Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античность.......................................................................... 34 4 страница



Человеческая личность в эпоху Возрождения выдвигается на первый план. В соответствии с этим изменяются критерии оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Новое мировоззрение несут обществу поэты, философы, художники, т.е. представители тех отраслей знаний, которые имели своим объектом человека и все человеческое. Ими формируется принцип гуманизмавосприятие человека целью и смыслом бытия, – ставший главной идеей эпохи. Созданная гуманистами ренессансная концепция человека поражает своей грандиозностью. В ней человек становится центром жизни, воплощением ее лучших творческих начал, земным божеством, равным в творчестве своем Богу. Все искусства стремились к тому, чтобы найти художественные формы, способные выразить все богатство человеческой натуры и величие человеческого духа. Это время утверждает право человека на счастье в его земном бытии. В понимании гуманистов оно состояло в том, чтобы развить в себе все возможности, данные природой.

Аскетизм церковной морали серьезно расходился с реальной жизненной практикой таких социальных слоев, как купечество и городская знать. Человек, сотворенный по образу и подобию Творца, осознается как творец земной жизни, снимающий с Бога ответственность за себя и свой мир. Все отчетливее начинают проступать черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Постепенно складывается мораль, оправдывающая «честное обогащение» и радости мирской жизни. Растут светские настроения и интерес к земным деяниям человека.

Все это приводит к секуляризации культуры, т.е. отделению всех областей культуры от религии, её освобождению от религиозной зависимости. В период Возрождения автономными и самостоятельными становятся наука, искусство, государственная, экономическая, общественная жизнь. Культура становится светской по своей направленности. Задачей деятелей этой новой рождающейся культуры становится восстановление связи с высокоразвитой культурой Античности. Однако творцы эпохи Возрождения стремились не только подражать своим предшественникам, но и старались превзойти их в своем творчестве. При этом тексты античных произведений, в которых усматривался родственный Возрождению гуманистический, а не аскетический дух, уточнялись, освобождались от средневековых наслоений и ошибок и переосмысливались.

Эпоха Возрождения с ее философией гуманизма, переосмыслением концепции Бога, который из сверхъестественной силы становится силой природной, с ее возвеличиванием человеческих способностей рождает множество титанических личностей: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Кардано, Коперник, Бруно, Эразм Роттердамский, Рабле, Шекспир и др. Гуманисты Возрождения преодолели средневековые христианские догматы о разделении природы человека на греховную телесную и возвышенную духовную. Признав ценность земной жизни человека, гуманисты утвердили человеческую индивидуальность. А это означало доверие к мысли, обуздание страстей и красоту чувств. Внутренний мир человека оформился в яркую, контрастную, предельную во всех проявлениях личность. Происходит утверждение отдельного, самостоятельного, автономного человеческого «Я». С этих пор человечество вступает в период познания личности, ее побед и поражений.

►►►►►

► Гуманизм – утверждение человека в качестве смысла и основания бытия.   ► Личность – уникальное Я, человек, способный преображать мир и самое себя.   ► Творчество – создание нового.   ► Самопознание – познание, изучение самого себя, своего внутреннего мира, личностной и индивидуальной природы. ► Секуляризация – освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозного мировоззрения. ► Титанизм – явление эпохи Возрождения, породившей большое число деятелей культуры, обладавших огромными творческими возможностями, создавших шедевры, великие творения культуры. Первоначальный смысл термина – мифологические титаны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫРевякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. – Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-та, 2000. ▲ Гринблатт С. Формирование «Я» в эпоху Ренессанса: от Мора до Шекспира // Новое литературное обозрение. – 1999(№ 1). – № 35. ▲ История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Высш. школа, 1999. ▲ Интернет-ресурсы: Возрождение – Википедия; сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Возрождение. ▲ Человек эпохи Возрождения // Человек без границ. – 2008. – № 12. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: ◙ Опишите процесс секуляризации культуры в период Возрождения. ◙ Каким видится человек эпохи Возрождения? ◙ На чем основывают нормы нравственного и прекрасного творцы эпохи Возрождения?

