Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Закат западоцентричной модели мира



В новом столетии, на Западе в интеллектуальной и властной среде пришло трезвое осознание того, что «время работает не на Запад», зенит его могущества, приходившейся на начало XX в., когда большинство стран всего мира в той или иной степени контролировалось Западом, безвозвратно пройден и начался неизбежный спуск вниз. Как сказал в приветственной речи в Гарвардском университете Александр Солженицын: «Причина упадка Запада- в утрате веры в собственные ценности, бунт против авторитетов-авторитета культуры и морали-тех ценностей, на которых был построен Запад». Это не означает что Запад переживает глубокий упадок и деградацию, хотя отдельные симптомы «болезни» Запада есть. Так ставить вопрос, на наш взгляд не следует. Просто весь незападный мир, разбуженный когда-то Западом и облученный его воздействием, и во многом понуждаемый последним, пришел в движение. Под воздействием Запада разрушение традиционного общества и модернизация придала ускоренный динамизм всем незападным странам и культурам. Запад все более ощущает смещение центра силы на Восток. В какой-то степени Запад, сам помог взрастить новых и опасных соперников. Но в этом и состояла удивительная природа Запада, стремится к универсализации своей революционной по сути культуры и распространения ее на все материки и страны.

Тем не менее, XXI век как и в предыдущие столетия, Запад по прежнему являясь самым активным и творческим меньшинством планеты, пытается сохранить свое главенствующее положение в мире, защищая свои интересы, называя их интересами «мирового сообщества», чтобы узаконить и легитимизировать тем самым свою политику в глазах всего остального незападного мира, составляющего большинство мира. Большие надежды Запад, возлагает на глобализацию, понимаемую с точки зрения большинства американцев и европейцев как общепланетарную вестернизацию, которая и должна служить этой цели. Именно через глобализацию-вестернизацию Запад пытается навязать всему миру свои ценности, придавая им характер универсальных, «общечеловеческих». Глобальное миссионерство Запада проявляется и в прямом финансировании демократических институтов, движений и общественных организаций во всем мире. Такая политика с точки зрения одних западных интеллектуалов (назовем для краткости их реалистами-В.Б.) и должна минимизировать уменьшение доли западного населения, экономики, военной мощи в общемировом объеме. Чтобы сделав мир прозападным и твердо разделяющий западные ценности, создав тем самым более безопасный мир именно для интересов Запада. Другие западные интеллектуалы-«идеалисты», считают что глобальная вестернизация-демократизация в интересах, не только Запада, но и всего мира, которая в результате, делает его более благополучным, справедливым и комфортным для проживания всех людей на земле. Однако грозные предупреждения Хантингтона о том что ценности Запада уникальны, но не универсальны, стали в последнее время находить все большее подтверждение не только в незападном мире, но и в самом Западе. Причем это стало проявляться даже в самом характере глобализации, которая с каждым годом приобретает незападное лицо. Наряду и по прежнему с мощным западным глобализационным «током», мы наблюдаем и восточный «ток», движения жизненных форм которые проникают на Запад, в виде мультикультурных анклавов, восточной культуры потребления и ценностей. В современном мире, пишет исследователь В. Малахов, происходит своего рода социокультурная реабилитация «Незапада»: «незападное человечество избавляется от комплекса неполноценности перед западным, а западное научается смотреть на «остальной мир» без очков экзотизма. Европоцентризм, безраздельно господствовавший в течении всего XIX и почти всего XX века, уходит в прошлое».

23.2. Проект США по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.

Для всего Запада, XXI век начался с события 11 сентября 2001 года потрясшего Америку до основания которая она не испытывала со времен Перл-Харбора (нападения Японии на американский флот) в 1941 г. В стране, мучительно переживавшей трагедию нападения исламского террористического интернационала, возобладали «ястребы», которые увидели в этой трагедии по словам министра обороны Д. Рамсфельда, «новый шанс на преобразование мирового устройства». Для неоконсервативных кругов американской администрации Д. Буша брошенный вызов и сама возможность поквитаться за 11 сентября явилось по сути, чудесной находкой. Поскольку для осуществления американской панидеи установления глобального мира «по американски», явно не хватало собственной энергетики и наступательной силы, но главное необходим был образ врага. И эта роль была отведена исламистско-фундаменталистской идеи построения всемирного халифата в ее радикальной версии– «исламского терроризма».

