Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Новое время охватывает период с конца XVI века до середины XIX в. – от Ф. Бэкона до Гегеля. В течение этого периода философия эмансипируется от религиозного контроля и в ней начинают доминировать светские концепции, опирающиеся не на церковные догмы, а на человеческий разум, опыт и эксперимент. В узком смысле философия Нового времени – это философия XVII века. Во времена античности видели цель знания в удовольствии, приносимом удовлетворенной любознательностью, Новое время видит в знании силу и источник будущего могущества человечества.
Главные факторы, обеспечившие возвышение разума:
1) кризис Возрождения с его художественно-практической направленностью;
2) распространение и упрочение протестантизма, ориентированного на целенаправленную рациональную деятельность;
3) успехи естествознания, механики и математики;
4) подъем товарного производства, становление индустриального общества.
Применительно к философии XVII века различаются три понимания рационализма.
Первое, как философско-мировоззренческий рационализм, глубокую веру в силу и могущество человеческого разума.
Второе, как гносеологический рационализм, веру в познаваемость мира, его ясность и доступность нашим органам чувств, в противовес агностицизму.
В-третьих, термин рационализм понимаетсяв узком смысле, как абсолютизация одной из ступеней познания – рациональной, или логической ступени. Он противостоит эмпиризму, абсолютизирующему другую обязательную ступень познания – чувственное или опытное, индуктивное познание.
Сторонники эмпиризма – английские философы Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк – исходили из формулы «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»; рационалисты – философы Рене Декарт, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц – добавляли «кроме самого разума» (Г. Лейбниц).
В двух первых широких значениях рационалистами и оптимистами были все философы XVII века, кроме Блеза Паскаля.
Рационализм в широком смысле опирается на деизм, то есть, допускает идею бога. В этическом отношении бог рассматривается как высшее существо, гарант справедливости, надежда на спасение. В метафизическом плане бог выступает как мастер, который сконструировал механизм Вселенной и привел его в движение; дальнейшее вмешательство Бога в земные дела сведено к минимуму.
Идеал человека – это образ ученого, теоретика и практика, способного преобразовать мир, опираясь на методы научного познания, поэтому наиболее высокий статус в XVII веке получила гносеология. В качестве главной задачи философии выдвигается разработка и обоснование общих методов правильного мышления, распространение их на все области знания. В частности, язык понимается рационалистически, как инструмент внешнего выражения мысли. Художественно-практическая парадигма культуры Ренессанса меняется на научно-практическую парадигму Нового времени.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник английского материализма, индуктивного эмпиризма и всей современной экспериментальной науки.
Бэкон был младшим сыном лорда Николаса Бэкона, хранителя Большой печати, первого министра королевы Елизаветы (1558-1603). После смерти отца в 1579 году Фрэнсис как младший сын не получил из наследства ничего, дядя тоже не стал ему помогать, и ему пришлось пробивать себе дорогу своим трудом. Он окончил Кембриджский университет и в возрасте двадцати трех лет стал членом палаты общин английского парламента, где выступал противником Елизаветы по ряду вопросов. В 1591 году он стал советником графа Эссекса (Роберта Деверё), фаворита Елизаветы. Но граф Эссекс впал в немилость к королеве после неудачных боевых действий во время войны в Ирландии в 1599 году, предпринял попытку государственного переворота в пользу короля Шотландии Якова VI, сына Марии Стюарт, казненной в 1587 году по решению Елизаветы. Граф Эссекс был обвинен в измене и казнен в 1601 году. При этом Елизавета заставила Бэкона участвовать в обвинении его друга.
Тем не менее, когда Яков Стюарт в 1603 году взошел на престол и стал королем Англии Яковом I, началось восхождение Бэкона по карьерной лестнице: уже при коронации он получил звание рыцаря, в 1607 году он стал генеральным адвокатом, через шесть лет – генеральным прокурором, еще через четыре года – лордом-хранителем Большой печати, лордом-канцлером и правителем Англии в отсутствие короля. В 1618 году Бэкон получил титул барона Веруламского, а спустя три года – виконта Сент-Альбанского.
