Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мировоззренческие картины мира. Этапы развития психологических знаний



Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного знания? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо рассмотреть историю развития психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология и очень старая и совсем молодая наука. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. древнейшие науки. Точкой отчета их развития считается античность, т.е. психологические знания накапливались начиная 2-3 века до н.э.

Как уже было сказано выше в дословном переводе психология – наука о душе. Душакак предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала 18 века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения». Представления о том, что в человеке живет особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это часто связывали с дыханием – тем, что уходит со смертью тела. Первые представления можно проследить в мифологических и религиозных системах.

По сути, с этого начинается 1-й донаучный этап психологии, или 1 этап - психологии – наука о душе начиная с античности и включая эпохи Средневековья и Возрождения, где в центре внимания античных философов и средневековых богословов (Фома Аквинский, Августин Аврелий) находилась душа, поэтому понимание ее на этом этапе развития психологии являлось предметом психологического знания и завершившийся лишь в конце 19 века. (По известному выражению психология имеет короткую историю, но давнее прошлое, по мнению Г.Эббингауза: «У психологии огромная предыстория и очень короткая история»).

Психология долгие столетия была связана с философией. В философии древней Греции – душа часто предстает как некое начало, родственное определенной стихии или ее воплощение. Раскрывая историю психологии, мы обращаемся к именам философов – от Платона до Хайдеггера. Первые системы знаний о душе появились в странах Древнего Востока (В Китае, Индии, Египте), в Древней Греции и в Древнем Риме.

В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, Гиппократом, Сократом, Платоном, Аристотелем и др.

Например, согласно учению великого диалектика Гераклита (530-470 г.г., конец 6 – начало 5 в. до н.э.) все вещи – суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. Огненное начало в организме и есть душа – Психея [3] - приобщающейся к «космическому огню». Тем самым душа человека оказывалась причастной Космосу. В целом для античных представлений часто было характерно видение в Космосе живого, движущего существа, в связи с чем, часто говорилось о «мировой душе», слабой копией, отражением являлась душа отдельного человека (по цит. Ярошевский, 1976, с. 33).

Демокрит и его учитель Левкипп – пятый век до н.э. (460-370 г.г. до н.э.) думал, что душа – материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, подвижных. Все явления душевной жизни он пытался объяснить физическими и механическими причинами. Душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только очень мало у него души. Так он приходит к панпсихизму - все - даже камни, растения имеют душу.

Гиппократу (ок. 460-377 гг. до н.э.) принадлежит учение о темпераменте и его типах. Оно находило объяснение в идее соотношения в организме 4-х жидкостей («соков») – крови, слизи, желчи желтой и черной. На этой основе выделялось 4 типа темперамента: холерической (преобладание желтой желчи), флегматический (с преобладанием слизи), меланхолический (с преобладанием черной желчи) и сангвинический (с преобладанием крови).

Мыслители 4 века до н.э. – Платон и Аристотель создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества.

Платон (428-348 гг. до н.э.) считал, что душа состоит из трех частей – вожделеющей, страстной, разумной. Преобладание той или иной части души у человека объясняло его индивидуальность. Платон говорил о процессе мышления как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Причем он говорил об ощущении, памяти, мышлении. Был первым ученым, который говорил, что память самостоятельный психологический процесс (изложены в работе «Федон», который в древности называлась «О душе»).

Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи – общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе, до всего, как своеобразный замысел. Идеи образуют свой мир, невидимый для человека. Человек может стараться постичь идею посредством разума, но в полной мере они доступны только богу. Миру идей противостоит мир материи. Между ними, как посредник – мировая душа. Мир – живое существо, душа его не в нем, а окутывает его. Мировая душа одушевляет в том числе звезды и планеты (они живые божественные существа). Душа человека родственная мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, а затем переселяется в человека и теряет гармоничность. Задача человека - вернуть гармонию через познание. По Платону мы не столько познаем свою душу, сколько вспоминаем то, что душа уже знала в своем совершенном состоянии. Душа бессмертна. Цель души – достижение идей, поэтому душа подобна идее.

Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела, считал, что эти части распределены у человека неравномерно, а преобладание той или иной части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу.

Платон создал учение об «идее» как вечных и неизменных сущностях… [104], создал классификацию душевных явлений:

1. Разум (разум в голове)

2. Мужество (воля в груди)

3. Вожделение (потребности в брюшной области)

Аристотель считал, что душа мельчайшие неделимые частицы – атомы. Его трактат«О душе» стал первым в мире специальным психологическим сочинением (монографией), в котором было создано первое систематизированное учение о психике. Также предложил объяснение пяти основным чувствам: зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу.

