Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по специальности «Музыкальное образование
3-е издание, исправленное и дополненное
Москва
ГРАФПРЕСС
Ре це н з е н т ы:
Методология педагогики музыкального образования:
учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Э. Б. Абдуллин — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр ГРАФ-ПРЕСС, 2010. — с.
Учебник посвящен становлению методологической культуры будущего педагога-музыканта. В нем анализируются сущность методологии педагогики музыкального образования, основные составляющие методологической характеристики музыкально-педагогического исследования, а также принципы и технология анализа музыкально-педагогических проблем. В приложении содержатся фрагменты работ известных ученых, связанных с проблемами методологии педагогики и практики музыкального образования, а также примеры теоретического и опытно-поискового изучения музыкально-педагогических проблем в выпускных квалификационных работах студентов — будущих учителей музыки. Первое издание книги выходило под названием «Методологическая культура педагога-музыканта», второе – «Методология педагогики музыкального образования.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезен всем, кто интересуется изучением проблем музыкального образования.
© Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В., Целковников Б.М.
и др., 2002
© Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В.,
Целковников Б.М. и др., 2006, с изменениями
© Абдуллин Э.Б., 2010, ГРАФ-ПРЕСС, с изменениями
© Оформление. Издательский центр ГРАФ-ПРЕСС, 2010.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие | А.С. Соколов. | |
Глава 1 | ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |
1.1 | Сущность методологии педагогики музыкального образования и методологической культуры учителя музыки | |
1.2 | Логика конструирования музыкально-педагогического исследования и основные составляющие его методологической характеристики | |
1.3 | Виды исследовательской музыкально-педагогической деятельности | |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | ||
Рекомендуемая литература к главе | ||
Глава 2 | МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |
2.1. | Сущность методологического анализа музыкально-педагогических проблем музыкального образования | |
2.2 | Структура методологического анализа музыкально-педагогических проблем музыкального образования | |
2.3. | Принципы методологического анализа | |
2.4. | Методы методологического анализа | |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | ||
Рекомендуемая литература к главе | ||
Библиография к I и II главам | ||
Глава 3 | МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ | |
3.1. | М. Каледина | |
Библиография к ВКР | ||
3.2. | А.Хасанова | |
Библиография к ВКР | ||
3.3. | М.Кодица | |
Библиография к ВКР | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
Асафьев Б.В. Интонация | ||
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. О сущности, предназначении и направленности отечественной философии музыкального образования | ||
Гегель Г.Ф. Характер содержания в музыке. | ||
Ильин И.А. «Моцарт и Сальери» Пушкина (гений и злодейство) | ||
Каган М.С. Музыка в мире искусств | ||
Кирнарская Д.К. Учитель музыки | ||
Киященко Н.И. | ||
Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы | ||
Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. | ||
Назайкинский Е.В. Стиль в музыке. Жанр в музыке. | ||
Нейгауз Г.Г. Учитель и ученик. | ||
Неменский Б.М. На переломе судеб страны, культуры, школы.Человек потребительского общества – проблема современной культуры. | ||
Орлов Г. Древо музыки | ||
Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении | ||
Соколов А.С. Триадичность как гносеологическая проблема в философии, науке, искусствознании | ||
Старчеус М.С. Музыкальный слух как способ мыслить. | ||
Теплов Б.М. Основные музыкальные способности. | ||
Торопова А.В. | ||
Цыпин Г.М. Индивидуальность или личность |
ПРЕДИСЛОВИЕ
За последнюю четверть века отношение к методологии в нашей стране принципиально изменилось: от мнения о ней как о некоем универсальном, достаточно статичном, абстрактном учении до утверждения методологии в качестве необычайно разветвленной (соответственно количеству наук) системы, интерес к которой проявляют уже не только философы, ученые самых разных областей, но и практики.
Однако если обратиться к не столь давней истории, то и среди музыкантов-педагогов, практиков были такие, кто живо интересовался этой проблемой именно с точки зрения связи науки с практикой. И здесь в первую очередь хотелось бы вспомнить Г. Г. Нейгауза, его знаменитую книгу «Об искусстве фортепианной игры. Заметки педагога». Но справедливости ради надо признать, что этот пример, скорее исключение, чем правило, хотя и чрезвычайно значимое, открывающее путь новому направлению, новому представлению о структуре профессиональной личности педагога-музыканта.
Весь пафос учебника «Методология педагогики музыкального образования», обращенного прежде всего к будущим учителям музыки, направлен на то, чтобы показать и доказать, в том числе на примере студенческих работ, что становление профессионально ориентированной (а не «всеобщей»!) методологической культуры специалиста — дело интересное, необходимое и реальное.