Спустя несколько дней после того, как новый виконт в 1621 году отпраздновал свое шестидесятилетие, собрался парламент для рассмотрения возбужденного против Бэкона процесса по обвинению его в крупном взяточничестве. Его отдали под суд, который установил, что в 28 случаях факты взяточничества доказаны. Бэкон согласился, что обвинение правильно, указав лишь на то, что эти подарки никогда не влияли на его решения. В то время почти каждый судья принимал подношения, причем обычно от обеих сторон, добродетель судьи заключалась именно в том, чтобы не учитывать факт подарка при принятии решения. По приговору суда Бэкон был посажен в Тауэр, и на него был наложен штраф в 40000 фунтов. Правда, штраф взыскивать не стали, и через четыре дня освободили, а в 1624 году вообще простили, назначили пенсию и место в парламенте. Но возвращаться к политической карьере он не стал, и остаток своих дней посвятил занятиям наукой и философией.
Во время одного из опытов, когда Бэкон хотел проверить, можно ли предотвратить гниение курицы, если набить её снегом и льдом, но он простудился и вскоре скончался. Опыт, как он писал, превосходно удался.
С середины XIX века появилось много книг, в которых всерьёз доказывалось, что Бэкон и Шекспир – одно и то же лицо. Кроме того, приводились доводы в пользу того мнения, что Бэкон был сыном королевы Елизаветы от ее морганатического брака. Зашифрованные указания на эти факты исследователи находили в сочинениях Бэкона и в сонетах Шекспира. И поныне вопрос о сравнении творческого кредо и мировоззрения Бэкона и Шекспира – далеко не праздный.[108]
Бэкона называют последним мыслителем эпохи Возрождения и одним из зачинателей философии Нового времени, эпохи капитализма. Близость Бэкона эпохе Возрождения выражается в его красочном изложении идей. В его теории сочетаются новаторский индуктивно-эмпирический подход и старая, но по-новому зазвучавшая мифологическая символика.
Для Бэкона структура философского знания, согласно требованиям его времени, включала важнейшие элементы – онтологию (учение о бытии) методологию (теорию познания) и социальную философию с этикой (учение об обществе и морали). В целом XVII век был веком методологий и великих классификаций, чему немало послужила творческая деятельность Ф. Бэкона.
Его основные философские сочинения – «Новый Органон», «О достоинстве и приумножении наук», «О мудрости древних», технократическая утопия «Новая Атлантида».
Он радикально меняет взгляд на философию, которую рассматривает не как созерцание мира, а как науку о реальном мире, опирающуюся на опытное познание. Для него чувственный опыт – основа познания, главный источник и критерий истинности. Опыты или научные исследования, Бэкон делит на плодоносные, то есть, актуальные, приносящие быстрый эффект, умножающие наши достижения и комфорт, и на светоносные то есть, фундаментальные, общетеоретические.
Все его симпатии на стороне светоносных (фундаментальных)опытов, дающих понимание законов природы. Они приносят истинное знание, не всегда ведущее к немедленной пользе. Для нашей же пользы следует познавать мир таким, каков он есть, а не таким, как подскажет каждому его мышление. Бэкон не ищет чистого знания ради самого знания. По его мнению, философия должна быть теоретическим обоснованием практики светоносных опытов и сама слагаться под диктовку мира.
Познание необходимо начать с очищения сознания от «идолов» – предрассудков и заблуждений ума и чувств, таящихся в механизме самой драматически противоречивой человеческой природы, то есть, в самообольщениях ума, чувственной структуре и сетке межчеловеческих отношений.
Первый вид заблуждений – это «идолы рода», такие присущие всем людям психологические механизмы, как легковерие и консервативность, вера в свою непогрешимость, косность и обман чувств, которые возникают в процессе познания при взаимодействии ощущений, эмоций и рассудка.
