Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Курс лекций 4 страница



Тесная связь религии с государственной идеологией сообщила новый смысл идее противоборства космоса и хаоса. Боги-демиурги – одновременно и покровители царской власти, городов. Стихийные силы, уничтожаемые ими, одновременно символизируют и отошедший в прошлое первобытный общественный «хаос». Противоборство божественных начал стало предметом героического эпоса. Такие памятники, как аккадский эпос «Энума Элиш», угаритский (Сирия) эпос «О Балу» вошли в «золотой фонд» древней литературы. При этом следует отметить, что «благие», «космические», небесные боги столь же несправедливы и жестоки к людям, как и «хаотические», подземные. Религиозно-морального оправдания этому вовсе не предлагается. Однако «темные» божества воплощают гибельный хаос и смерть. Именно в силу этого, «по природе» они враждебны человеку. Точно также «по природе» человек связан со «светлыми» небесными богами, от которых произошел – и только в силу этого обязан им поклоняться. Само собой подразумевается, что победа хаоса была бы полным уничтожением человечества и человеческого общества.

Переход от варварства к цивилизации характеризовался появлением двух важнейших новшеств в сфере политики и социального устройства. Первое – монархическая власть, выступающая как консолидирующая и организующая сила. Второе – сословное устройство. В качестве высших сословий выступают светская аристократия и духовная знать, жречество. Эти две силы складываются в любом древнем цивилизованном обществе. Родовая аристократия исполняет важнейшую для государства военную функцию, выступая в роли полководцев и дружинников правителя. С другой стороны, она постепенно подчиняет себе общину и сосредотачивает в своих руках общинные земли, становящиеся её экономической опорой.

Неизбежными побочными продуктами складывания цивилизации является также появление бюрократии и «знати богатства», купечества. Чиновничество – общественный слой, неизбежно появляющийся вместе с государственным аппаратом. Сил родовой знати и жречества на покрытие его нужд не хватало, к тому же монархам требовалась безусловно преданная опора в противоборстве с этими силами. Что касается купечества, то оно обосабливается, выделяясь из массы общины богатством, по мере развития городской жизни и товарно-денежных отношений. Все четыре «класса» при этом уравновешивают друг друга во взаимном соперничестве. На балансе в той или иной мере этих социальных групп и строится в конечном счете здание государственности и цивилизованного общества.

Общественный строй древневосточных цивилизаций в раннем марксизме определялся как особый «восточный (азиатский) способ производства». Позднее в марксистской науке развилась концепция, согласно которой это был особый вариант рабовладельческой формации. В рамках теории «большой феодальной формации» древневосточный общественный строй рассматривается как вариант феодализма. Все эти точки зрения имеют право на существование. Действительно, «восточный способ производства» обладал многими чертами, отличающими его от античного рабовладения. При желании можно увидеть в них и черты «феодализма». В то же время есть и сближающие его с рабовладением черты.

Основным источником существования в древневосточных государствах являлась земля, а она находилась в верховной собственности царя. Царь мог жаловать землю аристократам и чиновникам (возводя последних в аристократический ранг), да и любым подданным, а мог и лишать её. Жесткими и неотчуждаемыми правами собственности на землю, помимо царя, обладали только храмы с их могущественным жречеством.

Община сохраняется в древнейших цивилизациях. Однако она находится в зависимости от неограниченной царской власти. Царь, воспринимаемый как бог или полубог, по этому праву является господином своих подданных. Такое состояние воспринимается долгое время как естественный порядок вещей, а не как личная несвобода. На практике зависимость от царя перетекает в зависимость от большого числа посредников – чиновников, аристократов, жрецов. Тем не менее, каждый подданный, независимо от знатности и статуса, считался в первую очередь слугой или даже «рабом» царя.

Степень свободы городской общины, на начальном этапе довольно большая, затем зависела уже от её богатства и силы конкретной царской власти. Чаще всего богатые и влиятельные горожане ориентируются в политике на жрецов, с которыми тесно связаны экономически. Храмы – главные покровители и поставщики торговли. В целом же общественно-политическая роль купечества в «восточных деспотиях» сравнительно мала.

