Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Актуальность участия России в Болонском процессе



Участие России в Болонском процессе, даже после присоединения к нему на Берлинской встрече в 2003 году, носит фрагментарный характер. На практике это означает, что российская система высшего образования пока не совместима с общеевропейской. Дипломы некоторых крупнейших вузов страны признаются за рубежом, но таких меньшинство. Несколько институтов в качестве эксперимента ввели у себя систему зачетных единиц трудоемкости (кредиты), облегчающую студентам перевод в европейские вузы, но массового распространения кредиты пока не получили. Дальше всего Россия продвинулась во внедрении двухступенчатой системы высшего образования (бакалавры и магистры у нас уже есть), но и здесь масштабы эксперимента ограничиваются несколькими десятками вузов.

Представляется целесообразным определять цели участия России в Болонском процессе исходя из критериев экономической и политической целесообразности. Мы вошли в рынок, а рынок по своей основе - это конкурентные отношения, неравенство - его механизм. Но неравенство будет эффективно только тогда, когда каждый сохраняет шанс вырваться вперед. В рыночных экономиках развитых стран нет социальной отчужденности одних групп населения от других. У них работают механизмы равенства. И в первую очередь обеспечение равенства старта. Каждое нормальное заботящееся о себе общество, думает об этом равенстве старта, заботится, направляет ресурсы на то, чтобы максимально выровнять условия доступа к самому лучшему образованию для выходцев из разных слоев общества.

Думается, что Россию в качестве равноправного участника Болонского процесса в Европе не ждут. В первую очередь, Россия абсолютно не нужна как конкурент вновь присоединившимся странам не только на образовательных рынках, но и на рынках труда. В сложившейся ситуации было три модели поведения: 1) подождать и начать попытку сколотить коалицию и коалицией присоединяться; 2) присоединиться безоговорочно; 3) присоединиться частично, то есть заявить о том, что мы вот эту часть принимаем, а эту не принимаем.

Представляется, что наиболее приемлемо для России избрать третью модель отношения к Болонскому процессу, т.е. присоединиться, но внутри параллельно создать свое более жесткое ядро стандартов, которое позволит сохранить единое образовательное пространство России и фундаментальность нашего ВПО. Болонский процесс и Болонская Декларация этому никак не противоречит. Более жесткое ядро стандартов, которое как раз и формировало бы и закрепляло бы сложившуюся национальную традицию российского образования.

Рассуждая об актуальности участия Российской Федерации в Болонском процессе, следует исходить из следующих предпосылок:

1. Образование как инструмент нового равенства жизненно важно для сохранения целостности нашей страны.

2. От интеграции в образовательной сфере в первую очередь выиграют студенты и преподаватели ведущих российских вузов, которые определяют высокий уровень российского образования, а, в конечном счете — выиграет все общество, потому что от уровня образования зависит будущее нашей страны. Думать же, что если будет Болонский процесс, то все русские убегут из России, - это неуважение к своей собственной стране. Надо сделать так, чтобы люди не хотели уезжать.

2. Единые требования дают равные возможности. Такой подход позволяет перейти к единым стандартам образования в школе, что будет означать равную для всех возможность учиться дальше.

3. Чем образование прозрачнее, чем оно понятнее с точки зрения единых критериев, тем лучше соединение работника с рабочим местом и тем рынок работает эффективнее.

4. В условиях глобализации рынка труда увеличиваются возможности мобильности для труда и капитала. Если нам нужны прямые иностранные инвестиции, они приходят сюда, и западный менеджер, который руководит каким-либо заводом или нефтяной компанией, образовавшейся в результате слияния, должен понимать цену российского диплома.

Рынок труда в современной России имеет свои особенности: от многих европейских стран, российский рынок труда отличается рядом специфических черт.