Второй вид заблуждений – это «идолы пещеры», это заблуждения, и отклонения, свойственные разным индивидуумам и возникают не только от природы, но и от воспитания, отличаясь огромным разнообразием. Термин «пещера» взят у Платона, он обозначает сознание человека, уподобленное неровной стене пещеры, на которой возникают тусклые отблески происходящих вне ее событий.
Третий вид заблуждений – это «идолы рынка», которые порождаются особенностями социальной жизни человека и связаны с дезориентирующим воздействием словесной путаницы, двусмысленностью терминов, особенно это относится к схоластике и к ученым людям, пытающимся, подобно торговкам и демагогам, достигнуть своих целей с помощью дешевого красноречия. Следует разобраться в значениях употребляемых слов и отбросить те, у которых отсутствует точный и истинный смысл, то есть, преодолеть лингвистическое отчуждение.
Четвертый вид заблуждений – это «идолы театра» связаны с искажающим воздействием ложных теорий и философских учений. Слепое преклонение перед установленными и признанными авторитетами, которые подобно актерам в театре, подчинила себе умы слушателей, что мешает открытию истины. К числу мнимых авторитетов Бэкон относит Пифагора, Платона и Аристотеля. Заслонив глаза, как катаракты, они продолжают плодиться, и, возможно, в будущем их появится гораздо больше, чем теперь. Это предвидение Бэкона сбылось.
В процессе познания важную роль играет выбор правильного метода. Существуют три пути познания.
«Путь паука» – выведение истин из чистого сознания при полном пренебрежении фактами. Им грешат Аристотель, схоласты и спекулятивные рационалисты.
«Путь муравья» – узкий эмпиризм, неумение обобщать собранные факты, отсутствие теории.
«Путь пчелы» – единственно правильный и соединяет в себе достоинства и лишен недостатков первых двух «путей». Это путь непрерывного и постепенного подъема от ощущений к наиболее общим аксиомам, от эмпирии к теории. Боязнь этого подъема толкает на «путь муравья», а поспешность при восхождении уводит на «путь паука». Следует применять силу мышления не для построения фантастических гипотез, а для истолкования данных ощущений, для их последовательной переработки, подобно тому, как пчела перерабатывает нектар растений в мед.
Принципиально важным для укрепления положения философии и усиления ее позиций в обществе стал предложенный Бэконом индуктивный метод познания, суть которого заключалась в постепенном обобщении фактов, наблюдаемых с помощью опыта. Индуктивный метод включал в себя обязательное использование человеческого разума при анализе эмпирических фактов. Бэкон был сторонником «двойственности истины». Он не отрицал божественную истину, то есть истину о Боге. Но он утверждал за философией право на свою истину, а это поднимало философию на такую высоту, которая была немыслима несколько десятилетий назад.
В работе «О мудрости древних» он интерпретирует древнегреческие мифы с позиций философии Нового времени.
Например, значение философии в жизни общества Ф.Бэкон ассоциирует с песней и судьбой мифического героя Орфея – удивительного, божественного человека, владеющего любой гармонией, умеющего сладостными мелодиями волновать и увлекать всех. Орфей смог умилостивить подземных владык, и они позволили ему увести похищенную безвременной смертью жену с условием, что она будет следовать за ним, а он не оглянется, пока они не выйдут из подземного царства. Когда Орфей был почти у цели, он, движимый любовью, оглянулся, договор был нарушен, и он остался снова без жены.
С той поры Орфей, возненавидел женщин, и удалился в пустынные места дарить сладостную музыку зверям. И те утратили свою природу, забыли о своей звериной сути, и такова была сила его музыки, что даже леса и камни оставляли свои места и располагались вокруг него в чинном порядке.
