Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Циклические теории развития культуры 8 страница



Этнологическая наука за рубежом. Проблемы, поиски, реше­ния. - М., 1991.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

— Содержание понятий «катарсис» и «калокагатия». Отраже-X ■■' ние в них одной из проблем культурологии.

— Проблемы культурологии в этнографической школе эволю-

ционистов.

— Культура как средство адаптативной деятельности человека

в учении Б.Малиновского.

— Роль «социальной антропологии» и «культурной антропо-

логии» в становлении культурологии. * — Развитие идей культурологии в истории европейской фи-

■■■>v.-.j ЛОСОфСКОЙ МЫСЛИ. •'

— Идеи культурологии в отечественной этнографии.

■ — Становление культурологии в отечественной философии;,

ОСНОВНЫЕ

ТЕМА СЕМИНАРА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ

ЗАНЯТИЕ 1

1. Проблемы исторической типологии и динамики

культуры в циклических теориях Д.Вико, Н.Я.Да­нилевского, О.Шпенглера, А.Д.Тойнби, П.А.Соро­кина.. -„---

2. Человек и культура в фрейдизме и неофрейдизме.

3. Закономерности развития культуры в концепци-

ях марксизма, К.Ясперса, Ю.МЛотмана и Ю.В.Я-ковца.

ЛИТЕРАТУРА

.. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. — Д 1940.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.

Лотман Ю.М. Ибранные статьи в 3-х т. — Таллин, 1992—1993

Психоанализ и культура. — М, 1995.

Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. — М. 1993.

Сорокин П.А. Социокультурная динамика// Сорокин П.А. Че­ловек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

Сумерки богов. — М., 1990.

Тойнби АД Постижение истории. — М., 1991.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.

Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989-

Фрейд 3. Недовольство в культуре//Философские науки, 1989. № 1. 1 Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск, 1993-

Яковец Ю.В. История цивилизаций. — М., 1995. t Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.

ЗАНЯТИЕ 2

1. Взаимосвязь культуры и религии в учении Н.А.Бер­дяева, С.Л.Франка и И.А.Ильина.

. 2. Социологические, игровые и информационные концепции культуры. Культурологические тео­рии в русле герменевтики.

3. Разработка культурологической проблематики в решении вопроса о месте России в мировой куль­туре (славянофилы, западники, евразийцы).

ЛИТЕРАТУРА

Антонов В.А Символизация в контексте социокультурных процес­сов// Вестник Московского университета. Сер. Социология и полито­логия, 1997. №4.

Барт R Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., 1989

Бердяев НА Философия творчества, культуры и искусства// Бер­дяев НА Собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. — М., 1994.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменев­тики. — М., 1988.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.

Егоров Б.Ф. Славянофильство, западничество и культурология/ /Труды по знаковым системам. — Тарту, 1973.

Ильин И.А. Основы христианской культуры// Ильин ИА Со­брание сочинений в 10 т. Т. 1. — М, 1993-

Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и по­становка проблемы// Культурология. XX век. — М, 1995.

Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973-

Сорокин ПА Родовая структура социокультурных явлений// Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992.

Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

Вопросы культурологии в метапсихологической теории фрейдизма и неофрейдизма.

Культурологический аспект циклической теории развития культуры Д.Вико.

Вопросы динамики и типологии культуры в культурологи­ческих концепциях Н.ЯДанилевского и О.Шпенглера.

Закономерности развития культуры в учении марксизма.

История культуры в концепциях АДЛойнби и КЯсперса.

Проблемы развития и типологии культуры в теории Ю.М.-Лотмана и Ю.В.Яковца.

Проблемы культурологии в философских системах русских философов Н.А.Бердяева, С.Л.Франка и И.АИльина.

Культура как игра в учении Г.Спенсера, Ф.Шиллера и Й.Хей-зинги.

Социологические концепции культуры.

Культура как символическая система в учении Э.Кассирера, СЛангери Ю.МЛотмана.

Культура — система знаний, информационная система, со­вокупность текстов (АМоль, Ю.МЛотман).

Проблемы культурологии в учении славянофилов, западни­ков и евразийцев.