Новое время
(XVII–XIX вв.) ____________________________________________

Категории: классицизм, наука, Просвещение, рационализм, этика, эстетика.

◘ Природа – это объект изучения, анализа, в основе ее бытия заключены все естественные законы мироздания.

◘ Общество – это средоточие социальных, экономических и психических связей.

◘ Человек – это носитель разума, рационализирующий взаимоотношения с миром и самим собой.

Эпоха Возрождения послужила началом бурного развития Западной Европы. В этот период стали широко употреблять сам термин «Европа». Долгое время религиозное сознание определяло «христианский мир» ее географическими рамками. Поэтому Европа занимает исключительное место в западном сознании, а культуру, рожденную на старом континенте, называют «европейской» и «западной».

Вдохновленная идеями Возрождения Европа, обратясь к нормам и образцам античного искусства, начинает воспринимать их как эстетические эталоны. В европейской художественной культуре формируется стиль классицизма, который в XVII в. был тесно связан с дворянской культурой французского государства. В этот период формируются нормативная эстетика, требовавшая от искусства соблюдения определенных законов и правил. Логика, гармония, уравновешенность характеризуют и художественные образы классицизма, его архитектуру и живопись (Н. Пуссен, К. Лоррен). В литературе и драматургии (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Б. Мольер) господствовало правило трех единств: времени, места и действия. Жанры делились на «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, басня, сатира). Принципы стиля утверждаются во всех видах искусства.

Со второй половины XVIII в. история Европы полна революционными настроениями, и в произведениях искусства начинают звучать идеи свободы, утверждаются права личности. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, а тесно соприкасается с другими стилями – барокко, рококо, сентиментализмом, с народной культурой. В этот период в европейской культуре звучат имена Ф. Шиллера, И. Гете, В. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Ван Бетховена и многих других.

К XVIII веку принимает определенные очертания новая картина мира: если прежде мир представлялся ограниченной величиной, то теперь он начинает расширяться, и решающая роль в возникновении новой картины мира принадлежит науке, которая подразделяется на теоретическую и экспериментальную, прикладную. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходит за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становится предметом обсуждения публицистов, литераторов, популярно излагающих достижения науки и философии. На знамени просветителей написаны два главных лозунга: наука и прогресс. Бог у них – разумная первопричина мира, а «естественная религия» – регулятор исторического процесса. Главное же действующее лицо и в научных, и в литературных исследованиях просветителей – Человек. В период Просвещения складывается классическая модель европейской культур ы, включающая в себя гуманизм, рационализм и историзм.

Происходят изменения и в хозяйственной жизни Европы, начинающей накапливать капитал и рождать новые формы собственности. Подготавливается и впоследствии осуществляется промышленная революция, изменившая всю систему труда. Из общего нравственно-религиозного порядка выделяется политическая деятельность, становящаяся самодостаточной (т.е. заключающей свои нормы лишь в себе). В этот период начинает формироваться сложная социальная структура общества. Появляется интеллигенция.

Все это с неизбежностью повлекло за собой правовые проблемы. Буржуазные революции этого периода стали крупным шагом к гражданскому обществу. Происходит осмысление роли государства, его функций. Развивается культура соблюдения договоров, соглашений, обоюдных обязательств. Осмысливается идея неотчуждаемых прав – свобод, от рождения дарованных каждому человеку (принципы естественного права). Складывается характерное для Нового времени сознание личности. Индивид становится сам себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа.

Если в Средние века человек прежде всего оставался божьим творением, призванным исполнять высшую волю, то в Новое время ощущение собственного «Я» – незаурядного, гениального – становится критерием ценности жизни. Меняется не только отношение человека к себе, меняется его отношение к природе. Она становится мерилом всех проявлений человеческого бытия. Между природой, с одной стороны, и личностью – с другой возникает мир человеческого действия и творчества. Он покоится на двух полюсах, но может выступать и самостоятельно – в третьем важном понятии Нового времени – в понятии «культура».