В древневосточных обществах продолжается развитие рабства, зародившегося ещё в поздней первобытности. Рабами изначально становились пленники, иногда преступники. По мере развития товарно-денежных отношений, с возникновением ростовщичества появилось долговое рабство. Это стало основным способом обращения в рабство соплеменников, вызывало массовое недовольство и потому ограничивалось законодательством. Почти все первые законодательные акты издавались с целью решения проблемы должников.

Большая часть рабов была сосредоточена в огромных дворцовых и храмовых хозяйствах. Немалым числом владели и в частном порядке аристократы. Тем не менее, основным производителем при «восточном способе производстве» остаётся лично свободный (не считая зависимости от божественного царя) сельский общинник.

Цивилизация Древнего Египта была создана в конце IV тысячелетия племенами афразийской языковой семьи, осевшими в долине реки Нил. Первоначально сложилось два государства – Верхний Египет на юге и Нижний Египет на севере, в дельте Нила. Они делились на большое число мелких владений- номов. Около 3000 г. произошло объединение обоих царств под единой властью. Во главе Египта встал царь – фараон. Он почитался как земное божество. После смерти, по представлениям древних египтян, он воссоединялся со своими подлинными родичами-богами. Фараоны считались то потомками, то даже воплощениями наиболее чтимых богов – Осириса, его сына воителя Гора и т.д. При всём том в истории Египта нередки гражданские войны и перевороты, приходившие к смене династий. За две с половиной тысячи лет их сменилось около тридцати.

Первые две общеегипетские династии, при которых происходило становление государственности, объединяются в эпоху Раннего Царства. С основанием III династии в XXVIII в. до н.э. начинается история Старого Царства – одного из пиков расцвета древнеегипетской цивилизации. С именами фараонов Древнего Царства – Джосера, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) – связан знаменитый погребальный комплекс у поселка Гиза. Монументальные гробницы- пирамиды (наибольшая – Хеопса) и гигантский Сфинкс, божественный «двойник» Хефрена, – памятники могущества этих царей. Старое Царство впервые вышло за пределы собственно Египта – на юг в Нубию (ныне Судан) и в Восточное Средиземноморье.

В XXIII в. до н.э. Старое Царство рухнуло. Причиной тому были и дворцовые распри, и начавшиеся восстания подданных. Как только власть дискредитировала себя междоусобицами, её авторитет падал. Ко всему добавились хозяйственный кризис и вторжения кочевников с северо-востока. Только к концу XXI в. единство страны было восстановлено, и началась история Среднего Царства. Оно просуществовало недолго и пало в XVIII в. до н.э., распавшись на отдельные номы. Север Египта был завоёван кочевыми племенами гиксосов, вожди которых объявили себя фараонами.

В XVI в. до н.э. правители Верхнего Египта (столица – город Фивы) изгнали гиксосов из страны и основали Новое Царство. Это было время величайшего расцвета Египта. При фараоне Тутмосе III Египет превратился в сильнейшее государство тогдашнего мира. Всё Восточное Средиземноморье, Синай, Нубия платили дань фараонам.

Преобладающим в Египте становится почитание солнечного божества Амона-Ра (Амен-Риу), покровителя Фив. Жречество Амона получает исключительное влияние на государственные дела, а Амон-Ра становится «отцом» для фараоновских династий. Другие божества, покровители отдельных номов, несколько отступают на второй план. Это относилось даже к таким значимым богам, как Осирис, Гор или почитавшийся творцом Вселенной Птах.

В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV предпринял религиозную реформу. Суть ее сводилась к отказу от почитания локальных богов, а затем и самого Амона-Ра. Аменхотеп сменил свое имя на Эхнатон и повелел почитать не прежнего бога солнца в человеческом обличье (иногда с головой барана), а непосредственно солнечный диск – Атон (Йати). Религиозная реформа Аменхотепа не носила характер последовательного введения единобожия, как считали некоторые ученые. Эхнатон не столько отрицал существования иных богов, кроме своего «покровителя» Атона, сколько запрещал им поклоняться. В конечном счете «солнцепоклоннический переворот» потерпел поражение. Второй преемник Эхнатона, Тутанхатон, под давлением жречества восстановил почитание Амона и сменил имя на Тутанхамон. После его ранней смерти «прогневившая Амона» (вернее, его могущественных жрецов) династия пресеклась.