Но появились пьяные фракийские жены, и дикими хриплыми звуками рогов заглушили музыку Орфея. Сразу звери обрели свою звериную сущность и набросились друг на друга, камни и леса вернулись на свои места, а самого Орфея за неуважение к Вакху растерзали беснующиеся женщины и разбросали части его тела по земле. А Геликон (река, посвященная Музам) в отчаянии и негодовании ушел под землю и уже только в других местах вновь вышел наружу.
Смысл мифа, по мнению Ф.Бэкона, следующий. Музыка Орфея – это содержание философии – прекрасное, мудрое и завораживающее. Судьба Орфея – это судьба философии в обществе. У Орфея есть две песни: одна смягчает подземных богов, другая – увлекает зверей и леса. Первая олицетворяет философию природы с ее благородной задачей – восстановления и укрепления всего преходящего (возврат из царства мертвых). Попытки решить эту задачу обычно кончаются неудачей из-за невозможности ее решить, а также – из-за суетливости, любопытства и нетерпения (не утерпел Орфей, оглянулся на свою жену Евридику).
Тогда приходит очередь второй песни – философии нравственной и социальной. Она обращается к людским сердцам, внушая заботу о гражданских делах, любовь к добродетели, законности, побуждая забыть о необузданных аффектах. Неизбежность личной смерти заставляет людей искать бессмертия в добрых делах и славе. Гражданское содержание философии, будучи усвоенным людьми, способствует установлению гармонии и порядка в обществе (утрате звериной сущности). Философы Нового времени свято верили в могущество разума, представителем которого является философия.
То, что Орфею стала отвратительна мысль о браке, означает несовместимость двух видов бессмертия: великих дел на благо государства и заботы о потомстве, которая отвлекает от великих дел.
Но возвышенные творения мудрости ограничены своим временем. После периода расцвета государства вдруг начинаются волнения и войны: в их грохоте законы умолкают, люди обретают худшие стороны своей природы. В деревнях и городах царит опустошение. Науки и философия оказываются растерзанными, так, что только их обломки можно найти кое-где. Воды Геликона скрываются под землю до времени, чтобы вырваться наружу уже в других местах и у других народов[109].
Хотя мифический Орфей жил в до-гомеровскую эпоху, когда философии еще не было, а господствовала ее предшественница – мифология, этот растерзанный образ очень напоминает сегодняшнюю ситуацию, когда "дикими хриплыми звуками" грубый голос плоти (господство потребительского идеала, помешательство нашего общества на деньгах) совершенно заглушил волшебные звуки Орфея-философии, и никому не нужны разбросанные по старым книгам кусочки его божественного тела. Хочется надеяться, что воды Геликона уже рвутся к поверхности где-то недалеко от нашего дома, и завораживающее содержание философии скоро пробьется и заставит людей задать себе вечные вопросы.
После Бэкона эмпиризм в философии развивали Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Давид Юм (1711-1776).
Джордж Беркли (1685-1753) – представитель субъективного идеализма. Его главные работы: «Трактат о принципах человеческого познания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом». Его тезис: «Существовать, значит быть воспринимаемым», а так как Бог воспринимает все и всегда, то все и существует в его восприятии, а потому и нам ведомо.
Ренэ Декарт (1596-1650) французский философ-дуалист, математик, физик, физиолог, психолог. Его латинизированное имя – Картезий, название его учения – картезианство. Главные философские сочинения – «Рассуждение о методе», «Правила для руководства ума», «Начала философии», «Страсти души».
Духовная атмосфера в Европе этого времени была очень противоречивой. Открытия Коперника, Галилея и Кеплера разбудили умы, но церковная инквизиция ответила кострами – в 1619 году в Тулузе был сожжен священник и ученый, обвиненный в ереси и атеизме, Джулио Чезаре Ванини, в 1621 году – атеист Фонтанье.