В Новое время мир перестает быть «творением» и становится «природой». Человеческое дело перестает быть служением и становится «творчеством». Человек, прежде раб и слуга, становится «создателем». Так одновременно с формированием науки Нового времени возникает культура Нового времени – самостоятельное человеческое созидание, противостоящее Богу и Его Откровению. Благодаря этой культуре человек обретает новый смысл своего бытия. И на вопрос: «Каким образом существует сущее?» – сознание Нового времени находит ответ: как природа, как личность-субъект и как культура.

Мироощущение Нового времени определяют наука и научная рациональность. Р. Декарт создает свою рационалистическую теорию, признавая критерием истины разум. Ф. Бэкон заявляет, что объектом познания является природа, целью познания – господство человека над природой, а критерием истины – разум. Религия перестает быть универсальной организующей формой социального космоса. С одной стороны, она превращается в идеологию, с другой – в неотчуждаемую личную веру. Идеи веротерпимости постепенно начинают доминировать в мировоззрении. Для Европы становится характерным компромисс во всех сферах деятельности.

Кант, Бэкон, Гоббс, Декарт, Локк, Руссо, Вольтер, Дидро, Лессинг, Гердер, Шиллер, подвергая суду разума и здравого смысла всю человеческую историю и, в частности, историю христианства и христианской церкви, рождают нового героя – «гражданина мира», носителя «чистого разума». Ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку, он находит «хороших людей» в любом народе, в любом сословии и вероисповедании.

Европейская наука стала ключевой частью современной культуры. На ней основаны методология мышления, система образования, взгляды на мир, на человека, на общество. На ней основана технология и определяемый ею стиль жизни, которые предлагаются всему миру как образец. Однако развитие науки и техники постепенно превратилось в самоцель. И теперь уже стало ясно, что социальный прогресс становится бессмысленным, если человек в этом процессе не выступает активным субъектом деятельности. Но осознание этого – уже задача Новейшего времени.

►►►►►

► Наука – система знаний объективных и систематизированных о закономерностях развития приро-ды, общества и мышления. ► Просвещение – период (XVIII в.) в истории европейской культуры, характеризующийся распространением идей добра, справедливости, научных знаний, нравственного воспитания и стремлением на их основе устранить недостатки существующего общества. ► Рационализм – рассудочное, без эмоций отношение к жизни; процесс организации и регулирования деятельности с помощью разума, научно и эмпирически обоснованных принципов, правил, процедур, технологий. Философский рациононализм XVII века – Декарт, Ньютон, Спиноза и др.   ► Этика – философская наука о морали и нравственности, развитии, принципах, нормах и роли в обществе. «Этика» Спинозы – логическое доказательство существования Бога.   ► Эстетика – философская наука о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЧесноков Г.Д. Судьба рационализма в истории философии и науки Нового времени // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 6. ▲ Рене Декарт. Рассуждение о методе… (любое издание). ▲ Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах (любое издание). ▲ Фукс Эдуард. Цвет блохи в родильной горячке // Чудеса и приключения. – 2009. – № 2. ▲ Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества (любое издание). ▲ Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. – М.: Просвещение, 1992. ▲ Человек эпохи Просвещения / РАН, Ин-т Всеобщей истории. – М.: Наука, 1999. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: ◙ Чем обусловлено бурное развитие Западной Европы в Новое время? ◙ Под влиянием чего в европейском сознании возникает новая картина мира? ◙ Какую составляющую субъективного ми-ра (вслед за внутренним голосом, душой, эго) осмысливает сознание Нового времени?

Новейшее время
(ХХ в.)__________________________________________________

Категории: демократия, идеология, массовая культура, модернизация, мудрость, субкультура, тоталитаризм, элитарная культура.

◘ Природа – это источник всех благ. Неограниченное использование природных ресурсов. Возникновение экологических проблем. Рождение идей ноосферы.

◘ Формирование массовой культуры и двух типов общественного взаимодействия: тоталитарного, где человек подчинен государственной машине и выполняет роль «винтика», и демократического, в котором взаимоотношения с обществом характеризуются ценностью жизни и правами человека.

◘ Отчуждение человека от самого себя. В последней трети века – осознание глубин микрокосмоса и духовного единства человека с миром.

