Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Субкультуры, сформированные под влиянием западной молодежной моды



Экологисты. Эту субкультуру формируют наиболее культурная и информированная молодежь. Испытывают опасение относительно загрязнения окружающей среды около четверти опрошенных. Таким образом, экологически ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Акции российского "Гринписа", например, в большей мере демонстративны, чем эффективны. Некоторые молодежные объединения в своих официальных материалах демонстрируют четкую ориентацию на экологическую проблематику, но в действительности не она состав­ляет основу группообразования. В подобных случаях очевидно использование популярных субкультурных образов для имиджа организованных структур.

Байкеры, мотоциклисты. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они - слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для "среднего класса") и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители опреде­ленного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не спо­собны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Определенная часть молодежи придерживаются особого стиля жизни. Они обычно сами создают свои мотоцикл: покупают очень дешево старый (обычно в деревне), дополняют его деталями выброшенных на свалку мото­циклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с ориги­нальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем продаваемый в магазине. Некоторые мотоциклисты переоборудуют под мастерские свои команты в квартирах, и мотоцикл занимает основное место в таких комна­тах. Атмосфера в период сборки - рабочая и спокойная, работу не завершают попойки. Образец дизайна, а частью и технической конструкции мотоцикла берется из западных журналов. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут, не нарушая правил, вместе. Они не ставят никаких особых целей путешествия - "просто едут". Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной собственной руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни.

Рейверы. "Рейв" (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения". Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее – образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образ­цов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимст­вуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера – ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реали­зуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музы­кального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

Хип-хоп культура. Среди множества других субкультурных форм, основанных на музы­кальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук). Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки, на российской почве этот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной частью в субкультурное полистилистическос образование, получившее название хип-хоп культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейкданс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный футбол) и т.д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с "молодежью улицы", хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне.

Анализ информации о рейверах, рэперах и других молодежных сообществах, основанных на заимствованных стилях жизни, показывает, что в своей сущности такие сообщества (с их корпоративными правилами и образцами поведения, одежды, музыкальных вкусов) - лишь трамплин в институционализироваиное общество. Они в этом смысле являются некоторым достраиванием социальной реальности для смягчения напряженности при вхождении в общественные структуры.

Романтические субкультуры. В выделении этого признака ряда молодежных субкультур важна не столько мотивация соответствующих действий, сколько выявление фактора, внешнего по отношению к конкретным субкультурным про­явлениям. Как и криминализация общества, и западные влияния, романтическая компенса­ция может быть рассмотрена в данном аспекте. Она выражает особенности и данного времени, и общего для молодежи (в модели европейской цивилизации) стремления к обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла жизни.

"Тяга к опасному" реализуется в различных формах молодежных сообществ и не обязательно имеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными образованиями стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта. Некоторые сооб­щества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общест­венных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях.

Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры - исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сооб­ществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Здесь есть параллели с профессиональной деятельностью спелеологов, но в неменьшей степени, как представляется, - с герильей (без политических мотивов, а лишь по самоощущению участников), военной разведкой (нередка военная форма исполь­зуется как идентификационный знак), приключениями в стиле Индианы Джонса.

Если в начале 90-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения дчггеров (обычно - не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не стремятся к расширению этого состава. Тяги к афишированию своей деятельности диггеры, как пра­вило, не обнаруживают. Лишь в некоторых группах есть представители средств массовой информации.

Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты. Очевидна их связь с иностранным источником - образами книг Джона Роуэли Толкиена "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион", сюжеты которых были поло­жены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом. Идеи и образы Толкиена скорее стали материалом для конструирования реальности толкинистами, чем законченными социокультурными моделями.

Начало движения относится примерно к 1992 году. На места сбора толкинисты приходили экзотически одетые и с самодельным оружием. При встрече все общались и вели себя соответственно героям Толкиена. Ролевые игры – основная форма общения в этой среде. В дальнейшем в ролевые игры стали внедряться мистические идеи, что связано с увлечением некоторой частью участников ролевых игр книгами Н. Перумова, М. Семеновой, А. Сапковского и других российских пропагандистов оккультизма и неоязычества.

Проблема общения – одна из актуальных для молодежи, и ролевые игры оказываются важным средством технологической подготовки к более эффективному общению в молодежной среде. Проблема идеала накладывается на проблему общения в аномичном обществе, и фантазии Толкиена оказались большей реальностью, чем мир российской социальной действительности.

Воспроизводство субкультур советского прошлого. Перенос в молодежную среду моделей поведения и организации жизненного пространства из советской эпохи носит субкультурный характер главным образом в крупных городах. Следы такого переноса обнаруживаются в организациях, сохраняющих связь с пионерией, комсомолом, компартией в их прошлых формах. Таким образом, изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи.

Молодежные субкультуры формируют собственное мировоззрение, оппозиционное (но не обязательно враждебное) мировоззрению старших социальных групп. Для субкультур характеры своеобразные манеры поведения, стиль одежды, формы поведения досуга. По форме молодежные субкультуры более ярче и необычнее, чем культура взрослых, имеют свой язык (жаргон и сленг), музыку, моду, мораль. Особенности российских субкультур объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, воображения молодежи, с другой – социальной и экономической неустойчивостью, аномийностью общества. Вхождение в мир господствующей культуры, приобщение к культурным стандартам – процесс сложный и противоречивый, постоянно наталкивающийся на психологические и иные трудности. Это порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

Вопросы к теме

1. В чем заключается специфика положения молодежи на рынке труда?

2. Какова мотивация труда молодежи?

3. С какими трудностями сталкивается молодежь на рынке труда?

4. Расскажите об особенностях ценностного сознания российской молодежи.

5. Какие типы молодежных субкультур можно выделить в современном российском обществе?





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1128 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...