Во–первых, он зависит от конкретных экономических и социальных условий развития конкретного региона страны. Каждый регион России сохраняет достаточно высокую степень своеобразия, экономической, политической и культурной автономии;

Во–вторых, им востребована широта профессионального профиля как особенность подготовки выпускника;

В третьих, существует неопределенность перспектив развития отдельных отраслей и территорий в целом, что связано с крайней неравномерностью развития отдельных регионов;

В четвертых, сравнительно низкая оплата труда специалистов с высшим образованием – реальность нашего времени;

В пятых, высокие цены на транспорт и практически недоступные цены на жилье препятствуют свободной миграции специалистов.

Все эти особенности требуют в значительной степени модифицировать российскую реализацию основных положений Болонской декларации в области академической мобильности. В условиях значительной регионализации рынка труда мы предпочитаем говорить скорее не о территориальной (пространственной) мобильности, но о мобильности профессиональной, осуществляющейся внутри того или иного региона, иногда, впрочем, эквивалентного по площади одной или нескольким европейским странам. В российских условиях очень затруднительно перемещаться за пределами своего региона, поэтому мобильность специалистов зачастую превращается в стремление не только повысить свою квалификацию в пределах ранее полученной, но и получить новую. Отсюда следует, что предпочтительными особенностями российской образовательной системы в ближайшие годы, очевидно, станут дистанционное обучение и системы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

5. Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, нам необходимо участвовать в построении общеевропейской системы.

6. Присоединение к Болонскому процессу, как, впрочем, и к любому другому, сразу ничего не дает - кроме головной боли и перестройки уже налаженного процесса. А работать придется много: чтобы извлечь преимущества из Болонского процесса, и правительству, и вузам придется отстаивать преимущества российского образования, отстаивать преимущества российских образовательных технологий, но также и менять программы обучения, которые категорически не совпадают с европейскими.

7. У российских вузов есть материальная заинтересованность в присоединении к Болонскому процессу. Они смогут поднять стоимость обучения. Ведь если будет спрос, если будет конкурс на платные места, то и стоимость будет повышаться. Если у абитуриента есть возможность получить лучшее образование, учиться у лучшего преподавателя, выехать по обмену в Европу и получить конвертируемый диплом, он выберет вуз, который это предоставит. И будет за эту возможность платить. А за счет повышения стоимости обучения на платном отделении вуз сможет привлекать молодых преподавателей, закупать современную технику и улучшать условия для бюджетников.

8. Болонский процесс создает базу для того, чтобы многократно увеличить мобильность студентов и преподавателей, для того, чтобы и те, и другие имели возможность хоть каждый семестр менять университет и страну. Может быть, для России, в которой финансовые возможности студентов и преподавателей ограниченны, сейчас эта возможность кажется бесполезной и даже экзотической. Но если мы живем не только сегодняшним днем, а еще и думаем о будущем, то просто обязаны создавать россиянам условия, при которых они смогут определенное время учиться и работать за рубежом, возвращаться в Россию с новыми знаниями и опытом.

9. Некоторые европейские страны уже отказываются признавать наши дипломы. Например, в 2001 году Чехия - первой из европейских государств - официально отказалась признавать российские государственные дипломы. И дело не в том, что в российских университетах готовят своих выпускников плохо, а в том, что на европейский рынок хлынул поток студентов негосударственных вузов, у которых дипломы оформлены как дипломы ведущих высших учебных заведений, а по уровню знаний существенно отличаются от стандартов этих ведущих вузов. Европейцам разобраться, какие дипломы хороши, а какие — нет, чрезвычайно трудно.

10. Процесс начался, и вузы, которые останутся на обочине, не смогут конкурировать с учреждениями, которые в него включились. Изменения не могут произойти мгновенно, но через три-четыре года студенты предпочтут учиться по европейским стандартам, и у них будет такая возможность. Вся Европа движется в одном направлении, и если мы будем стоять в стороне, то так в стороне и останемся. А если хотим, чтобы особенности нашей системы высшего образования были учтены при построении общеевропейской, если хотим защитить свои интересы, то должны в Болонском процессе, по крайней мере, участвовать.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1025 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...