Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные идеи западноевропейской философии



ПЛАН.

  1. Философия Античности (7 в. до н.э. – 4 в. н.э.).
  2. Философия Средних веков (5 – 14 вв.).
  3. Философия эпохи Возрождения (15 – 16 вв.).
  4. Философия Нового времени (17 – 19 вв.).
  5. Западная философия новейшего времени (конец 19 – 20 вв.).
Исторический период (вв.) Философское направление; мыслители Особенности философии; основные философские проблемы, идеи
  I. АНТИЧНОСТЬ 7 до н.э.-4 н.э.       Космология ранней греческой философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие.   Особенности античной философии: 1) основа возникновения философии и влияющий фактор - мифология; 2) влияние на философию оказывает зарождающаяся наука.  
Основное стремление – понять сущность природы, Космоса, мира в целом; найти первоначало, из которого все произошло. У Фалеса такое первоначало всего сущего – вода («Все из воды»). У Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. Анаксимандр выдвинул идею о бесконечности миров и дал первую формулировку закона сохранения материи (вещи, разрушаясь, превращаются в те же элементы, из которых возникли). Философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего.
Онтологизм греческой философии: Пифагор, Парменид, Зенон, Демокрит, Платон, Аристотель и другие.   Древнегреческая онтология – учение о бытии самом по себе. Основное стремление – найти фундаментальные принципы бытия. У Парменида бытие вечно, неделимо, неизменно, доступно только мышлению; он представлял бытие в форме шара. Для Демокрита бытие – это множество неделимых атомов, разделенных пустотой и находящихся в вечном движении. Платон представлял бытие как идеальное (бестелесное) образование – вечный и абсолютно совершенный мир идей, познаваемых лишь разумом.
Этико - антропологическая направленность античной философии: Протагор, Сократ, Эпикур, Сенека и другие. В центре внимания – проблема человека, смысла его жизни, нравственных основ человеческого существования. Основной тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей», что означает относительность истины и человеческих ценностей, относительность понятий добра и зла. Сократ призывал к самопознанию: «Познай самого себя!». Эпикур целью жизни считал счастье, понимаемое как удовольствие. Истинное удовольствие, по Эпикуру, проявляется не в чувственных безмерных наслаждениях, а в безмятежности души, в душевном покое.
II. СРЕДНИЕ ВЕКА 5 -14     Августин Аврелий, Дж. Ф. Бонавентура, Фома Аквинский, И. Д. Скотт и другие.   Особенности средневековой философии: философия развивается на основе монотеистических религий (иудаизма, христианства), из чего следует тесная связь философии с религией. • Теоцентризм, согласно которому единственной реальностью, определяющей все сущее, является Бог (а не природа). Бог - абсолютное начало, бытие и благо. • Креационизм, или идея творения – Бог сотворил мир актом своей воли, благодаря своему могуществу. • Идея откровения, согласно которой Бог открывает себя человеку в священных текстах библии. Следовательно, основной путь богопознания – толкование священного писания.
III. ВОЗРОЖДЕНИЕ 14-16   Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей, Т. Парацельс. Н. Кузанский, М. Монтень, Леонардо да Винчи.   Особенности философии Возрождения: 1) влияние на философию искусства (через новое прочтение античной культуры); 2) секуляризация философии – постепенное освобождение от церковного и религиозного авторитета и поворот к естественнонаучному познанию мира и человека.
Пантеизм натурфилософии (философии природы) – идея божественности, бесконечности, одушевленности природы и вселенной. Бог – во всем существующем природном многообразии. • Гуманизм и антропоцентризм – учение о величии и огромных возможностях человека; человек рассматривается как высшая ценность, утверждаются его права на свободу и счастье, утверждается принцип человеколюбия. • Эстетизм – восхищение красотой природы и человека.
IV. НОВОЕ ВРЕМЯ 17-19   Особенности философии Нового времени: 1) ориентация философии на науку (естественнонаучное знание) и юридически-правовую сферу, 2) ориентация на нравственно - практический аспект человеческой жизни.  
Мышление становится ведущим принципом философии и жизни людей. Происходит разлом мира на субъект и объект. Субъект – это человек, носитель активности и действия. Объект – это мир. Человек, как центр мира, способен выявить своим мышлением общие законы развития мира. На первый план выходят вопросы: «Что я могу знать?» и «Что я могу сделать?».
Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц). Основные проблемы философии – проблема разума, проблема обоснования науки и научного знания, проблема метода научного познания. В решении проблемы достижения истины выделяются два направления: • эмпиризм, признающий чувственный опыт источником знания; • рационализм, признающий разум основой познания и источником истины.
Философия Просвещения: Ф. Вольтер, Д. Дидро, Дж. Локк, И. Гердер и другие. Пафос эпохи Просвещения – уверенность в могуществе человеческого разума, в мощи науки, прогресс в которой создает условия для экономического и социального благоденствия. Человек как разумное существо есть цель сама по себе, а все остальное – лишь средство. Рационализм мышления Нового времени – такое отношение человека к миру, при котором признается ведущая роль и значение разума в человеке и устройстве мира.
Немецкая классическая философия: И. Фихте, В.Ф. Гегель, И. Кант, Ф. В. Шеллинг. Общие особенности: высокий уровень рационализма и абстракций. Основная проблематика – вопросы о возможности научного знания, о видах, способах и объеме знания. Переосмысление отношения Субъекта и Объекта. Субъект (человек, его сознание) рассматривается как активное начало, Объект (мир) – как пассивное. («Мир определен по отношению к S.»)
Марксистская философия: К.Маркс, Ф. Энгельс. • Основа развития общества – это материальное производство и экономические отношения между людьми. Политика, философия, религия выступают в качестве «надстройки» над первыми. • История – это смена общественно-экономических формаций: рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Сущность истории – в борьбе между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. • Государство возникает в результате разделения труда и деления общества на классы. Оно защищает интересы экономически господствующего класса, является основанием неравенства и несправедливости. • Необходимо уничтожить государство и построить коммунистическое общество, где не будет частной собственности, разделения труда, разделения на классы, а значит, не будет неравенства, противоречий и борьбы. • Построение коммунизма – долгий процесс. Его необходимые условия – складывание мировой экономической системы, объединение рабочих всех стран, рост самосознания пролетариата.
V. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ конец 19-20     Сциентизм: У.У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер. Особенности философии 20-го века: 1) ориентация философии на НТП; 2) отказ от рационализма и отход от классической философии.  
  Культ научно-технического прогресса и научного знания. Прогресс общества зависит от развития науки и техники.
Иррационализм: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд и другие. Направление, отрицающее главную роль разума в человеке, прогресс в истории, разумность мироустройства. В основе поведения человека лежат инстинкты (Ф. Ницше), воля (А. Шопенгауэр), бессознательное (З. Фрейд).
Экзистенциализм: М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю и другие. Философия существования. Направление, согласно которому существование человека предшествует его сущности. Человек не имеет никакой заранее данной сущности, он - «чистый лист». В процессе своего существования человек сам строит свою сущность, свое Я, опираясь на изначально данную ему абсолютную свободу. Из этого следует огромная ответственность человека за самого себя.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Развитие западноевропейской философии – это единый связный процесс, но философия каждого из представленных периодов имеет некоторые свои особенности. Античная философия испытывала большое влияние мифологии, а также была тесно связана с зарождающейся наукой. Философия Средневековья была слита с религией. Философия Возрождения испытала влияние искусства и науки. Философия Нового времени ориентировалась на естественнонаучное знание и была крайне рационалистична. В философии же новейшего времени происходит отход от классической философии (Античности и Нового времени) и отказ от рационализма.

