Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общество и культура. Социальные функции культуры



Культура — это такой социальный феномен, который охва­тывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в буду­щее. Прошлая культура соучаствует, оживотворяется в нас в своих лучших образцах. А разве общественно развитой лично­сти безразлична культура будущего? Разве ныне живущий и тво­рящий человек не передает свои идеи и плоды своего труда поко­лениям, идущим на смену ему в потоке исторического времени? Не делающий этого не имеет истинного права на звание интелли­гентной личности, во всяком случае, широко мыслящей и глу­боко чувствующей.

Если допустить в некоторой степени романтический образ, то можно сказать, что культура — это как бы верхний покров «тела» Вселенной, который возник вместе с человеком и раз­вивается вместе с ним. Аналогично расценивали культуру и в античности (вспомним древнегреческий логос), и в средние века, и в новое время. Синонимичны этому пониманию и ноос­фера Вернадского, и культурологический пафос философии человека Тейяра де Шардена, и внутренний смысл гуманизма, лежащего в основе марксистской философии. При всей кажу­щейся идеалистичности образа культуры как верхнего покрова «тела» развивающейся Вселенной в нем нет ни грана мистициз­ма, напротив: культура здесь не противопоставляется природе, дух здесь не «спорит» с материей — они мыслятся в единстве, как органичное и естественное следствие эволюции Вселенной. В самом деле, было бы странным, если бы материя, породив дух, отторгла его как нечто чуждое ей. Изо дня в день, замыкаясь в научной рассудительности, мы все чаще испытываем дефицит высокого. Приняв же этот образ, мы, нисколько не теряя земной почвы под ногами, все с большей заинтересованностью вглядываемся в высший — культурный — слой жизни, осозна­вая себя в нем и его в нас.

Культура, человек и природа — эта триада понятий не схо­дит со страниц философской литературы. Говорить о каком-либо абсолютном решении этого вопроса было бы несерьезным и наив­ным делом, однако история развития этой тематики все же дает возможность установить явно ошибочные тенденции. При абсо­лютном противопоставлении культуры и природы человека не­редко возникают внешне утопически благодушные, а по сущест­ву прямо опасные политические устремления; при их отождест­влении культура теряет всякую самостоятельность и превра­щается в простой атрибут природы. Человек при этом может упрощенно мыслиться то как сугубо культурный, то как сугубо природный феномен; он то сознательно и рационально управляет культурным процессом, то превращается в его бессознательный и пассивный объект, в игрушку анонимных символических структур того или иного типа культуры.

Для философии культуры XX в. в отличие от XVIII и XIX вв., в которых культура и цивилизация чаще всего мыслились почти полными синонимами, характерно постепенное разведение этих двух понятий, первое из которых продолжает оставаться символом всего позитивного в этой ранее неделимой области, а второе в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл.

Цивилизация, как синоним материальной культуры, как дос­таточно высокая ступень овладения силами природы, безуслов­но, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способ­ствует достижению изобилия материальных благ. Не нужно тратить лишних слов, чтобы доказывать очевидные факты благотворного влияния, которое оказало на общественную жизнь распространение технических изобретений,— это аксиома. Вместе с тем техника, материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же как, безусловно, безнравственные: они нейтральны. Культурная значимость технических завоеваний зависит от того, в каком ценностном контексте они используются, а это не только, например, орошение ранее неплодоносных земель, но и создание изощренных орудий массового убийства. Понятие цивилизации, поэтому чаще всего связывается именно с этим культурно-нейт­ральным по своей внутренней природе развитием техники, которую можно использовать в самых разнообразных целях, а понятие культуры, наоборот, максимально сблизилось с по­нятием именно духовного прогресса. Цивилизация — это преоб­разованный человеком мир внеположных ему материальных объектов, а культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...