,\*rtPP-..: ■ wAutr.-.T. ТЕМА СЕМИНАРА:... />3«f> ■■■ \i ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ f

.^^.s,, •> ЗАНЯТИЕ 1,; >; Kjn.....^

1. Генезис и сущность понятия культуры.

, 2 Содержание категории «цивилизация». Интерпре­тация ее смыслового значения в различных на­учных теориях.

,-жр. Категории «менталитет» и «ментальность»: их со-

4 держание, взаимосвязь и соотношение с близки­ми по смыслу понятиями. Специфика европей­ской и восточной ментальности. Особенности i российской ментальности и решение современ-

iqO;: ных социокультурных и экономических про­блем России.

:.#■;.;■::тс. - 'гг -■ ЛИТЕРАТУРА чм>\..", ' ^V^v-- -

Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня// Обще­ственные науки и современность, 1992. № 2. •v. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как соци­ально-политический и духовный феномен// Социально-полити­ческий журнал, 1997. № о.

Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая ис­тория. 1990. № 5.

Бердяев Н.А. Русская идея. Гл.1.// Вопросы философии, 1990, № 1.\

Бердяев Н.А. Психолгия русского народа// Бердяев Н.А. Судь­ба России. — М., 1990.

Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евра­зийство//Социологические исследования. 1996. № 5.

Кондаков И.В. Менталитет русской культуры// Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. — М., 1997.

Левинас Э. Философское определение культуры. — М., 1988.

Лисовский В. «Культура» и «цивилизация»// Философская и со­циологическая мысль. 1993- № 1.

Лисютин О.М. К вопросу о становлении категории «культура»// Философские науки. 1982. № 3-

Менталитет и аграрное развитие России (XIX — XX вв.). — М., 1996. •

у Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические за­метки// Отечественная история. 1995- № 3-

Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения. — М., 1993. Решетников М.М. Современная российская ментальность: На­род — идеология — власть. — СПб., 1996.

,\ Российская ментальность (материалы «круглого стола»)// Воп­росы философии. 1994. № 1.

Русская история: Проблеы менталитета. — М., 1994.»

Русский менталитет. — М, 1995. ■ <

Цивилизации. Вып. 1 — 2. — М, 1992 — 1993-

ЗАНЯТИЕ 2

1. Содержание категории «культурная картина мира». Ее соотношение с научной, художествен­ной и религиозной моделями мира.

:. '2. Формы и способы выражения самобытности куль­турной картины мира определенной социокуль­турной общности в языке и художественном творчестве.

3. Методологическое и познавательное значение ка­тегорий культурологии. Роль культурологичес-■ •:; v ких категорий в системе социально-гуманитар­ного знания.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В

3-х т. Т. 1. —М., 1995.

Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древне­греческом мировоззрении// Вопросы философии. 1969. № 9-

Гачев Г.Д. Европейские образы пространства и времени// Куль­тура, человек и картина мира. — М., 1987.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М., 1988.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984.

Гуревич АЯ. Проблема ментальностей в современной историог­рафии// Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. — М.,

1983.

Гуревич АЯ. От истории ментальностей к историческому син­тезу// Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исто­рической науки вокруг французской школы «Анналов» — М., 1993-

Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном под­ходах// Общественные науки и современность. 1996. № 1.

Культура, человек и картина мира. — М, 1987.

Машенков В.В. Человек во вселенной. Религиозная, философс­кая и научная картина мира// Основы философии/ Отв. редактор Е.В. Попов. - М, 1997.

Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира// Вопросы философии. 1983- № 7.

Новикова Л.И. Понятие цивилизации и егопознавательные фун­кции// Философия и культура. — М, 1987.

Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса//Цивилизации. Вып. 1. — М, 1992.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

- История формирования представлений о культуре.

- Интерпретация понятия культуры в современных частных

науках, философии и культурологии.

- Понятие цивилизации: история вопроса и различные точки

зрения на проблему его семантики.

- Проблема менталитета в европейской науке.

- Менталитет и ментальность. Их взаимосвязь и различие.

