Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнегреческое государство-общество и античный универсализм



Уже неоднократно приводились высказывания многих мыслителей Запада и России о том, что именно греки явились предтечей рождения западной цивилизации и современного западного общества. Причем каждый из мыслителей традицию Запада выводил из разных социокультурных основ античной культуры. С точки зрения американского философа Карла Поппера современное западное общество есть прямое продолжение древнегреческого общества. С точки зрения Поппера именно греки начали величайшую индивидуалистическую революцию, которая привела от традиционного «коллективистского общества» (Восток) к современному западному «открытому обществу» (Запад).

Греки впервые поставили и разрешили сложнейший вопрос чтобы достичь гармонии в обществе, нужны хорошие законы, где личность и ее права первичны, а коллектив, общество вторичны. Впервые в истории человечества, демократия в греко-латинском мире предусматривала равенство для всех граждан на принципе равных возможностей и в отличие от современной представительной демократии была прямой, то есть по настоящему, была народовластием. В античной Греции были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод, а государство здесь практически не вмешивалось в частную жизнь граждан. Как прекрасно выразил в одной из своих речей Перикл: «…И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-либо отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность…не мешает…занять почетную должность… Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступления с речами «за» и «против»… Считайте за счастье свободу, а за свободу-мужество и смотрите в лицо военным опасностям…».

Как и почему могло такое прийти грекам в голову? Чем был вызван уникальный взлет древнегреческой цивилизации расположенной на небольшой гористой местности, крайне невыгодной к земледелию, а значит в условиях того аграрного общества, обреченной быть аутсайдером цивилизованного мира. Но, тем не менее, греки позже восточных народов и культур «стартовав» в своем развитии, впоследствии обогнали их по развитию науки, технологий, философии, искусству и опередили все остальное человечество на тысячелетия по совершенству государственного устройства. До сих пор идут оживленные дискуссии по поводу причин «древнегреческого чуда» и до сих пор нет ясного объяснения того что именно греки в отличии всего человечества выбились вдруг, из общего строя и зашагали не в ногу со всеми, а пошли своим удивительным путем. Однако благодаря грекам, мы все обязаны достижениями современной демократии и самоценности человеческой личности по сравнению с интересами общества и государства. Трудно даже себе представить, как развивался всемирный исторический процесс, если бы греки не смогли бы создать свою удивительную цивилизацию, произвели столько культурных новаций и не дали свой уникальный Ответ на вызов Истории. Исследователи до сих пор мучаются в догадках, как такое могло произойти, и даже возникновение греческой античной культуры и общества, некоторые из них уподобляют своего рода социально-политической мутации.

По мнению многих историков и философов культуры, древнегреческий полис возник в основном в первом тысячелетии до нашей эры после крушения при неясных обстоятельствах крито-микенской цивилизации (вторая половина 3-го тыс.- конец 2-го тыс. до н.э.) сохранявшей еще родовые черты восточной системы. На смену им пришли племена ионян и дорийцев, которых греки называли своими потомками.

Переселившись на берега Эллады дорийцы, быстро обнаружили, что каменистая почва не пригодна для сельскохозяйственного возделывания и стали развивать ремесло, торговлю и судоходство. Это впоследствии привело к тому, что новоявленные греки сумели колонизовать все побережье Средиземноморья, развивая при этом морскую торговлю и эллинизируя при этом культурное пространство Средиземноморья.

Этот период греческой истории получил название- «темного» гомеровского, так как сведения об этом периоде очень мало и основным источником являются поэмы легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», записанные в VIII в. до н.э. К X в. до н.э., в греческих городах-государствах земельные участки уже прочно закрепились за отдельными семьями на правах частной собственности. Правда, в IX в. в Спарте была осуществлена попытка уравнительного распределения полисной земли между семьями (законодательство Ликурга), однако процесс приватизации общинных земель уже невозможно было остановить. Частная собственность на земле Эллады вступала в свои права.

В Спарте вообще демократии было намного меньше, чем в других греческих государствах. Это и понятно, поскольку здесь царствовал милитаризм. И главным занятием всех спартиатов была военная служба, которая начиналась с раннего детства. Ничем другим они не должны были заниматься, даже в потреблении любых материальных благ они были ограничены. Обслуживали их в качестве хлебопашцев, ремесленников, слуг, бесправные рабы-илоты. Илоты являлись местным населением, которых завоевали спартанцы. Спарта была закрытым государством и постоянно вела захватнические войны, соперничая с Афинами за лидерство на Пелопонесском полуострове.

