Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Андроновская культура 4 страница



Все перечисленные выше аргументы показывают, что производственная деятельность ремесленных центров в Восточном Крыму, Подонье и Северном Кавказе возобновилась еще при гуннах. По всей вероятности, это следует объяснить сложившимся союзом сарматов-аланов и гуннов, которые совместно выступали против готов. Гуннские кочевые племена нуждались в продуктах земледелия, а их знать - в изделиях ремесленных мастерских. Кроме того, гуннам необходим был прочный тыл для военных действий на западе Причерноморья. Сарматы, лишенные гуннами привычных кочевий и других средств к существованию, рассматривали бывшее Боспорское царство как возможное место оседлости для занятия сельским хозяйством и ремеслом. Это облегчалось тем, что уже на протяжении ряда веков государство все более превращалось в сарматское по этническому облику. Поэтому потребности гуннских завоевателей в создании сырьевой базы для успешных действий против готов и их союзников, образование алано-гуннской конфедерации способствовали относительно быстрому восстановлению на рубеже IV-V вв. крупнейших городов некогда могущественного Боспорского царства. Но по своему этнокультурному облику это уже было не греко-варварское государство, а исключительно племенное образование на карте тогдашнего мира [+8].

53. Культура древних Скифов.

Скифская культура, представляет собою термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов. В широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Чёрного моря (главным образом бассейны нижнего и среднего течения Буга, Днепра и Дона) и Северного Кавказа (Прикубанье) в VII-III вв.до н.э. Для скифской культуры характерно применение курганного обряда при захоронениях. Обычные мужские захоронения сопровождаются определённым набором оружия (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, копья, боевые топоры) и конского снаряжения. Бронзовые котлы, навершия, зеркала с петельками и столбиками - ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве являются выразительными элементами культуры.

Весь комплекс этих ярких признаков имел широкое распространение в культурах кочевников степей Евразии (скифо-сибирского мира). Скифская культура является самым западным вариантом этой культурной общности. В VII-V вв. до н.э. скифская культура представлена яркими памятниками кочевников на территории Северного Кавказа (Костромской, Келермесские и Ульские курганы).

Отличительной особенностью культуры на лесостепной территории и в Северном Причерноморье является возникновение множества городищ и поселений, среди которых выделяется Бельское городище. Эта особенность связана с оседлым бытом населения данного района. Однако здесь нашли широкое распространение и яркое воплощение основные признаки культуры, определяющие её единство с культурами кочевников степей Евразии. Культура в области степей Северного Причерноморья, где жили скифы, в ранний период представлена небольшим количеством погребальных памятников в основном с довольно бедным инвентарем. С к.V в.до н.э. их количество резко возрастает и среди них выделяются царские курганы, дающие представление о расцвете здесь скифской культуры в IV в.до н.э. С к.V в.до н.э. появляются свидетельства об оседлости части скифского населения - возникают поселения по берегам Днепра, на морском побережье и создается ремесленный и торговый центр на Каменском городище. В период походов скифов на восток и сразу после них скифская культура испытала влияние Передней Азии, в VI-V вв.до н.э. и особенно в IV в.до н.э. - влияние Греции (царские курганы). К с.III в.до н.э. скифская культура исчезла с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племён.

54. Культура Сарматов.

