Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Информационно- семиотическая концепция культуры



Формирование культурологии как самостоятельной научной дисциплины в ХХ веке было в значительной степени следствием стремления преодолеть пестроту и разнообразие представлений о культуре и построить ее общую теорию.

Разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ веке идет в различных направлениях: адаптационизм, который рассматривает культуру как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. В русле этого направления развивается функциональная концепция культуры, ведущая начало от Б. Малиновского, который рассматривал культуру как порождённую обществом систему способов удовлетворения потребностей. К этому направлению относится и марксистская теория культуры как исторически развивающейся совокупности внебиологически выработанных способов, средств и механизмов деятельности общества (Э. Маркарян); идеационизм, который понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека.

Позиции адаптационизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются на базе информационно-семиотической теории культуры, в основе которого лежат культурологические идеи, выдвинутые в работах Э.Кассирера, Ю.М. Лотмана, Х. Гадамера, В.С. Степина, Д.И. Дубровского и др. исследователей.

Исходным пунктом этого подхода к культуре является адаптационистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Деятельность - это способ существования человека и ее отличительными особенностями от поведения животных являются, во-первых, сознательная постановка цели и, во-вторых, создание исовершенствование средств деятельности. В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей - в средства. Благодаря взаимному "оборачиванию" средств и целей в развитии культуры непрерывно идет дифференциация деятельности, возникают новые её виды. И это развитие не может остановиться, потому что его движущие силы лежат в самой природе человеческой деятельности.

Постоянное формирование все новых и новых целей и средств деятельности ведет к тому, что люди постепенно все больше погружаются в искусственно создаваемый ими мир, состоящий из её результатов и продуктов. В этом отношении "культура» противостоит "натуре", т.е. природе в её первозданном, не тронутом людьми виде. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами.

Следовательно, первая важнейшая характеристика культуры - культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов.

Артефакты в отличие от явлений природы обладают двойственной определенностью: кроме объективной имеют еще и субъективную, т.е. в них воплощено то, что называют "смыслом", "значением". Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек "опредмечивает" в них свои представления, цели, желания и т.д. Культура - это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, всё более общих и абстрактных смыслов. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей - в религии, искусстве, науке, философии и других сферах культуры.

Смыслы образуются в голове человека и существуют в виде знаний, ценностей и регулятивов.Знание (когнитивный смысл) - это информация о свойствах объекта. Знание занимает огромное место в содержании культуры. Но далеко не все накопленные в культуре знания являются истинными. Есть и такие знания, которые в одних культурах признаются истинными, а в другой культуре они оцениваются как ложные.

Ценность ( ценностный смысл) - это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и, соответственно, человека к объекту). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности.

В научной литературе ценности разделяют обычно на материальные и духовные. К первым относят "материальные блага" (жилище, одежда, питание и т.п.), а ко вторым - "духовные блага": философские, научные, художественные, религиозные идеи, а так же известные триады: "истина, добро, красота" и "вера, надежда, любовь". Следует, однако, иметь в виду, что все ценности имеют духовную природу, поскольку представляют собой род смыслов; "материальными" и "духовными" называются здесь в действительности не сами ценности, а объекты ("блага"), которые служат их носителями.

Большую роль в формировании ценностных представлений, т.е. представлений о том, какими объекты должны быть, чтобы удовлетворять человеческие потребности, играет воображение. С его помощью люди создают идеалы - мысленные образцы объектов, которые максимально полным и совершенным образом отвечали бы их потребностям.

Но, однако, культура не сводится лишь к системе ценностей и идеалов. Во всякой культуре есть не только ценности и идеалы, но также и антиценности и антиидеалы (т.е. то, что противостоит ценностям и идеалам, является их отрицанием). Вот почему аксиологический (ценностный) взгляд на культуру оказывается слишком узким и не охватывающим всего её содержания.

Регулятив (регулятивный смысл) - это правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение, решают, указывают, какие пути и средства достижения допустимы, а какие нет. Программирование человеческого поведения культурой не лишает личность свободы выбора действий. Развитая культура несёт в себе необъятное множество самых разнообразных программ и предлагает каждому огромный выбор возможностей. Она открыта и для творческого созидания новых программ. Вопрос, однако, в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию и насколько он оказывается в состоянии твердо и последовательно осуществлять то, к чему толкает его свободный выбор.

Культура как мир знаков. Выступая в качестве носителей смысла, "обработанные" (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Таким образом, явления культуры - это знаки и совокупности знаков ("тексты"), в которых "зашифрована" социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Это третья важнейшая характеристика культуры.

Если рассмотрение культуры как мира человеческой деятельности раскрывает главным образом её материальные проявления, а как мира смыслов - её духовное содержание, то культура как мир знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного. Знаки выступают как своего рода "материальная оболочка" человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они воспринимались и передавались другими людьми, они должны быть закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака (информации и кода, в котором она фиксируется и транслируется) определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.

Культура как информационный процесс. Культурапредставляет собойособый тип информационного процесса, которого не знает природа. У животных информация кодируется хромосомными структурами клеток и нейродинамическими системами мозга. Таким образом, носителем её является само тело животного. Передача поколения от одного поколения к другому происходит генетическим путём, а также в какой-то мере через непосредственное наблюдение за поведением родителей и подражание им (у высших животных). При этом опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется её потомками. Каждое новое поколение начинает накапливать опыт "с нуля". Поэтому объём информации, имеющейся в распоряжении рода, от поколения к поколению не увеличивается.

С возникновением культуры у людей появляется особая отсутствующая у животных, " надбиологическая" форма хранения и передачи информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к телу человека структурами - знаковыми структурами. Выражая мысли и представления людей, они как бы приобретают самостоятельное, внеличностное существование, становятся социальной информацией. В отличие от биологической формы хранения информации, она не исчезает со смертью добывшего её индивида. Культура образует специфически человеческий, внегенетический "механизм" её наследования - социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

По выражению Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского, "культура есть устройство, вырабатывающее информацию"[1]. Вместе с тем она есть также и устройство, запоминающее эту информацию. Можно провести аналогию: культура в человеческом обществе - это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Последнее, как известно, включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные компоненты характеризуют и культуру. Она даёт обществу языки - знаковые системы. Её необходимым компонентом является социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений предков. Таким образом, культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества. Правда, тут есть и одно принципиальное различие: в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество само создаёт своё информационное обеспечение. Итак, с информационно-семиотической точки зрения можно дать следующее определение культуры:





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1359 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...