Новейшее время продолжает углублять и развивать идеи Нового времени и опирается на мощнейшие изменения, происходящие в культуре благодаря науке, технике, прогрессу. Западная культура в ХХ веке мобильна и динамична. Ее главный герой – человек, занимающийся бизнесом и умеющий делать деньги. Он практичен, отягощен индивидуализмом, стремится к комфорту, успеху и обогащению. Главное предназначение человека в этот период – его преобразующая деятельность.

Практически все исследователи культуры ХХ в. едины в том, что она страдала серьезными недугами и ей были присущи кризисные состояния. Самая первая проблема Новейшего времени – это тоталитарные государственные режимы, которые ради цели своих создателей нарушают нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный (тотальный) контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека. Однако опыт тоталитаризма показал не только его несостоятельность, но и выработал в западноевропейской культуре устойчивое неприятие насилия и репрессий. Результатом стало развитие демократии, признание прав человека определяющими в жизни общества.

Другая проблема культуры ХХ века – так называемая научная культура. Научно-технические достижения позволили жителю ХХ века ощутить свое господство над природой, но при этом лишили его радости гармоничного сосуществования с ней. Европейское общество постепенно благодаря научно-технической революции все более приобретало черты индустриального (промышленного) общества. Однако вместе с развитием научно-технического прогресса из поля зрения европейской цивилизации в ХХ веке выпадает ее социальная и гуманистическая составляющие: наука, сближаясь с техникой, в своем развитии все больше отдаляется от Человека. Вопросы о смысле и бессмысленности человеческого существования, являющиеся для людей первостепенными, исключаются из числа значимых. Поэтому постепенно развитие науки и техники превращается в самоцель, а их авторитет начинает заменять моральные нормы и табу.

ХХ век рождает культуру индустриального общества, техногенную культуру. Она динамична, агрессивна, видит необходимость преобразования и подчинения человеком природы. Она ориентирована на удовлетворение материальных потребностей, стандартизацию и единообразие культуры и человека, рационализм во всем. Развиваясь, она порождает огромный объем информации, к которому человек и природа не успевают адаптироваться. Возникает технократическое сознание, и в противовес личности появляется «человек массы», создаваемый средствами массовой коммуникации. С самого начала множество способных к развитию отдельных существ оказываются подчинены нормирующему закону, образцом для которого служит функционирование машины. С развитием массового общества человек становится объектом, а это постепенно приводит к замене личностной культуры культурой массовой. В массовом обществе происходит разделение на избранное меньшинство и массы.

«Человек массы» чувствует, что он точь-в-точь, как все остальные. Остальные же – это множество людей без особых достоинств; средние, заурядные, которым не дано проектировать и планировать, они всегда плывут по течению, они ничего не могут создать, как бы велики ни были их возможности и их власть. Человек массы становится потребителем информации, распространяемой при помощи средств массовой коммуникации. И эта с тандартная информация передается всем одинаковым способом и воспринимается анонимными индивидами единообразно. Такая масса не имеет ни социальной организации, ни обычаев и традиций, ни устоявшихся правил и ритуалов, ни собственного мнения, ни установленного руководства. Стереотипное мышление, утрата самостоятельности, приспособленчество, безответственность, потеря индивидуальности – вот основные характеристики человека массы.

Массовая культура порождает товар, вещи, создатели которых заботятся лишь о том, чтобы потребители скорее их приобрели. Потому решающую оценку массовой культуре дает рыночное умонастроение. В массовую культуру включается комплекс духовных ценностей, которые соответствуют вкусам и уровню развития массовых потребителей. «Человек делается орудием производства продуктов… Вещь ставится выше человека, – писал Н. Бердяев, – …гибнет внутренний человек, подменяется внешним, автоматическим человеком». Складывается ситуация отчуждения человека от самого себя, когда различные формы деятельности человека превращаются в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему.

