Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В середине IX века канонический певческий репертуар стал обогащаться за счет включения секвенций и тропов.
Секвенция – от лат. sequentia – sequor – следовать, идти за. Музыкально-поэтический жанр, возникший в середине IX века (приписывается монаху из Санкт-Галленского монастыря Ноткеру Заике) как расширение оригинальных юбиляций, следующих за Аллилуйей (от древне-еврейского халлейлуйя – хвалите Бога), предваряя чтение Евангелия. Первоначально после исполнения Аллилуйи и последующего стиха – Versus, появились ликующие юбиляции на гласные, затем эти «вокальные каденции» (по выражению Ю. Холопова) стали снабжаться текстом (по принципу силлабической подтекстовки) - prosa ad sequentia. Наибольшее распространение секвенции получили в 12 веке. Среди авторов выделяются Адам из парижского аббатства Сен-Виктор и Фома Аквинский. Постановлением Тридентского собора (16 век) в культовом репертуаре были оставлены только 4 секвенции: пасхальная «Victimae paschall laudes», на праздник Троицы «Veni sancte spiritus», на праздник Тела Господня «Lauda Sion Salvatorem» и секвенция «Dies irae» (в составе Реквиема). Позднее была допущена ещё одна секвенция на праздник Семи скорбей Марии - «Stabat Mater».
В античной риторике термином «троп» обозначали оборот речи. В эпоху Средневековья под тропами понималивставки и дополнения (как тестовые, так и музыкальные), составленные на основе библии, предназначенные для украшения литургического текста и придания ему большей торжественности. Например, текст “Criste Eleison” – «Христос, помилуй» расширялся до “Criste, rex unice, Patris almi Nate co-aeterne, eleison” – «Христос, единый царь, вечный Сын возлюбленного Отца, помилуй».
Эволюция тропов (появление диалогической формы) привела к образованию литургической драмы – разновидности религиозного представления. Первоначально литургическая драма была частью рождественского или пасхального богослужения. Сюжеты заимствовались из Священного писания. В дальнейшем религиозные представления вышли за пределы церкви, стали исполняться с использованием декораций и костюмов на специально выстроенном помосте (сцене) на площади перед церковью, привлекая как значительное количество исполнителей, так и зрителей.
Традиция исполнения григорианских хоралов потеряна в веках. В 1833 году по заказу Римского папы в бенедиктинском монастыре Солезма начали собирание и изучение григорианского пения. На рубеже XIX и XX веков (начиная с 1893 года) появились первые издания. 22 ноября 1903 года Папа Пий Х объявил римский хорал официальным пением католической церкви.
Солезмскими монахами публиковались два типа сборников: песнопения мессы и напевы оффиция.
· Сборники мессы:
1. Graduale Romanum – все напевы мессы на все дни литургического года.
2. Gregorian Missai – все напевы для воскресной службы.
3. Liber cantuolis – все напевы мессы на все литургические праздники.
· Сборники оффиция (службы суточного цикла – Laudes (утреня), Vesper (вечеря), Completorium (повечерие), службы малых часов - первого, третьего, шестого и девятого, Matutium (ночная служба - три ночных часа):
1. Antiphonole Monasticum – 1934 г., все службы дневных часов.
2. Liber humnarius – григорианские гимны на весь суточный цикл.
3. Psalterium menasticum – псалмы на всю суточную службу.
4. Cantus selecti – григорианский репертуар для литургических праздников.
5. Processionale monasticum – 1893г., песнопения проприума старинных монастырских процессий.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!