Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные черты постэкономического общества



Подчеркнем еще раз, что под постэкономическим обществом мы понимаем такой тип социального устройства, где хозяйствен­ная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью.

Впервые понятие экономической эпохи в развитии общества было предложено К. Марксом. Используя преимущества немецкой терминологии, он выделил так называемую «экономическую общественную формацию» (oekonomische Gessellschaftsformation) в качестве центрального звена исторической эволюции человечества. По его мнению, эта эпоха включала «азиатский, античный, фео­дальный и современный, буржуазный способы производства» и завершала собой «предысторию человеческого общества»[31]. Объе­диняя в экономическую общественную формацию ряд весьма раз­нородных общественных форм, основатель марксизма считал эко­номическим такой способ взаимодействия между членами социу­ма, который определялся не религиозными, нравственными или политическими, а в первую очередь стихийно складывавшимися производственными факторами. В то же время следует подчерк­нуть, что терминологически К. Маркс никогда не выстраивал со­вершенно, казалось бы, логичной триады «доэкономическое — эко­номическое — постэкономическое общество»; первое определялось им как «архаическая», или «первичная» общественная формация, а последнее — как коммунистический строй. Пренебрежение К. Мар­кса, преимущественно по политическим мотивам, к созданной им самим методологии обусловило серьезное снижение прогностичес­ких возможностей марксистской теории.

Как мы подчеркивали выше, в настоящее время невозможно дать детальное определение основных характеристик нового социума, зарождающегося в недрах развитых западных обществ. Его станов­ление сравнимо по своему масштабу не столько со сменой буржу­азным обществом феодального, опосредованной быстрой промыш­ленной революцией, сколько с гигантским периодом перехода от примитивной общины к состоянию относительно развитой рыноч­ной экономики. Оставаясь на прочном фундаменте науки, сегодня нельзя заглянуть в будущее настолько далеко, чтобы уверенно го­ворить о важнейших принципах функционирования нового обще­ства. Определение формирующегося общественного состояния в качестве постэкономического наиболее адекватно современному уровню знаний не только потому, что оно как бы воспроизводит уже воспринятые социологией понятия постиндустриализма и постмодернити. Оно, с одной стороны, подчеркивает основное направление социальной эволюции, с другой — отмечает, что че­ловечество, выходя в перспективе за пределы экономической орга­низации, остается при этом общественным организмом, хотя ос­новные принципы социального взаимодействия могут существен­но трансформироваться. Таким образом, понятие постэкономичес­кого общества фиксирует как изменчивость, так и преемственность, неизбежно присутствующие в развитии цивилизации.

Сопоставление происходящих сегодня перемен с основными тенденциями экономической эпохи служит точкой опоры для ана­лиза процесса становления нового общественного устройства. Та­кое сопоставление позволяет также оценить значимость тех или иных социальных изменений; при этом важно не ограничиваться рассмотрением одних лишь технологических или хозяйственных сдвигов, а стремиться охватить всю совокупность социальных про­цессов.

Важнейшим методологическим следствием концепции пост­экономического общества является тезис о трех масштабных эпо­хах человеческой истории: доэкономической, экономической и пост­экономической. Такое разграничение осуществляется по двум важ­нейшим критериям: типу человеческой деятельности и характеру соподчинения интересов личностей и общества в пределах каждой из эпох.

На ранних этапах истории деятельность людей осуществлялась на основе инстинктивных побуждений, присущих человеку как биологическому существу, и проистекала прежде всего из необхо­димости противостоять природе, угрожавшей самому его существо­ванию. Постепенно она приобретала все более осознанный харак­тер, порождая систему сознательно координируемых обществен­ных усилий. Человек стал не только противостоять окружающему миру, но и выделять себя из числа себе подобных. Средством пре­одоления сил природы стал отчуждаемый материальный продукт, воплощавший собой основную цель сознательной деятельности. И наконец, на высших ступенях прогресса у человека появилось стрем­ление к развитию самого себя как личности, причем главным ре­зультатом деятельности в этом случае оказывается сам человек — носитель уникальных качеств и способностей.

Таким образом, трем гигантским эпохам общественного про­гресса соответствуют три основных типа деятельности: предтрудовая инстинктивная активность, вызываемая, по сути дела, жи­вотными, инстинктивными побуждениями; труд как осознанная деятельность, направленная на преобразование внешней природы ради достижения материального результата; и творчество, не мо­тивированное утилитарным образом, но направленное прежде всего на максимальное развитие личности самого творческого субъекта.