В противовес массовой – «коммерческой», «дешевой», «низкой» в европейской культуре ХХ века формируется культура элитарная, «высокая», «чистая», «интеллектуальная». Эта культура, по словам Х. Ортеги-и-Гассета, не должна иметь ничего общего с доступными всем и каждому «человеческими реальностями». Для обретения чисто эстетического предмета изображения искусство должно «отталкиваться» от внешнего мира, более того – разрушать, «дегуманизировать» его. Это становится программой «нового искусства», которая заключается в принципиальном отрицании искусства как отражения жизни и резком противопоставлении искусства и «человека массы».

События, происходящие в ХХ в., привели к формированию «культурного нигилизма», когда под сомнением оказались основополагающие гуманистические ценности европейской культуры Нового времени. В связи с этим возникают толкования культуры, рассматривающие ее как ложный опыт, подавляющий и закрепощающий человека. Еще Ницше, например, противопоставлял гуманистическим ценностям идеи «сверхчеловека», «волю к власти», мораль, гласящую: «падающего – толкни». А З. Фрейд говорил, что культура создается принуждением и подавлением «первичных порывов». Он скептически оценивал природу человека и возможности ее возвышения через культуру.

Активизация «культурного нигилизма» произошла в 50–60-е годы в молодежных движениях. От идеи репрессивного, подавляющего воздействия культуры на человека отталкивался ученик З. Фрейда Г. Маркузе (1898–1979), оказавший огромное влияние на молодежные движения середины ХХ в. Если высокая культура прошлого, считал Маркузе, содержала истинные духовные ценности, то в современном обществе массовая, телевизионная культура насаждает стандартизированное сознание. Человек превращается в одномерного человека, загубленного телевидением, рекламой и комиксами.

К середине же ХХ века человечество своей деятельностью создало угрозу тотального самоуничтожения и жизни на планете в результате ядерной и экологической катастрофы. Глобальные проблемы образовали некую целостную систему, получившую название глобалистики, осью и стержнем которой является проблема человека и его будущего. Это проблемы экологии и выживания, сохранения личности, мутаций, угрозы новой мировой войны, экономического и демографического неравновесия, СПИДа, алкоголизма и наркомании, терроризма и т.д.

Прогнозы будущего сделали ученые Римского клуба, первые доклады которых произвели на западный мир «шоковое» впечатление. Футурологические концепции строили не только ученые-теоретики, но и литераторы, религиозные деятели, церковь. Общим во всех этих концепциях было одно: призыв к отказу от технократической модели общественного развития и обращенность к человеку. Человеку в ХХ веке необходимо увидеть и осознать себя частью огромного общепланетарного организма, в котором деятельность каждого отражается на положении и деятельности других, а значит, и на всем организме в целом. Возрастает признание общественной значимости личности, одним из наиболее престижных становится не только экономический или интеллектуальный, но и социальный капитал.

Возможность возникновения вслед за индустриальным постиндустриального общества предсказывали ученые-футурологи. Это и происходит в последней четверти ХХ века. Одним из факторов появления такого общества считается техника нового поколения, прежде всего информационная. Вторым – выделение информационного общества как особой стадии в его историческом и социально-экономическом развитии. Американский социолог Э. Тоффлер считает, что современные быстрые и массовые изменения, названные им «третьей волной», создают совершенно новую цивилизацию, основывающуюся на высокой технологии и информации. (Первая волна изменений связана с аграрной культурой, вторая – с индустриальной, третья – с информационной.)

Производство и использование научно-технической и других видов информации становится главным фактором общественного развития. Информационное общество характеризует быстрая скорость происходящих в обществе изменений и высокий уровень инноваций, а также дестандартизация всех сторон экономической и социальной жизни. Возникает потребность в формировании информационных потребностей и информационной культуры общества и т.д. Это влечет за собой изменение всей ноосферы, т.е. происходят существенные сдвиги в духовной жизни общества, мышлении, образе жизни. Вслед за этим изменяются представления человека о мире, его мировоззрении, взглядах на природу, общество, самого себя и свое мышление. Изменяется и сложившаяся картина мира. Следует ожидать, говорят исследователи, и изменения типа мыслительной деятельности, которая будет связана с развитием визуального мышления как особого вида синтетического мышления. В историю планетарной человеческой культуры в конце ХХ века постепенно возвращаются идеи примата духовности. Современная эпоха предъявляет высокие требования к духовному миру человека, оказавшемуся в узле противоречий развитой техногенной цивилизации. Потому революции, свойственные ХХ веку, – энергетические, технологические, социальные – дополнились революциями в сознании – революциями духовными.