Эти события стали началом кризиса Нового царства, но ещё не его концом. Фараон Рамсес II в XIII в. до н.э. закрепил статус Египта как мировой державы победой в ожесточённой войне с малоазийскими хеттами. Только после его смерти начинается постепенный упадок. Египет подвергается многочисленным вторжениям «варваров», теряет данников и, наконец, распадается вновь. Позднее Царство (XI – VI вв. до н.э.) не раз теряло независимость из-за чужеземных завоеваний. В конечном счёте, с ним покончили персы.

В отличие от Египта, где отдельные номы всё же объединились в единое государство изначально, в Месопотамии этого не произошло. На протяжении XXX – XXIV вв. здесь продолжало существовать большое количество шумерских городов-государств. Происхождение самих шумеров неясно. Высказывались предположения об их родстве с «сино-кавказцами». По преданию, шумеры прибыли в Месопотамию по морю, с острова Дильмун. Но поскольку сама «сино-кавказская» семья и ее состав еще не очень хорошо исследованы, принадлежность к ней шумеров доказанной считать нельзя.

Только в XXIV в. до н.э. страна была объединена под властью Саргона (Шаррукена) из северного города Аккаде. Саргон был семитского происхождения, и начиная с этого времени кочевые семиты всё активнее проникают в Месопотамию. Аккадское царство просуществовало всего два века и распалось. Стремление отдельных городов к независимости оказалось слишком сильно, к тому же в Месопотамию вторгались «варвары» с севера. В XXII – XXI вв. до н.э. в Месопотамии доминировала шумерская династия из города Ур (III династия Ура). После её крушения под ударами «варваров» вновь начался период ра з дробленности. Им воспользовались южные кочевники.

В конце III – начале II тыс. до нашей эры семиты покорили Месопотамию. С этого времени семитское население в Междуречье преобладает. Созданные семитами Вавилонская и Ассирийская державы соединяли их наследие с высокой культурой древнего Шумера. Вавилону удалось подчинить юг Месопотамии, прежние Шумер и Аккад. Ассирия сложилась на северной периферии Аккада, вокруг города Ашшур. Ассирия была сильнейшим государством в правление прославленного завоевателя Шамши-Адада (1815-1781). Затем начался период преобладания Вавилона. Он связан, в первую очередь, с именем царя Хаммурапи (1792-1750), создателя первого в истории правового свода.

Под влиянием аккадско-вавилонской культуры цивилизация зарождается у соседних народов. Афразийские пастушеские племена Восточного Средиземноморья – финикийцы, ханаанеи, жители Сирии, – создают собственные города-государства. Финикийцы со временем превращаются в прославленных мореходов. Они же стали изобретателями алфавита. В Малой Азии образуется индоевропейское Хеттское царство. На территории Юго-Западного Ирана развивалась цивилизация Элама.

Следующая мощная волна семитских кочевых племен (арамеев, ибри и др.) обрушилась на государства Ближнего Востока в XIII – XI вв. Результатом стало появление уже в следующем тысячелетии Новоассирийского, Нововавилонского, Израильского и других новых царств. Это вторжение совпало с натиском «народов моря» – греков и других европейских племён. Одним из эпизодов их вторжения в Малую Азию, сокрушившего Хеттскую державу, стала знаменитая Троянская война (начало XII в. до н.э.). Выходцы с Балкан во множестве осели в Малой Азии, Палестине (племена филистимлян, давшие стране название), на острове Кипр.

Важнейшим фактором в дальнейшем развитии ближневосточных цивилизаций стало наступление века железа. В первые века I тысячелетия железо вытесняет бронзу в большинстве цивилизаций Евразии, в Северной Африке, проникает в «варварские» области лесного севера.

