Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Задание. Вспомните любимые всеми романы А



Вспомните любимые всеми романы А. Дюма, воспользуйтесь иной художественной и исторической литературой и опишите требования, которые в разных странах предъявляли к поведе­нию короля: что разрешалось и что запрещалось ему делать, как он вел себя с простолюдинами и представителями высшего света, как он вознаграждал и наказывал, раздавал почести и вел международные дела, какие функции на него возлагались, за что он отвечал и т.п. Иными словами, опишите его ролевую модель.

Статусные права

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые от­личают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оцени­вает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической по-


зицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость сту­дентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается нака­занию за нарушения, совершенные солдатами.

Академический статус профессора дает ему такие возможности, ко­торыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: "Я не знаю этого". Подо­бное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью.

Статусный диапазон

Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а ста­тусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает неко­торый диапазон, в рамках которого варьируются поведение и осущест­вление своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются "акаде­мическими свободами": независимость суждений, свободный выбор те­мы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных осо­бенностей профессор социологии использует свои права и ведет себя со­всем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессора физики или биологии.

Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведе­ния. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят скорее не­формальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но кто-то уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой может быть не в меру общительным и навязчивым в дружбе.

Статусные символы

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят спе­циальную униформу, которая выделяет их из массы гражданского на­селения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отли­чия, которые определяются иерархией воинских званий. Рядовой, майор, генерал различаются нагрудными знаками, погонами, голо­вным убором, цветом и формой одежды.

Статусные символы гражданского населения не так определенны, как военного. Тем не менее интуитивно мы различаем людей. Мы зна­ем по опыту, как одевается женщина из высшего света и как одевается чернорабочий. У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя


атрибутика. Цилиндр ассоциируется у нас с английским лордом, фу­файка — с русским крестьянином, трусы и майка — со спортсменом; перечисление этих ассоциаций можно продолжить.

Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, же­сты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например, в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необхо­димости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию). Кроме того, они маркируют род войск.

В неформальных организациях, в малых группах не существует зримых различий в статусных символах. Они присутствуют только для посторонних. Так, титул "профессор" значим для студентов, но не для академических коллег, которые уважают его скорее за личные качест­ва и знания. Он мало значим также для контролера в метро или продавца в магазине. Но в кругу своих коллег профессор де­монстрирует признаки личного статуса, а не социального: компетент­ность, доброту, общительность, хлебосольство. Для продавца не имеет значения ни личный, ни социальный статус профессора, так как, захо­дя в магазин, последний перестает быть преподавателем и приобретает иной статус — покупателя, и к нему относятся соответствующим образом.

Задание

Найдите в исторической литературе описание статусных символов, принадлежащих разным слоям, профессиям и сосло­виям русского общества XIX века. Сравните, как они измени­лись в XX веке, что исчезло в атрибутике, что появилось ново­го. Отдельно охарактеризуйте статусную символику молоде­жи в XIX и XX веках.

Статусные обязанности

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обя­занностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обя­зывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обя­зывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствую­щий социальным стандартам одного с ними круга людей.

В закрытом обществе — кастовом или сословном — контроль за со­блюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом. Наблюдаются различия не только между обществами, но и


между социальными слоями. Так, высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в боль­шей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ терпимости (или толерантности). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например, легким осуждением. Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося его звания и потребовать изгна­ния из своей среды. Недостойных правителей, нарушивших статусные обязанности руководителей страны, античные греки подвергали остракизму и изгоняли за пределы страны. В дореволюционной России существовал особый институт — суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко за­вершавшаяся смертью того или иного соперника.

Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее нака­зываются их нарушения. В Полинезии до не давних пор существовал обычай, по которому проштрафившегося вождя соплеменники могли казнить или съесть.

Статусный образ

Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как дол­жен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается су­допроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение "не позволять себе лишнего" точно описывает имидж и ста­вит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на са­довом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусно­му образу.