ТЕМА 3

Человек – сознание – познание

ПЛАН.

  1. Природа и сущность человека.
  2. Проблема смысла жизни человека.
  3. Сознание и его структура.
  4. Сущность, цель и формы познания.
  5. Единство чувственного и рационального познания.
  1. Природа и сущность человека

Человек – уникальное творение Вселенной. Он неизъясним, загадочен. Ни современная наука, ни религия, ни философия не могут в полной мере выявить тайну человека.

Думать о человеке философы начали давно. Но крайне трудно вычленить в комплексе философского знания те сюжеты, которые относятся именно к человеку. Этот спектр оказывается практически неисчерпаемым. Какую бы проблему мы не взяли, она в конечном счете неизбежно приводит нас к теме человека. Другая трудность – осмыслить и ухватить человека в его целостности. Рассуждения о телесности, духовности, разумности человека представляют собой относительно самостоятельные темы, сложить которые нелегко. Область философского знания, занимающаяся данной проблемой, называется философской антропологией. (Антропология – учение о человеке.)

В попытке осмыслить человека в его целостности философия пользуется двумя понятиями – «человеческая природа» и «сущность человека».

Человеческая природа – это совокупность общих для всех людей анатомо-физиологических и психических свойств (таких как прямохождение, членораздельная речь, интеллект и другое), выражающих особенность человека как живого существа.