Т.о. первые научные работы в мире Аристотеля - это Трактат

«О душе»

«О памяти»

«О сновидениях»

Крупнейшими философами, изучавшими мир психических явлений были Лукреций (99-55 гг. до н.э. использовал термин анимус - дух) и Гален (129-199 гг. до н.э. использовал понятие «пневма»).

В дальнейшем в течении многих веков психологические знания накапливались в рамках философских, естественных и социальных наук и в различных сферах практической деятельности.

Развитие психологических идей в 8-12 веках интенсивно происходило в арабской культуре. Среди ученых и философов того времени наибольшую известность имели Ибн-Сина (980-1037) – разграничил две не совпадающие т.з. на душу: медицинскую и философскую, им соответствовали две психологии (Авиценна), Ибн аль-Хайса м (Аверроэс) (965-1039) – им были изучены такие феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. В их учениях наиболее полно отразились достижения арабоязычных мыслителей в различных областях знания, в том числе в познании организма и психических явлений.

В средние века считалось, что душа является божественной сущностью и поэтому исследовать ее научными методами было нельзя. Это положение сохранялось вплоть до 17 века.

2-й этап развития психологических знаний. В эпоху Возрождения вновь появился интерес к естественнонаучным исследованиям души. Однако работы тех времен не оказали значительного влияния на развитие психологии.

В 17 веке стремление к опытному изучению мира приобретает новый импульс благодаря работам английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626) и французского философа Рене Декарта (1596-1650). Наибольший вклад внесли в тот период Р.Декарт, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк.

Термин ассоциация был введен Английским философом, педагогом, основоположником эмпирической (опытной) психологии Джоном Локком (1632-1704). Он полагал, что главной задачей психологии должно быть не философствование о душе, а получение и анализ объективных научных фактов эмпирическим знанием. Для него ассоциация – один из механизмов мышления, причем не главный; Локк выступил против Декарта, утверждая, что идея не врожденная, а основывается на опыте. Опыт двояк: его источники – ощущения рефлексия («рефлексия» обозначал «внутреннее восприятие деятельности нашего ума», т.о. его можно считать в некотором роде и основателем метода интроспекции – гляжу внутрь, всматриваюсь). Из этих двух источников разум получает идеи – все, что является объектом человеческого мышления. Человек рождается как «табула раза» - чистая доска, на которой можно написать все, что и будет потом знанием. Согласно Локку, идеи ощущений в ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные. Его идеи активно развивались в ассоцианизме 18 и 19 в.в.; психология основное внимание сосредотачивает на изучении умственной деятельности, познания, объясняемого на основе принципа ассоциации.

Р.Декарт пытался объяснить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозге человека. Душа оказалась по Декарту равной сознанию, что дано человеку в мышлении о своем внутреннем мире. Рене Декарт сформулировал механический принцип объяснения поведения человека. Ввел в научный оборот понятие «рефлекс», где рефлекс –это биологический автомат на внешнее механическое воздействие.

В дальнейшем 18-19 веках внутренний мир душевных явлений человека изучался чаще всего именно интраспективным методом.

Немецкий философ Готфрид Лейбниц ( 1646-1716) ввел понятие бессознательной психики (публикует учение о бессознательных умозаключениях), считая что нельзя отождествлять психику и сознание.

Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) утверждал наличие единой субстанции – этого природа. Все вещи это состояния субстанции или модуса. Человек сложный модус, образуемый модусом – душой и модусом – телом. Душа тесно связано с телом и без него не существует.

Дальше психология развивалась благодаря философам Томас Гобсс, Джон Локк, Дэвид Гартли, Христиан Вольф (ему принадлежит заслуга в разработке немецкой психологической терминологии, и само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода его книги «Эмпирическая психология»), где главным предстают как основоположники эмпирической (опытной) психологии.

В 18 веке ученые находят связь психических явлений с деятельностью мозга (до этого предполагалась, что психика находится в сердце, печени или в других частях тела).

Вклад в развитие психологического знания в 18 веке внесли также многие ученые Франции (Кондильяк и Ламетри), России (Я.П.Козельский и П.И.Новиков), США (Б.Раш и Бьюкенен).

В 19 веке исследователи разных областей знания, прежде всего естествознания описывали психологические факты.