Статусная идентификация

Статусная идентификация — это слово, как мы уже дого­ворились, обозначает всего лишь отождествление себя с чем-то или с кем-то, — указывает на то, в какой мере человек сближает себя со сво­им статусом и статусным образом. В викторианской Англии профессор, входивший в аудиторию, облачался только в мантию. Сегодня его по­ведение более свободное, тем не менее и по отношению к нему выпол­няются определенные требования. Так, обязательным атрибутом дол­жен быть костюм с галстуком. Однако многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, поступая так совершенно намеренно. Тем самым они показывают, что не хотят слишком сильно дистан­цироваться от студентов, предлагая тем вести себя более раскованно, доверительно. Современной системе образования свойственны скорее партнерское взаимоотношение студентов и преподавателей, свобод­ный академический диалог и взаимная критика позиций, нежели мен­торское поучение взобравшегося на кафедру непререкаемого ав­торитета.

Сокращение межстатусной дистанции называется иногда фа­мильярностью. Но она возникает лишь в тех случаях, когда такая ди­станция сводится до минимальной. Стремление встать "на равную но­гу" с человеком, обладающим иным по рангу статусом, и приводит к фамильярности. Юноши, разговаривающие непочтительно со старшими или обращающиеся к ним на "ты", фамильярничают. Если то же самое делает подчиненный в отношениях с начальником, то он так­же фамильярничает, но начальник, обращающийся на "ты" к подчи­ненным не фамильярничает, а грубит. Случаи, когда человек относит­ся одинаково терпимо к фамильярности и к грубости, свидетельствуют о низком уровне идентификации со своим статусом.

Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним и тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность или грубость, тем жестче держится межстатусная дистанция. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике — орденам, регалиям, форме, сертификатам. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свиде­тельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньши­ми талантами обладает человек.

Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Палач, не знаю­щий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным


инструкциям, — образцы высокой профессиональной и должностной идентификации. Чиновник, берущий взятки, — пример низкой иден­тификации с должностью. Если он занимает высокий государственный пост, но обходится без служебной машины, то это пример низкой иден­тификации с социальным статусом.

Статусное видение мира

Давно замечено, что человек смотрит на мир и относится к людям не вопреки своему статусу, который он считает главным, а в соответст­вии с ним. Бедные нередко презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным, хотя при этом делают исключе­ния для тех, к кому хорошо относятся в силу их личного статуса. Вла­дельцы и не владельцы автомобиля по-разному отнесутся к строительству гаража под окнами жилого дома. Опрос москвичей в 1992 году показал, что большинство считают торговлю с рук спекуля­цией, которую необходимо пресечь. В то же время те, кому приходилось торговать на улице, назвали это нормальным способом заработать на жизнь и предлагали улучшить условия труда.

Итак, в заключительной части главы 6 мы познакомились со следу­
ющими ключевыми понятиями социальной структуры:
Элементы статуса Статусная роль

Статусные права Статусный диапазон

Статусные обязанности Статусные символы

Статусный образ Статусная идентификация

Статусное видение мира

Дополнительная информация Одежда и статус

Одеждатакой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.

В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непристойным произносить даже слово "нога", а ножки рояля закрывали чехлами.

Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстукпоказатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий


принадлежность его владельца той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIVвека костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж "стоил" меньше тысячи долларов. До сих пор, ска­жем, майор не имеет права носить форму полковника.

Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, надевая" не свой" костюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, но за попытку с его помощью завысить свой статус.

В X VIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндрыименно это одеяние позже стало ассо­циироваться с досугом и возможностью не работать. Постепенно "джентльменский" спортивный костюм превратился в повседнев­ную одежду высшего света, а затем, изменившись, с тал обычным ко­стюмом большей части общества.

Для дорогостоящих развлеченийружейной охоты, рыбалки и гольфаизобрели клетчатый костюм и котелок. Вначале подо­бная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официаль­ных торжествах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы наметилась обратная тенденция. Де­мократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса де­монстрировать свой статус как-то иначе. Стало немодным по­дчеркивать принадлежность к элите. На смену "клубному" пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей обще­ственных "низов",она позволяет показать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце "простых парней".

Источник: Моррис Д. Одежда и социология/1 Ровесник.1990.N7.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1088 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...