Зато в Афинах потомки дорийцев создали совершенно новую политическую структуру, античный полис, который превратился нечто вроде гражданского общества. Впервые в мировой истории в этих полисах общества свободных граждан стали главенствовать над избираемой ими и подотчетной им администрацией из числа магистратов. Причем имевшие власть чиновники в них не пользовались никакими материальными преимуществами, кроме почета и престижа. Магистратам, т.е. избранной администрации, даже не платили за их труд. Ничего похожего на редистрибуцию в античной Греции не знали.

В 621 г. до н.э. в Афинах архонт Драконт составил свод законов, юридически оформлявший право частной собственности. Причем всякие посягательства на частную собственность карались с крайней жестокостью, обычно смертной казнью. В 594 г. до н.э. выдающийся афинский архонт Солон провел ряд глубоких экономических реформ, в частности он уничтожил долговую кабалу. С этого момента рабство соплеменников греков было запрещено, рабами могли быть только иностранцы (метеки). Кстати по поводу рабов. Рабы здесь хотя и были абсолютно бесправными, но их эксплуатация не была столь жестокой как в Римской империи. В самих Афинах численность рабов никогда (до римского завоевания) не превышала 35% населения.

Законы Солона укрепили нормы права и демократии в греческих полисах. Власть в полисах, созданная самими гражданами-собственниками, стала выражать их интересы, т.е. интересы равноправных античных протобуржуа (в их число входили и неполноправные иноземцы-метеки, а то и вольноотпущенники, имевшие собственность и занимающиеся предпринимательством). Их имущество и достоинство охранялись государством, а частная инициатива и предприимчивость и даже обогащение поощрялись.

Все это стало важной питательной средой формирующей политической культуры и в целом политического начала, играющего огромную роль в жизни греческих полисов-общин. Для античности политическое- синоним гражданского. Гражданин (политес) демократического города-государства- полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. Отношения греков с государством складываются прямые и непосредственные, основывались на том, что в государственной жизни демократического полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующейся правами гражданства. Каждый гражданин активно участвующий в политической жизни полиса, был одновременно частным собственником- выступал в качестве так называемого хозяина дома, ойкоса-определенного частного хозяйства. Другими словами он одновременно соединял в себе две функции: выступал организатором хозяйства (ойконом), и выступал как гражданин (политес). Причем это было возведено в практику жизни полиса. Считалось что только хороший и рачительный хозяин ойкоса, может быть и хорошим политиком. Управление свои частным хозяйством и участие в общественных делах расценивались как однопорядковые способности и выступали в качестве главной добродетели грека.Таким образом, в Греции впервые в истории частный и вытекающий из него общественный интерес был приравнен к всеобщему государственному интересу. Государство в свою очередь стояло на страже и защищало этот частный интерес своих граждан, поскольку именно частная собственность и вытекающее из нее гражданство являлось тем базисом, на котором было построено античное государство-общество.

В результате, именно в античной Греции, впервые в мировой истории, утвердились и господствовали частнособственнические отношения, а государственная власть оказалась подчиненной обществу, состоящему из полноправных граждан-собственников. При этом, частное товарное производство было основано на эксплуатации частных рабов, ремесла, морской торговли при отсутствии централизованной государственной власти и развитой по тем временам античной демократии, правда, только для свободных граждан. Но уже это было опережением греков всего остального человеческого большинства, на целые тысячелетия!

Полисная демократия, частная собственность сыграли свою историческую роль при столкновении греческих городов-государств с могущественной Персидской державой, которая несла в себе всю мощь и немощь деспотичного Востока в V веке. В 480 г. до н.э. на территорию греческих полисов вторглись полчища персов царя Ксеркса. В знаменитых сражениях: на суше (при Марафоне), на море (Платеях и Саламине) греки наголову разгромили многократно превосходящее по численности войска персов. Победа маленькой Греции (становящегося Запада) над огромной восточной державой, уже тогда предопределило социально-экономические преимущества Запада над Востоком. Именно в это время в VI в. до н. э. греки сформировали ставшую известной антитезу «Мы» (Запад) и «Они» (Восток). Убежденность в своем культурном превосходстве над «восточными варварами», стала для греков еще одним поводом для глобальной экспансии на Востоке.

