Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Бытие – философская категория, обозначающая наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании.
Небытие – категория онтологии, означающая отрицание, отсутствие бытия вообще. Небытие (ничто) противостоит многообразию нечто, сущему, бытию.
Трактовки бытия и небытия (ничто):
-) отсутствие небытия как противоположность бытию, «есть – бытие, а ничто – не есть» (Парменид);
-) как пустота (небытие), наряду с бытием (атомами) – необходимые условия существования мира (Демокрит);
-) сотворение мира Богом из ничего, где ничто – полнота негации и привации, чистое несуществование, лишенное любых собственных свойств (иудаизм, христианство);
-) переход бытия в небытие, в нирвану – которая трактуется апофатически (не совпадает ни с бытием, ни с небытием) (веданта, буддизм);
-) небытие как материя – чистая возможность, пассивность и зависимость от идеального (бытийного) мира, это есть неистинно сущее, ничто (Платон, Плотин);
-) бытие превращается в ничто, а их синтезом является становление (Гегель);
-) небытие и бытие – псевдоидеи, концепты, которые входят в разряд обесценившихся ценностей и они должны быть отброшены (Ницше);
-) небытие есть псевдоидея, призрак, не более как слово, так как принципиально невозможно представить либо помыслить ничто как уничтожение всего бытия (А. Бергсон);
-) небытие – важнейший феномен экзистенциального переживания человека, обнаруживаемый благодаря страху. «Тревога небытия» может быть преодолена через мужество, которое даёт вера (П. Тиллих);
-) ничто инородно бытию и является сознанием, формой выражения свободы, так как сознание способно образовывать отрицательные суждения, «выделять Ничто», то есть, дистанцироваться, высвобождаться из монолитности бытия (Ж.П. Сартр);
-) опыт ничто – единственный путь к обретению человеком смысла собственного существования, а соотношение бытия и небытия есть основной вопрос метафизики – «почему вообще существует сущее, а не ничто?» (М. Хайдеггер).
Причина и следствие
Философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием порождает другое явление (следствие).
Трактовки оснований и типов причинности:
-) область причин совпадает со сферой идей, порождающей чувственные вещи (Платон).
-) Причины – устанавливают «начала» субстанции –
--) формальная причина – «что есть это?» (сущность вещи) – (■ душа человека);
--) материальная – «из чего состоит?»(субстрат вещи) – (■ тело человека);
--) действующая – «как это возникло?» (источник движения, «творящее начало») – (■ родители человека);
--) финальная (целевая) – «для чего это?» (цель развития человека) (Аристотель).
-) Причина существует лишь как действующая, механистически трактуемая причина – природа должна быть объяснена из самой себя (понятие цели подразумевает внешний по отношению к ней замысел) (Ньютон, Бэкон, Гольбах, Гельвеций, Ламетри).
-) Характеристики причинно-следственной связи – необходимость (полная детерминированность следствия причинами) и всеобщность (ни одно явление в мире не может произойти без соответствующей причины) (Лаплас).
-) Каузальность как необходимое отношение объективного порождения причиной следствия не обнаруживается в опыте. Ожидание привычных последовательностей событий есть свойство человеческого ума, переносимое на природу. При этом человеческому представлению о причинности в реальности соответствует лишь регулярная последовательность сходных событий. Причинность есть лишь связь между идеями, выражаемая принципом ассоциации, когда одна идея вызывает другую с помощью качеств:
--) сходства – портрет вызывает представление о человеке;
--) смежности во времени или пространстве – комната порождает представление о здании в целом;
--) причины и действия – идея огня приводит к идее дыма и тепла (Юм);
-) причина и следствие есть априорные формы рассудка, которые увязывают данные опыта общностью причинно-следственных связей, распространяемым только на мир явлений, в то время как умопостигаемая сфера, обусловленная разумом (человеческое поведение), не подпадает под юрисдикцию рассудка (Кант).
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 519 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!