- Менталитет и образ жизни, стиль мышления и поведения ин-

дивида.

- Соотношение европейской и восточной ментальности. Спе-

цифика российской ментальности.

- Сущность культурной картины мира и ее выражение в языке,

мифологии и художественном творчестве.

- Роль и место категорий культурологии в познавательном про-

цессе.

ТЕМА СЕМИНАРА:

СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ:

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1. Морфология культуры: Проблемы и решения.

2. Природа и культура. Человек и культура, Общество

и культура.

3. Руссоистская и фрейдистская интерпретация со-

отношения природного и культурного начал в

человеке. Проблема взаимосвязи Природного и культурного в человеке в средневековой, ренес-сансной и современной мысли.

ЛИТЕРАТУРА

" Августин Учение о душе и познании. Вера и разум; Этика//Ан­тология мировой философии. В 4-х т. Т. 1, ч. 2. -М., 1969.

Брудный А Природа и культура: Великое противостояние// Общественные науки и современность. 1996. № 4.

Волков Г.Н. Три лика культуры. - М, \J™-

Гуревич П.С. Философия культуры. - М, 1УУ4. Гл. 8.

Давидович В.Е., Жданов Ю.А Сущность культуры. - Ростов-на-Дону 1979-

Каган М С О соотношении содержания понятий «природа»,

«общество», «человек», «культура»// Мировоззренческое содержа­ние категорий и законов диалектики. --Киев 1Ж1.

Каган М.С. Философия культуры. - СПо., U96.

Мильдон В Природа и культура// Вопросы философии. 1996.

№ 12

МаркарянЭ.С. Культура как система// Вопросы философии. 1984.

Проблемы философии культуры. - М, 1984. Руссо Ж -Ж Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов'// Руссо Ж.-Ж. Избранное. -М 197б.

Фрейд 3. Недовольство в культуре// Философские науки. 1989-

Фрейд 3 Психоаналитические этюды. - Минск, 1991. Фрейд 3 Психология бессознательного. - М., 1989. Художественная культура в докапиталистических формациях. -Л, 1984.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

•-, - Различные точки зрения на строение культуры..

— «Натура» и культура: их взаимосвязь и различие.

— Человек и культура.

— Проблема соотношения природного и культурного в чело-

веке в истории европейской мысли.

— Общество и культура.

•"'-х- ТЕМА СЕМИНАРА: ■.«*•<;

«■*■• СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ:

СОЦИАЛЬНЫЙ АПЕКТ

1. Проблема возникновения и развития культуры.

2. Система функций культуры.

3. Основные структурно-функциональные сферы

культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1997. Ионин Л.Г Социология культуры. — М.,199б. Коган Л.Н. Социология культуры. — Екатеринбург. — 1992. Каган М.С. Человеческая деятельность. — М., 1974. Культурология/Под ред ГВДрача. — Ростов-на-Дону, 1998. Разд. 1.

Культурология/ Под ред. АА.Радугина. — М, 1997. Гл. Ш.

Мамонтов СП. Основы культурологии. — М., 1996. Гл. 5.

Савранский ИЛ. Коммуникативно-эстетические функции куль­туры. - М., 1979.

Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация — СПб, 1995.

Соколов Э.В. Культура и личность. — Л., 1972.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культу­ры. -Л, 1986. У У

Флиер А. Культурогенез в истории культуры// Общественные науки и современность. 1995. № 3-

Этнознаковые функции культуры. — М., 1991. ■ <

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

— Проблема взаимосвязи социогенеза и культурогенеза.

— Функциональная сфера культуры.

— Специфика мифологии, религии, искусства и науки как эле-

ментов познавательной сферы культуры.

— Преобразовательная сфера культуры.

— Нормативный институт культуры.

— Коммуникация и общение как культурный феномен.

— Семиотическая сфера культуры.

— Социализация индивида. Механизм и средства социализа-

ции в различных культурах.

ТЕМА СЕМИНАРА: ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

1. Типология культуры: методология и обоснование возможности существования различных типологических теорий.

2. Основные типологические концепции в европейс­кой научной традиции.