Одним из самых выдающихся физиологов 19 века был немецкий физиолог Йоганнес Мюллер (1801-1858), профессор Лейпцигского университета Э.Х.Вебер, работавший в сфере осязания и его работа показала возможность их измерения в психологии, позже его идея была осуществлена Т.Фехнером.

Герман Гельмгольц и Йоганнес Мюллер создают первые психофизиологические теории, объясняющие зрительное, слуховое и осязательное восприятие.

Франц Галь, Пьер Флуранс (1794-1867) – вместо размышлений ставят эксперимент.

В 19 веке в психологии по-прежнему доминировало учение об ассоциациях. Оно позволяло описывать и объяснять многие психические явления. Идеи ассоцианизма получили большую популярность в Англии, благодаря работам Джеймса Милля и его сына Джона Стюарта Милля.

Интерес к особенностям детской психики в связи с задачами обучения и воспитания был всегда характерен для научно-педагогических трудов Нового времени. Выдающиеся представителями педагогики интересовавшимися психологией были Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, Иоганн Гербарт, Эрист Мейман, Александр Бэн, Герберт Спенсер (1820-1903) стремились сделать психологию объективной наукой.

В середине 19 века в науках о живой природе взамен механической причинности утверждается биологическая.

Чарльз Дарвин, Клод Бернар – работают над «Выражением эмоций у человека и животных». Чарльз Дарвин разработал теорию естественного происхождения видов животных и человека, которая получила название«Теория эволюции».

Русский физиолог и психолог И.М.Сеченов (1829-1905) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. В 1866 г. выходит книга «Рефлексы головного мозга». В основе книги – необходимость соединить физиологические знания и психологические знания в единое, рефлекторное объяснение психики и поведения человека.

Русский физиолог И.П.Павлов (1849-1936) один из наиболее известных в мире русских ученых в области психологии, хотя он и не был психологом – создатель учения о высшей нервной деятельности, которое в значительной степени преобразило физиологию и психологию, обогатило медицину и педагогику. Он развил идеи И.М.Сеченова о рефлекторном характере происхождения психики, разработал теорию условного рефлекса, концепцию двух сигнальных систем, учение о различных типах высшей нервной деятельности.

Э. Вебер и Г.Фехнер (19 в.) – основатели новой науки «Психофизика». Экспериментально подтверждают тесную взаимосвязь между физическими и психическими явлениями. Выводят основной психофизиологический закон, для измерения порогов ощущений.

3-й этап развития психологических знаний начинается с формирования психологии как отдельной науки и психологической практики - вторая половина 19 века (особенно 60-70 гг.). Большое значение приобретали эмпирические методы изучения психических явлений, особенно эксперимент. В психологических исследованиях все чаще использовались измерения, что становилось важным критерием научности.

Большой заслугой стали разработки немецкого физиолога, философа Вильгельма Вундта (1832-1920). Он стал активно использовать метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и изучения закономерных связей между ними. Он же основал первый в мире экспериментальную лабораторию в Лейпциге в 1879 г., где применяет метод исследования «интроспекция» - это метод самонаблюдения.

Через два года лаборатория превратилась в Институт экспериментальной психологии. Там начинали работать известные психологи из Германии - Э.Крепелин, Г.Мюнстерберг, О.Кюльпе, Э.Мейман, из Англии – Э.Титченер, из Америки – Ст.Холл, Ф.Энджелл, Дж.Кэттел, из России - В.М.Бехтерев, Н.Н.Ланге.

Наряду с лабораторным экспериментом в психологии стал использоваться естественный эксперимент. Методология естественного эксперимента разрабатывалась, в частности, отечественными российскими психологами А.Ф.Лазурским (1874-1917), В.М.Бехтеревым (1857-1927).

Другим крупным психологом того времени – американский ученый Уильям Джеймс (1842-1910) – создатель теории «потока сознания», он был первым профессором психологии в Гарвардском университете.

Он полагал, что кроме вопроса как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам и т.д. не менее – а возможно и более важен вопрос – какую ценность она составляет для человека, чему она служит. Это направление получило название – функционализм. Но несмотря на оригинальность идей они не оставили больших научных школ, теорий, которые «переворачивали» бы психологию.

Глубинная психология (психоанализ) - одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений, явился как направление психологии 20 века, включает ряд концепций, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, инстинктивных процессов и побуждений.

К этому направлению относятся З.Фрейд, а также неофрейдисты А.Адлер, К.Юнг. Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) создал научную школу под названием «индивидуальная психология».