Сарматская культура (III в.до н.э.-III в.) - сменила савроматскую сначала в Приуралье, где она сформировалась в её недрах в связи с проникновением сюда пришельцев из соседних лесостепных и более восточных степных областей. В к.IV-н.III вв.до н.э. распространилась на территорию Нижнего Поволжья и в III-II вв.до н.э. далее на запад, в волго-донские степи, на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье. Сарматская культура подразделяется на три хронологических периода, каждый из которых часто рассматривается исследователями в качестве самостоятельной культуры. Для всех трёх периодов был характерен кочевой уклад жизни населения. Однако в некоторых районах произошло оседание части сарматского населения. Особенно значителен этот процесс был на территории Северного Кавказа. 1-й период - раннесарматский (прохоровский) (вторая пол.IV-II вв.до н.э.) Характеризуется значительными изменениями в погребальном обряде, появлением новых форм вещей (мечи с серповидным навершием и дугообразным перекрестием, зеркала с валиком по краю, круглодонная керамика). Памятники периода распространены на территории от Приуралья до Днепра, включая и Северный Кавказ, и связаны с движением сираков, языгов и роксолан. Второй период - среднесарматский (сусловский) (I в.до н.э.-I в.). Памятники I в. были открыты в Румынии и Венгрии, что подтверждает свидетельства античных авторов о продвижении языгов и роксолан за пределы Северного Причерноморья. При сохранении многих черт погребального обряда, характерных для захоронений 1-го периода, заметны изменения в вещевом комплексе 2-го периода. Распространились железные черешковые наконечники стрел, мечи и кинжалы с кольцевым навершием, маленькие зеркала, фибулы и т.д. Характерно большое количество импортных изделий: разнообразные керамические сосуды, полученные главным образом из греческих городов Северного Причерноморья; серебряная и бронзовая посуда италийских и провинциальных римских мастерских и др. Отличительной чертой является широкое распространение ювелирных изделий, украшенных вставками из полудрагоценных камней и цветного стекла ("полихромный" стиль). Период выделяется среди др. большим числом захоронений. К нему же относится и серия богатых погребений сарматской знати (Косика в Поволжье, Воздвиженская в Прикубанье, на Нижнем Дону - "Новочеркасский клад", Садовый курган, в Нижнем Побужье - Соколова Гора). 3-й период - позднесарматский (аланский) (II-III вв.). В этот период наблюдается важное изменение в погребальном обряде, южная ориентировка, характерная для прохоровского и сусловского периодов, заменяется на северную. Распространяется обычай деформации черепов. Многие явления сусловского периода и элементы его вещевого комплекса существуют в аланском периоде. Мечи с кольцевым навершием продолжают употребляться, но постепенно вытесняются мечами без навершия и перекрестия. Сарматская культура оказала сильное влияние на культуру окружавших её народов. Скифская культура со времени вторжения сарматов в Северное Причерноморье перестала существовать как в степной, так и в лесостепной зонах. Уцелевшие после разгрома сарматами скифы восприняли вещевой комплекс их культуры. Влияние сарматов сказалось и на культуре жителей городов Северного Причерноморья. Памятники сарматской культуры исчезли после вторжения готов.

55. Культуры Саков и Массагетов.

