Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Единичное и общее. Причина и следствие



Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении.

1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние категории:

1.Единичное;

2. Всеобщее (общее).

Ничего не может повторяться, т.е. всё единично (уникально). Вместе с тем, в мире существуют общие свойства, которые роднят одни явления с другими, общие для всех явлений (общая характеристика всех людей – способность мыслить). Общее есть и между всеми живыми организмами (биологические явления веществ). В Средневековье лейтмотивом проходил спор реалистов и номиналистов о соотношении уникального и общего. Некоторые считают, что он не разрешён удовлетворительно до сих пор. Одно течение считало, что общее существует реально (плод, а не яблоко, груша, слива), опираясь на Платона (идеалисты). Номиналисты считали, что общее не существует. В средневековье это борьба идеализма и материализма (реализм, номинализм). В современной науке третье понятие – отдельно. В отдельном есть единичное – свойство и общее – предмет:

Они слиты и не могут быть оторваны друг от друга (текучесть не видна без воды).

2. Закон причины и следствия. Нет предметов, изолированных от других предметов. Между ними существуют самые различные связи: причинно-следственные занимают любое место. Они лежат в основе всех законов (физических, химических, биологических, философских). Если бы их не было, не работал бы ни один закон, и в мире воцарился бы хаос.

Причина – это такое явление, которое вызывает к жизни другие явления, которые называются следствием. Причинно-следственные связи надо отличать от функциональных, где нет момента порождения (математические формулы). Причина порождает следствие.

Есть 2 понимания причины:

4. Обыденное – это процесс, который вызывает другой процесс.

5. Причина по меньшей мере включает 2 последствия (причина болезни – взаимодействие инфекции с защитными силами организма, а не от инфекции).

Существуют разные типы связи причины и следствия. 4 типа связей.

1. Одно-однозначная детерминация (одна причина рождает одно следствие);

2. Одно-многозначная детерминация (одна причина порождает несколько следствий);

3. Много-однозначная детерминация (несколько причин в совокупности делают одно явление);

4. Много-многозначная детерминация (несколько причин делают несколько следствий).

Развитие – следствие становится причиной следствия.

Сущность и явление. Содержание и форма

1. Мир раздвоен на противоположности. Парные категории: сущность и явление, содержание и форма и т.д. Парные категории существуют во взаимодействии друг с другом и раскрывают свой смысл в противопоставлении друг другу. Каждый предмет, процесс всегда имеет внутреннюю (скрытую от органов чувств) и внешнюю стороны.

Сущность – то, что лежит в глубине предмета. Это главные свойства (сущные). Это определяющая сторона. С исчезновением сущности исчезает сам предмет. Законы не наблюдаемы как и сущность. Гегель: “Каждый знает об общем, но не знает о нём как о сущности”. Нужно провести границу между сущностью предмета и его содержанием. Они не тождественны. Сущность – это не всё содержание, это только глубинные свойства. В искусстве тема и идея – сущность.

Явление – внешняя сторона. Это сущность, вышедшая на поверхность и ставшая наблюдаемой. Сущность, проявившаяся во вне. Разум схватывает сущность, а органы чувств – явление.

Сверхъестественный мир во главе с божеством сущность, в которую остаётся только верить. Кант: “Есть сущность мира, которая принципиально непостижимая человеком”. Кант принципиально не отвечал на вопрос, есть Бог или нет.

6. Сущность всегда является.

7. Явление существенно. Всякое явление содержит частицу сущности.

8. Явление богаче сущности.

Диалектика (связь) сущности и явления хорошо выражена в тезисе: сущность является, а явление существует. Нет сущности, которая бы не являлась, проявлялась. Нет сущности, которая бы не являлась. Наука имеет дело с явлениями. Наука проникает в сущность.

2. Все предметы и процессы раздвоены на содержание и форму. Форма всегда заключает в себе определённое содержание.

Содержание – стоит рядом с содержанием. Это специфика содержания. Способ организации содержания. Структура содержания. то весь предмет в целом, вся совокупность сторон, элементов, процессов, свойств. Ни один атом не может быть исключён.

Форма

Форма – структура содержания, способ связи между элементами содержания; форма – способ организации содержания; форма – способ выражения содержания, способ существования и выражения существования (камень - круглый).

Гегель раздвоил форму на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя форма – всё, что схватывается внешними органами чувств, внутренняя форма фиксируется только интеллектом (осязает чувство, “видит только рассудок”).