США, поставили для себя задачу по наведению «порядка» в виде уничтожения террористических гнезд (в Афганистане, Судане и т.д.) смены авторитарных и антиамериканских режимов (Иран, Ирак, Сирия, Ливия и т.д.) и установления там «демократий» под американскую копирку. Причем все эти задачи были объединены в одну глобальную и проходили под лозунгом борьбы с «международным терроризмом». В рамках этой глобальной задачи была поставлена не менее грандиозная задача: демократизации мусульманского «Большого Ближнего Востока», так называемой «дуги нестабильности» протянувшейся от Марокко до границ Китая. Исходя из этой задачи, Америка, таким образом, открывала целую эпоху войн под девизом новых «крестовых походов» самой прогрессивной Цивилизации против всемирного Царства Архаики и Нового Варварства в виде радикального исламизма и фундаментализма. Дух борьбы с «новым варварством» и желание распространения американских демократических ценностей на весь мир у американского правящего неоконсервативного класса было столь сильно, что даже в среде американской элиты, неоконсерваторы во главе с Бушем получили прозвище «революционеров от капитализма».

Европейцы вначале поддержали своего ключевого союзника, оказав США моральную, материальную и военную поддержку в Афганистане осенью-зимой 2001-2002 гг. Но в то же время, ряд ключевых союзников США- Франция и Германия, отказались поддержать иракскую авантюру Вашингтона в 2003 г. и осудили ее. И, несмотря на первоначальные планы американских неоконсерваторов, вслед за Афганистаном и Ираком, новые победоносные войны не последовали. И главной причиной этому явилась то, что США и их западные союзники надолго «увязли» в партизанско-террористической войне, как в Ираке, так и Афганистане. И когда в Америку с пугающей возрастающей динамикой последовали гробы, настроения простых граждан стало меняться по отношению к войнам ведущих правительством, с положительного на резко отрицательное. Американцам всегда было свойственно болезненное отношение к человеческим потерям, это сразу проявилось в многочисленных антивоенных маршах и митингах американских городов. Становилось ясным, что на дальнейшие войны под девизом «установления демократии» в мусульманских странах, ни народ США, ни европейские союзники по НАТО, не готовы.

Силовая операция по смене режима Саддама Хусейна в Ираке весной 2003 года, прошедшая быстро и успешно привела, тем не менее к первому за последние 60 лет расколу в «западном стане». Против изначально нелегимной с точки зрения международного права, военной американо-британской операции под кодовым названием «Шок и трепет», выступила Франция и Германия, являвшиеся союзниками США. Оккупация Ирака, односторонние действия Вашингтона и его жесткая конфронтационная риторика в духе: «Кто не с нами, тот против нас», привели к невиданному всплеску антиамериканизма во всем мире. Россия решительно осудила действия США, на международной арене и к этой позиции впоследствии присоединилось большинство членов международного сообщества. Франция, Германия и Россия создали «политический триумфират», явно направленный против политики Вашингтона. В связи с чем, политологи в открытую заговорили о скором распаде НАТО и появлении новой Антанты, с участием России. Возможный раскол Запада привел бы к скорому крушению западоцентричного мира, перед лицом новых вызовов Западу в виде пассионарного исламского мира, коммунистического Китая и укрепляющей свои международные позиции России. Эту опасность осознали ведущие политики Запада, которые буквально через пару лет преодолели свои разногласия. Причем во многом этому способствовала смена политического руководства в ведущих европейских странах, Германии и Франции. Здесь, критично настроенные к США государственные деятели Г. Шредер (Германия), Ж. Ширак (Франция), сменились на лояльные Вашингтону государственных лидеров, А. Меркель и Н. Саркози. Таким образом единство в рядах Запада было вновь восстановлено, но как говорится «осадок остался».