Декарт (Des Cartes, Cartesius) родился в дворянской семье на юге Франции в Турени, в городе Ляэ. Его мать умерла от чахотки через несколько дней после родов. С восьми лет Ренэ воспитывался в лучшей иезуитской школе в г. Ляфлеш, где преподавалась схоластика. Уже тогда он отдавал все силы изучению математики и мечтал применить ее к философии. Запутавшись в сомнениях и ошибках, он в 1612 году покинул школу. Затем он занялся медициной и правом, на два года ушел с головой в изучение наук, а в 1618 году записался добровольцем в армию. Он почти не участвовал в сражениях Тридцатилетней войны, отказывался от чинов и жалованья, поэтому у него было много свободного времени, которое он посвящал чтению и раздумьям, находясь почти до обеда в постели. Декарт рассказывает, как однажды поздней осенью 1619 года, сидя в одиночестве в сельском баварском домике, он сформулировал сразу все основные положения своего философского учения, а заодно и принципы сведения физики к геометрии, а геометрии – к алгебре, развиваемой с помощью буквенных обозначений. В 25 лет он покинул армию и вернулся во Францию, где слава о его теоретическом методе стала распространяться и умножать число его врагов, особенно из среды католического духовенства[110].
В 1628 году Декарт уехал в Голландию, где провел два самых плодотворных десятилетия, соблюдая инкогнито, он менял свое местожительство 39 раз. За эти годы он создал аналитическую геометрию, развил учение о преломлении света, внес много нового в механику, физику и психологию, занялся изучением анатомии на трупах животных, написал «Правила для руководства ума», трактат «Мир», методологическое исследование «Рассуждение о методе». Главным философским произведением Декарта, в котором были изложены его онтология и теория познания, была книга «Первоначала философии», изданная в 1644 году. Все эти успехи принесли ему нежелательную известность. Его противники профессора Утрехтского университета приняли постановление, осуждающее его новую философию. Только вмешательство французского посланника спасло Декарта от ареста, изгнания и публичного сожжения его сочинений.
На родине во Франции, куда он ездил трижды, его тоже не ждало ничего хорошего. В 1649 году Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм. В феврале 1650 года он простудился и умер от пневмонии: говорят, что придворный врач, лечивший его, был приятелем утрехтских профессоров, он просто выпустил Декарту кровь.
В 1663 году римский папа внес труды Декарта в список запрещенных для католиков книг, а спустя восемь лет Людовик XIV запретил преподавание картезианства на всей территории Французского королевства.
Декарт является ключевой фигурой в философии Нового времени, основателем рационализма и знаменует собой конец тысячелетней средневековой ночи, великий «сдвиг» или поворот, с которого начинается новая история, новая философия и новая мысль. Притом Декарт был истинным «сыном своего времени».
Декарт создает дуалистичную онтологию. В основе всего сотворенного Богом он видит две субстанции – протяженную (материальную) и мыслящую (духовную). «Под субстанцией, - пишет Декарт в «Первоначалах философии», - мы можем разуметь лишь ту вещь, коя существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи. Однако субстанцией, совершенно не нуждающейся ни в чем другом, может быть только одна, а именно Бог. Таким образом, имя «субстанция» неоднозначно соответствует Богу и его творениям, как на это обычно и указывается в школах; иначе говоря, ни одно из значений этого имени не может отчетливо постигаться как общее для Бога и для его творений».[111]
Каждой субстанции Декарт приписывает атрибут – главное свойство, образующее природу и сущность этой субстанции, причем с этим свойством связаны все остальные. А именно: телу (или материи) присущ главный атрибут – протяженность в длину, ширину и глубину, а уму – мышление. Пространство, по мнению Декарта, материально, поскольку если в нем есть протяжение, значит, есть и субстанция, то, что протяженно. Пространство беспредельно, потому что этот мир, или протяженная материя, составляющая универсум, не имеет никаких границ, ибо, даже помыслив, что они где-либо существуют, мы не только можем вообразить за ними беспредельно протяженные пространства, но и постигаем, что они действительно таковы, какими мы их воображаем.
Земля и небеса, по Декарту, созданы из одной и той же материи, следовательно, нескольких миров быть не может.
