Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отношение к истине



В основе антропософской лечебной педагогики лежат духовнонаучные познания, которыми мы обязаны Рудольфу Штайнеру. Как люди сегодняшнего дневного сознания*мы не имеем в своем распоряжении возможностей, ведущих к таким познаниям, но мы их вполне можем понимать и с ними работать, поскольку они даны в соответствующей человеческому мышлению понятийной форме. Вообще мы занимаем наше мышление содержанием, происходящим из чувственных восприятий. Это ­ обычный процесс, определяющий в дальнейшем наше поведение. В духовнонаучном познании мы имеем подход к наблюдению из иной сферы, которую мы также можем мыслить. Наблюдения из двух раздельных миров ­ встречаются в нашем мышлении. Так это выглядит каждый раз в первом приближении. Известный дуализм представляется предпосылкой нашего познания.

Но в действительности ­ мир един. То, что выглядит как два отдельных мира, является двумя аспектами той же самой действительности, которые не только имеют отношение друг к другу благодаря общей мыслительной работе, но связаны также и субстанциально. Эта связь, конечно, не видна с самого начала, но устанавливается лишь собственными усилиями. Но если она найдена, то этим сделан реальный шаг в мировое свершение. Мир являет свое истинное лицо, человек при этом ­ также преобразуется.

Это является причиной того, почему Рудольф Штайнер придавал такое значение подтверждениям своих духовнонаучных указаний. Не то, чтобы духовнонаучные истины нуждались в "подтверждении" физическими наблюдениями; они могут основываться на самих себе. Но то, что мы находим духовное познание в физическом мире ­ восстанавливает единство мира; физический мир одухотворяется. Это, в сущности ­ глубоко христианский подход. "Обнаружение идеи в действительности ­ истинное причастие человека".

10­й доклад Лечебнопедагогического курса содержит драматическую сцену, разыгравшуюся 5 июля 1924 года. Об одной 15­летней девушке, представленной незадолго до того, вероятно 18 июня 1924 года, Рудольф Штайнер сказал, что с ней должно было произойти нечто особенное между третьим и четвертым годами жизни. Несколько участников этой консультации обратились к матери и узнали, что ребенок в этом возрасте действительно перенес нечто необычное, а именно ­ лихорадку с высокой температурой неизвестной этиологии (оккультную лихорадку).

И здесь Рудольф Штайнер спросил этих участников: “Я сказал Вам по поводу этой девушки, что здесь должна была иметь место ненормальность между третьим и четвертым годами жизни. Вы спросили мать, и мать подтвердила это. Что вы сделали после этого? Хотите честно и откровенно описать, что вы сделали, когда мать подтвердила вам это? ­ Молчание. ­ Хотите быть вполне эзотерически честными вы, трое? Что вы сделали? ­ Молчание. ­ Если вы сделали правильно, вы бы сказали: Мы так подпрыгнули, что пробили в потолке дыру! ­ Но тогда еще и сегодня отблеск этого прыжка не только говорил бы, но ­ светил бы из вас. Это и есть ­ энтузиазм в переживании истины! Это ­ то, что должно здесь быть... Нет ничего более восхитительного, чем переживание истины. Это ­ нечто такое, что является более важной существенной эзотерикой, чем то, что носится вокруг с длинными физиономиями. Это внутреннее переживание истины и есть то, что должно задолго предшествовать всяческим самоувещеваниям о миссии”.

Итак, подтверждение духовнонаучных указаний было искомо и найдено. Это была важная находка. Но еще кое­чего нехватало: осознания духовного значения этого открытия и воспламеняемого им одушевления! Лишь этот род одушевления делает переживание истины эзотерическим событием. Эзотерика ­ это нечто, внутренне преобразующее человека. Если нашедшие это подтверждение могли так подпрыгнуть, что “пробили дыру в потолке”, то они могли так себя преобразить, что из них могло говорить и сиять нечто новое.