Сырье для изготовления железа – железные руды, залежи которых широко распространены в горных, холмистых лесостепных и лесных областях Евразии. Именно распространенность железа обеспечивала его относительную дешевизну, а значит общедоступность. Металл получали из руды вплоть до XIV в. н. э. сыродутным процессом. Полученное в результате «чистое» железо, однако, по прочности значительно уступало бронзе. Поэтому в странах с развитым бронзовым производством железо одно время использовали лишь на непритязательные украшения.

Поворотное значение для металлургии железа имело открытие возможностей железных сплавов. Самый популярный и высоко ценимый из них – сталь. Сталь является сплавом железа с углеродом и некоторыми другими элементами. Получают ее, как правило, из другого, второго по значимости железо-углеродного сплава – чугуна. Стальные орудия и оружие оказались гораздо прочнее бронзовых и быстро стали цениться выше их.

В первые века I тысячелетия до н. э. важнейшим центром металлургии железа стала Анатолия – центральные области Малой Азии. Анатолийские металлурги снабжали железом и железными сплавами всю Переднюю Азию и многие страны Европы. Однако со временем и в других областях появляются свои «рудные провинции» – центры производства и переработки железа.

Железо нередко добывалось в отдаленных от древнейших центров цивилизации областях. Ни в Египте, ни в Месопотамии крупных его месторождений нет. С открытием железных сплавов сильнейшие державы мира стали еще ожесточеннее бороться за контроль над торговыми путями, над главными центрами металлургии. Железный век стал веком великих империй. Железо манило завоевателей и одновременно содействовало их успехам. Из него изготавливали более надежное оружие, более прочные колесницы и осадные машины. Тот, кто «оседлал» в своих интересах металлургию железа, быстро мог добиться успеха в борьбе со своими противниками.

Первой «мировой» империей стало Новоассирийское царство, объединившее в VIII – VII вв. до н. э. под своей властью большую часть Передней Азии и Египет. Столицей Ассирия теперь являлась Ниневия. В конце VII в. против ассирийцев сложилась мощная коалиция. В неё вошли Вавилон, сильнейшее малоазийское государство Лидия и созданное западноиранскими племенами Мидийское царство. В 612 г. до н.э. союзники разрушили Ниневию и покончили с Ассирийским царством. Месопотамия досталась вавилонянам.

Наряду с названными, в век первых империй удалось выдвинуться ещё нескольким государствам – правда, ненадолго. На Армянском нагорье возникла держава Урарту, пережившая расцвет в IX – VIII вв. до н.э. Она на равных боролась с Ассирией, но была завоёвана в конечном счёте мидянами.

В IX в. до н.э. финикийцы, ставшие к этому времени хозяевами Средиземного моря, основали в Северной Африке город Карфаген. Этот важный опорный пункт в Западном Средиземноморье быстро превратился в центр независимой морской державы. Карфагеняне распространили своё влияние на Сицилию, Сардинию, Корсику, проникли в Испанию. Со временем они завоевали большую часть североафриканского побережья.

В Палестине двенадцати израильским (еврейским) племенам удалось в ожесточённой борьбе сокрушить филистимлян и ханаанеев. В XI в. возникло Израильское царство, распавшееся, правда, уже через век на Израиль и Иудею. С древними евреями связано появление первой в мире системы строгого единобожия – т.н. «ветхозаветной религии». Её священные тексты (еврейская Библия) составляют также Ветхий Завет христианской Библии. Древнейшая часть Писания – Тора (Учение), или Пятикнижие Моисея. Моисей (Моше) был пророком Единого Бога, освободившим евреев из египетского рабства в XIII в. до н.э. Впрочем, окончательное закрепление единобожия как веры всех евреев произошло уже в IV в. до н.э., спустя два века после разгрома их государства Вавилоном.