Особую группу составляли кочевники, жившие на территории Южного Казахстана и Киргизии, а также в прилегающих частях Средней Азии и говорившие, как и соседнее земледельческое население, на языках восточноиранской группы. Это — единственная группа кочевников, о жизни которой в середине I тысячелетия до н. э. имеются более или менее значительные известия письменных источников. Кочевники жили здесь вперемежку с оседлым населением оазисов и находились с ним в постоянных взаимоотношениях, то мирных, то враждебных. Набеги кочевников приводили к разрушению производительных сил и тормозили развитие земледельческих областей Средней Азии. Древнейшие известия о кочевниках Средней Азии содержатся в персидских клинообразных надписях. Персы называли их общим именем саков. На рельефе, сопровождающем Бехистунскую надпись, последний из мятежников, стоящих перед Дарием, имеет остроконечную шапку, причём надпись поясняет: «Это Скунха, сак». Более подробны сведения античных авторов, в первую очередь Геродота. Греческие писатели различали в Средней Азии две группы кочевников: саков и массагетов. Так как массагеты неизвестны персидским источникам, то, очевидно, персы не отличали их от сакских племён. Разграничить саков и массагетов территориально не легко: обычно считают, что массагеты кочевали между Каспийским морем и Яксартом (Сыр-Дарьёй), а саки — далее на восток, однако следует отметить, что саки известны античным авторам и к западу от Окса (Аму-Дарьи). Не различимы саки и массагеты и в археологическом отношении. Кочевья саков простирались далеко на восток, захватывая долины Таласа, Чу и Или, высокогорные пастбища Алая, Памира, Ферганы, Тянь-Шаня. Геродот даёт любопытные сведения обытемассагетов, и его данные подтверждаются археологией. По словам Геродота, массагеты из металлов знали только золото и медь (т. е. фактически, невидимому, бронзу); железо и серебро им были совершенно неизвестны, так как этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь встречаются в изобилии. Действительно, железный век наступает у кочевников Средней Азии и Казахстана на 200—300 лет позже, нежели у причерноморских скифов, в V в.(откуда видно, что сведения Геродота для его времени были уже несколько устаревшими), а кое-где и в IV в. до н. э. Это объясняется не только отсталостью азиатских кочевников, но и богатством Казахстана медью и оловом. Медь, возможно, добывалась самими массагетами в горах Кара-Тау на Мангышлаке и в Джезказгане, где имеются древние медные рудники. Медные и оловянные рудники имелись также в верховьях Иртыша, откуда массагеты могли получать металл или готовые изделия путём обмена. В IV в. до н. э. эти рудники были заброшены в связи с переходом к железу. Что касается золота, то остатки его древних разработок имеются у прииска Степняка в Северном Казахстане, а также у города Мангыта в низовьях Аму-Дарьи. По одежде и образу жизни Геродот сближает массагетов со скифами. По его словам, они ничего не сеют, питаются мясом и молоком домашних животных, а также рыбой, которую им в изобилии доставляет река Араке (видимо, имеется в виду Оке). Они живут в повозках, и даже домашняя утварь их приспособлена к кочевой жизни. По уровню общественного развития массагеты отставали от скифов. Как и у современных им сарматов (савроматов), в их быту продолжали существовать значительные элементы матриархата, в частности пережиточные формы группового брака. Женщина занимала видное место в общественной жизни. Во время войны с Киром во главе массагетов стояла вдова «царя» — «царица» Томирия. Политически массагеты представляли собой, невидимому, союз племён. Они были весьма многочисленны и сильны в военном отношении. Особую роль играла первоклассная конница. Вооружение составляли лук и колчан со стрелами, копья, мечи, секиры. О религии массагетов почти ничего неизвестно. Геродот сообщает, что они приносили в жертву солнцу лошадей. Сообщения античных авторов о собственно саках многочисленнее, но крайне отрывочны и не всегда имеют в виду именно саков. В быту саков было много общего с массагетами и скифами. Один эпический поэт, описавший победу афинян над Ксерксом, называет саков пастухами овец. Наряду с овцами они разводили также лошадей. Их одежда (штаны, войлочные шапки) также напоминала скифскую. Наряду