Вся эта сцена имеет образцовое значение для лечебной педагогики, ибо именно в лечебной педагогике имеется много возможностей для подтверждения духовнонаучных истин. Такие подтверждения всегда могут дать повод для внутреннего “прыжка до потолка”. И каждый такой прыжок означает шаг вперед в эзотерическом развитии.

Зигфрид Пикерт, который слушал Лечебнопедагогический курс Рудольфа Штайнера, сообщил, сколь чрезвычайное впечатление произвело это на него, когда один доверенный его уходу юношу объяснил ему, что его любимая поэма ­ баллада о судьбе потерпевшего кораблекрушение (Adalbert von Chamisso, "Salas y Gomez"). Об этом юноше Рудольф Штайнер сказал, что его трудности увели бы в переживание предыдущей инкарнации. Он, вероятно, очень долго пребывал в одиночестве, возможно ­ как потерпевший кораблекрушение. Мотив кораблекрушения, на который указал духоиспытатель, спонтанно всплыл у этого юноши. Само собой разумеется, пристрастие к определенной поэме ничего не “доказывает”. Но это все же приоткрывает глубоко лежащую взаимосвязь тому, кто мог бы узнать нечто от лежащей в основе судьбы.

Многие высказывания духоиспытателя, к которым участники Лечебнопедагогического курса еще не могли иметь определенного отношения, нашли между тем благодаря новым возможностям исследования свое подтверждение. О юноше, чья история болезни подробно описывалась в 6­м докладе Лечебнопедагогического курса, Рудольф Штайнер сказал, что он слишком беден углекислотой и что его к этому приводит аномальная конституция. Это удивительное, целиком идущее в вещественное указание подтвердилось много лет позднее исследованиями в одном специализирующимся на исследованиях дыхания университетском институте. При этом было установлено, что содержание углекислоты в выдыхаемом воздухе и в крови фактически ­ ниже нормы. При увеличении содержания углекислоты улучшалось поведение и нормализовалась ЭЭГ.

Когда Рудольф Штайнер характеризовал эпилепсию как незавершенный процесс пробуждения, при котором нарушена связь с физико­эфирными силами окружения, то ко времени Лечебнопедагогического курса еще не было никаких представлений, которые могли бы пойти навстречу данному представлению. Сегодня значение процесса пробуждения для многих форм эпилепсии ­ известно, и известно также, что имеются эпилептические припадки, вызываемые светом, звуком, толчком и другими физическими влияниями.

Все это ­ подтверждения, требующие предварительных медицинских и естественнонаучных познаний. Но в лечебно­педагогической работе всегда имеются возможности из непосредственного обхождения с детьми прийти к совершенно простым, но тем не менее общезначимым и существенным подтверждениям духовнонаучных истин.

Тому, что Рудольф Штайнер говорит о действенности и внутренней жизненности сочиненных и рассказанных "моральных историй" (Лечебнопедагогический курс, 3­й доклад), каждый всегда может получить удивительное подтверждение при лечении клептомании и других моральных отклонений. Дети вполне узнают себя в таких историях, но воспринимают это совершенно объективно. Они говорят: “Он ведь такой же, как я!”, а без этого представления их ошибок ­ обижаются. Они противопоставляются самим себе, и это ­ действует.

Так же подтверждается в ежедневном опыте влияние фантазии и запоминания на кровообращение, подчеркиваемое Рудольфом Штайнером в педагогических статьях. Это можно уже глазами видеть, как краснеют щеки у ребенка, который с напряжением и внутренним участием вслушивается в исполненную фантазии историю; и как бледнеет тот, чья память перегружена. Такой опыт не только оживляет работу, он преображает также воспитателя и дает ему новые силы для работы с детьми.