В VII-VI вв. до н. э. на мировую арену решительно выступают иранские племена. Древние иранцы населяли территорию нынешних Ирана, Афганистана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, частично Пакистана. Их северная ветвь (скифы, саки, сарматы) со временем заняла евразийские степи от Карпат до Алтая. Слово «Иран» происходит от более древнего «арии». Иранцев во II тыс. до н.э. возглавляли священные цари, кави, одновременно являвшиеся жрецами многобожной религии. В конце II – начале I тыс. религия иранцев была реформирована Заратуштрой, основателем зороастризма. Зороастризм довольно близок единобожию, но проповедует существование двух божеств – доброго и злого. Поклоняться и служить, разумеется, надо благому Господу Премудрому, Ахура Мазде.

Первым сильным государством иранцев являлась Мидия, отстоявшая свою независимость от Ассирии и участвовавшая в её разгроме. В VI в. началось возвышение племени персов, населявшего юго-западный Иран и до этого зависимого от мидийцев. Персидский царь Кир (Куруш) II (558-529) из династии Ахеменидов разгромил Мидию и создал первое общеиранское государство. Он захватил Лидию и Вавилон, но пал в бою с восточными кочевниками. Уже после гибели Кира был завоёван Египет. Наивысший расцвет Персии связан с именем царя Дария (Дарайвауша) I (522-486). Он подавил внутренние смуты и ввёл единую систему управления огромной державой. Страну Дарий разделил на полуавтономные, но подчинённые центральной власти провинции – сатрапии. При нём начала чеканиться персидская монета – «дарик».

Персы создали мощнейшее государство тогдашнего мира. Земли персов находились в Азии, Африке и Европе. Их владения простирались от Эгейского моря и Ливийской пустыни до Инда и Памирских гор. Однако могущество персов было призрачно. Персидская держава была непрочна. Покорность сатрапий зависела от царской силы. Оказываясь на новых землях, персы срастались с местной знатью, перенимали местные обычаи, теряя внутреннее единство. С другой стороны, застопорился процесс завоеваний. Уже Дарий потерпел в 512 г. до н.э. поражение от скифов, а в 490 г. до н.э. его полководцев разгромили греки. Именно греко-персидские войны привели к окончательному упадку первой подлинно мировой империи.

Источники

Авеста в русских переводах. СПб., 1998.

Ассиро-вавилонский эпос. СПб., 2007.

Библия (Священные книги Ветхого Завета). Синодальный перевод. М., 2010.

Древнеегипетская Книга мёртвых. М., 2002.

Древний Египет. Сказания. Притчи. М., 2000.

Когда Ану сотворил небо. М., 2000.

Литература Древнего Востока: Иран, Индия, Китай. М., 1984.

Луна, упавшая с неба. М., 1977.

Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956.

О Балу. Угаритские поэтические повествования. М., 1999.

От начала начал. СПб., 1997.

Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

Священные письмена майя. СПб., 2000.

Сказки и повести Древнего Египта. Л., 1979.

Тексты пирамид. СПб., 2000.

Угаритский эпос. М., 1993.

Финикийская мифология. СПб., 1999.

Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1997.

Литература

Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. М., 2003.

Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. М., 2008.

Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2004.

Емельянов В.В. Древний Шумер. СПб., 2003.

Емельянов В.В. Ритуал в древней Месопотамии. СПб., 2003.

Жак Р. Египет великих фараонов. М., 1992.

История Востока. Т. 1. М., 1997.

История Древнего Востока. М., 1999.

История Древнего Востока. Т. 1. Ч. 1 – 2. М., 1983 – 1988; Т. 2. М., 2004.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 2010.

Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. Смоленск, 2001.

Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. СПб., 2001.

Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1992.

Морэ А. Цари и боги Египта. М., 2001.

Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 2000.

Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 2000.

Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана (Зороастризм). СПб., 1998.

Эмери У. Архаический Египет. СПб., 2001.

Тема 4. Индия и Китай в древности

Развитие древних цивилизаций Индии и Китая в принципе напоминало цивилизации Ближнего Востока. Тем не менее, имелись и существенные отличия – в культуре, религии и философии, общественном устройстве, идеологии. При этом отличия между Индией и Китаем были не менее, а местами и более велики, чем между ними и более западными цивилизациями. Их объединение в один исторический регион весьма условно и делается лишь для удобства изложения.