Немного позднее (334-323 до н.э) Александр Македонский убежденный, что происходит по отцовской линии от Геракла, а по материнской - от Ахилла окончательно разрушил и завоевал небольшими силами гигантскую и некогда могущественную персидскую державу. Что по тем временам, его современниками воспринималось как чудо. В состав его империи входил Египет, Сирия, Палестина, Малая Азия, Месопотамия, Иран, большая часть Средней Азии. Очень тяжелым и победоносным был индийский поход после которого он умер. Новшеством было то что, Александр установил культ царя, выросший на греческой философской мысли и великодержавных традициях Востока. Его идеал единства человечества, отрицавший различие между греками и варварами, Западом и Востоком, на тысячелетие опередило свое время. На несколько веков произошел синтез цивилизационных и культурных начал Запада и Востока, причем при явном доминировании Запада, наступила плодотворная в плане развития науки, искусства и культурных новаций эпоха эллинизма. Происходила интеграция технологических и научных знаний, синтез искусства Запада и Востока того времени. На огромной части Ближнего и Среднего Востока греческая культура сделалась общественным эталоном, а греческий язык- общеобязательным языком в первую очередь для правящей элиты.

Эллинистический мир стал моделью многих будущих культурно-государственных образований в Европе и сегодня в современном Западе. Кто знает, может оттуда из тьмы веков к нам пришло такое современное этнокультурное явление как мультикультурализм. А веротерпимость и толерантность к другим культурам вместе с идеей космополитизма также пришли к нам из далекой эпохи эллинизма.

Когда наступил конец эпохи эллинизма? Точной даты нет. Хотя можно даже назвать дату гибели последних эллинистических государств Востока. Так со смертью последней египетской царицы Клеопатры из рода Птолемеев в 30 г. до н.э., закончилась эпоха эллинистических государств на Востоке, но при этом эллинизм сохранял здесь свое влияние. Скорее всего, эллинизм погубило с одной стороны давление имперских культур Востока, в частности могущественного Парфянского государства, затем Сасанидского Ирана, но главную роль сыграли все- таки римские завоевания. Римляне заменили греков. Но парадоксальным здесь является то, что эллинистическая культура не исчезла совсем с приходом римлян. Наоборот, Римская империя превратилась в носителя и продолжателя теперь уже греко-римских культурных традиций. Однако эта новая культурная трансформация не уберегла эллинизм от окончательного исчезновения, которое наступило за крушением Рима.

3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.

Римская культура была продолжателем и носителем древнегреческой культуры и цивилизации. Сами римляне буквально преклонялись перед греками и во многом им подражали. Поэтому многие исследователи, несмотря на многие различия между двумя культурами и обществами, тем не менее, говорят о единой античной греко-римской цивилизации. Каков же путь Рима к своему величию?

Отечественные историки определили 8 периодов в развитии Рима:

1. 753-509 гг.до н.э.- архаический (царский) период;

2. 509-264 гг. до н.э.-ранняя республика;

3. 264-146 гг. до н.э.-средняя республика (Пунические войны Рима с Карфагеном за гегемонию в Средиземноморье);

4. 146-31 гг.до н.э.- поздняя республика (Римские завоевания Испании, Северной Африке, на Ближнем Востоке);

5. 31 г. до н.э.-68 г. н.э.-ранняя империя (Принципат);

6. 68-235 гг. н.э.-расцвет империи (максимальные завоевания Рима, в том числе и на Востоке);

7. 235-305 гг. н.э. –закат империи (раздел римской империи на западную со столицей Римом и восточную со столицей Константинополем);

8. 305-475 гг. н.э.- крушение западной римской империи и завоевание ее варварами.

Как же возникла эта необъятная империя? По мнению британского исследователя Р.Осборна, римляне были бесконечно поглощены собой и глубоко увлечены вопросами должного и справедливого. Их интересовало, почему им удалось покорить почти весь мир, и хотелось понять, как им управлять. Именно у римлян завоевавших половину цивилизованного мира впервые в истории, присутствовало чувство общности человеческой природы- римским гражданином мог стать любой житель империи и без всех правовых ограничений подниматься по социальной лестнице. Большинство римлян верило, что Римская империя выражает общее человеческое начало и, следовательно, воспринималась как великая сила на стороне добра.

