Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Речитация



Проприй ← Ординарий →

(Proprium) ---- (Ordinarium) ----

(антифон) ← Introitus (вход)

Kyrie eleison

Gloria

---- Oratio (молитва дня)

---- Epistel (послание)

(респонсорий) ← Graduale

(респонсорий) ← Alleluia

(Tractus)

---- Evangelium

Credo

(антифон) ← Offertorium (дароприношение)

---- Secreta (молитва о дарах)

Praefatio (приготовление)----

Sanctus

Pater noster ----

Agnus Dei

(антифон) ← Communio (причащение)

---- Postcommunio

Ite, missa est

(идите, отпущено)

(Benedicamus) →

Тексты суточных богослужений – Оффиция – также делятся на Ordinarium иProprium. К текстам ординариума в службах оффиция относятся “Te Deum” в Matutium, “Canticum Zachoriae” в Laudes, “Magnificat” в Vesper, “Canticum Simeonis” в Completorium.

Песнопения певческого репертуара, сложившегося в империи Франков в VIII-IX столетиях в период целенаправленной деятельности церковных и светских властей по реорганизации галликанского обряда по римскому образцу, получили название григорианского хорала. Данному репертуару было присвоено имя влиятельного римского папы Григория Великого (ок. 540-604 гг., понтификат 590-604 гг.). Собственно к хоралам этого периода времени он имел опосредованное отношение - каролингские систематизаторы использовали лишь авторитет его имени. Прямых материальных свидетельств певческой практики докаролингской эпохи нет. Однако в целом традицию пения того времени можно представить по описаниям, сохранившимся в различных источниках.

Григорианское пение каролингской эпохи – сугубо одноголосное, исполняемое мужским хором. По своему характеру – сдержанное, возвышенное, отрешенное. Мелодия хорала - плавная, ритмически выровненная, с преобладанием поступенного развертывания, где восходящее движение уравновешивается нисходящим. С точки зрения соотношения текста и музыки, выделяются три стиля распевания текста: силлабический (одному слогу текста соответствует один тон мелодии), невматический (один слог текста распевается на два-три-четыре тона мелодии) и мелизматический (один слог распевается длительное время – более четырех тонов мелодии).

Первыми свидетельствами систематизации певческого репертуара на Западе - каролингской кодификацией хорала - являются тонарий Сен-Рекье и тонарий Меца, датированные концом VIII - началом IX столетий. Они представляют собой певческие сборники, где содержатся начальные тексты песнопений, расположенных согласно восьмиладовой схеме. Письменная фиксация мелодий в них отсутствует. Тем не менее, каролингские тонарии играют важную роль в становлении письменной традиции певческого репертуара на Западе.

Более ранним считается тонарий аббатства Сен-Рекье в Пикардии, появившийся незадолго до 800 года. Schola cantorum возглавлял ученик Алкуина Ангельберт. Предполагают (Мишель Югло), что около 800 года аббатство посетил Карл Великий (еще до коронации) вместе с Алкуином, который, по всей вероятности, и познакомил Ангельберта со своими теоретическими представлениями. Тонарий сохранился не полностью, но в дошедшем до нас фрагменте содержится классификация хоралов мессы с I по V лад. Лады представлены как парные модели (автентический и плагальный) – что отлично от византийской классификации ихосов (сначала 4 прямых, затем 4 плагальных). Помимо этого для каждого лада в тонарии приводятся по 4-5 интроитов, коммунио, офферториев и градуалов, и по 2-4 стиха аллилуйи. Ограниченное количество песнопений свидетельствует о том, что этот тонарий служил образцом примерного упорядочения песнопений, а не справочной книгой для кантора.

Певческая школа Меца является одной из наиболее известных в империи Франков. Она была основана епископом Хродегангом (742-766 гг.), который взяв за основу правила бенедиктинцев, учредил в Меце свое каноническое правило «Regula canonicorum». Расцвет школы в Меце связывают с именем Альдрика (также обучавшегося у Алкуина в дворцовой школе Аахена). По мнению исследователя Вальтера Липпхардта, первоначально над тонарием работал Алкуин, а затем его переработал Альдрик. Теоретическая часть тонария во многом зависима от трактата Алкуина.