Литература к первой части

  R. Steiner, Heilpіdagogischer Kursus. 5. Aufl. Dornach 1979.
  H. und R. Meyer, Lese-Rechtschreibschwіche und ihre Behandlung im Unterricht. Hannower 1974.
  U. Bleidick, Lesen und Lesenlernen unter erschwerter Bedingungen. Essen 1967.
  K.E. Schaefer, briefliche Mitteilung.
  R.A. Spitz, Їber psychosomatische Epidemien des Kindesalters und vorbeugende Psychiatrie. “Psyche” Nr. 4 (1950).
  R. Steiner, Von Seelenrіtseln. 4. Aufl. Dornach 1976.
  J.W. Scott, Wert und Grenzen der Elektroenzephalographie. Documenta Geigy, Basel 1966.
  G. Wachsmuth, Erde und Mensch. 4. Aufl. Dornach 1980.
  G. Hildebrandt, Konsequenzen der Rhytmusforschung fїr Diagnostik und Therapie. Hexagon Roche 1975, Heft 1.
  C.H. Delacato, The Treatment and Prevention of Reading Problems. Springfield 1959.
  R. Steiner, Mein Lebensgang. 7. Aufl. Dornach 1962.
  Lempp: in Harbauer, Lempp, Nissen, Strunk, Kinder- und Jugendpsychiatrie. Berlin 1974.
  A. Portmann, Biologische Fragmente zu einer Lehre vom Menschen. Basel 1951.
  W. Holtzapfel, Kopf und Gliedmassen, mїtterliche und vіterliche Vererbungseinflїsse. BEH 1961, S. 265.  
  W. Holtzapfel, Krankheitsepochen der Kindheit. 3. Aufl. Stuttgart 1978.
  R. Steiner, Die Gesunde Entwicklung des Leiblich-Physischen als Grundlage der freien Entfaltung des Seelisch-Geistigen. 4. Aufl. Dornach 1978.
  D. Hilson, Malformation of Ears as Sign of Malformation of Genito-Urinary Tract. Brit. Med. J., October 5, 1957.
  F. Rittelmeier, Aus meinem Leben. Stuttgart 1937.
  Bamberger/Matthes, Anfіlle im Kindesalter. Basel/New York 1959.
  R. Treichler, Vom Wesen der Epilepsie. 2. Aufl. Stuttgart 1979.
  D. Jahn, in “Der Nervenartzt”, 1938, Nr. II, S. 500.
  H. Landolt, Їber Verstimmungen, Daemmerzustіnde und schizophrene Zustandsbilder bei Epilepsie. Schweiz. Arch. Neurol. Psychiat. 76, 313 (1955).
  R. Dreier, Die Behandlung der Epilepsien. Dokumenta Geigy, Basel 1966.
  W. Scholz, Die Krampfschіdigungen des Gehirns. Berlin/Goettingen/Heidelberg 1957.
  W.G. Lennox, Epilepsy and Related Disorders, Bd. 2. Boston/Toronto 1960.
  G. Mackensen, Zur Verhaltensweise blinder Kinder. Studium Generale, Jg. 18, Heft 1, 1965, S. 9-14.
  G. Mackensen, Gedanken eines Augenarztes zur Erziehung blinder Kinder. Separatdruck (ohne Ort- und Zeitangabe).
  J. Lutz, Kinderpsychiatrie. 4. Aufl. Zuerich/Stuttgart 1972.
  E. Kretschmer, Histerie, Reflex und Instinkt. Stuttgart 1958.
  A. Asperger, Heilpіdagogik. Wien 1952.
  J. Bjoernboe, Jonas und das Fraeulein. Heidelberg 1958.
  J. Kerr, School Hygiene and its Mental, Moral and Physical Aspects. 1896. Zitiert nach H. Solms, Beitrag zur Lehre von der sog. kongenitalen Wortblindheit. Basel 1947.
  H. Kirchhoff, Verbale Lese- und Rechtschreibeschwaeche im Kindesalter. Basel 1960.