с кочевниками среди саков были и оседлые племена, занимавшиеся земледелием и яйлажным скотоводством. Как и у массагетов, в быту саков имелись многочисленные элементы матриархата, женщины играли видную роль в общественной жизни. Греческий историк Ктесий (около 400 г. до н. э.) говорит, что сакские женщины отважны и помогают мужьям в военных опасностях. Во время войны с мидянами над саками властвовала Зарина, принимавшая участие в битвах. В другом месте Ктесий рассказывает о том, как после пленения Киром сакского «царя» Аморга жена его Спаретра собрала большое войско, состоявшее почти наполовину из женщин, и освободила Аморга из плена. Однако элементы разложения первобытно-общинного строя появляются и у саков. Высшей формой политической организации у саков были, повидимому, союзы племён. Войско саков отличалось высокой боеспособностью. И у них большую роль играла конница, но наряду с нею имелась и пехота. Воины были вооружены луками, короткими мечами — акинаками и секирами. Военное могущество саков позволяло им совершать постоянные набеги на их более богатых соседей. О материальной культуре саков даёт представление и археология. К этой культуре можно отнести определённую группу древностей на территории Южного Казахстана и Киргизии. Древнейшие курганы (VI—V вв. до н. э.) ещё целиком принадлежат к бронзовому веку. Они невелики, содержат погребения в виде скорченных или вытянутых костяков, бронзовые ножи, стрелы и слепленную от руки посуду. Более поздние курганы (V— III вв. дон. э.) значительно богаче. Наряду с бронзой в них появляется железо.Они больше по размерам и содержат обычно короткие железные мечи — акинаки, бронзовые, железные, костяные и деревянные наконечники стрел, бронзовые зеркала, украшения, принадлежности конской сбруи, глиняные и деревянные сосуды уже более совершенной выделки. Сохранились и остатки тканей. Широкое распространение имели также бронзовые котлы скифского типа, квадратные жертвенники и светильники, часто находимые по нескольку штук вместе. Все эти предметы имели культовое назначение и украшались литыми фигурками животных, которые по сюжету, композиции и стилю выполнения близки к скифским и южносибирским. Для саков, как и для других кочевников северной степной полосы от Дуная до Хуанхэ, был характерен звериный стиль, который связан с определёнными религиозно-мифологическими представлениями. К тому же кругу религиозных представлений примыкают наскальные изображения, встречающиеся в Восточном, Центральном и Южном Казахстане и в Киргизии. Это большей частью изображения горных козлов, баранов, оленей, людей, стреляющих из лука, п т. д. Изображения выбиты без всякого порядка; композиции— сцены охоты или поединка — встречаются редко. Возможно, что эти изображения имели магическое назначение: обеспечить удачную охоту. Массагеты и саки теснее других кочевников Внутренней Азии были в это время связаны с рабовладельческим миром. Столкновения их с державами древнего Востока начались, невидимому, ещё в период мидийского преобладания. Как далеко простиралась на восток Индийская держава, сказать трудно. Во время завоевания Средней Азии Кир, естественно, должен был столкнуться и с местными кочевыми племенами. Последний поход Кира, в котором он потерпел поражение и погиб, был, согласно Геродоту, направлен против массагетов. В 517 г. дон. э. Дарий совершил поход против «заморских» саков (живших к северу от Аральского моря). Часть саков в конечном итоге вошла в состав ахеменидского объединения; они принадлежали к XV сатрапии, которая платила в царскую казну 250 талантов. Так как в эту сатрапию помимо саков входили также каспии, то речь, очевидно, может идти лишь о прикаспийских саках. К концу правления Дария были покорены также частично саки, жившие за Яксартом, а при Ксерксе —дахи, кочевавшие к востоку от Каспийского моря. Под властью Ахеменидов саки помимо уплаты дани должны были участвовать в походах персидских царей, выставляя как конницу, так и пехоту. В конце V или в первой половине IV в. саки освободились из-под власти Ахеменидов. В это же время, невидимому, складывается обширная конфедерация массагетских племён. Помимо массагетов и саков на территории Средней Азии обитали ещё более отсталые племена рыболовов, охотников и собирателей.