Восьмилетнее президенство Д.Буша (2000-2008 гг.), высветило немало проблемных вопросов и расхождений между ЕС и США, несмотря на тесные союзнические отношения в рамках НАТО, наличие общих разделяемых ценностей и стратегическое партнерство в экономической и политической сферах. Каковы они? Во-первых, эти вопросы касаются урегулировании кризисов в «горячих» точках. США склонны прибегать к силе, тогда как Западная Европа предпочитает до конца использовать дипломатические средства. Это ярко проявилось во время иракского кризиса 2003 года. Во-вторых, «наступательность» США и «пассивность» Европы. Америку в отличие от Европы отличает дух пассионарности и мессианского стремления распространять (включая и силой) западные ценности и демократию (читай, по американски) по всему свету. В то время как европейцы лишены этого духа и в большей степени склонны к лишь к «морализаторству» тех стран и режимов которые нарушают права человека. В третьих, Европа стремится во всем руководствоваться международным правом, а США зачастую сколонны им пренебрегать, исходя из приоритета национальных интересов (примеры: неподписание США Киотского протокола о загрязнении окружающей среды, Международного уголовного суда и многое другое-В.Б.). В четвертых, интересы европейцев ограничены преимущественно европейским регионом и сопредельными с ними странами, в то время как интересы Америки носят глобальный характер. Поэтому, сегодня между двумя стратегическими союзниками постоянно происходят «пикировки» по вопросу о пребывании войск НАТО в Афганистане. Когда американцы требуют от своих партнеров по НАТО увеличить долю своего военного контингента в Афганистане, то они всякий раз наталкиваются на упорное сопротивление европейцев. Последние не желают не только увеличивать там свои контингенты, но и вообще хотят поскорее вернуть оттуда своих солдат. Европейцы искренне не понимают, за какие там интересы они должны проливать свою кровь за тысячи километров от своего дома, пытаясь «оцивилизовать» мусульманских «дикарей». К тому же европейцев больше всего беспокоит дальнейшая судьба «общеевропейского дома»-Евросоюза, вследствие экономического кризиса в Греции и других странах Европы, чем амбициозная внешняя политика. Однако для Америки, не утратившей своей мессианской миссии в глобальном распространении основ демократии и цивилизованного рынка, такой вопрос вообще не стоит. США давно негласно присвоила себе роль преобразующего Бога в мировой истории, везде и всюду стараясь всячески содействовать прогрессу (так как понимают это американцы) и бороться с варварством во всех его проявлениях.

Но и в Америке, наконец, осознали, что глобальная война с террором, обернулась для США потерей доверия среди европейских союзников, новым ростом исламского экстремизма и терроризма и формированием антизападной фронды из стран Китая, России Ирана, ряда государств Латинской Америки. Стало ясно, что реализовать глобальный проект демократизации «Большого Ближнего Востока» силами самой Америки просто не возможно. Становилось также ясно и то, что без тесного военно-политического союза с Европой, Америке в одной, не удержать свою главенствующую роль в мире. Но для этого следовало бы отказаться от высокомерной по отношению к европейцам и односторонней политики Вашингтона, пытаться в одиночку наводить «порядок» в самых беспокойных регионах планеты и в первую очередь на Ближнем Востоке. Отсюда, по мнению американского политолога Бжезинского, главный вывод для Америки должен быть таков: признать критическую важность взаимовыгодного и постоянно укрепляющегося американо-европейского партнерства. Только в таком взаимовыгодном, хотя и ассиметричном союзе, Америка может сохранять свою сверхдержавность а европейцы будут надежно защищены от всех возможных угроз. В отношении Европы Бжезинский уверен, что европейцам не стоит ссориться с американцами, которые их защищают от потенциальной угрозы со стороны России, исламского мира, или Китая. Другими словами, американцы и европейцы должны крепить дружбу и союзничать друг с другом, причем в этом союзе США как активная и «волевая держава», должна быть ведущей силой, а Европа, ведомой. Именно в этом и заключалась внешнеполитическая стратегия нового президента Барака Обамы. И надо сказать, что в период правления Б. Обамы Америка во многом восстановила пошатнувшийся авторитет в мире, а также, вернула доверие своих европейских союзников.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 496 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...