  F. Biglmaier, Lesestєrungen. Muenchen 1960.
  R. Steiner, Die Erziehung des Kindes vom Gesichtspunkte der Geisteswissenschaft. Dornach 1978.
  R. Steiner, Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pіdagogik. 8. Aufl. Dornach 1980.
  E. Kobi, Das legasthenische Kind. Luzern 1965.
  O. Wild, Legasthenie. Schweizerische Lehrerzeitung. Zїrich 97:880 (1952)
  R. Steiner, Gegenwіrtiges Geistesleben und Erziehung. 4. Aufl. Dornach 1973.
  R. Steiner, Grundlinien einer Erkenntnistheorie der Goetheschen Weltanschauung mit besonderer Rїcksicht auf Schiller. 7. Aufl. Dornach 1979.
  Ch. Schenk-Danziger, Die Erscheinungsformen der Legasthenie. 4. intern. Kongress fuer Heilpіdagogik, Wien 1969.
  R. Steiner, Die geistige Fїrung des Menschen und der Menschheit. 9. Aufl. Dornach 1974. Русский перевод: Р.Штайнер, Духовное водительство человека и человечества. Изд­во “Духовное познание”, Калуга 1992.
  A. and V. Keeny, Dyslexia. Saint Louis 1968.
  M. Critchley, The Dyslexic Child. London 1973.
  G. Natterer, Waldkirch, mїndliche Mitteilung.
  R. Braumiller, Der Gleichgewichtssinn und die Legasthenie. Erziehungskunst Nr. 6, Stuttgart 1975.
  F. Meinerts, Heilpіdagogik. Heilbrunn 1962.
  Fanconi/Wallgren, Lehrbuch der Pediatrie. Basel 1950.
  G. Gєllnitz, Die Bedeutung der frїhkindlichen Hirnschіdigung fїr die Kinderpsychiatrie. Leipzig 1954.
  H. Walter, Abnormitіten der geistig-seelischen Entwicklung. Arlesheim 1955.
  H. Klїwer, Brain mechanisms and behavior with special reference to the Rhinencephalon. The Journal-Lancet 72, 567-577, Minneapolis 1952. Zitiert nach W. Bargmann, Universitas Juli 1966.
  J. Gall, Kampfblatt fuer die Kraniologie, England 1818. In: A. Mїhr, Das Wunder Menschenhirn. Olten 1957.
  C.L. Schleich, Besonnte Vergangenheit. Berlin 1930.
  J.P. Hebels Werke in 3 Bіnden. Karlsruhe 1847.
  R. Steiner, Entsprechungen zwischen Mikrokosmos und Makrokosmos. 4. Aufl. Dornach 1970.
  W. Holtzapfel, Die Dreigliederung der kleinen epileptischen Anfіlle. In: Beitrіge zu einer Erweiterung der Heilkunst, 2, 1959.
  K. Kєnig, Epilepsie und Hysterie (Vortrіge aus dem Jahr 1965). Arlesheim 1978.
  J. Hein, Wesen und Therapie der Raum-Lage-Labilitіt (Legasthenie). Erziehungskunst, August 1977.
  O. Kaltenbrunner, Legasthenie im Lichte anthroposophischer Menschenkunde. Die Christengemeinschaft, November 1977.
  H. Hoefle, Die Ursache der Legasthenie wurzelt im Seelischen. Erziehungskunst, November 1977.
  G. v. Arnim, in: K. Kєnig, Sinnesentwicklung und Leibeserfahrung. Stuttgart 1975.
  K. Sirch, Der Unfug mit der Legasthenie. Stuttgart 1975.
  J. Schlee, Legasthenieforschung am Ende? Mїnchen 1976.
  W. Holtzapfel, Gibt es eine Legasthenie? Die Drei, November 1976.
  E. Klasen, Das Syndrom der Legasthenie. Bern 1971.

