Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мари Франсуа Пьера Мен де Бирана



Генезис самосознания предусматривает, что «Я» не может быть выведено из пассивных ощущений. Мыслящее индивидуальное «Я» является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий. Активность «Я» проявляется в волевом усилии при столкновении с «Не-Я». Это «движущее волевое ощущение» на определенной стадии развития органической жизни берет на себя управление нашим телом, превращая чисто рефлексивные действия в автономную двигательную способность.

Четыре системы в человеке:

--) аффективная, общая у человека с животными и предшествующая возникновению сознания;

--) сенситивная (пробуждение «Я» и его усилий);

--) перцептивная – сосредоточение усилий и внимания на каком-либо одном предмете, позволяющая познать те или иные вещи, задает иные правила поведения человека, нежели инстинкты;

--) рефлексивная – «Я» абстрагируется от всех случайных элементов, созерцает себя во всей чистоте, овладевает моральной свободой и ищет счастье в высших сферах разума.

Три рода жизни в человеке:

--) животная (чувственность);

--) человеческая (воля);

--) божественная (любовь).

Свободное воление, выступающее основанием чувства «Я», оказывается «первым условием самопознания и, как следствие, всякого другого познания», т.е. волевое усилие есть искомый первоначальный факт.

Исходный пункт познавательного процесса

--) не врожденные идеи, так как они проистекают из субстанциальной природы души, а душа непознаваема и всё знание о ней ограничивается лишь модусами её проявления;

-) не ощущение, так как оно, не соединённое с чувством «Я», не породит никакого знания (■ безличная статуя, воспринимающая запах, не осознает даже своего отличия от ощущаемого запаха, т.к. лишена чувства собственной индивидуальности).

В основе познания мира лежит первоначальный факт сознания как:

--) сущностное начальное условие внешних восприятий;

--) свободное волевое усилие человека – причина внешних движений тела, где «Я» отождествляется с этой действующей силой;

--) внутреннее чувство есть непосредственное знание того, что присутствует в сознании;

--) первое условие самопознания и всякого другого знания.

-) Философия эклектизма Виктора Кузена

Философия должна строиться на основе психологии, поднимаясь до онтологии, утверждающей тождество бытия и мышления. Идея тождества личности с волей, критерий истины – в абсолютном разуме, получаемом индивидом от высшего Бытия. Учение о нравственности основано на понятии свободы, существо которой связывается с долгом, а ее основание коренится в бессмертии души. Философия и религия рассматриваются в качестве «двух бессмертных сестер», что позволяет соединить все истины, разбросанные в различных системах (сенсуализм, идеализм, скептицизм и мистицизм). Это породило понятие «эклектизм» как «ядро философии будущего».

Метод анализа – отбор идей по степени их соответствия действительным фактам с опорой на наблюдение и эксперимент:

--) метод индукции на основе здравого смысла указывает на непосредственную реальность личности, природы и Бога;

--) наблюдение путём обращения к фактам сознания, которые непосредственны и обладают наибольшей очевидностью, что приводит к понятию внутренний опыт как отправной точки философии.

Разделы «научной» философии:

--) психология (равна гносеологии) – три класса фактов сознания (соответствует человеческим способностям):

---) ощущения (чувственность) – исходный элемент;

---) воления (воля) – чувство индивидуальности;

---) понятия (разум) – безличен, владеет всеобщими и необходимыми истинами, весь мир идет от разума;

--) онтология – феномены сознания быстро меняются, вместе с тем, изменения имеют внешнюю, независимую от воли причину. Несомненно существование внешнего мира с различными физическими силами, которые нематериальны и духовны, следовательно, мир конституируются духом (■ физика с ее законами и силами – глубоко спиритуалистична). При этом цепь внешних причин не уходит в бесконечность, а имеет последнюю, высшую причину – Бога (космологическое доказательство бытия Бога).

Три ряда субстанций:

---) сотворенные индивидуальные души;

---) нематериальные силы природы (безличные духовные «монады»);

---) несотворенный вечный дух (Бог) – личный Бог христианской религии.

--) эстетика;

--) мораль – Бог как прообраз красоты и последнее основание моральной истины.

-) Философия волевой активности Феликса Равессона

Признание существования нематериальной реальности в основе чувственного познания. Интроспекция как поиск основы волевой активности:

--) стремление к объекту воления (соответствует благу субъекта);

--) единство субъекта и объекта воления;

--) волевая активность – деятельность, реализующая все степени любви, где любовь – последнее основание волевой активности и субстанциальная сущность души.

