Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 7. Коды экранной культуры



Причиной и средствами перестройки культурного кода, как и в ранее рассмотренных случаях, являются "технологии" самой знаковой деятельности. Появление ритуалов — практической стороны мифа, затем письменности, затем книгопечатания, а теперь компьютера, по-разному организовывало культурную память, что влияло на самоорганизацию культуры в целом. Еще на заре кинематографа eгo влияние на культуру самыми прозорливыми аналитиками оценивалось одновременно и как "ликвидация ценности традиций", и как "обновление человечества". С одной стороны кино, в гораздо большей степени, чем, скажем, бульварная литература способствовало появлению того, что называют "культурой масс". Кино, вместе с тем, особенно документальное, стало способным, как никакой другой вид культурной памяти, запечатлеть "факт", дать не искаженное, зрительно достоверное представление о нем. С появлением телевидения и возможностью получать экранную информацию в собственном доме, уверенность в ближайших изменениях в культурном коде возросла. И все же и TV, кино, как и книга, передает информацию "в одну сторону": от ее источника к субъекту культуры, от целого культуры к её индивидуальному носителю. Несколько иную возможность дает использование видео-кассет, повышающее уровень технического манипулирования: можно остановить показ в любом месте, повторить его, начать с середины и т. п. в зависимости от целей потребителей данной информации.

В появившемся компьютере мы видим итог эволюции книги и, добавим, того культурного кода, который держится на линейном способе письма. Экран компьютера, его дисплей интерпретируется как "компьютерная страница", где и происходит трансформация книжной культуры. Однако этот процесс свидетельствует не только о появлении новой техники для фиксации культурной памяти. Компьютерная страница, как пишут исследователи, всё более выступает как основа становления зрелой формы экранной культуры - новой историко-культурной целостности.

Смысл этого процесса, на наш взгляд, состоит в том, что культурный код больше не нуждается в некоем культурном образце, как это было в прошлых культурных типах. Экранная культура достигает высочайшей степени овладения природным и социальным миром, поэтому задавать образец как различным формам деятельности, так и процессу осмысления жизни, формам и правилам поведения становится излишним. Экранная культура нуждается в другом: в естественном доверии к профессионализму, нравственности, эмоциональному богатству и способности к творчеству, короче, к богатству личной гуманитарной культуры ("гуманитарной" здесь употребляется в прямом смысле - "человеческой") ее субъектов. Культурный код, в таком случае, можно предположить, найдет "живой" способ функционирования благодаря возможностям "компьютерной страницы" осуществлять диалоговый-полилоговый режим "чтения", определяемый личными интересами, потребностями и творчеством человека. "Мягкий текст" компьютера формирует мягкие, взаимодополняющие связи между параметрами основного культурного кода, осуществляя их возможно полное единство.

Предметност ь, которая в прошлых культурных типах была направлена на освоение природы, практически полностью замыкается на "вторичную" предметность - компьютеры, информационные системы связи, информационные банки и т. п. Знаковость также существенно расширяет область своего действия: слово, модель, символ на экране реализуются по-новому, давая простор творческой деятельности в поисках знака-изображения. История изобразительного искусства, пиктография, успехи мультипликации (анимационного кино), дизайн - графика - вот поле такого рода творчества, направленного на поиск нового типа знака - "самоизображающего".

Наконец, идеальность, формируемая экранной культурой, также существенно обновляется. Для нового мышления характерно «сращение» логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование "интеллектуальной образности" и "чувственного моделирования". Иными словами, традиционное деление на "физиков" и "лириков", на департаменты естественных и гуманитарных наук, художественную литературу, искусство, наличие прочих духовных перегородок, столь привычных в нашей культуре, для экранной культуры будет невозможным. Кроме всего прочего, эта идеальность преодолевает и привязанность к определенным пространственно-временным параметрам, делая для "читателя" - практика доступным прошлое и будущее, в ero реконструкциях, проектной или прогностической деятельности, равно как и в исследовании настоящего.

Вместе с тем не нужно думать, что экранная культура лишена каких-либо социальных, культурных и человеческих проблем и противоречий. Экранная культура приводит к невиданному ранее расширению информационного пространства, доводя его поистине до планетарных пределов, к диалогу, взаимопроникновению и взаимовлиянию различных культур, к возникновению новых сфер самореализации личности, новых видов искусства и новых технологий творчества; к поточно-конвейерному тиражированию произведений культуры и появлению на этой основе феномена массовой культуры.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1003 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...