56. Тагарская и Таштыкская археологические культуры.

Тагарская культура, археологическая культура, распространённая в 7—3 вв. до н. э. в Минусинской котловине, районе Красноярска и восточной части Кемеровской области. Названа по острову Тагарскому на Енисее (против Минусинска). Для Т. к. характерны скифского типа оружие, конский убор, бронз, котлы и зеркала, звериный стиль в искусстве. Орудия и оружие (кинжалы, чеканы, наконечники стрел, удила, кожи, кельты) изготовлялись из бронзы. Район распространения Т. к. — один из крупнейших очагов бронзолитейного производства Евразии. Местное производство железа началось лишь в 3 в. до н. э. Памятники Т. к. — земляные курганы с оградками из каменных плит, по углам оград — вертикально врытые камни. Известны также поселения, медные рудники и наскальные рисунки. Основой хозяйства были мотыжное земледелие и скотоводство. Для общественного строя носителей Т. к. было характерно формирование классовых отношений, о чём свидетельствуют огромные курганы — возможно погребения царей и знати, и коллективные могилы рядовых общинников. Физический тип людей Т. к. европеоидный, близкий к типу людей афанасьевской культуры, андроновской культуры и скифов Причерноморья.

Таштыкская культура, археологическая культура железного века Южной Сибири (1 в. до н. э. — 5 в. н. э.). Распространена в бассейне среднего Енисея — в Минусинской котловине, районе Красноярска и восточной части Кемеровской области. Названа по раскопкам могильника на р. Таштык, близ с. Батени на Енисее. Представлена главным образом склепами и грунтовыми могильниками, преимущественно струпосожжениями. Племена Т. к. — потомки населения эпохи тагарской культуры (динлины), смешавшиеся с пришлым населением (вышедшими из Центральной Азии во 2—1 вв. до н. э. тюркоязычными гяньгунями). В погребениях Т. к. находят портретные лицевые маски из белой глины с двухцветным расписным орнаментом, сосуды, модели — заменители различных предметов и прочее. Погребения знати содержат деревянные статуэтки животных; встречаются статуэтки, исполненные в наивно-реалистической манере, изображающие зависимых людей. Хозяйство динлино-гяньгуней было скотоводческо-земледельческим. Общество находилось на последней стадии распада первобытнообщинных отношений.

57. Ранний железный век Алтая и Тувы.

Период с VIII по П вв. до н. э. называется ранним железным веком. Это время появления и расцвета одной из самых известных древних культур Алтая — пазырыкской. Свое название культура получила по памятнику в урочище Пазырык Улаганского района, где в первой половине XX века были раскопаны усыпальницы племенной знати. Как показывают исследования, население Горного Алтая раннего железного века было смешанным, в его внешнем облике присутствовали как европеоидные, так и монголоидные черты. Алтайские народы входили в мощный союз племен, существовавший тогда на территории Тувы, Северо-Западной Монголии и Восточного Казахстана.

На сегодняшний день на Алтае исследовано большое количество памятников археологии, относящихся к пазырыкской культуре. Это поселения, ритуальные сооружения, петроглифы и погребальные комплексы. Наибольшее количество информации об этой эпохе ученые извлекают из погребений. В то время существовал особый погребальный обряд, согласно которому усопшего отправляли «жить» в иной мир и для этого снабжали его всем необходимым. В могильную яму ставился небольшой сруб - имитация «дома», покойного укладывали на дно сруба головой на восток. Вместе с погребенным в могилу клали все его личные вещи; предметы туалета, украшения, оружие и орудия труда. Кроме того, в сруб ставили глиняные и деревянные сосуды с пищей и питьем, а также мясо барана. В могильную яму за стенкой сруба помещали тело взнузданного и оседланного коня (в могилах знати — до нескольких десятков лошадей). После засыпки могильной ямы сверху сооружали каменную насыпь - курган. Над погребениями знати возводили огромные насыпи до 60м в диаметре. Курганы пазырыкской культуры легкоузнаваемы, обычно они выстроены в цепочку по линии север-юг. Кроме урочища Пазырык в Улаганском районе таких курганов достаточно много в других районах Республики Алтай. Наиболее известные «царские» курганы расположены в окрестностях сел Туекта, Шибе, Курота и в долине реки Каракол. Большие курганные насыпи сыграли роль своеобразного «термоса». Вода, просочившаяся в погребальную камеру вскоре после ее сооружения, в первый же заморозок превратилась в лед. Под толщей каменного панциря за короткое алтайское лето этот лед больше не таял, и благодаря этому уникальному явлению в погребениях пазырыкской культуры до наших дней сохранились вещи, которые в обычных условиях очень быстро истлевают, - изделия из ткани, войлока, кожи, дерева и меха. Подлинной сенсацией явилось то, что до наших дней сохранились тела людей, погребенных более двадцати веков назад! Мумии из «замерзших» погребений дали ученому миру много ценнейшей информации. Своеобразный погребальный обряд пазырыкцев с большим количеством бытовых вещей в могиле позволяет археологам детально восстановить реальную картину их жизни. Они занимались скотоводством и охотой, торговали с другими азиатскими народами - в погребениях найдено большое количество вещей из Китая, Индии и Передней Азии. По-видимому, было принято держать при себе оружие: кинжал, чекан, лук со стрелами; тела покрывали татуировками, которые носили магический характер; женщины носили широкие длинные юбки и блузы, мужчины - штаны и шубы.. Пазырыкцы владели искусством бальзамирование и перед погребением тела усопших бальзамировали. Сохранились резные деревянные фигурки - украшения, людей и конской сбруи, различные вещи из разноцветного войлока и тканей, все это позволяет восстановить ремесленное производство древнего пазыркского общества. Подлинным шедевром древнего ремесла является шерстяной ворсовый ковер, найденный при раскопках Пятого Пазырыкского кургана, Этот ковер уникален еще и тем, что является древнейшим в мире образцом ручного ковроткачества. Сюжеты древнего искусства и сегодня присутствуют в повседневной жизни Горного Алтая. Так, персонаж древнепазыркскго искусства - мифический грифон, существо с телом хищника, головой и крыльями орла, является центральной фигурой современного герба Республики Алтай.