Первые этапы становления индийской культуры неразрывно связаны с наследием протоиндийской цивилизации. Цивилизация долины Инда, существовавшая с середины III по середину II тысячелетия до н. э., была создана племенами дравидов. Дравиды и по сей день населяют преимущественно южную часть Индийского субконтинента. В описываемое же время они являлись его основным населением. Создатели протоиндийской цивилизации жили в крупных городах-государствах, исповедовали матриархальную ещё религию, имели собственную письменность. Они поддерживали связи с Эламом и Шумером. Самоназванием союза дравидских племён в долине Инда было, видимо, Аратта. В современной науке цивилизация часто именуется Хараппской. Хараппа и Мохенджо-Даро – известнейшие из раскопанных археологами протоиндийских городов.

Вопрос о прародине индоевропейцев, предков нынешнего населения Северной Индии, до сих пор является в науке предметом споров. Наиболее разработана теория, помещающая её в Передней Азии (Малая Азия, Северная Месопотамия, Армянское нагорье). Однако есть и иные точки зрения (восточноевропейские степи, Северная Европа). На прародине предки большинства индоевропейских народов жили примерно до середины – второй половины IV тыс. до н. э. Индийские арии (индоарии) принадлежат к арийской (индоиранской) ветви индоевропейцев. Общие предки индоариев и иранцев примерно в первой половине II тыс. до н. э. осели в Восточном Иране и южных областях Средней Азии.

В середине II тыс. до н. э. арии вторглись на полуостров Индостан и завладели долиной Инда. Древняя дравидская цивилизация рухнула. Дравиды были оттеснены на юг или смешались с завоевателями. Но дравидские культура и религия, естественно, оказала глубокое влияние на верования индоариев. В результате смешения индоариев и разноплеменных туземцев появились вратьи – особая религиозно-этническая группа. Вратьи рассматривались ариями как противники их народа и их богов, но говорили на том же языке. Из долины Инда арии двигались вглубь Индостана, вступая в контакт со всё новыми народами. Так, в долине Ганга они встретили население, находившееся в родстве с тибетцами, бирманцами и китайцами.

В эпоху завоевания ариями Северной Индии сложились священные тексты, до сих пор рассматриваемые как основа священного писания индуизма. Эти тексты – веды. Веды долгое время передавались изустно в среде жрецов, но в весьма устойчивой форме. За передачу каждой из вед отвечал особый разряд индоарийского жречества. Всего вед четыре. Первая, наиболее ранняя и авторитетная – «Ригведа». «Ригведа» – «Веда гимнов», собрание молитвенных песнопений, обращенных практически ко всем известным божествам индоарийского пантеона. Создатели гимнов «Ригведы», «мудрецы»- риши, сами стали со временем объектом обожествления и религиозного поклонения. «Ригведа» является главным источником не только по религии и мифологии, но и по истории индоарийских племен второй половины II тыс. до н. э.

Арийское общество делилось на четыре сословия – варны. В европейской литературе варны долго назывались «кастами». Но это – португальская передача позднейшего и несколько иного по значению термина «джати». Три высших варны были традиционными сословиями индоевропейского общества – жрецы (брахманы), воины (кшатрии), скотоводы и земледельцы (вайшьи; позже занялись ремеслом и торговлей). Эти высшие варны именовались «дваждырожденными», поскольку их представители при вступлении во взрослую жизнь проходили инициационный обряд «второго рождения». Не проходили инициацию потомки покоренных племен – шудры. Обязанностью этих «единожды рожденных», влитых в арийское общество и составивших четвертую варну, было служить «дваждырожденным». Со временем разноэтничное происхождение варн забылось и появился миф о происхождении их членов из разных частей тела первочеловека Пуруши, которого боги убили, чтобы из его тела сотворить мир.

