Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Миф 1. Японцы - блестящие имитаторы, однако они не способны к творчеству и оригинальному мышлению



Это - просто неправда. Существует четыре причины, послужившие созданию этого мифа.

Во-первых, как мы показали, за свою историю любая стра­на, в том числе и Соединенные Штаты, заимствовала и копи­ровала достижения других стран, особенно на ранних перио­дах своего развития. Однако то, что страна что-то копирует, не означает, что она не способна к созиданию нового. Если бы это было так, США не были бы сегодня творческой нацией.

Во-вторых, японцы всегда были людьми творческими. Первый в мире роман "История Гендзи" был написан в Япо­нии в XI в. Дифференциальное исчисление было открыто япо­нцем Сейки Танакапу задолго до Ньютона и Лейбница. Эдвин О. Рейшауер указывал на огромную жизненную и творческую силу японской культуры, проявляющуюся в симфонической музыке, театре, танцах, архитектуре, живописи, гончарном искусстве.

Так же неверно и то, что японская наука и техника всегда отставали от американской. Джастин Блум, проработавший шесть лет советником по науке и технике в посольстве США в Японии, докладывал конгрессу: "Я разговаривал в буквальном смысле с сотнями американских ученых и инженеров, работавших непосредственно со своими японскими коллегами в самых различных отраслях науки и техники. Практически каждый из них заявлял, что уровень японских НИОКР очень близок к американскому или даже превосходит его".

Японцы расширяют и фундаментальные исследования в таких областях, как физика электронных лучей, биотехнология, молекулярная технология, прикладная математика. С 1980 г. Япония проектирует и строит двадцать шесть крупно­масштабных, сверхсовременных технополисов, равномерно распределенных по всей стране. В каждом технополисе (техно - от технологии, полис - от древнегреческого "город-госу­дарство") будут размещены исследовательские центры, заво­ды, промышленные парки, центры рискового капитала, шко­лы, центры культуры и искусства, системы автострад и аэропортов, соединенные между собой Системой информационной сети (СИС), разработанной "Эн Ти Ти". Эти технополисы в течение восьми лет совместно проектировались министерст­вом внешней торговли и промышленности и префектурами. Некоторые из них строятся уже сейчас, строительство же большинства из них должно завершиться к 2000 г. Все они нацелены на производство новейших технологий, которые должны быть лучше западных. Они станут двигателем эконо­мического роста Японии в XXI в. Тацуно Шеридан в книге "Стратегия технополисов" указывает, что Соединенные Шта­ты столкнутся с "патентным потопом", который зальет их в следующие десятилетия.

В-третьих, неверно отождествлять творчество и новаторст­во только с изобретениями. Технические нововведения зави­сят не только от изобретений, но и от разработок и их исполь­зования. Англичане изобретали, американцы разрабатывали и использовали. Американцы изобрели транзисторы, полу­проводники, цветной телевизор, коммерческие видеомагни­тофоны и машины с цифровым управлением. А японцы копи­ровали, приспосабливали, улучшали, находили те области использования, которых не видели американцы. Научный ус­пех еще не означает успеха коммерческого или увеличения конкурентоспособности.

Освоение также требует творческого подхода. Японцы по­казали свои способности к поиску и внедрению нового в про­изводственном процессе - системы "Канбан", "точно вовре­мя", гибкие производственные системы - все это требует ин­теграции "твердой" и "мягкой" технологий. Они также проявляют новаторство в маркетинге, системах управления, под­готовке кадров. Недостаток внимания к этим сферам деятельности является одной из главных причин того, что автома­тизация американских заводов часто успеха не приносит.

Многие важные изобретения были сделаны не в академи­ческих лабораториях и не на изолированных "фабриках мысли", а в процессе практической деятельности. Японские инженеры проводят много времени на заводах, становятся членами временных групп по маркетингу, дизайну, производ­ству. Они изобретают и внедряют свои изобретения.

Четвертой ошибкой является предположение, что творчест­во присуще личности, но не группе.

Действительно, такой сверхгений, как Альберт Эйнштейн, вряд ли вырос бы из японской системы, которая ценит кол­лективную работу. Однако группа обладает способностью соединять интеллекты особым образом, она позволяет не то­лько находить решение, помогая друг другу, но и выбирать такие решения, которые могут быть реализованы именно бла­годаря участию в процессе выработки решения всей группы.

На самом деле образ Томаса Эдисона - изобретателя-одиночки не соответствует действительности. Эдисон был одним из пионеров коллективных исследований. По мере того, как объем накопленных знаний становится настолько большим, что в одиночку переварить его не под силу, сравнительные преимущества той или иной страны все больше зависят от организации коллективных исследований. "Нововведения, - говорил Майкл Полани, - происходят на заполненной сцене".

Следствием сохранения веры в этот миф является то, что Соединенные Штаты: а) продолжают недооценивать японцев; б) концентрируют усилия только на фундаментальных и "тех­нологических" исследованиях, недооценивая стадию исполь­зования и организационные нововведения; в) до сих пор уве­рены, что японцы "все у нас скопировали" и поэтому обрече­ны на отставание.

"Я чувствую себя очень неспокойно, когда слышу разго­воры о неспособности японцев создавать новое, - говорит ученый из "Ай Би Эм" Ральф Гомори. - Я подозреваю, что эти люди выдают желаемое за действительное".





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...