Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Система абсолютного идеализма Г. В. Ф. Гегеля



Г.Гегель (1770-1831) – один из самых выдающихся философов воего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мысли Нового времени.

Основные философские произведения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Соответственно, философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. По Гегелю, логика – важнейшая часть системы, это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и понятии. По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная – учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога). Главное в философии Гегеля – доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития (в искусстве, религии, философии) лишь воплощает то, что заложено в мышлении.

Гегель считает, что благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель называет абсолютным понятием. Обнаружение понятий, понимание человеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих понятий. Философия – это постижение мира в понятиях. Для того, чтобы возвысить философию до уровня науки, Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного понятия последующие. Философия у Гегеля становится наукой понятий, логикой движения понятий, диалектической логикой.

Причиной движения идей являются противоречия. Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к другой, более совершенной, не абстрактной, а конкретной. От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является идея, она порождает природу. Природа развивалась поэтапно: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями органической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире.

Величайшая заслуга Гегеля – в разработке проблем диалектики. Он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире. Гегель создал непревзойденную систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное; эти категории органично переходят друг в друга. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента).

Основные законы диалектики;

1.Закон перехода количественных изменений в качественные;

2.Закон единства и борьбы противоположностей;

3. Закон отрицания отрицания.

В сфере социально-философских концепций Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Свобода состоит в том, что человек познает свое тождество с абсолютным и отождествляет себя с образованием объективного духа (государством и правом).

Последователи Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод, стали называться младогегельянцами. Они желали изменения государственного строя, желали государственных реформ. Сторонники сохранения старых форм жизни – старогегельянцы – оправдывали разумностью действительность феодально-сословного государства. В 30-40-е гг. ХІХ в. в Германии, как и в других странах Европы, шла теоретическая борьба между двумя этими ветвями послегегелевской философии. В ней отражались и сила воздействия гегелевских идеалов на общество, и общественная потребность в реализации прогрессивных идеалов.

К школе младогегельянцев в первоначальный период своей философской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах (1804-1872).

Л. Фейербах в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривал материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявления природы. Фейербах обосновал высокую роль чувств в познании. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек – совершенная часть природы.

Фейербах является родоначальником антропологического материализма, но в то же время он оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы немецкого материализма.

Список литературы

1. Антология мировой философии: В 4 г. – М., 1971. – Т. 3.

Асмус ВФ. Иммануил Кант. – М., 1973.

Быховский Б. Людвиг Фейербах – М., 1967.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность – М.,1979.

Гегель Г. -В. –Ф.Соч: В 14 т. –М., 1929 – 1959.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. История философии. – М., 2001. – С441-554.

Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до ваших дней: В 4т. – М., 1977. – Т.4.

История марксизма-ленинизма. – М., 1986. – Т.1.

История философии в кратком изложении. – М., 1991.

В.А. Канке. Философия. Учебник. – М., 2001. – С.97-108.

Кант И. Соч.: В 6 т. – М., 1963 – 1966.

Краткий очерк истории философии. – М., 1981.

2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII – начала ХIХ века. – М., 1989.

3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритизм // Полн. Собр. Соч. –Т.18.

Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М., 1990.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. – Т.3.

Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. – М., 1991. – Ч.1, разд.4.

4. Є.М. Причепій. Філософія. – Київ. 2001. С.120-137.

5. Энгельс Ф. Людвиг Фейєрбах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2 изд. – т.21.

6. Философия. Учебник под редакцией В.В. Миронова. – М., 2005. – С.111 – 184.


ЛЕКЦИЯ

П ОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ

План

1.Иррационализм

2.Марксизм

3.Позитивизм и неопозитивизм

4.Структурализм

5.Экзистенциализм

6.Психоанализ

Заслуга немецкой классической философии заключается в том, что она сделала наше мышление историческим, максимально полно объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Однако с объяснением картины мира с идеалистических позиций были согласны не все. Во второй половине XIХ в. выделились два направления критики немецкой классической философии.

1.Критика с позиций материалистической философии.

2.Критика со стороны неклассической идеалистической философии.

Для критики «гегелианства» использовались как материалистические подходы, так и подходы, отвергающие логические связи в природе, восприятия мира как целостной закономерной системы, критикующие диалектику Гегеля и саму идею развития. Критику немецкой идеалистической философии с позиции материализма в начале ХХ в. осуществила марксистская философия.

Конец XIХ и ХХ в. – эпоха внеклассической философии. Этот период дал замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру. Их философские идеи отразили достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов, всевозможных школ, направлений и концепций, основние из которых: иррационализм (А.Шопенгауэр), марксизм (К.Маркс, Ф.Энгельс), философия жизни (С.Кьеркегор, Ф.Ницше, А.Бергсон), позитивизм и неопозитивизм (О.Конт, Б.Рассел, Л.Витгенштейн), философия прагматизма (Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи), феноменология (Э.Гуссерль), герменевтика (Х.Гадамер), философская антропология2(М.Шелер, П.Тейяр де Шарден), экзистенциализм (М. Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр), структурализм (К.Леви-Строс), критический рационализм3 (К.Поппер), психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг и др.).

Мы остановимся на некоторых философских течениях и их представителях.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...