Преодоление нынешнего кризисного состояния человеческой цивилизации, по убеждению современных философов и культурологов, лежит на путях формирования «открытого общества», создания нового «человеческого качества» (А. Печчеи), коренной ломки «локальных сознаний», устранения мифов закрытого тоталитарного сознания. Всякая культура, считал французский философ Э. Мунье (1905–1950), которая направляет свой порыв на цель, стоящую ниже духовной реальности (которую немецкий философ И. Кант называл действительностью возвышенной), остается незрелой. Культура может быть только личностной и метафизической, и тогда благодаря этим качествам она становится универсальной и избегает тоталитаризма.

Изменения, происходящие в сознании человека ХХ века, позволили ему вписаться в миры, доселе ему не знакомые: идут сложные процессы соревновательности культур при противостоянии этнонациональных субъектосознаний, возрастает интерес к экстрасенсорным свойствам мозга и др. Среди множества возможных вариантов развития складывается образ гармонического построения мира (система «человек – природа – общество») на основаниях истины, добра, красоты – родовой идеи всего человечества. Этот образ оформляется в идее ноосферы, рожденной ХХ веком. Она разворачивается прежде всего в творчестве П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского, В.В. Кандинского, Н.К. Рериха, Д.Л. Андреева, Л.Н. Гумилева и других. Будущее человечества воспринимается ими как умение сохранить человечность.

►►►►►

► Демократия– форма общественной власти, основанная на признании народа в качестве источника власти, утверждающая ценность личности, нравственную готовность к компромиссам из чувства уважения других людей, мнения большинства, законов.   ► Тоталитаризм– открытая диктатура, подавление инакомыслия; полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества.   ► Массовая культура– совокупность «поточно-конвейерных» явлений культуры в ХХ веке, рассчитанных на массовое потребление.     ► Субкультура– совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой.   ► Модернизация– социальный прогресс, ориентированный на постоянное обновление на основе разума, либеральных ценностей, готовности отказаться от любых привычных доктрин, теорий и традиций, если они перестают быть полезными для развития культуры и общества в целом.   ► Мудрость– глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.   ► Идеология– система объяснения взглядов, идей, в которой осознается и оценивается отношение людей к действительности и друг к другу, характеризующая какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.   ► Элитарная культура – культура особого слоя общества (элиты), наиболее способного к духовной деятельности, одаренного высокими нравственными и эстетическими задатками.  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ▲ Век ХХ – анфас и профиль: Размышления о столетии, ставшем историей. – М.: Новый век, 2001. ▲ Пелипенко А.А. Цивилизьяна // Человек. – 2008. – № 6. ▲ Безансон Ален. Бедствие века: Коммунизм, нацизм и уникальность катастрофы. – М.: МИК, 2001. ▲ Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера (любое издание). ▲ Римский клуб. Декларации. Миссия // Вопросы философии. – 1995. – № 3. ▲ Фромм Э. Иметь или быть (любое издание). ▲ Эйнштейн А. Религия и наука / А.Эйнштейн // Альберт Эйнштейн. Собр. науч. тр. Т. 4. – М.: Наука, 1967. – С. 126–128. ▲ Массовая культура: учеб. пособие для вузов / Акопян К.З. [и др.]. – М.: Альфа-М, 2004. ▲ Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире.- М.: Аспект Пресс, 2004. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:   ◙ На чем основываются ценности массовой культуры? ◙ Назовите главное преимущество модели общественного развития, обращенной к человеку, в сравнении с моделью технократической. ◙ Охарактеризуйте составляющие духов-ного мира человека. Как возможно их совершенствование?

Современность (XXI в.)_______________________________





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...