В тонарии Меца структура более сложная: она содержит два теоретических трактата; песнопения в тонарии группируются согласно восьмиладовой схеме, по признаку соответствия дефиниций (каденционных формул) и идентификации антифонов по ладовым моделям типа «ноэан»[75]. В трактате отсутствует невменная фиксация.

В дальнейшем, от трактата Меца путь ведет к трактату Аврелиана «Musica disciplina» («Наука музыки») – одному из крупнейших музыкально-теоретических трактатов каролингской эпохи.

Широко известные нам научные представления о ладовой системе хорала с устойчивым описанием восьми октавных рядов принадлежат эпохе после XII века. Однако данная ладовая система сложилась в каролингскую эпоху, хотя и не является плодом теоретического осмысления исключительно западноевропейских теоретиков. Она была заимствована Западом в VIII столетии из Византии. В ее основе - византийский Октоих Иоанна Дамаскина.[76] Этот философ был не только автором целого ряда крупных богословских трактатов. Дамаскин ценился весьма высоко как поэт-гимнолог. Его служба на Пасху (особенно пасхальный канон), каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознеceниe, его осьмигласник («Октоих» — воскресные службы, разделенные на 8 гласов) — превосходные, истинно поэтические произведения. Всех канонов им написано до 64. Еще при жизни песнопения Дамаскина распространились далеко за пределами Греции. За необычайный поэтический дар ему было дано прозвание «Златоструйный». Введение в богослужение песнопений Дамаскина изменило весь строй Восточной церкви. По повелению Карла Великого, Октоих И. Дамаскина был принят к употреблению и в Западной церкви. Впервые сведения о восьми церковных ладах появляются в трактате Флакка Алкуина “De musica”. Эти же идеи разрабатывались и в целом ряде других трактатов каролингской эпохи - “Musica disciplina” Аврелиана из Реоме, “De musica” Хукбальда, анониме “Alea musica”. В них зафиксированы принципы формульного лада с его формообразующими категориями, представлена классификация интервалов – консонанс, диссонанс, установлен октавный характер восходящего звукоряда, разработана нотация.

В эпоху раннего средневековья тип мелодики носил формульный характер. Мелодика хорала с ее постоянным вращением вокруг определенного набора интонаций, словно в зеркале отражала неизменную повторяемость извечных событий Священной истории, обусловленную календарной цикличностью церковного года. Феномен мелодической типизации (формульности) напевов был обусловлен способом бытования хоральных песнопений – устной традицией передачи.

Термин интонационная формула утвердился в медиевистике после публикации книги Т. Бейли (Bailey T. The Intonational Formulas of Western Chant. Toronto, 1974). Выделяются несколько типов формул:

· типовые построения, из которых слагаются напевы песнопений;

· мелодические построения вспомогательной функции («ноэаны», невмы), которые предназначались для облегчения отбора песнопений в службу, для напоминания певцам знакомого комплекса интонаций напева, различения ладов и т.д.

· формулы псалмовых тонов – initium (начальная), mediation (серединная), termination (завершающая).

Самые ранние свидетельства о церковных ладах исследователи связывают с именем Амвросия Медиоланского (340-397гг.). Греки назвали декламирование слов на определенных тонах ήχος - ихос – «оглашающий» [славянский вариант его перевода – глас].

В одном из Византийских трактатов читаем: «Что такое ихос? Ихос – это то, что возбуждено дыханием, выдуто и воспринято многими отголосками, словно колебание инструмента, отраженное посредством панциря или шкуры».

Образованию византийского осмогласия способствовало освоение богатейшего музыкально-теоретического наследия античности. В результате сформировался звукоряд из 5 ступеней – пентахорд – с III ступенью в качестве центрального основного тона. Состав пентахорда: Т + Т + 1/2Т + Т. Самый первый пентахорд – протопентахорд – послужил моделью для создания восьми ихосов и имел два наклонения: восходящее (активное, целеустремленно направленное вверх) и нисходящее (пассивное, опускающееся грузно вниз). Он перестраивался при помощи полутонового сдвига центрального тона. Интервальный состав сохраняется в обоих направлениях.

Восходящий пентахорд – прямой ихос (ήχος, όρθός):





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 570 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...