В учебнике показано, что рефлексия, которая содержится в основе всякого методологического анализа, на самом деле вольно или невольно присутствует в деятельности практически каждого музыканта-педагога. А иначе, откуда он так много знает о своих учащихся, их способностях, умениях, навыках интересах?
Изучение учебника начинается с доступных, привлекательных и практически направленных заданий — написания рецензий, подготовки небольших докладов и — что особенно важно — иллюстрируется конкретными примерами того, как это надо делать, в том числе студенческими работами.
Следует отметить, что все примеры студенческих работ — от небольшой рецензии до выпускной квалификационной работы — весьма убеждают и впечатляют. Я надеюсь, что ознакомление с этими работами поможет учащимся обрести уверенность в том, что профессионально ориентированной методологической культурой можно успешно овладевать.
Обращу внимание на приложение к учебнику, где можно найти замечательный «подсобный» материал к каждому разделу. Мало того, благодаря этому приложению студент имеет возможность готовиться к семинару, самостоятельно усваивая материал учебной дисциплины без привлечения фондов вузовских библиотек, которые, как известно, сейчас почти везде находятся в весьма плачевном состоянии (конечно, если имеется хорошая библиотека, то ею нужно непременно воспользоваться, в частности, ориентируясь на предлагаемые списки дополнительной литературы).
Особо хочу обратить внимание на нововведение Э.Б. Абдуллина по отношению к выпускным квалификационным работам, помещенным в приложении: все эти работы отредактированы автором учебника таким образом, что в них текст по-разному выделен в зависимости от того: а) является ли он необходимым привлечением тех или иных известных положений ученых в области философии, смежных педагогике музыкального образования наук (прежде всего, музыкознания, психологии музыкального образования и т.д.), наконец, самой конкретной, изучаемой в данном учебнике науки и ее технологии; б) совершает ли автор выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) самостоятельный анализ, сравнение, сопоставление, обобщение в рамках изучаемой проблемы, что является показателем уже более высокого уровня методологического анализа; в) имеет ли место выдвижение автором ВКР творческих, инновационных по характеру положений, свидетельствующих о самом высоком, в аспекте учебно-научной деятельности, уровне музыкально-педагогического исследования. уверен, что подобный способ изложения материала поможет студентам получить надежный ориентир, благодаря которому они будут совершать восхождение по пути к решению той или иной проблемы музыкального образования.
Надо признать, что от студента потребуются немалые усилия, для того чтобы вникнуть в суть взаимосвязей педагогики музыкального образования с философией, другими науками, овладеть методологическим анализом, наконец, подготовиться к написанию квалификационной работы. Но я убежден, что эти усилия окупятся сторицей, и их будет сопровождать радостное ощущение от появления собственных новых идей, мыслей. Они не могут не рождаться при изучении прекрасных, специально отобранных с учетом профессии музыканта-педагога работ Г. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Е.А. Ручьевской и многих других выдающихся ученых, музыкантов-педагогов, работы которых представлены в этом учебнике.
Методологическая культура педагога-музыканта — это проявление способности мыслить, самостоятельно сравнивать, сопоставлять различные точки зрения, выявлять собственную позицию, научно обосновывать и профессионально отстаивать ее. Дипломные рефераты, которые долгие годы имели место, в том числе в консерваторской среде, и часто свидетельствовали не более чем об осведомленности автора в том или ином вопросе на основе компилятивного сбора материала (а реферат, кстати, по существу и означает логически выстроенную компиляцию), уходят в лету. Согласно Государственному стандарту и новым программам страна переходит, причем на всех музыкальных факультетах педагогических университетов, университетов культуры и искусств, которым в первую очередь и предназначен этот учебник), на принципиально новую форму выпускной квалификационной работы, суть которой заключается в исследовании проблем педагогики профессионального и общего музыкального образования и осуществлении соответствующей опытно-поисковой работы.
В заключение хочу сказать, что учебник подготовлен заведующим кафедрой методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического государственного университета, доктором педагогических наук, профессором, основателем научной школы «Методология педагогики музыкального образования», учеником Д.Б. Кабалевского и его ближайшим сподвижником по созданию широко известной школьной программы по музыке, советником руководителя Общественной палаты Российской Федерации в области образования и культуры, членом Союза композиторов России (отделение музыкознания) Э.Б. Абдуллиным.
Хочется надеяться, что эта научная школа получит еще дальнейшее развитие и послужит совершенствованию как педагогики музыкального образования, так и подготовки будущих специалистов — музыкантов-педагогов.
Ректор Московской государственной
консерватории им. П.И. Чайковского,
зав. кафедрой теории музыки,
доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный деятель искусств России,
лауреат Государственной премии
в области искусства А. С. Соколов
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1650 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!