Вновь покоряемые ариями племена уже не становились составными частями арийского общества. Вместе с окрестными «варварами» и потомками от незаконных межварновых связей они составили замкнутые, отторгаемые ариями «касты» – джати. Членов этих «каст» часто называли «неприкасаемыми», париями, поскольку само общение с ними считалось нечистым. Они исполняли функции, считавшиеся непотребными для приверженца ведической религии – от игры на «неблагородных» музыкальных инструментов до вывоза праха умерших.

Верховный бог индоарийцев ведического периода – Индра. У индоариев Индра становится Громовержцем, победителем чудовищного Змея. Индра воспринимается как царь богов, покровитель земных царей и их власти. Демоны (дасас, дасью) – противники Индры – сливаются в сознании ведийских риши с историческими врагами ариев. Индра – бог войны, дарующий победу в битве. При этом Индра – своевольное и непостоянное божество. Желающий победить должен приносить ему обильные жертвы, чтобы не быть обойденным соперником.

С приходом ариев вся территория полуострова Индостан возвращается к племенному строю. Как осёдлые, так и полукочевые племена живут в небольших непритязательных поселениях. Письменность исчезает бесследно. Прекращается монументальное строительство. Термин «древнеиндийская цивилизация» применительно к этой эпохе весьма условен. Только к VI – IV вв. до н.э. крупнейшие царские резиденции разрастаются в подлинные города. К концу этого отрезка времени возобновляется монументальное строительство. К этому же времени относятся и первые памятники новой письменности, появившейся на основе западных образцов.

Для всей истории этих «тёмных веков» основным, если не единственным источником, являются сохранённые жреческой традицией священные тексты. Потому об истории религии и культуры мы знаем гораздо больше. Конечно, и в религиозно-философских трактатах встречаются упоминания многих реалий – имена царей, названия государств и городов, сведения о быте и обществе. Но они носят случайный характер. Более связную информацию дают позднейшие эпические сказания. Но и в них, как ещё раньше в «Ригведе», реальность подвергалась мифологическому переосмыслению. Впрочем, например, поэма «Махабхарата» посвящена в основе реальным событиям – войне между арийскими царями Северной Индии VIII в. до н.э.

На основе религиозных памятников VIII – IV вв. до н.э. и позднейших эпическим поэм Индия той поры предстаёт конгломератом мелких племенных «царств». Наиболее сильны и развиты были арийские и полуарийские царства Севера, присвоившие богатое наследие протоиндийской культуры. В них господствовал варновый строй. Возглавлял каждое владение царь – раджа. Большинство раджей принадлежало к двум династиям «полубогов» – Лунной и Солнечной.

Сплачивала арийский Индостан на основе древних обычаев и общих религиозных правил деятельность жреческого сословия брахманов. В этот период брахманы разрабатывают сложную религиозно-философскую систему, которая, помимо прочего, обосновывала их высокий статус. Учение брахманов, брахманизм, позднее легло в основу современного индуизма и рассматривается как этап его становления. Брахманизм представлял собой попытку создания «организованной» религии на основе прежде всего арийской традиции. Сверхъестественные существа четко делятся на божеств (дэвов) и демонов (асуров). Последние предстают как сила не обязательно аморальная, но всегда разрушительная. Оттесняются на религиозную периферию, в область осуждаемых культов человеческие жертвоприношения, оргии, «черная» магия. Наконец, появляется образ мировой души (Атмана), слияние с которым обеспечивает подлинное спасение личной души (атмана).

Носителями сакрального знания и гарантами благоденствия общества предстают в новой религиозной системе исключительно жрецы – брахманы. Брахманы объявляются «лучшими из дваждырожденных», высшей варной, происшедшей из головы творца Брахмы. Долг остальных сословий – одаривать их, покровительствовать им и повиноваться их «советам». Особенно осуждаются попытки царей, принадлежавших преимущественно к воинской варне кшатриев, поставить жречество под свой контроль. Тем более страшным преступлением является покушение на жизнь или свободу брахмана. Брахманы считались также единственным людьми, которым доступен путь подлинного спасения от бренного мира – слияние через строгую аскезу с Абсолютом.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 250 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...