С точки зрения мировой геополитики Римская империя в период своего расцвета представляла собой вторую после державы Александра Македонского модель евразиатской суперимперии, которая объединяла в своем составе Запад (античный мир) и восточные территории в единое цивилизационное пространство. Как и греки, римляне вели постоянную экспансию на Востоке, рассчитывая объединить Запад и Восток в единой континентальной империии. И надо сказать им многое удалось. В рамках римской империи шла ассимиляция и миграция народов, обмен производственным и культурным опытом, рушились этнические и религиозные барьеры. В военно-политическом и экономическом отношении Римская империя в то время была сильнейшим государством из всех существующих в то время государственных образований и фактически на тот момент была центром мира. После греков Александра Македонского, именно римляне несли в себе идею единого глобального мира. Фундаментальным фактором объединения народов гигантской империи, население которой исчислялось 60-70 млн. человек, стал латинский язык. Он не отменял местные языки, но стал, тем не менее, языком межнационального общения для романизированных народов.

«В этом искусство твое –налагать условия мира, милость покорным являть и смирять войной надменных!» Так заповедовал в I в. до н. э. Вергилий в своей поэме «Энеида», определяя геополитическую судьбу Рима. Римляне верили, что конфликты с другими государствами провоцировались извне и что, будучи вынужденными, захватывать чужие земли, они приносят с собой все блага римской цивилизации. Это убеждение было кодифицировано в римских правовых кодексах, тогдашнем варианте международного права, которое запрещало войну как акт агрессии и вводило понятие справедливой войны. Римский историк Тит Ливий старательно подчеркивал, что Рим никогда не отступал от этого закона, дав повод британскому историку Гиббону саркастически заметить, что «обороняя себя, римляне покорили целый мир».

Специфически римским понятием, которое лежало в основе фециального права, было понятие fides, то есть добросовестности в употреблении силы. Постоянное подчеркивание приверженности принципу fides лишний раз убеждало римлян, в собственном превосходстве и избранности. Их вела в завоевательные походы, непоколебимая убежденность в том, что своими победами Рим несет благо для человечества. Римляне свято верили, что они не завоевывают чужие земли, а освобождают от тьмы варварства.

Знакомая картина, не правда ли. Точно так же ведут свои «освободительные» войны сегодня США, взяв на себя высокую миссию, спасти заблудшее человечество от мрака деспотизма, варварства и несправедливости. Именно римляне заложили последующую для европейцев традицию цивилизаторского колониализма отсталых народов, этого «бремени белого человека». Римляне также были первые из народов земли, верившие в универсальность своей культуры, отождествлявшие свои интересы с интересами всех других народов. Поэтому можно считать, что именно римскую традицию универсализма своей культуры перенял современный Запад и продолжает ее в современных условиях.

Именно римляне широко использовали практику культурного «колониализма» для установления более прочной власти над завоеванными народами. Это достигалось в первую очередь через влияние на местную верхушку завоеванных народов, приобщая последних к римским обычаям и нравам и ценностям. Так что римляне кроме вышколенной профессиональной армии, частного права, судопроизводства, превосходной по тому времени системы государственного управления и проч., в наследие Западу оставили отработанный механизм «культурного колониализма» и культурной ассимиляции.

Знаменитый римский сенатор, философ Цицерон, рассматривая римскую державу как пример для всего человеческого общества, писал в этой связи о «Вечном Риме» (Roma Aeterna). Позднее именно эта формула во многом сделала возможным постановку вопроса о «трансляции империи» (или о переходной империи от одного народа к другому) и переносе римской высшей власти сначала в Константинополь, Новый Рим, а затем и в Третий Рим-Москву. Идеологические постулаты «Вечного Рима», хотя и в сильно измененном виде, можно увидеть и в идеологии Священной Римской империи средневековья.