Литература ко второй части

  R.Steiner, Heilpіdagogischer Kurs. GA 317, 4. Aufl. Dornach 1975. Русский перевод: Р.Штайнер, Лечебнопедагогический курс. Изд­во “Духовное познание”, Калуга, 1995.
  R.Steiner, Brief vom 12.7.1915, abgedruckt in “Die Drei”, Heft 3/1954.
  В ходе дальнейших исследований аутизма эта точка зрения вновь подтвердилась.
  A.Strohschein, Die Entstehung der anthroposophischen Heilpіdagogik. In: J.Krїck (Herausgeber), Wir erlebten Rudolf Steiner. Stuttgart 1956.
  S.Pickert, 50 Jahre Heilpіdagogischer Kurs. Arlesheim 1975.
  R.Steiner, Die Erziehung des Kindes vom Gesichtspunkte der Geisteswissenschaft. Dornach 1976. Русский перевод: Р.Штайнер, Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки, изд­во “Парсифаль”, Москва, 1993.
  R.Steiner/I.Wegman, Grundlegendes fїr eine Erweiterung der Heilkunst nach geisteswissenschaftlichen Erkenntnissen. GA 27, 5 Aufl. Dornach 1977.
  W.Holtzapfel, Eine Gefіhrdung der kindlichen Entwicklung. Das Goetheanum, 55. Jg., Nr. 48, 28.11.1976.
  R.Steiner, Theosophie. GA 9, 29. Aufl. Dornach 1973.Русский перевод: Р.Штайнер, Теософия. Изд­во “Ной”, Ереван 1990.
  E.Gabert, Die Strafe. 4 Aufl. Stuttgart 1965.
  D.Weber, Der frїhkindliche Autismus unter dem Aspekt der Entwicklung. Bern 1970.
  H.Mїller­Wiedemann, Die verstellte Welt, zum geisteswissenschaftlichen Verstіndnis des Autismus. На правах рукописи.
  B.Bettelheim, The Empty Fortress. New York 1967.
  H.Harbauer in: Harbauer, Lempp, Nissen, Strunk, Kinderund Jugendpsychiatrie. Berlin 1974.
  Международный конгресс по аутизму. St. Gallen, 12­15 июля 1976.
  Schєnfelder, цитир. по D.Weber (прим. 11).
  L.Wind, Das autistische Kind. Ravensburg 1973.
  J.Lutz, Kinderpsychiatrie. 3. Aufl. Zїrich 1968.
  A.D. van Krevelen, Early infantile autism. Zur Kinderpsychiatrie 19, 91­97, 1952.
  G.Bosch, Der frїhkindliche Autismus. Eine klinische und phіnomenologisch­anthropologische Untersuchung am Leitfaden der Sprache. Berlin 1962.
  Th.Weihs, Das enwicklungsgestєrte Kind. Stuttgart 1974.
  C.Park, The Siege. 1967. Немецкий перевод: Eine Seele lernt leben. Bern 1973.
  R.Steiner, Wahrheit und Wissenschaft. GA 3, 4. Aufl. Dornach 1958. Русский перевод: Р.Штайнер, Истина и наука, изд. Моск. центр вальд. пед., Москва 1992.
  R.Steiner, Die Philosophie der Freicheit. GA 4, 13. Aufl. Dornach 1973. Русский перевод: Р.Штайнер, Философия свободы, Ереван, 1993.
  A.D. van Krevelen, Quelques remarques sur l'usage abusif du diagnostic d'autisme. Ann. Neurol. 59, 191­197, 1953.
  F.Affolter, Aspekte der Entwicklung und Pathologie von Wahrnehmungsfunktionen, in: Gehєrstєrungen beim Kind. Basel 1972.
  F.Affolter, Leistungsprofile wahrnehmungsgestєrter Kinder, in: Zerebrale Bewegungsstєrungen beim Kind. Basel 1974.
  A.Hohler, Brieftrіger oder was ist Lebensqualitіt. Nationalzeitung Basel, 23.11.1974.
  F.Sieburg, Lauter letzte Tage. Mїnchen 1965.
  B.Hall, Down's syndrome (mongolism) with normal chromosomes. Lancet, 1962, II, 1026.
  Chr.Wunderlich, Das mongoloide Kind. Stuttgart 1970.
  W.Kluge, Hіufigkeit des Mongolismus unter den Eingeborenen Afrikas. Acta Paedopsychiatrica 28. Jg., Nr.6, September 1961.
  K.Kєnig, Der Mongolismus. Stuttgart 1959.
  E.Gabert, Das mїtterliche und das vіterliche Element in der Erziehung, in: Autoritіt und Freiheit. Das mїtterliche und vіterliche Element in der Erziehung. Stuttgart 1977.