Из сопроводительных конских погребений было также получено много информации. По сохранившимся вещам было детально восстановлено снаряжение коня. Было установлено, что уже в древности на Алтае велось селекционное коневодство, выводились новые породы лошадей — выносливых и красивых скакунов.

Ранний железный век (VIII — II в. до н.э.) характеризуется значительно более высоким уровнем развития хозяйственной деятельности человека, в сравнении с предшествующими этапами.
Жившие в то время в Туве европеоидные племена, имели заметное сходство в оружии, конском снаряжении и образцах искусства со скифами Причерноморья и племенами Казахстана, Саяно-Алтая и Монголии. Они перешли к кочевому скотоводству, которое с тех пор стало основным видом хозяйственной деятельности населения Тувы и оставалось таковым вплоть до перехода на оседлость в 1945-1955 гг.
Большим достижением племен Тувы было освоение железа. Судя по великолепным бронзовым изделиям, бронзолитейное искусство находилось на достаточно высоком уровне. Большое применение находили ранее освоенные виды хозяйственной деятельности и ремесла.
Повышение производительности труда позволило создавать избыточный продукт. Вслед за этим серьезные изменения произошли в социальных отношениях. Утверждение право наследования богатств по отцовской линии привело к имущественному расслоению. Убедительным примером этого является исследованный в 1971-1974 гг. курган Аржаан (VIII — III вв. до н.э.). В нем было обнаружено коллективное погребение древнего племенного вождя, его жены и 15 приближенных. Вместе с ними были захоронены более 160 коней.
Своеобразное и самобытное искусство местных племен сочетало в себе как местные особенности, так и элементы широко распространенного среди племен евразийских степей т.н. «скифо-сибирского звериного стиля». Об этом, свидетельствуют материалы кургана Аржаан и многие другие находки археологов. Большой интерес представляют предметы декоративно-прикладного искусства, отлитые древними мастерами из бронзы, других цветных металлов или вырезанные из рога, кости, камня и дерева.

58. Лесная полоса Восточной Европы в Раннем железном веке по материалам Дьяковской и Городецкой культур.

Начальная фаза раннего железного века (IX—VI вв. до н.э.) являлась своеобразным переходным периодом между бронзовым веком и эпохой раннего железа.

Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — V веках на территории Московской, Тверской[1], Вологодской[2], Владимирской, Ярославской и Смоленской[3] областей.

Финно-угорский тип носителей дьяковской культуры не вызывает сомнений. Об этом свидетельствует более древняя, чем славянская, топонимика.[2] Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси[5], тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы[5]. Обе культуры была потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад[6][7][8] Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую[9] и остатки фатьяновской[10]) культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами[11]. Вытеснение финскими пришельцами раннескотоводческих (очевидно индоевропейских по языку) племен объясняется, возможно, тем, что у пришельцев были более гибкие формы хозяйства с использованием земледелия, тогда как раннескотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для скотоводства климатических изменений[7].