Движение Декарт понимает как перемещение или вращение тел относительно друг друга. Для него движение и покой – это два различных модуса то есть, свойства тела. Движение противоположно покою. Движения и покоя без тела, то есть, без материи, нельзя себе представить. При этом первопричина движения – Бог, и он постоянно сохраняет в мире одинаковое количество движения.
Анализируя движение материи, Декарт открывает закон инерции как закон природы.
Декарт выступает против атомистического учения Демокрита, доказывая, что невозможно существование каких-либо атомов, то есть, мельчайших и неделимых частиц тела, потому что сколь бы малыми ни предполагались эти частицы, раз они являются протяженными, они делимы, если не человеком, то Богом, который, как известно, всемогущ. Декарт отвергает также учение Демокрита о делении мира на атомы и пустоту, доказывая, что в природе пустота невозможна, так как пространство материально. Кроме того, Декарт отрицает идею Демокрита о том, что телам присуща тяжесть. Тяжесть есть качество, зависящее от взаимного отношения между несколькими телами.
Бог трактуется с позиций деизма, как несотворенная и независимая мыслящая субстанция, мастер, построивший сложный механизм мира, давший ему мощный толчок или импульс и устранившийся. Декарт выступает против телеологии, потому что считает несостоятельной попытку человека постичь цели, которыми руководствовался Бог при сотворении мира.
Растения, животные, человеческое тело – все это сложные природные механизмы.
Гносеология (теория познания) Декарта рационалистична и антипсихологична. Для Декарта идеалом знания была математика, которая по его убеждению дает абсолютные, полные, вечные и неизменные истины. В XVII веке математика объективно подготавливала изменение всего научного и философского мышления. К тому времени арифметика, алгебра и геометрия в их элементарной форме достигли уже почти нынешнего развития. Галилей и Кеплер заложили основы математической небесной механики. В 1614 году шотландский математик Джон Непер опубликовал свои таблицы логарифмов. Характерной особенностью научного и передового философского мышления XVII века была его связь с практическими запросами мануфактурного производства и с потребностями мореплавания.
Декарт не считает чувственное познание достаточным для постижения истины, объясняя это тем, что тела ощущаемые посредством органов чувств, состоят из частиц, недоступных чувственному восприятию. Он приводит пример с деревом. Мы видим каждый день, как оно растет, но нельзя понять, как оно становится больше, если не помыслить, что к его телу присоединяется некоторое иное тело. Но никто не может воспринять посредством внешних чувств, каковы тельца, поступающие в каждое мгновение в каждую часть растущего дерева. Однако Декарт уверен, что при помощи разума, прибегнув к аналогии, мы сможем сделать ясные научные выводы по этому и подобным ему вопросам.
Он пишет: «В этом отношении мне многое дал пример некоторых тел, созданных человеком: между машинами, сделанными руками мастеров, и различными телами, созданными одной природой, я нашел только ту разницу, что действия механизмов зависят исключительно от устройства различных трубок, пружин или иного рода инструментов, которые, будучи соразмерны руке мастера, всегда настолько велики, что их форму и движения легко увидеть, тогда как, напротив, трубки или пружины, вызывающие действия природных вещей, обычно бывают столь малы, что ускользают от наших чувств. И ведь несомненно, что в механике нет правил, которые не принадлежали бы физике; поэтому все искусственные предметы вместе с тем и предметы естественные. Так, например, часам не менее естественно показывать время с помощью тех или иных колесиков, из которых они состоят, чем дереву приносить плоды. Вот почему, подобно часовщику, который, рассматривая не им сделанные часы, обычно в состоянии по некоторым видимым их частям судить о том, каковы остальные, невидимые для него, так и я, рассматривая действия и ощутимые частицы естественных тел, пытался узнать, каковы причины этих явлений и каковы невидимые частицы».[112]
Доказывая недостоверность показаний наших органов чувств, а значит и чувственного познания, Декарт систематизирует причины наших заблуждений или «темных и смутных» понятий.