В непрерывной и методичной экспансии длящейся без малого тысячу лет римляне не знали себе равных. Особенно упорной борьбой Рима за господство над Средиземноморьем были Пунические войны с Карфагеном. С середины 60-х гг. III в. до н.э. до середины 40-х годов II в. до н.э. прошли 3 войны с могущественным Карфагеном, в ходе которых к Риму были присоединены Сицилия, Сардиния, Корсика, а также Испания. Все эти войны, даже не смотря на военный гений Ганнибала, были проиграны Карфагеном. Третья Пуническая война (149-146 до н.э.) завершилась, полной победой Рима: Карфаген был разрушен и сожжен, жители обращены в рабство, все подвластные ему территории вошли в состав Римского государства. Затем наступила очередь Македонии, Греции, Малой Азии, Сирии и Египта, которые оказались в составе Рима к концу I века нашей эры. Только начавшиеся гражданские войны в Риме в I веке нашей эры, сопровождавшиеся самой мощным восстанием рабов под предводительством Спартака, на время сдержали непрекращающуюся римскую мировую экспансию. Одержанная победа в гражданской войне Юлия Цезаря над своими соперниками, привела к установлению в 49 г. до н.э. диктатуры Цезаря. Однако скорое его убийство (44 г. до н.э.) вновь привело к вооруженной борьбе за власть между Гаем Октавианом и Марком Антонием. В этой борьбе к 30 г. до н.э. победу одержал Октавиан, объявившей себя пожизненным императором и принцепсом (первым сенатором) Рима и Цезарем (как наследник Юлия Цезаря). Кроме этого Октавиан получил почетное имя Август, которое прежде употреблялось лишь в обращении к богам. С тех пор эти три имени- император Цезарь Август -составляют основу титулатуры правителей Римской империи.

В период ранней империи были завоеваны: большая часть Западной Европы (до Шотландии), Часть Восточной Европы, часть Закавказья, Ближний Восток, Месопотамия, Северная Африка. Но уже в этот период завоевания прекращаются, империя по всему периметру своих гигантских границ, защищает себя частоколом множества крепостей и вооруженных гарнизонов. В результате огромная армия и гигантский бюрократический аппарат тяжким бременем ложится на бюджет и «сжирает» львиную долю его расходов. В период поздней империи (284-476) римская империя под грузом колоссальных проблем, слабеет и полностью теряет свою экспансивность, с трудом сдерживая свои границы от варваров. При императоре Константине (306-337 гг. н.э.) устанавливается абсолютная монархическая власть, а христианство в 313 г. было признано государственной религией. Именно Константин для лучшего управления колоссальной империей, переносит столицы в город Византий в 326 г., получивший новое название-Константинополь. Последним императором единой Римской империи был Феодосий I. После его смерти в 395 г. империю наследовали два его сына, которые в итоге разделили страну на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, которая в дальнейшем стала называться Византией.

Античные частнособственнические отношения, которые Рим перенял у Греции, были развиты в римском государстве, в результате чего были достигнуты впечатляющие успехи в области экономики, политической администрации, культуре. Античный город везде будь то в Греции или в Риме являлся оплотом частнособственнических отношений и рыночного хозяйства. И если частнособственнические рыночные отношения, товарное производство по сравнению с Грецией шагнули далеко вперед, то этого не скажешь по отношению к демократии. Окончание республиканского строя и установление сначала выборной, а затем и наследственной монархии привело к сворачиванию демократических республиканских традиций. Но, тем не менее, даже в имперский период сохранились такой демократический институт как сенат, но главное, Римская империя не превратилась в типичную восточную деспотию, даже во времена тиранического правления Нерона, Калигулы и других авторитарных императоров. Хотя следует признать, что в Риме по сравнению с Грецией возможностей для недемократического и неправового поведения властей по отношению к своим подданным было намного больше. Причин тут было несколько: военно-бюрократическое управление и милитаризм Римской империи, варваризация римской армии (прием огромного числа варваров в важнейший институт страны), наличие многочисленных восточных окраин и сама этатистская доминантаРима. Но тем не менее даже в правление императоров тиранов- Калигулы и Нерона Рим не превратился в восточное деспотическое государство-общество. Почему? Главным препятствием против деспотизма и типичной восточной системы отождествления власти и собственности здесь были частная собственность и строго защищенные законом права и свободы римских граждан, а государственная, общинная (общественная собственность) и частная собственность были строго разделены и также обеспечены соответствующим законодательством.

Историческое наследие Рима в мировой культуре помимо его материально-технических достижений, конечно же, связано с его правовой системой. Римский историк Тит Ливий применительно к Римской республике пишет о «власти законов, превосходящей человеческую». С тех пор римское право на многие века (практически до Наполеона, а в Германии- вплоть до начала XX века) стало своего рода эталоном, образцом для подражания.