Здесь важно сделать следующее замечание. Переход от аграр­ного общества к индустриальному отнюдь не привел к исчезнове­нию сельского хозяйства. Его доля в общественном продукте сни­зилась, а доминирующие в обществе производственные отноше­ния стали определяться индустриальным укладом, но не более того. Точно так же при переходе к постиндустриальному обществу ин­дустриальный сектор производства не исчезает, но лишь сокраща­ет свою долю в валовом национальном продукте. Все более значи­тельную роль играют наукоемкие, информационные отрасли про­изводства, где возникают новые отношения, исповедуются новые ценности, рождаются новые противоречия — и все это формирует облик постиндустриального общества. Именно это порождает пред­посылки для вытеснения труда как типичного для всей экономи­ческой эпохи вида человеческой активности творчеством — каче­ственно отличным типом деятельности, скрывающим в себе основ­ные признаки постэкономического общества. Творчество, отметим это еще раз, побуждается стремлением человека к самосовершен­ствованию, и целью его выступает сам человек; однако при этом оно сохраняет черты труда как осознанной орудийной деятельнос­ти и по-прежнему может осуществляться в форме материального производства. В процессе творческой деятельности главное значе­ние имеет не характер воздействия человека на вещество природы, а взаимодействие между людьми.

Следует проанализировать и иной аспект этой проблемы. В ус­ловиях господства инстинктивной деятельности человек не ощу­щает себя отделенным от природы, как не отделен он и от себе по­добных. Весь комплекс хозяйственных связей исчерпывается отно­шениями непосредственного производства, и каждый может удовлетворить свои материальные потребности лишь в той мере, в ка­кой это удается сделать всем. Стремления конкретного человека со­средоточены на поддержании необходимого уровня потребления и в этом качестве вполне идентичны стремлениям других членов об­щины. Индивидуальные интересы в собственном смысле этого по­нятия отсутствуют: они являются одномерными, как бы находятся на одной линии, совпадающей с направлением социального инте­реса. Следствием этого становится отсутствие противоречия мате­риальных интересов, закрепленного в социальных институтах.

Граница между доэкономическим и экономическим типами об­щества проходит там, где человек начинает сознавать свой матери­альный интерес как нетождественный интересам других людей и сообщества в целом. С этого момента возникает множество инди­видуальных, взаимодействующих друг с другом интересов. Будучи различными по масштабам и направлению, они, тем не менее, не выходят из некоей двумерной плоскости, задаваемой их материаль­ным характером. Механизм их соподчинения определяет соци­альную структуру экономического общества, предполагающую наличие классов — устойчивых групп лиц со схожими материаль­ными интересами.

Переход к постэкономическому обществу означает, в этой тер­минологии, выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости и колоссальное усложнение социальной действительности, умножение многообразия моделей обществен­ной жизни и даже вариантов ее развития во времени. Когда важней­шей целью большинства людей становится развитие их собствен­ной личности, интересы, оказываясь неунифицируемыми, переста­ют быть взаимоисключающими и потенциально враждебными. По-стэкономическос общество представляется с этой точки зрения как комплексное социальное состояние, потенциально свободное от не­преодолимых противоречий между людьми.

Таким образом, анализ соподчинения интересов также приво­дит к выводу о трех глобальных периодах в истории человечества. Во-первых, это эпоха доминирования коллективного интереса (ма­териального или нематериального) над личным; во-вторых, эпоха превалирования личного материального интереса над интересами сообщества (которые отчасти становились некоей результирующей интересов отдельных людей); в-третьих, эпоха, когда основные инте­ресы большинства людей выходят за традиционно понимаемые материалистические пределы и поэтому не пересекаются друг с другом как взаимоисключающие.

Основополагающими элементами экономического общества являются пропорциональность затрат сырья и труда получаемому хозяйственному результату; воспроизводимость подавляющего большинства благ; материальная заинтересованность всех участ­ников производства. В условиях, когда результаты хозяйственной деятельности представляют собой линейную функцию ресурсов, которые ограничены, и труда как отчужденной деятельности, эко­номические блага по самой своей сути обладают свойствами ко­нечности и редкости. Экономической хозяйственной системе им­манентно присуще наличие института частной собственности, а товарные отношения представляют собой всеобщую форму связи между отдельными контрагентами, производящими и потребляю­щими блага или услуги.

Все эти казавшиеся вечными принципы устраняются в услови­ях становления постэкономического порядка. Затраты материалов и труда лишь незначительно влияют на качество получаемого ре­зультата, если основным ресурсом при его производстве выступа­ют знания; подобный продукт оказывается невоспроизводим, а деятельность человека в такой степени способствует его интеллек­туальному и духовному развитию, что становится самодостаточ­ной. Обретая статус независимой от затрат труда и материалов пе­ременной, продукты творческой деятельности оказываются неис­черпаемыми и потому безграничными, а ее подлинный результат, воплощающийся в развитии человеческой личности, — индивиду­альным и неотчуждаемым. Постэкономическая хозяйственная сис­тема отвергает эксплуатацию и частную собственность, а отноше­ния обмена утрачивают свою стоимостную природу, присущую им в экономическую эпоху.

Переход от экономической эпохи к постэкономической, тракту­емый в качестве постэкономической трансформации, может быть сопоставлен по своему значению лишь с процессом становления самого экономического общества, потребовавшим многих столе­тий человеческой истории.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...