Первая и основная причина состоит в предрассудках нашего детства, когда мы считаем свет звезд слишком маленьким, меньше тусклой лампадки, когда не замечаем шарообразности и кругового вращения Земли, считая ее неподвижной и плоской и так далее.
Вторая причина наших заблуждений состоит в том, что мы не можем изгладить из памяти эти предрассудки, хотя понимаем, что многие наши убеждения ложны, и все это служит причиной многих ошибок.
Третья причина состоит в том, что мы утомляемся, когда внимательно рассматриваем то, что непосредственно нам дано в чувствах; отсюда возникает привычка судить об этих вещах не по данному нам восприятию, но на основе предвзятого мнения. Поэтому большинство людей всю свою жизнь воспринимают все вещи лишь смутно.
Четвертая причина: мы закрепляем наши понятия в словах, неточно соответствующих вещам, и потому мысли всех людей вращаются скорее вокруг слов, чем вокруг вещей.
Декарт превозносит здравый смысл, который он называет «естественным светом» человеческого ума, и предлагает свой рационалистический метод, который направлен против догматической самовлюбленности мыслителей, уверенных в непоколебимости того, что они считают истинным. Его метод основан на следующих принципах:
абсолютность истины означает, что она окончательна и не подлежит никаким уточнениям и исправлениям;
она является полной, то есть, не нуждается в дополнениях;
в каждом вопросе истина имеется только одна и, познав ее не частично, а во всей целостности, мы обладаем всем знанием, которое в данном случае возможно;
вечность и неизменность истины означает, ее непреходящий сущностный характер;
всеобщность и обязательность истины выражают ее несомненность и доказанность;
отсюда вытекает, что научные споры между здравомыслящими учеными неправомерны, следует не спорить, а обсуждать.
Истина может быть выведена только из разума, и им же должна быть проверена. При таком понимании истины ее критерием и источником знания не может быть чувственный опыт, поскольку он ненадежен и переменчив. Декарт верит во всесилие всеобщих, безличных дедуктивных логических структур знания и пренебрегает коллективным процессом постижения и приумножения истины. Он убежден, человек «от самого себя» может научиться больше, чем от других.
Согласно Декарту существуют врожденные идеи, или вечные истины, например, такие: бытие, бог, существование, число, длительность, телесность, структурность тел, факты сознания, свободной воли. Кроме того, врожденными он счел некоторые суждения-аксиомы, а именно: «из ничего не бывает ничего», «у ничто не бывает свойств», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «нет атрибута без субстанции», «целое больше своей части», «сомнение есть акт мышления», «всякое протяжение делимо», «линия состоит из точек», «все телесное протяженно», «у шара есть лишь одна поверхность», «два плюс два составляют четыре» и другие. Эти идеи еще смутны, для их прояснения нужен «естественный свет разума», который проявляется у взрослых. В самом разуме заключается высший критерий истинности – очевидность, ясность, отчетливость того, что усматривается интеллектуальной интуицией.
Его знаменитый принцип методологического сомнения: cogito ergo sum – мыслю (сомневаюсь), следовательно, существую. Суть его в следующем. Можно усомниться во всем, но несомненен акт сомнения, который есть акт мысли. Мыслит субъект, то есть бессмертная душа. Сомнение – свидетельство несовершенства мысли, а несовершенство существует только в отношении к совершенству, то есть к Богу, который благой и не может быть обманщиком. Поэтому, заложенные им в душу, врожденные идеи достоверны. И несовершенный человек, найдя верный метод познания, может с помощью разума подчинить себе мир.
В «Рассуждении о методе» Декарт выдвигает четыре основных правила своего метода истинной дедукции:
Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению. Здесь в качестве исходного элемента познания и критерия истинности знания выступает интеллектуальная интуиция, то есть рациональное, а не чувственное созерцание. В качестве средства расчистки почвы для дальнейшего познания интуиция возбуждает состояние сомнения.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 340 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!