Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Век Просвещения



Идеологическим выражением интересов новых классов, совпадавших с направлением общественного прогресса в целом, стало Просвещение — могучее и влиятельное интеллектуальное течение, охватившее большинство европейских стран и давшее основание историкам назвать XVIII в. «веком Просвещения».

Под эпохой Просвещения принято понимать период в истории Европы, хронологически заключенный между буржу­азными революциями в Англии (середина XVII в.) и Франции (конец XVIII в.), характеризующийся становлением, расцветом и кризисом целого комплекса идей, общественных настроений, форм исторического поведения и эстетических пристрастий. Это сложное явление было антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по политической про­грамме, отражая более или менее осознанные идеалы всего

третьего сословия.

Несмотря на различия, просветители исходят из того, что все несчастья и несправедливости происходят от невежества и


только просвещение народа и его правителей может привести

к созданию справедливого общества. Вот почему так высоко ценились знания и разум. Особое внимание уделялось вопросам педагогики и борьбе против мракобесия, суеверий и диктата церкви. Отмеченные особенности в то время обусловили само название эпохи.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Фран­ции в 20-80-х гг. XVIII в. Выдающиеся философы, писатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду про­светителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризи­ровали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в условиях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готовило великую революцию конца века. Именно тогда наиболее отчетливо проявилась необходимость в социальных и политических преобразованиях, зазвучала мысль о том, что общество, как и природа, должно строиться на естественных законах, были сформулированы конкретные политические требования.

Мыслителей и ученых XVIII в. отличало стремление систе­матизировать и углубить знания о природе, перейти от конста­тации зависимости между явлениями природы к установлению количественных соотношений между ними. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В то время в ведущих европейских странах уже были акаде­мии наук, выходили специальные научные издания, органи­зовывались научные экспедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и Д'Аламбера, ярко выразившая тенденцию к подведению общих итогов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира.

Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить теологические пред­ставления о мире научными, хотя и не выходящими за пределы метафизического материализма.

Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др. предприняли попытку разобраться в происхождении и природе


государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собственность» до сих пор не потеряла своей актуальности так же, как и идея народного суверенитета, представительства и прямого народоправства.

Результатом развития естественных и гуманитарных наук, появления критических сочинений просветителей стал рост антиклерикальных настроений и религиозного свободомыслия, сопровождавшийся распространением светских школ и вузов.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 637 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...