Римское право состояло из трех основных частей. Главная его часть- «гражданское право»- представляло собой свод законов и норм, обязательных для римских граждан. Помимо этого, в Риме сформировалось представление о высших и божественных законах природы- «естественной право», значимых для всего мира, моральном императиве, в соответствии с которым должно строиться любое позитивное право. Наконец, между высшим естественным правом и внутригосударственным гражданским правом в Риме сформировался еще один свод правовых представлений- «право народов». Изначально право народов применялось в отношении иноземцев, живущих на территории Рима и привлекаемых к римскому суду, но постепенно оно стало наполняться гораздо более широким содержанием и восприниматься как своего рода межгосударственное право- представлявшее собой совокупность моральных норм, значимых для всех государств и для всех людей независимо от их гражданства. В такое понимание права народов включались, например, базовые моральные принципы ведения войны, обращения с пленными, а также вопросы обязательности заключенных договоров и сделок. Таким образом, римское право народов с его сильно выраженным универсалистским характером можно считать прообразом современного международного права. И конечно же в первую очередь именно римское право явилось первичной всеобщей правовой базой на котором была заложена правовая культура и правоотношения современного Запада.

Как известно классическое античное рабство в Риме и послужило Марксу для определения античного способа производства как рабовладельческого. Именно рабовладение, и производительное применение труда рабов, стало основой римской частнособственнической экономики, уже со II в до н.э. Причем рабовладение в Риме носило более жестокие формы, чем в Греции и тем более в отличие от восточных государств, в частности были запрещены браки между рабами. Как известно, в Риме главными источниками пополнения рабов были завоевательные войны и работорговля (долговое рабство, как и в Греции, было запрещено).

Почему же пал Рим, а вместе с ним западная римская империя (восточная со столицей Константинополь просуществовала до 1453 г)? Споры об этом ведутся веками. Подсчитано что на сегодня, уже названо исследователями более 200 факторов, тут и политические козни, «имперское перенапряжение», нерентабельность рабовладельческого хозяйства, плохое финансовое управление, принятие христианства, падение нравов, гражданские усобицы, перемена климата и т.д.

Разумеется, историки, культурологи, экономисты и т.д. выдвигают каждый свою версию исходя из своих профессиональных знаний своего предмета и это вполне логично. В частности, по мнению экономиста Р.Гусейнова основной причиной падения Римской империи было уход с производственной деятельности свободных граждан в непроизводственные финансовые спекуляции. В результате массовый паразитизм римлян, помноженный на отмену налогов с свободных граждан разъедал римскую экономику и привел ее в результате к гибели. Историк и социолог Б. Кагарлицкий главной причиной упадка считает распад хозяйственных связей между провинциями бывшей империи, последовавший за разрушением ее политического единства. Конечно, эти перечисленные факторы выглядят вполне убедительными но, безусловно, другое, анализируя сложные исторические явления каким и является изучаемый объект (римское государство-общество), мы вернее достигнем истины, если мы будем применять междисциплинарные подход и многофакторный анализ, добиваясь целостного взгляда на предмет и помня восточную мудрость что «все во всем».

Вопросы для самопроверки и самоконтроля:

1.Назовите основные черты античной культуры.

2.Покажите, что было общего и особенного в развитии греческой и римской культур.

3.Что представляет собой античный полис как общественная форма развития?

4.Каковы особенности восприятия человека в античном обществе?

5.Как вы понимаете античный способ производства?

6.В чем проявился римский культурный империализм?

7.Каковы на ваш взгляд факторы и причины, способствовавшие крушению римской империи?

Основная литература:

1.История и культурология. Изд.3-е, перераб. И доп.: Учеб. пособие./ Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой, М.: Логос, 2004.

2.История мировой культуры (мировых цивилизаций). 2-е доп. И перер. Изд.- Ростов н/Д: «Феникс»,2002.

3.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4.Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Серия «Учебник-учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

Дополнительная литература

1.Осборн, Р. Цивилизация. Новая история западного мира/ Роджер Осборн; пер. с англ. М. Колопотина.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

2.Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур).-М.: Наука. Главная редакция восточной литературы.1992.

3.Фернандес-Арместо, Ф. Цивилизации/ Фелипе Фернандес- Арместо; пер, с англ, Д.Арсеньева, О.Колесникова.-М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.

4.Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Политиздат, 1977,





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 930 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...