Говоря о природе человека, чаще имеют в виду его биологические свойства. Но в отличие от животных, у человека эти биологические свойства формируются обществом, опосредованы обществом. Так, например, человек не рвет на куски сырое мясо животного, а соблюдает принятые в обществе способы приготовления пищи. Общество может повлиять на изменение биологической природы человека: хилому помочь стать сильным, слепому – зрячим и т.д. Внешний мир и социальная среда – основные факторы формирования человека как биологического вида. Однако человек не является простым отражением природных процессов и социального окружения. Если бы это было так, то все люди мало, чем отличались бы друг от друга. Но каждый человек индивидуален. Его своеобразие проявляется в психологии, в мышлении, в присущем ему внутреннем мире. Общество, конечно, оказывает большое воздействие на формирование человеческой личности, но и человек во всем богатстве присущих ему качеств оказывает воздействие на общество, в котором живет. Поэтому при определении человека важно обращать внимание как на его биологическую природу, так и на его сущность.

Сущность человека – это определяющая черта человека, выражающая его главенствующее качество.

Раскрыть своеобразие, сущность человека как неповторимого живого существа очень сложно. У человека есть разум, совесть, долг, дар общения. По мнению ученых, только человек обладает сознанием, логикой, интеллектом. Чему отдать предпочтение при описании сущности человека? Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то устойчивое внутреннее ядро? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Среди всего многообразия научных и философских взглядов на эту проблему можно выделить ряд основных подходов к осмыслению сущности человека.

-- Натуралистический подход отождествляет понятия «природа человека» и «сущность человека». По мнению натуралистов, своеобразие или сущность человека выражается в его особой телесности, в его высокой организованности как биологической особи.

-- Рационалистический подход говорит, что за рамки животного царства человека выводит его разум, т.е. способность мыслить, размышлять о мире и самом себе.

-- Социоцентрический подход говорит о социальной сущности человека. По мнению французского просветителя П.Гольбаха, человек таков, каким его делает общество. К.Маркс утверждал, что человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Сущность человека есть продукт всех общественных отношений.

-- Религиозно-философский подход утверждает, что человек – это единственное живое существо, наделенное божественной сущностью – Духом. Именно в Духе как совокупности самых высоких качеств человека (любви, добра, совести, милосердия, сострадания и других) выражено его Богоподобие.

-- Философско-космический подход говорит о космической сущности человека. Человек признается составной частью Космоса, поэтому его развитие и развитие всего человечества неразрывно связаны с эволюцией всего Космоса. Не менее важной здесь является обратная зависимость Космоса от практической и интеллектуальной деятельности человечества. В процессе длительного исторического развития человек сам становится одним из мощных факторов эволюции природы и всего Космоса.

Несмотря на различие приведенных выше подходов, многие мыслители признают в человеке неразрывное единство и биологического, и разумного, и социального, и духовного. При этом поистине уникальным свойством человека является открытость, незавершенность его как создания. В отличие от других живых существ он способен изменять мир вокруг себя, создавая новое – культуру и цивилизацию, способен изменять и творить самого себя.

  1. Проблема смысла жизни человека

Смысл жизни человека – это философские размышления о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. В любой развитой мировоззренческой системе – религиозной, философской или этической – существуют свои представления о том, что такое жизнь и каков ее смысл. Есть самые разные ответы на трудные вопросы: в чем основная истина жизни? В чем ценность жизни, ее цель? Тысячи ответов дает на эти вопросы человек. Но в истории философии можно выделить два концептуально различных подхода к проблеме предназначенности человеческой жизни.

-- В одном случае смысл человеческого существования усматривается в моральных нормах и ценностях жизни человека. Этот подход можно условно назвать этическим. Общее понимание смысла жизни человека здесь связано с понятием счастья. Так, счастье в концепции античного мыслителя Аристотеля рассматривалось как высшее и прекрасное благо, которое доставляет удовольствие. Самое яркое этическое направление, сложившееся еще в античности и утверждающее счастье высшей целью человеческого существования, называется эвдемонизмом.

-- В другом случае мыслители пытаются определить ценность человеческой жизни через разные представления об ином, загробном мире. Особенно ярко этот подход выражается в религиозно-философских учениях. Согласно христианству, человек должен освободиться, очиститься от грехов, чтобы стать достойным вечной жизни. Смысл истории человечества заключается в искуплении первородного греха и в спасении мира через учение и жертву Христа.

В некоторых концепциях говорится о жизни как о предопределенном сценарии. В других концепциях признается решающая роль свободной воли человека. Наконец, поискам смысла жизни противостоит идея бессмысленности, бесполезности человеческого существования.

Несмотря на сложность данной проблемы, человек не перестает искать ответ и размышлять об этом. Когда человек задумывается о тайне своей жизни и о тех связях, которые связывают его с жизнью, у него неизбежно рождается иное отношение к жизни. Предлагаемые ниже изречения о смысле жизни и счастье приоткрывают завесу этой тайны из тайн.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1797 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...