3. Проблемы типологии культуры в современной оте­чественной культурологии.

ЛИТЕРАТУРА / '

* Велик А.А. Культурология. — М., 1998. Гл. 6.

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. — Л., 1940.

Гуревич П.С. Философия культуры. — М, 1994. Гл. 10.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.

Жукова М.А, Самойлова Л.К Методолгические аспекты типоло­гии культуры// Методологические проблемы науки и культуры. — Куй­бышев, 1979.

Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996.

Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. — Тарту, 1970.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки// Ницше Ф. Со­чинения в 2-х т. Т. 1. — М., 1990.

Сорокин П.А. Социокультурная динамика// Сорокин П.А. Че­ловек. Цивилизация. Общество. — М, 1992.

Тойнби АД. Постижение истории. — М., 1991.

Тоффлер А. Третья волна// США: Экономика, политика, идео­логия. 1982. №№7—11.

Флиер А. Культурогенез в истории культуры// Общественные науки и современность. 1995. № 3-

Художественная культура в докапиталистических формациях. — Л, 1984.

Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск, 1993

Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. — М., 1993-

Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

— Что такое типология культуры? Ее значение в культурологи-

ческой теории.

— Чем обусловлено множество типологических теорий куль-

туры? Возможные основания типологической классифи­кации культур.

— Культурно-историческая типология в учении Д.Вико, Г.Геге-

ля и О.Шпенглера.

— Общее и особенное в культурно-исторической типологии

культуры О.Шпенглера и АДТойнби.

— Принципиальные различия между типологическими кон-

цепциями КЯсперса и АДТойнби.

— Содержание типологических теорий культуры АТоффлера

и М.Вебера.

— Проблемы типологии культуры в марксистском учении.

— Принципы построения и сущность культурно-историчес-

кой типологии Н.Я.Данил евского. Обусловленность типо­логической системы Н.ЯДанилевского его идеологичес­кой позицией.

— Вопросы типологии культуры в современной отечественной

культурологической науке (Ю.МЛотман, М.СКаган, Э.С.Мар-карян, Ю.В.Яковец).

ТЕМА СЕМИНАРА: ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

1. Сущность идеи «-циклического» и «линейного» раз-

вития культуры.

2. Причинная обусловленность и относительная са-

мостоятельность процесса динамики культуры.

3. Самобытность и уникальность развития отдель-

ных культур и единство культурной истории че­ловечества. Диалог культур.

АИТЕРАТУРА

Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества. — М., 1979-Данилевский Н.Я.Россия и Европа. — М, 1991. Динамика культурных и социальных связей. — М., 1992. -Динамика культуры. — Куйбышев, 1982.

Проблемы философии культуры. — М, 1984.

Сорокин ПА Социокультурная динамика// Сорокин ПА Че­ловек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. *

Социодинамика культуры. — М., 1991-

Традиция в истории культуры. — М., 1978.

Факторы и механизмы развития культуры. — М.Д982.

Ширшов И.Е. Динамика культуры. — Минск, 1980.

Яковец Ю.В., Пирогов СВ. Закономерности циклической динамики и генетики науки, образования и культуры. — М, 1993-

Ясперс К Смысл и назначение истории. — М., 1991.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

— Динамика культурной истории в учении ДВико.

— Идея циклического развития культуры в учении Н.ЯДани-

левского и О.Шпенглера.

— Особенности интерпретации проблемы культурной дина-

мики в концепции АДТойнби.

— Учение П.А.Сорокина о социодинамике культуры.

— Генезис и сущность идеи «линейной» динамики культуры.

— Трактовка идеи культурного развития человечества в уче-

нии марксизма.

— Культурная история человечества в концепции КЯсперса.

— Самобытность и единство мировых культур. Объективные

закономерности культурного развития человечества.

ТЕМА СЕМИНАРА:

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ КАК ФЕНОМЕН

КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

1. Декаданс европейской культуры XIX — XX вв.

2. Критический анализ идей и теорий, обосновыва-

ющих европейский культурный кризис.

3. Проблемы российского культурного кризиса.

ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н.А. Новое средневековье. — М.. 1991-Вебер А. Германия и кризис европейской культуры// Культу­рология. XX век. — М., 1995.

Генон Р. Кризис современного мира. — М., 1991.

Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. — М, 1993

Назартян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии миро­вой культуры (Синергетика исторического процесса). — М., 1996.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Ортега-и-Гассет X. Эсте­тика. Философия культуры. — М., 1991.

Сорокин П.А Начало великой революции// Вестник высшей школы, 1991. №9.

Тоффлер А. Столкновение с будущим// Иностранная литера­тура. 1972. № 3.

Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992.

Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня// Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М, 1992.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск, 1993.

ь 1 * ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ XX ВЕКА

■ - *"

ВОПРОСЫ:

.. 1. Философское осмысление кризиса искусства.

2. Идея кризиса культуры в европейской художе-

ственной литературе и поэзии.

3. Театр абсурда, сюрреализм, экспрессионизм, да-

даизм как наиболее яркие художественные формы выражения кризиса европейской куль­туры.

il

временной русской литературы// Русская литература XX века. — М, 1971.

Ортега-и-Гассет X. Дегаманизация исскуства// Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991.

Оруэлл Д. 1984. — М, 1992.

Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. — М.,1993. -Р-"

Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск, 1993. в:

Элиот Т.С. Избранная поэзия. — СПб., 1994.

Якимович А Сюрреализм и Салвадор Дали//Дали С. Дневник одного гения. — М.,1991. '■'''■

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

— Формы проявления кризиса европейской культуры.

— Причина и сущность европейского культурного кризиса в

марксистской теории.

— Обоснование декаданса европейской культуры в концепции

О.Шпенглера и НАБердяева.

— Кризис европейской культуры как кризис морали и духов-

ности в учениях А.Швейцера, И.А.Ильина, СЛ.Франка.

— Идея господства «массового» человека как причина и сущ-

ность европейского культурного кризиса в концепции Х.Ортеги-и-Гассета.

— Интерпретация идеи европейского культурного кризиса в

учении Л.Мэмфорда и АТоффлера.

— Экспрессионизм, сюрреализм, дадаизм и театр абсурда как

наиболее яркое выражение кризиса европейской культу­ры XX в.

— Особенности российского культурного кризиса..''

ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н.А. Кризис искусства. — М., 1990

Вайдле В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литера­турного и художественного творчества// Самосознание европей­ской культуры XX века. — М., 1991.

Замятин Е.И. Мы// Замятин Е.И. Избранное. — М, 1989.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде// Камю А. Бунтую­щий человек. — М.Д970.

Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях со-

ТЕМА СЕМИНАРА:

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ

1. Идея культурного прогресса и регресса в истории

европейской мысли.

2. Проблема критерия культурного прогресса.

3. Вопрос о культурном будущем человечества в со-

временных футурологических теориях.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев ДЛ. Роза мира. — М., 1993-

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации — М 1994.

БаллерЭ.А. Преемственность и развитие культуры. — М., 1978.

Бердяев НА Смысл истории. — М, 1990.

ВельскопфЭ.Х. Идея общественного прогресса в древности — М, 1970. '

Злобин КС. Культура и общественный прогресс. — М., 1990.

Культурный прогресс: Философские проблемы. — М., 1984.

Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и ре­альность//Политические исследования. 1993 № 3

Налимов В.В. Критика исторической эпохи- неизбежность сме­ны культуры в XXI веке// Вопросы философии. 1996. №11.

Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству// Ницше Ф Сочинения в 2-х т. Т. 2. — М., 1990.

Сахаров АД. Размышления о прогрессе, мирном существова­нии и интеллектуальной свободе// Вопросы философии. 1994. № 11.

Франк СЛ. Свет во тьме// Франк СЛ. Духовные основы обще­ства. — М., 1992.

Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. 1990. № 3.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М, 1992.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

— Проблема критерия культурного прогресса.

— Представления о культурном развитии человечества в ан-

тичной, средневековой и ренессансной научной тради­ции.