  W.Holtzapfel, Das mїtterliche und vіterliche Element im kindlichen Blut. Erziehungskunst, Jg. XX, Mіrz 1956.
  J.J.Bachofen, Das Mutterrecht. 3. Aufl. Basel 1948.
  R.Steiner, Aus der Akascha­Chronik. GA 11, 5. Aufl. Dornach 1973. Русский перевод: Р.Штайнер, Из летописи мира. Изд­во “Духовное познание”, Калуга 1992.
  M.Engler, Mongolism. Bristol 1949.
  R.Steiner, Die geistige Fїhrung des Menschen und der Menschheit. GA 15, 9. Aufl. Dornach 1974. Русский перевод: Р.Штайнер, Духовное водительство человека и человечества. Изд­во “Духовное познание”, Калуга 1992.
  E.Feer, Lehrbuch der Kinderheilkunde. 11. Aufl. Jena 1934.
  R.Steiner, Geistwissenschaftliche Gesichtspunkte zur Therapie. GA 313, 3. Aufl. Dornach 1963.
  A.Fєlling, Їber Ausscheidung von Phenylbrenztraubensіure in den Harn als Stoffwechselanomalie in Verbindung mit Imbezillitіt. Zeitschrift fїr physiologische Chemie 227: 169, 1934.
  H.Josephy, Phenylpyruvic Oligophrenia. Illinois M.J. 94, No. 2, 1948.
  H.Bickel, J.Gerrard, E.M.Hickmans, Acta paediatrica 43, 64, 1954.
  J.­P.Christen, Etude de deux cas d'idiotie phenylpyruvique, Helvet. Paed. Acta, Vol. 14, 1959.
  G.v.Arnim, Vergessen und Erinnern, in: Zum Heilpіdagogischen Kurs Rudolf Steiners. Stuttgart 1974.
  H.Poppelbaum, Im Kampf um ein neues Bewusstsein. Freiburg 1948.
  E.Fucke, Die bedeutung der Phantasie fїr Emanzipation und Autonomie des Menschen. Stuttgart 1972.
  M.Proust, Auf der Suche nach der verlorenen Zeit. Frankfurt/Main und Zїrich 1953.
  W.Holtzapfel, Konstitution und Enwicklungsrichtung, Beitrіge zu einer Erweiterung der Heilkunst 6, 209, 1963.
  H.Kikkawa, Human Biol. 28, 59. 1956.
  A.Krebs, Pigmentierung der Haut. Vortrag wіhrend der 21. deutschen Therapiewoche in Karlsruhe. Deutsches Іrzteblatt Nr. 52,27.12. 1969.
  M.Bїrger, Geschlecht und Krankheit. Mїnchen 1958.
  H.Zulliger, Zwangsneurotische Erscheinungen bei gesunden Kindern. Jahrbuch fїr Jugendpsychiatrie. Bern 1956.
  R.Steiner, Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pіdagogik. GA 293, 7. Aufl. Dornach 1973.
  F.Wilmar, Die Heileurythmie in Heilpіdagogik, in: Arzt und Heileurythmie. Dornach 1972.
  J.Bort, Heileurythmie in der Heilpіdagogik, in: Heilende Erziehung. 3. Aufl. Stuttgart 1977.
  E.Kobi, Die psychomotorische Unruhe im Kindesalter. Bern 1976.
  H.Asperger, Heilpіdagogik. Wien 1952.
  R.Steiner, Goethes Naturwissenschaftliche Schriften. Sіmtliche Einleitungen zu Goethes Naturwissenschaftlichen Schriften, herausgegeben von Rudolf Steiner, in “Kїrschners Deutsche National­Literatur”, Band 114­117. GA 1, 4. Aufl. Dornach 1973.
  Мировой конгресс неврологических наук. New York 1969.
  N.Glas, Das Antlitz offenbart den Menschen. I. Band, 3. Aufl. Stuttgart 1974.
  R.Steiner, Von Seelenrіtseln. GA 21, 4. Aufl. Dornach 1976.
  W.Holtzapfel, Der dreigliedrige Finger, ein Hinweis. Beitrіge zu einer Erweiterung der Heilkunst. H. 1, 1976.
  C.Schneider, Nervenarzt 7/8, 385 und 456, 1934.
  G.Koch, Nachr. Kinderheilkunde. 99,108, 1951.
  J.Dociu и сотрудники. Mїnchener medizinische Wochenschrift 117 Nr. 10, 1975.
  E.Bindel, Von der Zahnbildung des Menschen und ihrem Zusammenhang mit seiner Zahlbehandlung. Erziehungskunst, Sept. 1967.
  R.Steiner, Die Erneuerung der pіdagogisch­didaktischen Kunst durch Geisteswissenschaft. GA 301, 3. Aufl. Dornach 1977.
  W.Holtzapfel, Zahnwechselzeichnungen. Das Goetheanum, 50. Jg., Nr. 41, 10.10.1971.
  S.B.Hooghoudt, устное сообщение.