В первую очередь он связан с именем З.Фрейда австрийского психолога и психиатра (1856-1939) (он выделил три компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: «ид» (оно) – врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия – его основные составляющие – либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы; «эго» - (Я) – эта та рациональная часть психики человека, которая объясняет и помогает ослабить или снять конфликт между либидо танатосом с одной стороны и то, что перенимает от родителей в процессе воспитания, общения с другой; «суперэго» (сверх Я) – это примерно то, что называют сознанием или нормы поведения, усваиваемые с помощью родителей – позволяющая часть психики, который всегда конфликтует с «ид» и «эго» разрешает рационально этот конфликт).

Психоанализ основывался на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательным, к которому относятся влечения, переживания, желания в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и т.д.).

Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений - стремления к любви и стремления к смерти и разрушению. Основное место в концепции Фрейда – эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой либидо. Она и движет человеком. Вся жизнь, начиная с рождения связана, с эротичностью.

Психоанализ рождался как метод психотерапии неврозов, в частности, истерии – заболевания при котором, именно психологические причины, внутренний конфликт вызывают симптомы физических нарушений (паралич, слепота, боли и.т.д.). По Фрейду все люди внутренне конфликтны. Его теории до сих пор вызывают самые противоположные мнения от восторга до полного неприятия. В психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием; сексуальная сфера человеческой жизни вошла в круг психологического изучения; далее роль детского, прежде всего семейного опыта в развитии личности; идея психологической защиты – одна из центральных в современной психотерапии. Фрейдовский психоанализ действительно представлял абсолютно новую психологическую систему: в литературе можно встретить термин «психоаналитическая революция». Ученики Фрейда не разделяли пансексуализм своего учителя. Такими известными были А.Адлер, К.Юнг, Эрик Эриксон (1902-1990), Г.Салливен (1892-1949), Эрих Фромм (1900-1980). Например, основа теории Юнга – учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием (архетипы - первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов).

Важная роль в развитии психологических знаний в начале XX века принадлежит русским ученым, хотя явного тяготения к каким-либо школам у них не было. Александр Федорович Лазурский (1874-1917) много занимался проблемами изучения характера человека. Одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности.

Русский психолог Николай Николаевич Ланге (2858-1921) стал одним из лидеров экспериментальной психологии в России. Разработал на экспериментальной основе концепцию стадиальности восприятия, моторную теорию внимания.

Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) сыграл особенно заметную роль в истории прусской психологии. Он основатель первого и старейшего в России психологического института (в 1912). Ему принадлежат работы по восприятию пространства и времени, труды по экспериментальной психологии.

Выдающимся направлением XX века является генетическая психология. Основателем считается Жан Пиаже (1896-1980), создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучала умственное развитие ребенка.

Бихевиоризм. Бихевиоризм другое направление, существующее до настоящего времени. От английского слова – поведение, программу провозгласил основатель бихевиоризма американский ученый Джон Уотсон (1878-1958). Понятия как «осознание», «переживание», «страдание» не могут считаться научными; все они продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны, наука же не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Он рассматривал психологию как теорию поведения, исключив из изучения субъективные явления и сознание человека.

Идеи бихевиоризма получили развитие в трудах др. амер. психологов – Э.Толмена и К.Халла. Современным представителем бихевиоризма является Американский психолог Берхус Скиннер (1904-1990) называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права на существование в науке. Он считает, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Но невнимание к внутреннему психическому миру человека бихевиористов приводит к общей дискредитации.

Гештальтпсихология. Это направление появилось в Германии. М.Вергеймер (1880-1943) считал, что сознание строится из целостных образов (гештальтов, неразложимых на отдельные сенсорные элементы), Курт Коффка, Вольфганг Келер, Курт Левин в своей психологической теории опирались на представление о целостности психических явлений. Принцип научности был главным в их исследованиях.

Гуманистическая психология. В середине 20 века новое направление – гуманистическая психология – основателем считается американский психолог Карл Роджерс ( 1902-1987) в своей теории личности описывает определенную систему понятий, характеризующих представлений человека о себе и своих близких. Важнейшее место занимает в ней «Я-концепция» (хочу, могу, надо, должен – по А.Маслоу).

Представителем гуманистической психологии считается другой американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970), который пришел к выводу, о необходимости формирования третьего психологического направления, альтернативному бихевиоризму и психоанализу. Его теория имело ключевое понятие – «самоактуализация», одно из центральных в концепции гуманистической психологии. Цель развития личности – стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – смерть для человека как личности, для самости.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1976 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...