В последнее время дьяковская культура Волго-Окского междуречья и Верхнего Поволжья датируется в пределах VI в. до н.э.— IV/V вв. н.э., хотя сохраняется и традиционное мнение о более широких рамках её существования — с VIII в. до н.э. по VII в. н.э. В любом случае наиболее интенсивная жизнь на поселениях дьяковской культуры относится к периоду V в. до н.э. — IV в. н.э.

Дьяковская культура известна почти исключительно по поселениям. Известны уже около пятисот дьяковских селищ и городищ, тогда как погребальные памятники исследованы крайне недостаточно. Основная информация о дьяковской культуре получена в результате раскопок городищ (их известно более двухсот), которые чаще всего занимают естественно укреплённые места — мысы у слияния рек и между оврагами либо останцы. Площадь их невелика, но заселены они достаточно плотно. Начало жизни на городищах — не позднее VI в. до н.э., запустение — в V-VI вв. н.э. Самые известные из них: Дьяково у сёл Дьяково и Коломенское (ныне в черте Москвы), Троицкое под Можайском, Щербинское под Подольском, Настасьино под Коломной и т.д. Их оборонительная система постоянно совершенствовалась. Вначале защитой большинства городищ служили вал (иногда с частоколом по гребню) и ров. Со временем число валов некоторых городищ возросло до двух-трёх. Местами использовалась и система жилых стен, формируемая многокамерными жилищами, размещёнными по периметру поселения и служащими дополнительными укреплениями. Жилищами преимущественно служили прямоугольные наземные срубные и плетнёво-столбовые дома — в основном многокомнатные (так называемые «длинные дома»), со временем сменившиеся однокомнатными.

Долгое время оставался неизвестным погребальный обряд дьяковцев. Ученые исследовали десятки памятников, но среди них не было ни одного могильника. Науке известны погребальные обряды, после которых от праха не остается практически ничего, либо захоронения не имеют внешних признаков. Шансы найти следы подобных погребений практически равны нулю или во многом зависят от воли случая.

В 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено необычное сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5—6 человек, мужчин, женщин и детей. Долгое время этот памятник оставался единственным в своем роде. Прошло более тридцати лет, и наконец, в 1966 г. был найден еще один “домик мертвых”, и не на Верхней Волге, а в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря. По мнению исследователей, когда-то это была прямоугольная бревенчатая полуземлянка высотой около 2 м с двускатной крышей. С южной стороны был устроен вход, внутри у входа находился очаг.

В “домике мертвых” были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики “дьякова типа”. В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра. Обычай строить бревенчатые надмогильные сооружения не является уникальным. Он широко известен по многочисленным археологическим и этнографическим данным на севере Восточной Европы и Азии, причем в некоторых областях эта традиция существовала вплоть до XVIII в. и даже позднее.

Погребальный обряд выглядел, скорее всего, следующим образом: тело умершего сжигали на костре где-то за пределами поселения. Такой обряд у археологов называется кремацией на стороне. После совершения обряда кремированные останки помещались в “домик мертвых”, своеобразную родовую усыпальницу, обычно находившуюся в удаленном от жилья месте.

Погребения известны только в связи со средним и поздними этапами существования дьяковской культуры. Это «домики мёртвых» — срубы, содержащие сосуды с остатками кремации, произведённой на стороне.

Для хозяйства дьяковцев был характерен земледелъческо-скотоводческий уклад при существенной роли рыболовства и охоты. Доказательствами наличия земледелия являются в первую очередь находки серпов, мотыг и зёрен (просо, ячмень, пшеница, лён). О скотоводстве свидетельствуют многочисленные кости свиней, коров, лошадей, об охоте — кости пушных и иных зверей, о существовании цветной и чёрной металлургии — тигли, льячки и крицы.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 559 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...