— Идея культурного прогресса в учении просветителей.

— Основания для критики просветительской идеи культурно-

го прогресса.

— Современные представления о направленности культурно-

го развития человечества.

— Футурологические теории о культурном будущем человече-

ства.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ...........................................................................................3

ВВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА.........................................------5

§1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ ПРЕДМЕТА..................5

§2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ................................................. 18

§3. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...........................................................22

§4. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ:..................................................................25

Культура.........................................................................................................................26

Цивилизация.........................................................................................................32

Менталитет и ментальность...............................................................................42

Культурная картина мира...................................................................................52

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ..................................65

§5. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ.........................................................................65

Социологическая теория культуры..................................................................65

Символическая теория культуры......................................................................70

Информационная теория культуры.................................................................75

Психоаналитическая концепция культуры.....................................................80

Концепция культуры как форма выражения жизни.......................................91

Игровая теория культуры..................................................................................94

§6. МОРФОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС БЫТИЯ КУЛЬТУРЫ................... 101

Культура и природа.........................................................................................101

Культура и человек...........................................................................................102

Культура и общество.......................................................................................106

§7. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ...................................................................................................107

§8. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ.............:.....111

Преобразовательная......................................................................................112

Познавательная....................,...........................................................................114

Нормативная.....................................................................................................123

Социализация индивида..................................................................................126

Коммуникативная.............................................................................................131

Семиотическая.................................................................................................137

РАЗДЕЛ». ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ..........................................................141

§9. УЧЕНИЯ О РАЗВИТИИ И ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ

XIX - XX ВВ.....................................................................................................................141

Циклические теории развития культуры......................................................142

«Линейные» теории динамики культуры......................................................182

§10. ИДЕЯ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕН­НОЙ традиции xix и хх ва...........................................................................195

§11. КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА...................213

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЖДУТ РАЗРЕШЕНИЯ...................218

ПРИМЕЧАНИЯ.........................................................................................219

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛАМ......................................................................222

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.............................224

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА..............................................................226

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ..........................................................231


[1] Петрашевцы — кружок русских дворян и разночинцев, существовавший в середине прошлого века в Петербурге. Его организатором и руководителем был М.В.Петрашевский. Основа его идеологии — идеи декабристов, В.Г.Бе­линского, А.Й.Герцена.

[2] Густав Густавович Шлет (1879 — 1940 гг.) — русский ученый, внесший значи­тельный вклад в развитие отечественной философии, этнической психологии, эстетики и языкознания. Умер в заключении. Реабилитация 1956 г. не смогла в полной мере восстановить память об этом оригинальном мыслителе.

[3] Николай Васильевич Розанов (1856 — 1919 гг.) — русский религиозный философ. Различные формы проявления культуры, вопросы семьи, личности он рассматривал как воплощение божественного начала.

[4] Милюков (1859 — 1943 гг.) — русский историк, социолог, публицист, теоретик и лидер партии Конституционных демократов (кадет). В своем исследовании историю рассматривал как сложный процесс, обусловленный его внутренней тенденцией, средой, в которой протекает обычная жизнь, а также личностным фактором.

[5] Эрих Фромм (1900 — 1980 гг.) — немецко-американский ученый, один их крупных мыслителей XX столетия. Хотя он наиболее известен как ре­форматор фрейдизма, в действительности же круг его научных интересов включает многие сферы социально-гуманитарного знания. Идеи Фромма оказали значительное влияние на сознание нашего века.

[6] Карл Густав Юнг (1875 — 1961 гг.) — швейцарский психолог и психиатр, един из учеников З.Фрейда. Пересмотр им основных положений фрейдизма привел к разрыву с учителем.

[7] Харизма — положительные качества, которые не объективно присущи той или иной личности, а приписываются ей людьми. Эти качества выходят за пре­делы обычных представлений о человеке. В общественном сознании харизматическая личность близка к божеству, а ее высказывания неоспоримы.

[8] Тоталитаризм — одна из форм государства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем за всеми сферами общества и личности, что фактичес­ки приводит к ликвидации прав и свобод граждан.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 834 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.042 с)...