Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Присущность — это постоянная, вечно существующая связь двух сущностей, одна из которых пребывает в другой. Эта связь объединяет:
• целое с частями;
• качество и действие с субстанцией;
• всеобщее с особенным.
Так, красный цвет пребывает в розе, движение — в движущемся теле и т.п.
От присущности необходимо отличать такой вид связи вещей, как соединение. Соединение — это временная, случайная связь двух вещей, которые обычно существуют самостоятельно.
Санкхья (Samkhya)
Термин «санкхья» может быть переведен как «число», «перечисление», «расчет».
Санкхья — одна из шести ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Философия санкхья строится как перечисление основных элементов бытия в порядке их становления: от первоначал — ко всему многообразию мира.
Основоположником санкхьи по традиции считается мудрец Капила, живший в VIIв. до н.э.
Основныетруды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правачана-сутра».
Эти работы Капилы, так же как и работы его учеников, до нас не дошли. Древнейшим из сохранившихся является трактат Ишварак-ришны «Санкхья-карика».
Философскиевоззрения. Теория причинности. Философия санкхья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимосвязь материальной причины и ее следствия. Одной из центральных проблем теории причинности, широко обсуждавшейся в древнеиндий-
ской философии, была следующая: пребывает ли следствие в причине еще до того, как оно появляется как таковое?
Представители санкхьи положительно отвечали на этот вопрос. Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как результат реального превращения одного объекта (причины) в другой (следствие). Так, например, творог появляется в результате превращения молока, но это превращение возможно только в силу того, что потенциально творог уже содержался в молоке. Если бы такой взаимосвязи между творогом и молоком не было, то молоко могло бы превратиться в мед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины и т.п.
Признание причинно-следственных зависимостей в мире ведет нас к признанию существования материальной первопричины всех существующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити (материю).
Онтология. В философии санкхья утверждается существование двух исходных видов реальности, т.е. первоначал: пракрити и пуруши.
Пуруша — это идеальное начало, дух, чистое сознание, высшее «Я», он вечен (не сотворим и не уничтожим) и пассивен.
Пракрити — это «не-Я», материальная субстанция, она вечна (не сотворима и не уничтожима), активна, состоит из трех гун: саттва, раджас и тамас (табл. 9).
Таблица 9. Гуны и их свойства
Гуна | Общая характеристика |
Саттва | Лежит в основе всякого удовольствия и является источником всех положительных эмоций |
Раджас | Лежит в основе всякого движения и изменения, источник страдания и всех отрицательных эмоций |
Тамас | Лежит в основе пассивности, источник апатии, тьмы, безразличия, аморфности |
Гуны не могут непосредственно восприниматься человеком, это умопостигаемые сущности, об их существовании мы может судить только благодаря их следствиям — объектам физического мира, для которых характерно преобладание той или иной гуны и которые, соответственно, вызывают в нас радость, страдание или безразличие.
Гуны могут находиться в состоянии как равновесия, так и противоборства. В начальном состоянии пракрити гуны пребывают в равновесии, они переплетены, как пряди в канате.
При соприкосновении пракрити и пуруши начинается волнение в пракрити, нарушается исходное равновесие гун, они обособляются и, соединяясь в разных комбинациях, образуют мир объектов. Первым приходит в движение раджас, являющийся источником всякого движения, благодаря ему начинают вибрировать саттва и тамас.
Первое, что появляется в мире, это махат, или буддхи. Поскольку эта первосущность является зародышем всех будущих объектов, она есть махат, т.е. великое единство. Но одновременно она есть и буддхи, т.е. интеллект, перед которым стоит задача познания бытия и который также стимулирует развитие мира. Его возникновение связано с преобладанием гуны саттвы.
Развитие буддхи приводит к появлению аханкары, главной функцией которой является чувство «Я и мое».
В зависимости от того, какая гуна является преобладающей, имеют место три вида аханкары (табл. 10).
Таблица 10. Гуны и аханкары
Доминирующая гуна | Результат действия аханкары |
Саттва | Рождается пять органов познания: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние; пять органов действия: находящиеся во рту, в руках, в ногах, анусе и половых органах; они выполняют функции, соответственно, речи, хватания, передвижения, очищения и воспроизводства; манас (ум), который является органом и познания, и действия |
Тамас | Рождаются пять тонких элементов, являющихся потенциями звука, осязания, цвета, вкуса и запаха; из этих пяти тонких элементов рождаются пять вещественных элементов: эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля |
Раджас | Порождается энергия, необходимая для превращения аханкары, находящейся в первых двух состояниях, в их продукты (следствия) |
Схема 12. Санкхья: космогония
Освобождение. Человеческое «я» само по себе свободно и бессмертно. Но под влиянием невежества и незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом (манасом). Поэтому, когда страдает, например, тело, нашему «я» кажется, что это страдает оно само. Как только наше «я» осознает свое отличие от «не-я» (т.е. тела, чувств и ума-манаса), оно достигает состояния освобождения, становясь бесстрастным наблюдателем событий мира. Но для этого еще недостаточно просто понять эту истину, необходимо пройти долгий путь воспитания и постоянных размышлений о сути бытия и сущности нашего «я».
Освобождения мы может достичь или оставаясь в этом мире — при жизни, или после смерти тела — в другом мире.
Отношение к Богу. Философия санкхья отвергает веру в Бога, выдвигая при этом следующие аргументы. Во-первых, существование Бога не может быть доказано. Во-вторых, мы можем объяснить возникновение и существование мира, не прибегая к понятию Бога, т.е. оно нам не нужно. Некоторые представители санкхьи все-таки допускали существование Бога, но только как бесстрастного наблюдателя, а не создателя мира.
Йога (Yoga)
Термин «йога» переводится как «соединение», «участие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание». Йога — одно из шести направлений ортодоксальной индийской философии. Важнейшей особенностью йоги является разработка системы специальных приемов для достижения особого духовного состояния, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего «Я» (пуруши — Космического сознания). Этой цели служат как аскетизм, так и медитация (глубокое размышление).
Многие идеи йоги можно обнаружить в древних текстах: в ведах говорится о возможности обретения сверхъестественных способностей благодаря аскетической практике, в ранних упанишадах упоминаются практика йоги и составные части йоги, в Бхагавадгите говорится о трех путях освобождения (карма-йога, джняна-йога и бхакти-йога) и т.д.
Основоположником классической йоги считается великий мудрец Патанджали, живший около IIв. до н.э.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!