный, кинесте­тический и digital (пустой) каналы. И эти каналы восприятия делятся на подканалы, на «потоки».

Визуальный: цветность, яркость, направление, объём, движение, размер, контрастность, ассоции­рованность…

Аудиальный: громкость, резкость, тон, ритми­ка, шум-тишина, направление, чёткость...

Кинестетический: локализация, температура, давление, щекотка, легкость, зуд, покалывание, парение (чувство лёгкости), шершаво-гладко, сухо-мокро...

Подсознание не понимает никаких понятий. Под­сознание понимает образы. Эти образы можно разложить на какие-то составляющие. Эти составляю­щие и есть субмодальности. Субмодальности - это то, как на самом деле люди воспринимают окружа­ющий мир. Ребёнок до определённого возраста не знает этих понятий. Он не видит границ и форм. Он видит переходы цвета. Он видит некое пространство, которое слегка выпирает, перемещение световых по­токов, и в результате получается какой-то образ.

Простой пример. Вы можете закрыть глаза и пред­ставить себе апельсин. Есть те, кто никогда не ви­дел апельсин?:) Закройте глаза и опишите его: как он представляется, целиком или разрезанный? Ка­кого он цвета? На каком расстоянии от лица он рас­полагается? По центру или где-то сбоку? Это кон­трастное изображение или размытое? Это просто апельсин или за ним есть какой-то фон? Фон (если есть) какой, насыщенный или нет? Апельсин двига­ется или висит неподвижно? Вы присутствуете на этой картинке или видите её от первого лица? По визуальной модальности всё. Теперь аудиаль­ная: там вообще есть какие-то звуки? Вам, наверня­ка, кажется, что нет?:) А ведь если на него нада­вить, он будет пшикать! Он вообще громко пшикает? Вы на него ритмично надавливаете или хаотич­но? Там фоном присутствуют какие-то звуки?

Кинестетическая: какие вы испытываете ощуще­ния, когда его трогаете? Вы чувствуете запах апель­сина? Есть ли какие-то ощущения в теле в момент, когда вы трогаете этот апельсин?

То есть получается, что апельсин на самом деле вовсе не «апельсин», а, например, нечто оранжевое, что находится на уровне глаз, достаточно шершавое, обладает кислым вкусом, если его потрогать, то оно попшикает, это нечто висит на фоне какого-то чёрно­го космоса, слегка вращается вправо, достаточно кон­трастное, располагающееся по центру, а не где-то но сторонам, и на расстоянии 5 см от переносицы. Так будет у одного человека. У другого уже будет немно­го (или много) по-другому. У кого-то почищенный и дольками, располагается низко, лежит на столе мут­ного цвета. У другого человека ещё как-то.

По «понятиям» апельсин один. Но для каждого отдельного человека он кодируется какими-то сво­ими картинками, звуками и ощущениями. Кто-то его трогает, кто-то нет, кто-то откусывает, кто-то нет, для кого-то он кислого вкуса, для кого-то слад­кого, кто-то ощущает гладкую кожуру, кто-то ше­роховатую и т. д. Сколько людей, столько и пред­ставлений.

Все эти визуальные, аудиальные и кинестетичес­кие якоря ведут к какому-то логическому выводу. Причём этот логический вывод делается не на уров­не «нравится - не нравится», просто у кого-то от представления того же лимона выделяется слюна, а кого-то передергивает, возникают мурашки и ос­комина.

Визуальное и аудиальное представление или вос­поминание рождает какую-то определённую кинестетику общего плана, на основе которой рождается этот самый вывод «нравится - не нравится».

«Нравится - безразлично - не нравится» Сейчас ваша задача - взять некоторые области: еда, профессиональная деятельность, общение с про­тивоположным полом, хобби, отдых, чтение газет, компьютерные игры, - а потом вычленить для себя какие-то общие критерии, по которым вы определя­ете, нравится вам это нечто или не нравится. Если они будут сильно различаться, например, в отноше­нии пищи и в отношении работы, то можете их вы­писать отдельно. Должно быть как минимум 3 ко­лонки, т. е. визуальные, аудиальиые и кинестети­ческие критерии, по которым вы можете сказать, что вам нравится, и критерии, по которым вы мо­жете сказать, что вам не нравится. Например, по поводу еды:

Нравится: выделение слюны, усиление и обостре­ние обоняния и вкуса.

Не нравится: мурашки на правой лопатке, пило-эрекция (вставание волосков), напряжение челюст­ных мышц.

То есть вам нужно задать себя вопросы: по ка­ким внутренним критериям вы определяете, что что-то из еды вам нравится, а что-то не нравится? По каким внутренним критериям вы определяете, ка­кие книги вам нравятся, а какие нет? По каким кри­териям вы определяете, что из списка умозритель­ных работ вам нравится, а что нет? Задача - скон­центрироваться на ощущениях и их различиях. Как правило, критических субмодальностей «нравится - не нравится» не бывает много, в среднем 1-3. Тако­го, что субмодальность вообще не различается, не бывает, это значит, что плохо искали.

Подойдите к этому упражнению очень серьёзно! Субмодальности «нравится - не нравится» рекомен­дуется вычленять, знать и понимать очень хорошо, на уровне одного вдоха. Потому что если у вас нет хорошо вычленяемого и понимаемого триггера на осознание того, нравится вам процесс или нет, вы рискуете жить не своей жизнью, т. е. вы рискуете постоянно попадать под чьё-то влияние, быть зави­симыми от окружающих, от социума, от слов «надо» и «должен». Проблема здесь даже не в том, что вы по факту становитесь зависимыми, потому что все люди так или иначе в какой-то мере от кого-то зави­сят - кто-то от родителей, кто-то от государства, кто-то от УК и т. д. Проблемы начинаются тогда, ког­да эти зависимости приносят неприятности, разоча­рование и переживания.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...