* большое отстояние большого пальца ноги (прим. перев.)

* африканское племя.

* иктопильный ­ склонный к припадкам.

* incarnatio - воплощение (лат.)

* неанглоязычных.

* О том, как эти зеркальные закономерности еще играют в душевной жизни детей, свидетельствует их радость при восприятии симметричных слов типа “Анна” или “Отто” или зеркально построенных палиндромов типа: ein Neger mit Gazelle zagt im Regen nie и т.д.

* нариц. ­ сочинитель плутовских историй.

* термином “импондерабельный”, “импондерабельности” (от англ. imponderable - невесомый) ­ здесь и далее обозначаются отношения, процессы и факторы, имеющие место в сверхчувственном, без явных проекций на физически­чувственный план. Почти все воспитательные воздействия носят импондерабельный характер, например ­ непосредственное воздействие Я воспитателя на астральное тело воспитанника или воздействие на эфирные тела учащихся духовно­душевной атмосферы, наработанной в классном помещении. (прим.перев.)

* юмор ­ нем. ­ der Humor: лат. ­ humor - жидкость.

* На ладони - отсутствует “линия ума”. Зато “линия чувства” - тянется через всю ладонь; возникает впечатление что “линия ума” - поглощена “линией чувства”. (прим. перев.)

* Немецкий медицинский термин Geisteskrankheit (букв. “духовная болезнь”) - соответствует рускому термину “душевная (психическая) болезнь”. Однако такая транспозиция из немецкой мед. терминологии в русскую в переводе данной книги сочтена искажающей содержание оригинала; об этом свидетельствует, в частности, следующее ниже замечание о лежащем в основе немецкого термина недомыслии, что не может касаться русского термина. Желая точно передать содержание оригинала, мы оставляем буквальное значение немецкого термина, о чём и предупреждаем русского читателя. (Прим. перев.)

* нем. vergessen - “забывать”, essen - “есть” (прим. перев.)

* врождённые ошибки метаболизма(англ.)

* от нем. Wasserspeier - старинное украшение сточного жёлоба, б.ч. в форме головы животного. Русское название - болезнь Пфаундлера-Гурлера (прим. перев.)

*Это обозначение касается обычного понимания восприятия и благодаря расширению Рудольфом Штайнером учения о чувствах на чувство Я, чувство мысли и чувство речи ­ известным образом модифицируется.

*vergessen (нем.) ­ забывать, essen (нем.) ­ есть

*речь идет о среднеевропейцах (прим.перев.)





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 537 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...