Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Высшая цель йоги состоит в достижении освобождения. Патанджали считал, что это возможно только благодаря осознанию отличия нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело, ум (манас) и эмпирическое «я». Для этого необходимо ограничить или подавить их функции, в результате происходит успокоение читты, и «я» может приобрести опыт и самосознание божественного «Я» (пуруши). Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с ее пространственно-временным и причинно-следственным устройством, находится вне зла и страданий, смерти и разрушения.
Таблица 11. Пять основных состояний читты
Состояние ума-читты | Общая характеристика |
Рассеянное, беспокойное | Ум блуждает от одного объекта к другому, читта находится под влиянием гун раджас и тамас, притягивается к чувственным объектам, порождает стремление к могуществу |
Притуплённое | Состояние как во сне, читта находится под влиянием гуны тамас, это ведет к пороку, неведению, сну |
Относительно успокоенное | Читта освобождается от влияния гуны тамас и находится под влиянием гуны раджас, что создает возможность познания и совершения добродетельных поступков |
Сосредоточенное | Ум останавливается на одном объекте — предмете размышления, читта освобождается от влияния гуны раджас и находится под влиянием только гуны саттвы |
Сдержанное | Прекращение всех видов душевной деятельности, читта остается в первоначальном состоянии невозмутимости и спокойствия; это состояние экстаза |
Для достижения освобождения возможны три пути.
Таблица 12. Пути освобождения
Карма-йога | Путь активного действия |
Джняна-йога | Путь познания |
Бхакти-йога | Путь любви к Богу |
Для очищения и просветления читты используются восемь вспомогательных средств, которым соответствуют определенные правила этического поведения (табл. 13).
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 261 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!