Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Окультуренные рука, зрение и слух явились одной из основ формирован ия у человека способности и потребности к художественному творчеству. Культурное начало в человеке, сложившееся в виде потребностей и умений производить орудия труда, которые обеспечивали ему биологическое существование, получает свое дальнейшее развитие в стремлении совершенствовать технологию производства и трудовые навыки, что порождает потребность в познании. Сформировавшаяся в процессе общественной практики человека система культурных потребностей — в творчестве, красоте, познании, общении, — и выработанные соответствующие им способ-? поста и составляют культурное начало в человеке, позволившее емур выделиться из мира животных. Природу культурного феномена в человеке можно осмыслить и в другом аспекте, проведя различие между деятельностью человека по преобразованию природы и жизнедеятельностью животного. В этой связи следует заметить, что если последняя направлена на:
обеспечение биологического существования животного, поведен^ ческая программа которого заложена в его генетическом механиз-? ме и биологически наследуется, то деятельность человека обращена не только на удовлетворение его витальных потребностей — пище, жилище и одежде, — но и потребностей духовных — в искусстве, науке, красоте, общении, религии и так далее, то есть чисто человеческих потребностей. Необходимо также отметить, что и удовлетворение своих первичных потребностей, которые сближают его с животным, человек осуществляет на ином, отличном от животного уровне — на культурном, человеческом уровне. Та совокупность потребностей, знаний, навыков и умений, которая обеспечивает человеку надбиологическое существование и отличает последнее от жизнедеятельности животного, и составляет в нем культурное начало.
Оставаясь по своей природе существом биологическим, человек становится одновременно и существом культурным, являя тем самым воплощение двух взаимосвязанных начал — природного и внеприродного, то есть культурного. Если первое из них сближает человека с животным миром, природой, то второе выделяет его из нее.
Соотношение в человеке природного и культурного породило в науке проблему. Уже в античности воспитание как процесс окультуривания природного в человеке оценивалось неодинаково. Если Платон, Аристотель и другие греческие мыслители видели в нем благо, то для киников культура есть «дым», который надо развеять, чтобы обнажить в человеке его естественную природу. В этом же русле по проблеме соотношения природного и культурного в человеке развертывается дискуссия между Ж.-Ж.Руссо и просветителями. Если последние источником зла и несчастий считали естественную природу человека и избавление от социальных бед они видели в преодолении естественных склонностей и пороков человека, в окультуривании его дикой природы через воспитание и образование, то Ж..-Ж..Руссо, напротив, утверждал, что лишь ложная культура извращает и разлагает данное ему природой.
Как бы вступая в полемику с просветителем Ж.-Ж.Руссо, маркиз де Сад утверждал, что в человеке крайне силен голос страсти, эгоизма и жестокости. Каким тогда, если исходить из порочной сущности человека, может быть его жизненное кредо должен ли он противостоять своей природе или, напротив, подчиняться ей? Де Сад разрешает эту дилемму в пользу природного начала в человеке. Поскольку «природа» человека греховна и проклята и не подлежит совершенствованию, то, по мнению писателя, жизненные условия не должны препятствовать проявлению его порочных страстей и инстинктов.
На пути культивирования порока маркиз де Сад доходит до утверждения скандальной версии удовлетворения потребностей индивида: получать удовольствие, испытывать сладострастие, причиняя боль и страдания другому («боль возбуждает удовольствие»). Свою философию жизни де Сад реализовывал не только в художественном творчестве, где его герои являются воплощением «воспитания наизнанку»: от эпизода к эпизоду они совершенствуются в пороке. Вся жизнь маркиза была проникнута болезненной страстью к извращенным жестокостям.
В связи с рассмотрением вопроса о соотношении природного и культурного в человеке представляет интерес предпринятая в свое время Ф.Ницше ультрарадикальная критика и переоценка сложившейся системы ценностей. В своей критической теории он исходил из убеждения в том, что человек во вред себе отдалился от «природы», от своих естественных склонностей и влечений. Поэтому возвращение человека к его естественному, то есть до-культурному состоянию и есть, на чем настаивал немецкий философ, единственный путь его спасения. Согласно предложен ной им логике, существующие моральные нормы «есть своего рода тирания по отношению к «природе», а...всякая здоровая мораль подчиняется инстинкту жизни*2 2. Что представляет собой, согласно Ф.Ницше, содержание «инстинкта жизни»? Основными его составляющими в теории немецкого ученого выступают инстинкт самосохранения и самоутверждения и стремление властвовать («воля к власти»). Все они, вместе взятые, составляют поток естественной
* Маркиз Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (1740 — 1814 гг.) — французский писатель, ставший известным как автор, «прославивший» в своих произведениях половое извращение и жестокость. Потому его имя послужило основой образования известного понятия «садизм». Писал маркиз о садистских извращениях не только в своем фамильном замке, но и в тюрьме, где он провел почти полжизни и создал там половину своих сочинений (15 из 30).
жизненной энергии, который, на чем настаивает философ, не следует сдерживать никакими социальными нормами-запретами. Отсюда им провозглашается неограниченное право сильной личности как естественная норма социальных отношений или, иными словами, утверждается культ «сильной личности», свободной от всяких моральных норм. «Требовать от силы, чтобы она не проявляла себя как сила,...столь же бессмысленно, — писал он, — как требовать от слабости, чтобы она проявляла себя как сила»2 \ Исходя из этой же логики, идея равенства им объявлялась «религией слабого», поскольку последнему ничего не остается, как призывать сильную личность к совести, к соблюдению равенства. И здесь нельзя не заметить, сколь созвучным идеям Ф.Ницше оказался призыв [Геббельса, обращенный к солдатам вермахта: «Солдаты, я освобождаю вас от совести — этой химеры слабой личности!». Во что воплотились призывы фашистского идеолога, сегодня известно всему миру. Так идеи кабинетного философа Ф.Ницше явились основой идеологии и политики фашизма, то есть обрели свою плоть и стали практическим руководством к действию.
Идея понимания культуры как насилия над естественной природой человека находит своеобразную интерпретацию и в учении З.Фрейда Культура, по убеждению австрийского психоаналитика, не делает человека счастливым. Напротив, выполняя роль репрессивного начала по отношению к его влечениям, она способствует превращению нормального человека, стремящегося реализовать свои естественные стремления, в неврастеника. Снятие культурных ограничений, делает вывод ученый, вернуло бы человеку утерянную возможность счастья. Идеальное состояние человека он видел в первобытности, где отсутствуют запреты на удовлетворение его естественных потребностей.
Религия же, отождествив религиозное, духовное и культурное и объявив телесно-природное источником греховности и символом зла, считает нормальным такое состояние человека, когда в нем постоянно подавляется природное начало. В действительности же человек представляет собой единство двух начал — природного и культурного, и становление индивида состоит в том, что его природные качества обрабатываются, с одной стороны культурой, а с другой стороны, обществом. Тенденция развития человека такова, что в нем природное все в большей степени окультуривается. Даже его первичные потребности обретают культурную форму — скажем, процесс потребления пищи подчиняется этикету, одежда и жилище выполняют не только прагматическую, но и эстетическую функцию.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 699 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!