Музыкальная форма схватывается интеллектом, устанавливает, “видит” интеллект, потом может и ухо зафиксировать. Видна неотделимость формы от содержания. Форма всегда содержательна, точно также как содержание всегда формально. В исполняемом музыкальном произведении два содержания – авторское, и то, которое воспроизводится исполнителем. Художественное исполнение - всегда присутствие художника в исполняемом произведении, исполнительское “я”, его миропонимание, его интерпретация всегда присутствует. Чем личное исполнение ярче, тем рельефнее присутствие исполнительского “я” в исполняемом произведении. Как эти два содержания соотносятся между собой (композиторское и исполнительское).

Сущность – глубинное в предмете, скелет, ядро. Сущность содержания в искусстве является тема и идея.

Содержание – весь образный строй (живопись, скульптура, архитектура).

Разница между явлением и формой: и то, и другое фиксируется органами чувств. Явление и форма – созданы и существуют для разных целей. Играют разную роль. Во всех процессах есть внутреннее и внешнее, все, что есть, выражает характер организации материала.

Содержание всецело оформлено, форма всегда содержательна. Первичным всегда является содержание, вторичным – форма. Диалектика содержания и формы проявляется в следующем: одно и то же явление в разных отношениях может выступать то как форма, то как содержание. В анализе музыкальных форм музыкальная форма – это содержание.

Закон или необходимость состоит в том, что, допуская для отдельных событий множество возможностей, он ставит им пределы, определяет границу между возможным и невозможным. Например, продолжительность жизни особи может иметь бесчисленное множество определённых, конечных значений, для особи невозможно бессмертие.

Таким образом, необходимость осуществляется лишь во множестве случайностей, а каждая случайность есть одно из проявлений необходимости. Нет фактов абсолютно случайных, но и нет фактов фатально неотвратимых. Каждый факт и необходим – он есть исполнение закона, и случаен – в нём проявляется отклонение от закона, не во власти людей отменить или изменить законы природы и общественного развития, но в допускаемых этими законами пределах они своей деятельностью могут изменить факты. Следовательно, необходимость и случайность – диалектические противоположности, не существующие друг без друга.

Маркс говорил о том, что задача науки состоит в том, чтобы вскрыть в случайных связях явлений их необходимую основу. Наука прекращается там, где теряет силу необходимая связь. Каким бы сложным ни было то или иное явление, от какого бы множества не зависело его развитие, оно, в конце концов, управляется объективными законами. Диалектический материализм помогает понять не только связь, но и взаимопереходы необходимости и случайности. Современная наука обогащает диалектико-материалистические выводы о сущности необходимости и случайности новыми данными (теория вероятности, статистическая и динамическая закономерность).

12. Пифагорейская школа: философия числа; число как выражение закономерности строения мира; воззрения в области искусства и эстетики

Пифагор впервые представил идеалистическую теорию. Он жил в 6 в до н.э. и был приблизительно современником Анаксимена и Анаксимандра. Трудно установить его подлинные воззрения, т.к. древнегреческие литераторы 2-3 вв. до н.э. добавили много несвойственной ему отсебятины. Его воззрения:

1. Мир живое и огненно-шарообразное тело.

2. Пустота (воздух), проникая в тело мира, обособляет вещи в этом мире.

3. Вселенная состоит из 10 небесных сфер с десятью светилами. Каждая сфера создаёт свой характерный звук (учение о небесной гармонии, о музыке сфер).

Он верил в переселение души человека после смерти.

Философия числа заключалась в том, что пифагорейцы считали основой мира не материальное начало (как представители милетской школы), а число.

1 – мать всех богов, всеобщая манада.

2 – принцип отрицательности.

3 – реальное пространство имеют три параметра (шар – самое прекрасное тело, а плоскость - круг).

Всем числам, вплоть до 10, пифагорейцы придавали особое магическое значение.

10 – священная декада, основа мистической природы чисел, образ всей вселенной.

Много внимания уделяли геометрии.

Точка – единица;

Линия – двойка;

Плоскость – тройка.

Трёхмерное тело – четвёрка.

Считается, что пифагорейцам принадлежит известная теорема, но они её задействовали у древних египтян.

Особое место – теория музыкальной архитектуры. Впервые звучит мысль о том, что высота струнного инструмента зависит от длины струны. Пифагорейцами точно установлены многие музыкальные интервалы, точно измерили четверть тона. Установили кварту, квинту, октаву. Точность была столь высока, что превышала точность новой европейской акустики. Считали, что музыка действует не только на душу, но и на тело.

Много дали золотые сечения. Пытались выяснить количественное соотношение частей тела человека, здания, скульптуры. Соотношения должны быть строго определены числами. Термин золотого сечения ввёл Леонардо да Винчи, но пифагорейцы много внесли в понимание этого термина.

13. Философия Платона: учение об идеях; о человеке; о познании; отношение к искусству; концепция “идеального государства”





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 522 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...