Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
План
1. Зарождение философской мысли в Древнем Египте и Двуречье.
2. Философия Древней Индии, её символико-религиозный характер.
3. Особенности философии Древнего Китая.
Основные понятия: алогичность мышления, магия, культ, Веды, индуизм, брахманизм, буддизм, конфуцианство, дао, ян, инь, сансара, нирвана, карма, брахман, каста, йога.
Методические рекомендации к теме
При изучении первого вопроса важно уяснить, что попытки осмысления мира и места человека в нём появились уже, начиная с IV-III тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте и Двуречье. Несмотря на то, что это происходило в условиях религии и мифологизации мировоззрения, древневосточные представления во многом способствовали дальнейшему развитию учений о мире.
Следует уяснить, что древние мыслители Египта и Двуречья ещё не ставили вопросов о природе и источнике знаний о том, что такое сознание и т.д. Эти и многие другие философские проблемы возникли, когда накопился достаточный научный материал, и в большей степени развилось абстрактное мышление. Исходя из этого, период Египта и Двуречья, можно представить как предфилософию. (Подробно об этом можно прочитать в учебнике А.Магомедова «История философии»).
Древнеиндийскую философию следует рассматривать как попытку формирования систематического философского знания.
В истории индийской философии принято различать четыре периода:
а) ведийский период;
б) классический или брахмано-буддийский (VI в. до н.э. до X в. н.э.);
в) послеклассический (X – XVIII в.в.);
г) новая и современная индийская философия.
Обратите внимание на то, что древнеиндийская философия представлена двумя основными группами: ортодоксальная, признающая авторитет Вед, и неортодоксальная – игнорирующая авторитет Вед.
В данном контексте студенту необходимо уяснить, что такое Веды, каково их значение для развития мировой культуры.
Основные философские школы ортодоксальной группы: миманса, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта.
Основные философские школы неортодоксальной группы: джайнизм, буддизм, локаята, чарвака.
Важно подробно остановиться на анализе основных положений индийских философских школ:
Ø атомистической концепции мира в учениях вайшешиков;
Ø проблемы познания и логики в концепции ньяя;
Ø сути медитации у йогов;
Ø учения о первооснове в школах санкхья, чарвака, локаята;
Ø отношения к божествам и ритуалам в школах веданты и мимансы;
Ø учения о двойственной природе человека в джайнизме.
Усвоение китайской философии следует начать с рассмотрения историко-культурных особенностей древнекитайского государства. Это важно для того, чтобы понять смысл и назначение философии Древнего Китая. Философские размышления изложены в памятниках древнекитайской философии: «Книга перемен», «Дао дэ цзин», «Книга гармонии тьмы». Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, инь и ян, школа имён. Обратите внимание на то, что исторически наиболее ранним направлением было материалистическое. Основой всех окружающих человека предметов считалось пять первоэлементов: огонь, вода, земля, металл, дерево.
Одним из древних учений был даосизм (школа мудреца Лао-Цзы). В основе лежало учение о Дао, как о принципе, пути, определяющем закономерное развитие и бытие всех вещей. По законам Дао осуществляется генезис природы и человека. В учении Лао-Цзы наряду с наивным материализмом содержатся элементы стихийной диалектики.
Большим авторитетом в китайском обществе и культуре пользовалось конфуцианство («Жу-Цзяо») по имени мудреца Конфуция.
Необходимо уяснить основные черты этого учения:
а) это религиозно-философское и этическое направление;
б) оно проповедовало веру в духов, культ предков и семьи, веру в загробную жизнь;
в) Конфуций разрабатывал принцип нравственного совершенствования и отстаивал идеи гуманности. Смысл государственного и человеческого существования в утверждении высшей формы этического порядка – великого пути Дао. Важнейшие проявления: гуманность, чувство долга, взаимность, разумность, мужество, собственное достоинство, братская любовь и т.д.;
г) конфуцианство разрабатывало идеи о познаваемости мира (источник знаний – сведения, полученные в результате наблюдений).
Характерной чертой древнекитайской философии является утверждение универсального дуализма мира, т.е. деление его на два противоположных начала: ян – мужское начало и инь – женское. Они воздействуют друг на друга и на определённой фазе развития взаимопревращаются.
При изучении древневосточной философии уясните её роль для последующего развития философской мысли. Обратите внимание на положительную роль восточной философии в развитии культуры, этики, религии.
Темы рефератов
1. Философские школы Древней Индии о человеке и жизни.
2. Формирование философских представлений древних египтян.
3. Веды – памятник древнеиндийской культуры.
4. Учение Конфуция о человеке и воспитании.
5. Социально-экономические и гносеологические предпосылки возникновения философской мысли Древнего мира.
6. Современное значение йоги как философской школы.
7. Гуманистический смысл учения о карме.
Проблемно-поисковые вопросы и задания
1. Почему буддизм называют религией спасения?
2. Почему в современном Китае конфуцианство остаётся наиболее авторитетным философским учением?
3. Что позволяет называть древнекитайское государство типичной иерархичной деспотией?
4. Какие пять источников мира и пять явлений природы рассматривает китайская философия?
5. Какие именно идеи локаяты-чарваки, джайнизма и буддизма отличаются от ортодоксальной ориентации школ веданты, мимансы, санкхья, вайшешики?
6. Какая древнеиндийская форма мировоззрения даёт систему избавления человека от страданий? Аргументируйте свой ответ.
Литература
1. Буддизм: история и культура. – М., 1989.
2. Дао и даосизм в Китае. – М., 1982.
3. Курбатов В.И. История философии. – Ростов-на-Дону, 1997.
4. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. – М., 1986.
5. Магомедов А.А. История философии. – Ставрополь, 2000.
6. Философия. /Под ред. Андрейченко Г.В., Грачёва В.Д. – Ставрополь, 2001.
7. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. – М., 2001.
8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
Семинарское занятие №3
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 494 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!