Привычка – связь между душой и внешним миром, она возвышает человека от природной спонтанности к свободе и приводит к осознанию родства человека и внешнего мира. Активность природы проявляется в деятельности духовного начала.

Идея Бога в сознании указывает на реальное существование Бога (онтологическое доказательство бытия Бога), которое гарантирует человеку индивидуальное бессмертие.

-) Идея личного абсолюта Иммануила Германа Фихте

Концепция метафизической (умозрительной) психологии. На базе анализа психологических фактов обосновывается идея живого, личного Абсолюта через раскрытие двух понятий:

--) личный бессмертный человеческий дух;

--) возможность Божественного откровения (на основе непосредственного действия Духа Божия на дух человеческий).

Душа – конституирующий принцип, строительница тела, она находится над телом, создавая его из отдельных химических элементов и имеет собственные объективные характеристики:

--) будучи качеством, душа имеет количественное выражение в формах создаваемых ею пространства и времени;

--) душа имеет «внутреннее тело» и обладает схожими с материей свойствами.

Доказательство бессмертия души построено на том, что человеческий дух связан с раскрытием «гениуса» (духовность и индивидуальность человека) каждого индивидуума. Человек имеет в себе априорную способность к усвоению идеального содержания, «усвоению оригинальному, самобытному, на котором бы вполне отпечатлевалась его индивидуальная особенность». Бессмертие достигается путём сохранения индивидуальности человека.

Диалектика жизни и смерти выражается в том, что душа независима от смерти, но смерть не есть не противоположность жизни, а её обратная сторона и необходимое условие. Жизнь есть движение, это беспрерывное возобновление, возникновение одного явления и исчезновение другого. Соответственно, душа сама выступает инициатором смерти как обновления и продолжения жизни. Организм человека – видимое выражение души и продукт ее формирующей деятельности. Отношения Абсолюта к миру не заканчиваются актом творения, но продолжаются беспрерывно, вплоть до того, что само происхождение души каждого человека обусловлено определенным божественным актом (идея предсуществования человеческой души).

-) Система конкретного спиритуализма Л.М. Лопатина

Философия спиритуализма строится на трансцендентных непосредственному сознанию допущениях:

--) о реальности нашего собственного «Я»;

--) о реальности чужого одушевления;

--) независимого от нас физического мира;

--) о внутренней связи со всем существующим, независимой от нашей мысли и субъективного сознания;

--) о присутствии в природе универсальных законов.

Основа сущего – непосредственные переживания нашего внутреннего «Я». Дух человека выражает в себе внутреннюю реальность остального мира. Человеческая свобода определяет собой творческий характер всех мировых процессов. Начало мира – творческий разум, производящий свободные субстанции (силы), каждая из них – «деятельная основа собственных проявлений», имманентное своим явлениям сверхвременное бытие.

Субстанциальное единство сознающего «Я», субъективные ощущения и представления, т.е. различные изменения психической сферы, хотя и вызванные воздействием материальных предметов – есть условие возможности опыта. Мысль и сознание – это основная и первая реальность. Личность возвышается и связывает безличные состояния с помощью души как производящей причины.

Спиритуализм – признает реальную духовность существующего, начало и основа вещей есть сила духовная в себе, внутренне живая и действенная до всякого воплощения в жизни природы и человечества. Вещи внутри себя духовны, т.к. ничего нет, кроме духа. Мир существует только в изображении в психических состояниях человека. Мы воспринимаем не самые физические явления, а их психические знаки в наших ощущениях. Материальная же субстанция не воспринимается прямо, она является лишь нашим предположением.

-) Панпсихизм А.А. Козлова

Концепция «панпсихизма» исходит из того, что существовать – значит быть субстанцией (независимой от пространства, времени и причинности). Таковой субстанцией является человеческая субъективность, соответствующая самосознанию как первоначальной очевидности.

Активность человека имеет источником

-) внутренние переживания духа;

-) перенесение внутренних переживаний за пределы субъективного мира, что приводит к созданию образов внешних вещей и процессов.

Мир есть проекция вовне актов сознания, это множество индивидуальных субстанций с присущими им активностью и взаимосвязями (посредством высшей субстанции – Бога). Постигнуть сущность этих субстанций возможно лишь при погружении в изучение собственного «Я». Свобода воли и сознания – определяющее свойство субстанций. Соответственно, пространство, время, материя, причинность – «идеальные иллюзии», создания «мыслящей деятельности человека».





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...